Малефисента

Малефисента

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 7:48 am

Малефисента

Представьте себе женщину, которая приходит в себя и обнаруживает, что лежит лицом в грязи. Её одежда разорвана, её тело кровоточит и болит. Тот, кому она доверяла, несколько часов назад подсыпал ей в воду наркотик, и воспользовался частью её тела для своих собственных нужд.

Изображение

Современная Малефисента - это история об изнасиловании.

Два королевства - это два мира, на которые раскололась жизнь жертвы: до и после. До - прекрасный мир с чудесными зверями, феями и фантазийными созданиями. После - мрачный мир злых людей, где есть война, где правят деньги и власть, где живые чувства не имеют значения. Травмирующее событие такого масштаба вызывает желание вернуться в "до", огородиться неприступным лесом, чтобы никто из опасных людей не мог туда попасть.

Но и волшебный мир уже не тот...

Крылья в психоанализе - символ развития. Полёт, воздух - считаются символами активности, а земля - пассивным началом. Травма останавливает развитие и познание, так как нужно выжить. Травма рождает агрессию к тому, кто её нанес, и ко всему миру. Травма приводит к изоляции и желанию скрыть собственную сексуальность, хотя бы, с помощью чёрных мешковатых одежд, а лучше - с помощью заклятия вечного сна.

Растущая принцесса, в этом прочтении - это не внутренний ребёнок самой Малефисенты, я бы скорее назвала её просто - "жизнь". Сначала стремление к жизни очень слабое, но оно увеличивается со временем. Наступает момент, когда противостоять невозможно - золотистый луч приходит, и оживляет всё, что до этого казалось мёртвым. Хотя раненая часть долго боится выходить навстречу жизни, она уверена, что настолько страшна, что испугает любого...

- Me? No, I'm not afraid.
- Then come out!
- If I do, you will be afraid...

Но, наконец, она выходит из тени. Волшебный мир снова может дышать, и снова расцветают цветы...

Правда, этого недостаточно. Новые крылья не отрастают, идти дальше всё ещё невозможно. И Малефисента отправляется в путь (терапия?), в направлении "королевства После". Интересен в этом контексте момент встречи принцессы с отцом - эдипальная мечта не сбывается, отец отвергает её, и она отправляется бродить по замку (самоисследование).

Укол пальца и каплю крови часть аналитиков рассматривают как первую менструацию, другая часть - как первые сексуальные отношения. Я не согласна с обеими версиями.

Изображение

Мне кажется, магическое восстановление целого веретена в комнате, полной обломков - это метафора терапевтической работы с травмой, бережная и полная реконструкция произошедшего много лет назад. Поэтому нужна и игла, и кровь - как уменьшенные символы того, что было тогда. В этой сцене Малефисента, через свою "живую" часть, восстанавливает полную картину прошлого из фрагментированных воспоминаний.

Сон, который за этим последовал - успокоение. Возможно, он является символом сексуального "сна", так как для репарации и начала новых отношений нужно время. (Тогда, железо, которое раскаляется и краснеет от её прикосновений - это метафора для мужской сексуальной силы).

В любом случае - уже нет сомнений, что "раненая", чёрная часть Малефисенты теперь имеет собственный ресурс, и может соединиться с "живой". (Понятно, что молодой принц пришёл рановато:) Схватка же с королём при участии дракона - это очищающая фантазия мести, и демонстрация животной ярости, которую когда-то вызвал агрессор. Для того, чтобы победить его в этой фантазийной схватке, Малефисента возвращает себе крылья, и возможность быть активной - разбивая клетку и стеклянное окно замка, вырываясь на свободу, в мир. Внутренний король повержен... Два королевства снова могут соединиться.

Как обычно, остаются вопросы. Кто здесь ворон? А три феи? :)
http://f3.livejournal.com/84811.html
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 75647
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

Малефисента

Сообщение Oleg » Ср июл 12, 2017 8:03 am

От Спящей Красавицы до Малефисенты

Забавно было слышать в новом фильме старые диалоги, да еще повернутые на девяносто градусов. Теперь понятно, почему такая мелочь, как "забыли пригласить" вывела волшебницу из себя. Стало понятно и ее неадекватно-злорадное настроение на протяжении всего мультика.

