Поясните, пожалуйста, что имеется в виду.
Я это ниже и пояснила - посмотреть на то, как ощущает, воспринимает себя ребенок по отношению к миру, который его окружает: либо он в центре мира - витал, либо есть мир, а он часть его - ментал.
И такой переход как раз происходит в возрасте лет 14.
Если ребенок в 10 лет еще эгоист, то вряд ли уже можно что-то поменять. Или есть обратные примеры?
Я наблюдаю свою дочку-гюгу. Ей сейчас 8 лет. И она пока еще находится в самоощущении Я - центр мира. При этом она и послушна, и вполне управляема. Но все это вроде как привито искусственно. Она все равно воспринимает жизнь так, что все в этом мире создано для ее удовольствия: дружить должны с ней, покупать ей, любить - ее, самая умная - она, самая красивая - она и т.д. Это явный признак витальности.
При этом отлично работает Эго, ТИМ определяется однозначно.
Витальный период - это приоритет своих индивидуальных интересов над социальными.