Энштейн не любил этикета, плохо двигался по карьерной лестнице и если быне «случайно» сделанное им открытие, его семья бы голодала
Его эксцентричность терпели только из за его статуса мирового светила.
«Я бы подумал: исти
на куда сильнее меня, и мне бы показалось смешным
донкихотством защищать ее мечом, оседлав Росинанта...»
Немного позже, после изложения общей теории отно
сительности, нам станет яснее, каким колоссальным ин
теллектуальным напряжением были отмечены годы ее
разработки. У всех встречавших Эйнштейна оставалось
впечатление почти непрерывной работы мысли у него, ра
боты не прекращающейся и во время бесед с друзьями,
и в семейном кругу.
Уезжая из Праги, Эйнштейн забыл написать заявле
ние в Вену, и его уход остался неоформленным, что очень
тревожило каких-то чиновников министерства просвеще
ния. Через несколько лет Эйнштейн узнал об их тревогах
и поспешил выполнить все, что требовалось.
он дружил только с добрыми и толератными людьми.
https://fil.wikireading.ru/73802От религии Эйнштейн пе
решел к активному свободомыслию, к активному служе
нию «надличной», но рациональной, реальной идее. Не
посредственным толчком было, как мы видели, чтение
научно-популярных книг.
всеподчиняющим стремлением
стало стремление к познанию объективного, «внелично-
го» и «надличного» мира.
нужно най
ти величины, которые остаются неизменными при любых
системах описания, применяемых при изучении законов
природы.
только со Спинозой Эйнштейна связывало
ощущение какой-то конгениальности.
У Эйнштейна зрительные и моторные
образы первоначальной ассоциативной стадии сменялись
слуховыми представлениями слов, передающих логиче
ские конструкции. На вопрос Адамара о господствующем
типе «внутренних слов» Эйнштейн отвечал:
«Зрительные и моторные. На той ступени, когда пол
ностью вступают слова, они в моем случае чисто слухо
вые. Но они, как уже сказано, включаются только на вто
рой ступени» 3 .
Мы видим, что концепция Эйнштейна направлена как
против априоризма и против представления о чисто ус
ловных математических истинах, так и против прими
тивной идеи тождества геометрических соотношений с
«очевидными» и непреложными физическими соотноше
ниями. Логические конструкции не дают априорных ре
зультатов при познании природы, они нуждаются в со
поставлении с экспериментом и в соответствии с ним
обретают физическую содержательность. Априорной оче
видности не существует. Но и эмпирическая очевид
ность — иллюзия. Геометрические понятия получают все
новое и новое физическое содержание и при этом сами
меняются.
Об указанном парадоксе, овладевшем его мыслями в
шестнадцать лет в Аарау, Эйнштейн говорит:
«Парадокс заключается в следующем. Если бы я стал
двигаться вслед за лучом света со скоростью с (скорость
света в пустоте), то я должен был бы воспринимать та
кой луч света как покоящееся, переменное в пространстве
электромагнитное поле. Но ничего подобного не сущест
вует; это видно как на основании опыта, так и из уравне
ний Максвелла.
он очень энергично обрушился на одну
популярную иллюстрацию конечной скорости света, в ко
торой фигурировало движение быстрее света. Речь идет
о фантастической повести Фламмариона «Люмен».
Герой этой повести Люмен движется со скоростью
400 000 километров в секунду, т. е. на 100 000 километров
в секунду быстрее, чем свет. Догоняя последовательно
световые волны, он встречает те из них, которые вышли
из источника раньше. Поэтому Люмен видит финал бит
вы при Ватерлоо, потом ее начало, а в промежутке —
снаряды влетают в жерла пушек, мертвые поднимаются
и встают в ряды сражающихся и т. д.
В апреле 1920 г. Мошковский рассказал Эйнштейну
о повести Фламмариона. Эйнштейн не жалел резких слов
для характеристики изложенной в ней картины. Мошков
ский защищал Фламмариона и говорил, что дело идет об
условной иллюстрации относительности времени.
Ответ Эйнштейна
Обязанности приват-до
цента можно было совмещать со службой в патентном
бюро, в то же время это открывало Эйнштейну путь к
должности профессора в Цюрихе.
Эйнштейн согласился, хотя и без особого энтузиазма.
Он понимал, что патентное бюро не может стать его жиз
ненным поприщем.
Энштейну нужно было с кем то осбуждать свои идеи и общаться
Идеям Эйнштейна соответствовали не только содержа
ние и стиль лекций, но и манера поведения во время
лекций и в перерывах. «Мы имели право в любой момент
прервать его, если нам что-либо казалось неясным. Вскоре
мы вовсе перестали стесняться и подчас задавали элемен
тарно глупые вопросы. Непринужденности наших отноше
ний способствовало то, что Эйнштейн и на перерывах
оставался с нами. Импульсивный и простой, он брал сту
дента под руку, чтобы в самой дружеской манере обсу
дить неясный вопрос» 3 .
Таннер рассказывает о еженедельном вечернем коллок
виуме по физике. После него Эйнштейн Спрашивал: «Кто
пойдет со мной в кафе „Терраса"?» Там продолжалась
дискуссия, часто переходившая с физических и матема
тических вопросов на самые различные проблемы науки и
жизни. Однажды Эйнштейн поздно вечером, когда в Цю
рихе наступил так называемый «полицейский час» и кафе
было закрыто, увел двух студентов домой, засадил их за
новую статью Планка, потребовал, чтобы они нашли со
держащуюся там ошибку, а сам ушел, чтобы сварить для
них кофе. Когда кофе был готов, ошибка еще не была
найдена. Эйнштейн указал на нее: ошибка была чисто ма
тематической и не колебала физического вывода.