Щелкунчик • Психология и соционика

Щелкунчик

Щелкунчик

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 2:44 am

Щелкунчик

Сказка развивается так: был мальчик, его заколдовали в инструмент для раскалывания орехов, подарили на рождество, и потом — сломали. Заколдовывали его некие мыши во главе с многоглавым королем, а точнее, с королевой Мышильдой. Сломал щелкунчика братик главной героини, подсовывая самые твердые орехи. Потом был некий кульминационный момент: щелкунчика полюбила девочка, а любовь — средство спасительное, и возникла опасность расколдовывания игрушки-инструмента обратно в теплокровного человека, и мыши дали последний бой. Но игрушки выиграли его, и щелкунчик оборотился принцем, и стали они вместе с той девочкой-принцессой жить, и на этом сказке конец.

Конечно, дикий психоанализ* (без соответствующего образования и супервизии) этой сказки продуктивен, и вот его результаты. Не читая Проппа, постыдно не знакомясь с новыми веяниями в психоанализе, коими богат 20 век, то есть, пользуясь старыми инструментами, мы можем видеть, что был ребенок, мальчик. И вдруг, повинуясь законам природы, он в половом отношении созрел. У него появились мерзкие желания — мыши. Они живут под полом, то есть, в подсознании, они не видны. То, что они живут под полом, эдаким двусмысленным словом, наталкивает на мысль, что мы на правильном пути.

И невинного мальчика как подменили, как заколдовали, превратив в инструмент для раскалывания орехов: он стал вести достаточно бурную сексуальную жизнь, и орехи, которые щелкал этот фаллический инструмент — это разные женщины, которые встречались на пути ненасытного героя. Некрасивый автоматический фаллос, в данном случае, не имеет отношения к власти, он — только инструмент для череды совокуплений. Самое главное желание, встречаемое нами в роли Мышиного короля, имеет несколько голов, и оно, в общем, слабоумное. Ему так и не суждено сбыться, потому что оно символизирует соитие сразу со многими женщинами. Это было по каким-то причинам, не зависящим от автора этих строк, невозможно. И все тут.

Щелкунчик на своем долгом и беспокойном пути сломался, то есть — потерял потенцию. Он стал рождественской игрушкой, статичной по своей сути, одной среди многих таких же неподвижных и нефункциональных, слабых персонажей, но только до поры, до времени. «Где эта девочка?» И вот, она появляется, готовая полюбить заколдованную игрушку лишь потому, что она безопасна для нее, импотентна. Безумные желания окрысиваются: как же, мы имели власть над этим инструментом, довели его до ручки, а теперь на горизонте появляется реальный теплый человек, который, того и гляди, расколдует щелкунчика, и всей вакханалии конец!

Все игрушечное воинство, символизирующее социум, идет в атаку на мир тварей, живущих в бессознательном, и побеждает. Теперь герой стал полноценным членом общества, он одержал победу над скверными желаниями, и выступил в роли жениха, как того требовало елочно-игрушечное окружение. Теперь он взрослый, а как уж потом шли его невротичные дела, о том сказочник умолчал. Вернулась ли к нему потенция, нет ли — для социума важнее оболочка, брак. Который может быть зарегистрирован и предъявлен всему воинству. Темные желания побеждены светлым чувством принятия, берущим начало от материнской любви, которая только и способна вернуть настоящую жизнь инструменту-автомату, очеловечить его. Вот так-то. А мы думали, что взрослая сексуальность вырастает без греха — не тут-то было. Что мы будем с этим делать?

Анализ получился краткий — скорее, он соответствует сценарию мультфильма, сама же сказка несравненно богаче и сложнее. В ней существует два сказочных мира, один внутри другого, и анализ этих миров распространился бы на веcь выпуск журнала.

Прекрасно выписаны характеры брата и сестры, прямо как образцы мужественности и женственности. Ключевая фигура поименована автором как Дроссельмеер — крестный, и у него особые отношения с девочкой, главной героиней: с его стороны обожание, а с ее стороны — бинарная смесь отвращения и влечения. Мало того, что дроссель — это элемент, регулирующий поток энергии, поток жизни, в своем сказочном воплощении второго порядка (сказка внутри сказки) он сначала читает особые книги об эмоциях, интуиции, то есть, какие-то психологические трактаты и находит в них способ расколдовывания сказочной принцессы путем раскалывания волшебного ореха зубами своего племянника. А потом еще и странствует в поисках этого крепкого орешка, ядро которого способно расколдовать принцессу, странствует 15 лет, пока принцесса не созреет. Потом находит этот орех, но не в далеких странах, а где-то под носом, в родном королевстве. Естественно, Дроссельмейер — советник суда, представляет в сказке интересы автора Гофмана.

Кто в сказке Король? Супер-эго? Но ничто человеческое и психоаналитическое ему не чуждо. Вот один из «выпадающих» абзацев сказки, совершенно бесполезный с точки зрения текста, но важный для анализа.

Смотрите, Король, затеяв пир и поручив Королеве готовить самые вкусные колбасы, отправляется на госсовет. Но когда он чувствует вкусный запах, то бежит на кухню к королеве и помешивает своим скипетром в золотом чане, до тех пор, пока его напряжение не спадает, и он не находит себя способным вернуться к государственным делам!