Однако кому пришло в голову так менять историю? Бесспорно, взглянуть на старозаветную сказку под новым углом всегда интересно, но в этой главе я попытаюсь доказать, что подобная перестановка ролей в каноне (который, между прочим, бродячий сюжет) отражает изменения в психике современного человека. В развитии наметились сдвиги и мифологическо-героические фильмы поддерживают нас в этом. То есть Малифисента - не столько прихоть великовозрастного фикрайтера (Анджелина?) оправдать в глазах мира злобную ведьму, сколько потребность психологического характера. Автор признал Малифисенту в своем сердце и теперь помогает нам.

Прежде чем сказать, зачем это вообще нужно, прошу обратить внимание: не надо путать мифологических персонажей и людей из реальной жизни. Ибо первые повязаны друг с другом навсегда, вместе родились и умрут вместе. Путь здесь только один - принять все части психики, какими бы странными они не были. Что же касается наружных людей, то если какая-то тетка вздумала отравить вашу дочь... не следует ждать от нее раскаянья на почве внезапно вспыхнувшей симпатии. Другие люди - это другие люди, они руководствуются другими мыслями и чувствами, которые никогда не будут понятны никому кроме них.
Итак, времена изменились, изменилась сказка.

Тут необходимо культурологическое отступление. В картах Таро, колод которых нарисовано за историю существования немало, существуют понятия "новый эон" и "старый эон". Особенности эонов, или эпох, отражены в психике, а значит и в изображениях на картах нового времени. К сожалению, моя любимая колода Райдера-Уайта устарела в момент своего появления, и тарологи юнгианской направленности предпочитают колоду Кроули. Признаю, что она ближе по замыслу к современному человеку, но у нее есть один минус - малые арканы не проиллюстрированы, в отличии от того же Уайта.

Мы уже приводили для сравнения, как изменилась карта "Сила" Уайта, превратившись у Кроули в "Вожделение", но повторюсь вновь: в старом варианте девушка разрывает пасть зверю, на новой - они вместе мчат через пространство.

Перевожу:
1. В "Спящей красавице" дракон нападает на принца Филиппа.
2. В "Малифисенте" дракон защищает принцессу Аврору.
Или:
1. В сказках рыцарь идет убивать дракона
2. В "Как приручить дракона" дракона приручают
Итак, современная мифология предлагает не уничтожить зверя (который символизирует звериное начало человека), а научиться жить с ним в гармонии.

Что же такое - этот зверь, которого так часто рисуют драконом? Во-первых, это символ, включающий себя и агрессивное к человеку отношение, и могущество, как таковое, и принадлежность к миру древних богов, и олицетворение мира природы и матери. Дракон - цербер, дух, персонификация древней части психики, что появилась задолго до, так называемого, сознания.

Бессознательное

Оно не осознает себя, но оно имеет отношения с сознанием, которое отделяется от него при воспитании. В этом плане зверь ведет себя, как жестокая матушка. Она не хочет отделения сына, не хочет его самостоятельности. Она не хочет отпускать его в опасное путешествие "жизнь". Да и сын, откровенно говоря, не особенно-то спешит отрываться от нее. Ведь современный человек, как бы странно это ни звучало, большую часть времени стремиться впасть в бессознательное - состояние покоя, где каждый жест и действие не требуют усилий или внимания. Эго стремится обратно в утробу - в живот к дракону. И только страх перед чудовищем будит его и заставляет бороться. Легенды (а особенно легенды Западной цивилизации) учили Эго забивать свое животное начало в самый дальний угол, в то время как сегодня нам предлагается не засыпать в объятьях матери-собственницы и не убивать ее, а взаимодействовать с ней. Что сложно, потому как с этим драконом нужно постоянно контролировать не только себя, но и его. А ведь дракон умеет не только убивать, но и очаровывать, подобно сиренам. Очаровывать и сжирать.
Мать-бессознательное жестока к своему ребенку, но она - это глубина внутреннего мира, волшебный дом, полный опасностей и приключений (болота из "Малифисенты"). Она - лучший и опаснейший друг (Малифисента). Она - сила и бессмертие каждого из нас (фея Малифисента). Вот только чтобы получить эти дары, нужно быть не только хорошим мальчиком (принц Филипп), но и смелым рыцарем, умелым стратегом, пытливым ученым и просто дружить с головой, постоянно расширяя сознание. Ведь сознание расширяется в бессознательное, а это и есть взаимопроникновение за колючую стену (колючая стена). А еще нужно уметь сделать шаг навстречу своим демонам (принцесса Аврора).

