whisper писал(а):Для меня таким периодом является промежуток времени в онтогенезе ребенка, в котором происходит качественное преобразование работы функции. Как бы переход на новую ступень работы. Вы же, возможно, рассматриваете период как определенное время, в которое работа по определенным функциям (или их наполнение) является более значимым для ребенка.
Я не ошиблась?
Э. Эриксон подразделяет жизнь человека на восемь периодов. Эти периоды разделены между собой физиологически обусловленными возрастными кризисами. Каждому периоду он поставил в соответствие задачу выработки новых психологических качеств. Он отмечает при этом, что подобные задачи человек решает и до, и после этого периода, но во время прохождения каждого этапа создаются условия, наиболее благоприятные для решения задач своего этапа. Эти условия также обусловлены физиологией (Эриксон опирается на возрастную периодизацию Фрейда и развивает ее дальше). При нормальном развитии человек на каждом этапе уделяет преимущественное внимание решению задач своего этапа, что в конце периода приводит к качественному скачку в развитии именно по направлению решаемых задач.
Т.е. эти задачи не только наиболее значимы для человека в данном периоде (сама физиология делает их значимыми), но и усиленное внимание к ним и многократное их решение на определенном промежутке времени приводит к качественному скачку. Если в силу каких-то причин человек не решал достаточно упорно задачи этапа, то это, пишет Эриксон, приводит к регрессии.
Далее, сопоставляя эти периоды с развитием соционических функций, я сохраняю весь ход рассуждений Эриксона и дополняю их представлением о развитии ячеек модели А.
Следовательно, в моем представлении, на вопрос, когда происходит качественный скачок в развитии, например,
, отвечаем, что у ЛИИ к 3 годам, а у ЭСЭ - к 60. Объемы каналов разные, творческий канал у ЭСЭ прекрасно работает с самого детства, а чтобы совершить на нем качественный скачок, нужно по этому аспекту получить не просто опыт, а нетривиальный опыт огромного объма. Я так понимаю. В этом случае ЭСЭ может обогатить мир ранее невиданными шедеврами по
, чего не требуется и не ожидается от ЛИИ, который, в свою очередь может обогатить мир по
(возьмем хотя бы как пример Юнга), что вряд ли совершит ЭСЭ.
Почему тогда каждый не так радует нас шедеврами в 60? Регрессия, накопленные незавершенные программы по жизни. Задача этапа: "Генеративность против стагнации". Большинство в 60 выбирают остановку в развитии, а могут стать генераторами идей, если только не накопят груз нерешенных задач.