Весь напряженный сыр-бор вложенной сказки модерируется грызунами, которые съедают почти все сало, предназначенное для колбасного пира. Мне кажется очень символичным этот момент. Сало — это метафора сексуальной энергии, есть ведь сальные, скабрезные шутки, которые «ниже пояса». Так вот, действительно, сало — это источник энергии, которым питаются грызуны-желания, который используется также для их приманки и последующей казни. Итак, эта сказка не ложь, а настоящее торжество фрейдизма — лучшей метафоры для либидо, чем сало, автору и придумать-то было невозможно. А как вам нравятся всепроникающие грызуны-желания?

Сказка самым главным своим сновидным свойством имеет сгущение, по-фрейдовски это означает многослойность смыслов, возможную многозначность толкования сказочного текста, затрагивающего сразу несколько душевных задач или конфликтов. При этом, дорогой читатель, текст любого анализа отражает, в большей мере, личность аналитика, чем автора сказки… Так что, Гофман, естественно, ни в чем не виноват.

Автор - Евгений Власов
http://www.popsy.ru/articles/full/stati ... _zolushka/
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 51586
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Re: Щелкунчик

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 7:30 am

Oживлeниe нe-живoгo (или иллюзии)

Щeлкyнчик Э.Т.A. Гoфмaнa, тeм бoлee eгo cюжeтнo oблeгчeнныe вepcии (либpeттo, мyльтфильм, книжки для мaлeньких) чacтo вocпpинимaютcя кaк paзнoвиднocть Кpacaвицы и чyдoвищa . Oднaкo y нac ecть дocтaтoчныe coмнeния пo этoмy пoвoдy. Литepaтypнoe пpoизвeдeниe чacтo нeceт в ceбe пcихичecкиe излoмы aвтopa, нe cглaжeнныe мнoжecтвoм дpyгих paccкaзчикoв, пoтoмy зaчacтyю хopoшo oпиcывaeт нeвpoтичecкиe и дaжe пcихoтичecкиe мeхaнизмы, a нe пcихичecкyю пpиpoдy иcпытaний и инициaций.

B Щeлкyнчикe peчь идeт, дeйcтвитeльнo, o пpeкpacнoм юнoшe, пpeвpaщeннoм в ypoдцa, кoтopoгo oтвepглa cпaceннaя им пpинцecca (вoт, мы видим aвтopcкий излoм клaccичecкoгo cкaзoчнoгo cюжeтa). Oднaкo, этo внyтpeннee пoвecтвoвaниe, влoжeннoe в ycтa paccкaзчикa. Дaльнeйшиe нoчныe пepипeтии битв мышeй и кyкoл, включaя caмoгo игpyшeчнoгo Щeлкyнчикa, oкaзывaютcя peaльнocтью тoлькo для гepoини, ceмилeтнeй дeвoчки. Peaльнocть pacкaлывaeтcя вкoнeц, кoгдa oнa пpoизнocит зaвeтныe cлoвa o пpинятии и любви к юнoшe из cкaзки. Пocлe этoгo oн являeтcя для нee в oбpaзe peaльнoгo мoлoдoгo чeлoвeкa и чepeз гoд (кoгдa eй иcпoлняeтcя тoлькo вoceмь лeт) yвoзит в cвoe цapcтвo, c цyкaтными дepeвьями и мapципaнoвыми зaмкaми, чтoбы тyт жe жeнитьcя нa нeй. Свaдьбa c выдyмaнным пepcoнaжeм в инoм, выдyмaннoм миpe выглядит cлишкoм лyкaвo и пpиятнo oдypмaнивaeт. Сpeди пcихoaнaлитикoв, paбoтaющих c зaвиcимыми, ecть пpeдcтaвлeния o тoм, чтo этo cкaзкa для зaвиcимых , c ee жepтвeннoй paдocтью yхoдa в инoй миp.

Mы жe пpeдлoжим инyю интepпpeтaцию: этo пoхoжe нa влюблeннocть в идeю, oчapoвaннocть caмим мифoм o пpeвpaщeнии cтpaдaющeгo гepoя в пpинцa, пyтeм eгo избpaнничecтвa в мyжья. С этoй тoчки зpeния нecлyчaeн cлишкoм paнний, инфaнтильный вoзpacт гepoини вoceмь лeт. Этo мaгичecкo-мифoлoгичecкий взгляд нa oтнoшeния: Я cдeлaю eгo гepoeм. Я cдeлaю eгo кopoлeм! , кoтopый вcтpeчaeтcя нe cтoлькo cpeди дeвoчeк млaдшeгo вoзpacтa, cкoлькo cpeди жeнщин c pacщeплeннoй peaльнocтью и oтдeльным мифoлoгичecким миpoм чyдec.
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 51586
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор


Вернуться в Психоанализ

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Asqard, Атех, Darlana, DeepShadow, Experimentator, GetInfo, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, Joker, Kaith, LaVague, Orcus, PaninDrart, Prad, SeaSoul, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Полина Ф.