Итак, пока мир живет по старым канонам, в искусстве наметилась интеграция темных сторон души в сознание. И это уже не потребность вернуться в состояние гибернации - зимней спячки, а желание взаимодействовать - дружить - с отрезанной воспитанием частью психики. Желание приобщиться к волшебному миру болот и "подружиться со всеми его жителями".

В этой главе автор выдвигает свое персональное мнение (как и в предыдущих), но не утверждает его единственно верным, потому что уже минимум два человека предложили альтернативные варианты. Каждый из них жизнеспособен, но автор будет приводить доказательства именно к своему мнению, как более близкому к его мировоззрению.

Роли старого и нового времени

От теории - к практике. Чтобы рассмотреть рокировку персонажей "Малефисенты", возьмем для сравнения "Спящую красавицу" (далее - "С.К."). Последняя была снята в те годы, когда ни о каких Малефисентах и подумать было нельзя. Хотя новый эон случился не вчера, середина прошлого века в плане сюжетопостроения следовала традициям. Мультипликация и кинематография только развивалась и движущиеся картинки без того были шоком, особенно в русских деревушках. Так что мультфильмы компании "Дисней" следовали примерно одному сюжету, но нареканий со стороны зрителей к ним не было.
Таким образом:

1. Малефисента (Мать - Темный близнец)

В "С.К." принц Филипп занимал позиции Героя - самый осознаваемый персонаж из пантеона Эго, тот, кто помогает только проснувшейся личности отвоевать пространство в голове и не уснуть обратно. Это Герой борется с драконом и матерью-бессознательным за независимость, за свое мнение, за привилегию - не быть в стаде. Люди, не вырвавшиеся из железной руки бессознательного, более подвержены движениям масс. Потому что они думают через иллюзии и инстинкты. Быть в сознании - значит думать своей головой, не путать психическую и внешнюю реальности (не жить в иллюзиях), избавиться от инертности. Итак, канонически Филипп – Герой и должен победить дракона, чтобы спасти принцессу. Примечательно, что он борется одновременно со злой женщиной (Великая Мать) и с драконом (символ Великой Матери). Убив ее, он получает Аниму (интегрирует в себя вытесненное женское начало), и мир просыпается.
В "Малефисенте" изначальный Герой - Малефисента. И она успешно справляется со своей ролью, пока самый близкий человек не предает ее. Храбрая, уверенная в себе личность "тонет". Она уходит в мрачный заброшенный замок и сама надвает черное (а вместе с ней и волшебный мир). Герой-Малефисента уходит в Тень.
И теперь ее сложно назвать Матерью, как это было в «С.К.». Она - не изначальная сила природы, неуправляемая и непознанная. Как показывает начало фильма, Малефисента обладает силой мысли, способна оценивать и вразумлять. Она дипломатична и сначала воздействует словом, а не кидается, подобно дракону, в атаку. В первых минутах фильма мы видим процесс вытеснения личности из Сознания в Бессознательное. Малефисента - Тень принцессы Авроры. Теперь Аврора - Герой, причем Герой с совершенно новой стратегией поведения и ведения боя.
Еще надо отметить, что жизнь Тени-Малефисенты совершенно объяснимо замыкается на новом Герое. По мультфильму она жаждет отмщения. В реальности запертой в подвал Тени только и остается, что бороться с Эго и его персонификациями во внутреннем мире. Тень борется с Героем за право выйти на свободу.

2. Принцесса Аврора (Анима - Герой)

Компания "Дисней" кроме прочих заслуг, имеет яркую особенность - большая часть главных героев их эпосов - носители женского пола. Но они большей частью Анимы. Белоснежка добилась расположения гномов и тут же отравилась яблоком (тот еще символ познания и разделения начал), который ей вручила типичная ведьма - Великая и Ужасная Мачеха (та же Земная Мать), после чего благополучно дождалась своего Героя. Но - Покахонтас вела переговоры между цивилизациями, Анастасия - преодолела опасный путь, Золушка боролась с мачехой, а Бэлла со своим чудовищем и его врагами. Тем не менее, основную битву за любовь и свободу вели Герои-принцы.
Так и Принцесса Аврора, пока принц воевал с драконом, СПАЛА. По легенде она вообще не участвовала в общей потасовке. По Диснею успела очаровать Филиппа незадолго до встречи с веретеном, но... Аврора в "С.К." - типичная Анима, которая ждет, когда же принц освободит ее от вечного сна и приведет к свету. То есть интегрирует из темного бессознательного в наполненное светом разума сознание. "Малефисента" ставит ее в позицию безоговорочного Героя.
Принцесса, как уже было сказано ранее, пользуется совершенно особенной стратегией в борьбе за жизнь и счастье. В то время, как многие герои попадают под очарование образов бессознательного (мифы об околдованных принцах), Аврора сама очаровывает свою Тень. Она бесстрашно делает шаг навстречу. Этому бесстрашию, конечно, есть объяснения. Три штуки.
Актом доброй воли с болот на крестины прилетают три феи. Они - маленькая ниточка, тонкая ручка, протянутая навстречу новому образу. Это Матрица, которая в глубине души симпатизирует Нэо и потому благословляет его. Феи дарят Авроре красоту и жизнерадостность, "прививают" ее от страха перед темными водами болота. Теперь у нее есть иммунитет-бесстрашие, которое обычно и подкупает Тень, как персонального антагониста. Вспомните, что обуславливает особенное отношение к своим героям у таких маньяков, как Джокер или Ганнибал Лектор.

3. Король Стефан (Небесный отец – Великий Ужасный отец)

Со скрипом восстающий из мира животных патриархат - важная ступень в развитии сознания. Ранее, в матриархальном укладе, мужчина не фигурировал в мыслях, как причина рождения ребенка, и мужчины напоминали муравьев-солдат и муравьев-рабочих в иерархии племени. Центром общины были женщины.
Когда же человек понял, что без оплодотворения земли не будет ни трав, ни деревьев, мужественная часть разума - сознание, начало крепнуть и пробуждаться. Теперь его врагом стала женщина - богиня-земля, которая норовит сожрать все цветы, что вырастают на ней, чтобы оплодотворить себя (подробнее читайте в "Происхождение сознания" Эриха Ноймана). На трон Богини Жизни садится Бог-Отец. И многие свергнутые Матери превращаются в монотеистических религиях в сакральное зло.
Небесный отец Авроры (именно Небесный - земными родителями девушки были феи), как и многие высокопоставленные родители, оставил свое дитя, чтобы спасти от гнета Ужасной Матери. И в "С.К." Аврора вновь находит к нему дорогу, когда из лап сна ее спасает Герой. В старой версии Стефан - король и небожитель, он олицетворяет порядок и защиту от сил зла и хаоса, и исторически это оправдано, ведь мифология и религия направляли силы, чтобы хоть как-то защитить неокрепшее сознание от хаотических проявлений внутренних сил. Но нужно учитывать, что в силу возраста, Стефан уже не может беречь свою дочь. Это право по наследству переходит новому будущему королю.

В Малефисенте же отражается то, во что со временем превратился архетип Великого Отца.

Начнем с того, что королем (отцом) становится Герой, спасший принцессу из лап Дракона. Но по законам вселенной он не может царствовать вечно. Однажды на смену ему должен придти приемник. Благоразумный король уступает ему место, как только рыцарь доказывает свою состоятельность. Увы, не все короли в наших головах благоразумны.

На примере замечательной сказки Турмуда Хаугена "Белый замок" мы можем видеть, во что превращается засидевшийся на троне король. В безумного, жестокого и одержимого тролля. Он сходит с ума от мысли, что кто-то другой может отнять его власть.

История по-настоящему красива в своей простоте: версия, будто бы всякий рыцарь, убивший дракона, сам становится драконом и ложится сторожить золото. Смелая сказка для средневековья, но она отражает суть: дракон бессмертен. Его нельзя убить, ему можно только покориться, либо покорить его. Приручить. Убийство дракона есть ничто иное, как заталкивание архетипа в глубокую яму, где он будет вариться в собственной злобе, пока не вырвется на свободу, завладев разумом своего победителя.

Стефан победил дракона-Малефисенту в себе самом, сожрал ее, ее образ, образ злой и мстительной тетки. И этот образ начал грызть его изнутри до тех пор, пока от любопытного и приветливого мальчишки ничего не осталось. Остался только дракон, которого он когда-то победил.

Таким образом, на место Великой Злой Колдуньи-Матери и ее Дракона садится Ужасный Отец, одержимый страхом за свое богатство (или принципы, власть, научные открытия). Он точно так же старается запереть дочь в башне. Может, потому что боится за нее, может, просто чтобы не мешала в битве за единовластие.
Как бы там ни было, Ужасного Отца свергают новые герои - светлый и темный близнецы.

4. Филлип (Герой - Анимус)

Филипп в новой истории о спящей красавице скорее средство, чем полноправный герой. Но обделить его вниманием нельзя, так как на примере смены полюсов прослеживается еще одна позитивная (для некоторых, кстати, очень даже негативная) тенденция. Ранее Героями в легендах были преимущественно мужчины. Это обуславливается и положением женщины в обществе и тем, что сознание само по себе мускулинное (мужественное), в то время как бессознательное, по версии Юнга и его учеников - феминное. И тут имеется в виду не пол, а характеристика.

Кроме объективной предрасположенности женщины растить потомство у очага и не лезть в приключения, роль играет и фактор первобытного страха мужчины перед женщиной, пустивший корни в те времена, когда строй общин был матриархальным, а патриархальные порядки еще не устоялись и были ненадежны. Таким образом, ущемление женских прав (существ от природы физически более слабых), обусловлено вытесненным страхом. К примеру, очень часто отношение гомосексуалистов к женщинам оказывается куда более дружеским и открытым, не смотря на общий миф, будто бы они составляют друг другу конкуренцию. Точно так же необоснованная агрессия женщины к абсолютно всем персонам мужского пола вызвана не проблемами мужской половины, как таковой, а личными проблемами данной конкретной женщины. Здесь также можно сказать, что ненависть порождена страхом. Очень сложно ненавидеть то, с чем легко функционируешь и очень сложно любить то, чего боишься. Это, впрочем, тема для отдельной статьи.

Итак, за редким исключением, женщине был закрыт путь в Герои среди Европейской мифологии.
Но в последнее время, как мы можем наблюдать, произошел всплеск такого явления, как Мери Сью. Мы не будем оценивать качество большинства работ этого жанра, только заметим тенденцию: действительно, молодые авторы-девушки, очевидно в процессе фантазий, провоцирующих индивидуацию (процесс воссоздания индивидуальной целостности психики), записывают внутренние приключения, в центре которых стоит их личный Герой. Само собой, девушка, непобедимая и прекрасная. Данный сюжет, хоть и не блещет интересностями, но обусловлен внутренней необходимостью. Люди (девушки), читающие такие истории, видимо, синхронизируются с Героинями и тоже вплетаются в процесс созидания своей личности.
Потому и в "Малефисенте" вытесненный на второй план Герой-мужчина является уже больше сюжетным ходом, а не частью психики, хотя перед титрами дается намек, что он - неинтегрированный Анимус.

Поговорим о легендарной символичности фильма.
Но прежде затронем вопрос «Синих занавесок», когда зрители и читатели ищут того, чего автор не имел в виду, а скептики высмеивают так называемое СПГС. Мы допускаем (и уверены, так оно и есть), что автор не задумывался, какой бы еще символ запихать в новую работу, а свободно творил, легко фантазируя в кадре и на бумаге.

Но особенность фантазии такова, что она, будучи рождена в зоне дологического мышления, приходит к сознанию из мира символов. И заряжена ими же. Это легко увидеть в своих работах, когда находишь признаки ярких архетипов, перечитывая раннее творчество. Мы можем ничего не знать о символике подвала, дерева или магического артефакта, но, тем не менее, они прочно занимают свое место в истории. И даже ведут себя соответственно.
В этом нет ничего дурного. Более того, будучи психически заряженными, они перекликаются с нервной системой «получателя», т.е. зрителя. Это и есть тот путь, по которому история крадется в самое сердце. Но когда спрашиваешь автора, как он добился такой живости и трепетности сюжета, он, чаще всего, только жмет плечами. Сознание не в курсе фокусов с символами, либо считает их шарлатанством.
Чем случайней, тем верней* (с)

Крылья (кастрация)

Малефисента изначально герой, но вытесняется в темное бессознательное после того как Анимус предает ее, тем самым кастрировав - лишил всяческого потенциала. Символом кастрации здесь служит лишение крыльев, которые с самых первых минут фильма показывают зрителем крупным планом и особо акцентируют на них внимание. У Малефисенты кроме крыльев есть и «та самая» магическая сила (которую приписывают архетипическим образам), но если магия служит ей оплотом власти и могущества, то крылья - символ свободы.
В других мифах кастрация проходит с лишением иных органов - глаз, рук, языка (речи), МПО (Ai-no Kusabi), после чего герой погружается в нигредо** (спускается в темное царство), в душе героя происходит распад и погружение в длительную и беспросветную депрессию. Собственно это и произошло с Малефисентой, после того, как ее лишают потенциала, и кто - человек, которому она доверяла и, который олицетворял собой связь между двумя мирами.

Нигредо

Погружаясь в мир смерти и депрессии, Малефисента опускает туда все свое царство. При этом становится повелительницей, что отвечает канону "С.К.". Ранее мир Болот строился на любви - единения всего живого. И если любовь - это единение, то ее противоположность - власть. Разделение. Теперь Малефисента властвует и разделяет.

Само по себе нигредо часто иллюстрируют в мифологии и легендах, как царство мертвых или мрачную страну, где правит зло и хаос. Во снах эта гипотетическая страна не всегда такой появляется на свет. Часто она изначально светлый мир, или мир нашей современности, который погружается в хаос после каких-то трагических событий.

Эмоционально это тяжелое состояние истинной затяжной депрессии, при которой ломаются старые установки и появляется новое мировоззрение. Нигредо предшествуют эмоциональные потрясения, часто вероломные, либо какие-то социальные явления, угрожающие жизни индивида. Тяжелое состояние, которое не зря ассоциируется со смертью, ибо сознание переживает маленькую смерть, чтобы возродиться обновленным.
В картах Таро нигредо иллюстрируют несколько арканов. Самая близкая из них - "Башня", аркан предвещающий негативные потрясения, катастрофу, разрушение. Впрочем, как говорит большинство толкователей, потрясения ведут к просветлению, а рушится исключительно тюрьма нашего сознания, в которое оно само себя заточила.

Таким образом, нигредо - важный и обязательный этап индивидуации***, и он красочно обозначен в "Малефисенте". Так что после кастрации Героя его не только затопила Тень, чтобы отомстить за Сознание, Герой погрузился в мир Аида, чтобы родиться заново более сильной и цельной.

Диаваль (ворон)

Самый распространенный символ нигредо - ворон. И прежде, чем рассмотреть роль Диаваля в легенде "Малефисента", рассмотрим неоднозначную роль черных птиц в мифологии и психологии.

Если драконы до начала нового эона обозначали исключительно враждебную тварь, жаждущую принцесс, крови и золота, то с воронами дело обстоит сложнее. Начнем с того, что птица - символ из мира шаманов и фигурирует во снах и ритуальных видениях, как проводник в мир мертвых, мир мысли (за счет их способности жить одновременно на Земле и на Небе). Если вспомнить "Ежик в тумане" - мультфильм Юрия Норштейна, то выясняется, что главный Герой, ушедший из привычного его мира в туман, куда не проникал свет звезд, весь фильм боялся некоей тени, на поверку оказавшейся совой. Причем, совой, лояльно к нему настроенной. Сценарий мультфильма написан по мотивам сказок Сергея Козлова, которые, в свою очередь написаны по мотивам шаманских сказок. Удивительно, но сценарий "Ежика в тумане" часто переживается в так называемых инициационных снах. Но если в мультике проводником была птица, то во сне в большинстве случаев фигурирует Анима или Анимус - вытесненные из личности качества противоположного пола.

Потому мы можем предположить, что Диаваль - Анимус Малефисенты, ее личный принц, идеальный молодой человек и тот, кто замещает ее по слабым функциям ("Теперь ты будешь моими крыльями"). Забавно: поскольку Тень и Герой - близнецы, то Диаваль приходится принцессе Авроре точно тем же Анимусом. Возможно, Диаваль - Тень принца Филлипа, то есть просто темная (нигредная) сторона Анимуса. Но данную теорию автор статьи не может подтвердить ни одним литературным источником, ни в одной из книг ему не встречалось упоминание, будто Анима и Анимус может дробиться на светлую и темную ипостась. Хотя, несомненно могут выступать по отношению к эго и тиранами и возлюбленными.
Таким образом, Диаваль это одновременно и символ нигредо, и проводник в мире скорби, и Анимус для главных героев.

Колючая стена (цензор?)
В "Малефисенте" стену устанавливает сама Малефисента, и делает это после того, как всякие отношения (в лице Стефана) со внешним миром порваны. Потому гигантские вьюны олицетворяют не только преграду, но и состояние войны между сознанием (цивилизацией) и бессознательным (миром волшебства).

Внешний облик персонажей

Болотные жители отличаются экзотическим фассадом, который, кстати, приводил к недоразумениям и заблуждениям среди людей. Когда Малефисента первый раз встречает Стефана, он говорит, что древесные стражники "страшные", на что те оскорбляются. Действительно, дело не в том, что обитатели болот уродливы, а в том, что у людей и мира волшебства слишком разные понятия красоты. Сознание шаблонно наделяет все, что не считает красивым внешне - уродливым внутренне.
Это я могу подтвердить не только примерами из мифологии и фильмотографии, но и собственным опытом. Каких бы добрых тварей автор сей статьи не рисовал, их безоговорочно списывали в "злые персонажи" из-за гипертеларизма (далеко расположенные глаза), длинных когтей, зубов и прочих мутаций. Так же и наличие рогов на голове заставляет зрителя отнести персонализацию в стан "опасных" и "враждебных" из-за сформировавшегося в нашей цивилизации паттерна. Квинтэссенцией этого паттерна является образ дьявола и его свиты.
Рога Малефисенты тоже играют злую шутку с ее обладательницей. Царство людей причисляет ее к миру нечисти, и, как самую сознательную частицу Болот, принимают за Королеву. Потому мы можем назвать ее и Богиней Плодородия (Великой Матерью), которая в допатриархальные времена правила циклами жизни и природой, но была вытеснена Великим Отцом из пантеона богов в пантеон злых духов. Так что мир людей воспринимает Малефисенту как Великую Ужасную Мать, Дракона, Дьявола в женской ипостаси и т.д.

Тень Малефисенты

При встрече Аврора говорит, что всю жизнь замечала за собой рогатую тень. Это классика подачи сути. Потому, как само название архетипа происходит из символа тени, следующей за героем, в чьих руках свет разума. Этой тени он и пугается, путая ее с притаившимся врагом. При этом, Герой, невзирая на особое внимание к невидимому противнику, никак не может связать его присутствие со своим существованием.
Особенность Авроры в том, что она не видит в Малефисенте врага, а принимает свою Тень за спутника, ангела-хранителя (Крестную). Именно ее смелость, любопытство и проницательность меняет ход дела. Один из самых действенных способов уменьшить конфронтацию с агрессивно настроенной тенью - сделать шаг навстречу.
В фильме волшебница становится лучшим другом Авроры, готовым встать на защиту и рисковать жизнью. Однако же во внешней реальности такой расклад сомнителен. Психологи утверждают - интегрировать Тень до конца невозможно, всегда будут оставаться "неосвященные" участки, а значит - причины для вражды. Как бы там ни было, Тень - важная часть цельной личности, без которой сознание чувствует себя одиноким, сколько бы живых реальных человек ни было рядом. Тень - опасная, но интересная и необходимая компания, способная на привязанность.

Битва за воссоединение
Принц "С.К." в одиночку борется с помесью Великой Матери-дракона и Тени. Редко, когда он объединяется с темным близнецом, чтобы отвоевать принцессу, ведь тогда придется делиться с самым страшным врагом. Однако Ивану Царевичу помогал Серый Волк, как и любое дикое животное притянутое благородным или великодушным поступком.
Принцессы же объединяются в своей битве. Теперь они воюют не с Драконом, а с Троллем, одержимым демоном, стремящимся разделить их, как это делает принцип власти со всем, что стремится контролировать. Близнецы же стремятся к соединению, как две части брони.

Чудовище

Отношение к Авроре со стороны Малефисенты наглядно продемонстрировано одним только словом. Колдунья с рогами на голове и холодным голосом называет солнечную девчушку чудовищем. Вероятнее всего потому, что таковой ее и считает. Герой для Тени не является героем. Это противник, чьи моральные установки Тень категорически не устраивают. И можно утверждать, эго считает тень злом точно так же, как и сама Тень считает злом эго.
Малефисента презирает в Авроре все то, что погубило ее крылья: открытость, доверчивость, доброту и общительность. В конце концов, правда, она понимает: у кого-то эти качества должны остаться. И если Аврора может общаться с окружающим миром, то Малефисента сможет защитить Аврору от этого же мира.

Дерево (самость)

Вот, что о символе дерева пишет ученица Юнга Мария-Луиза фон Франц: "И поскольку духовный рост не может быть вызван сознательным волевым усилием, а возникает непроизвольно и естественно, в сновидениях он часто символизируется деревом, чей медленный, мощный и естественный рост вписывается в определенную схему. Направляющий центр, из которого исходит упомянутое регулирующее воздействие, похоже, представляет собой своего рода "ключевой атом" в нашей психической системе, ее ядро. Можно также сказать, что этот центр изобретает, упорядочивает и генерирует образы сновидений. Юнг назвал этот центр Самостью (Self) и охарактеризовал его как охватывающий всю психику человека, в отличии от эго, представляющего лишь небольшую часть психики".****
Дерево, на котором росла маленькая Малефисента, без сомненья соответствует символу Самости, как центра психики. Фактически, это Древо Мира, яйцо, из которого вылупилось сознание, солнечный символ центра вселенной от которого уходит эго в своем путешествии во внешний мир и к которому возвращается после странствия.

В дополнение:
Почему принц не сумел разбудить Аврору, но при этом появился в конце фильма? Авторы четко дали понять, что любовь к принцессе Авроре у Филиппа "не настоящая", однако его не сбросили со счетов. Дело в том, что Филипп в данной истории не сделал ничего, чтобы получить принцессу. В "С.К." он своими руками борется за свое счастье и ее свободу. Здесь его приволокли, пока он спал. Его привели без сознания, а оттого пробуждение принцессы не может быть его заслугой. Разбудить уснувшую принцессу может только тот, кто за нее борется.
После того, как Аврора просыпается, она впервые осознанно называет Малефисенту по имени, та, в свою очередь называет Аврору "Чудовищем". Обмен имен символизирует вхождение в ту фазу, когда вещи "назывались своими именами", они возвращаются в круг, предвосхищающий их дружбу. Однако кое-что изменилось - теперь это осознанные отношения без двойного дна: Аврора знает, с кем имеет дело, а Малефисента знает, чего ей нужно на самом деле от этих отношений.

Примечания:
*Б.Л.Пастернак

**Нигредо — термин, введённый Карлом Густавом Юнгом, возможное состояние человека на начальном этапе психоаналитической работы, по аналогии с алхимическим нигредо. Юнг связывает его со встречей с архетипом Тени. Психологическое состояние человека на этом этапе характеризуется утратой внутренних ориентиров и негативным видением себя и окружающего мира. В сновидениях и фантазиях присутствуют образы смерти, разрушения, упадка, тьмы, всего подземного и отвратительного.(вики)

***ИНДИВИДУАЦИЯ - одно из основных понятий аналитической психологии К.Г. Юнга, означающее процесс становления личности, такого психологического развития ее, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека.

**** «Человек и его символы» К.Г.Юнг и Ко.
https://ficbook.net/readfic/1702380/573 ... rt_content
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 75647
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор


Вернуться в Психоанализ

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Айрин1, cooler462, desert_rose, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, Prokrust, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]