Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Предлагаем вашему вниманию статью Щербаковой А.А. «Как наладить отношения с помощью инструментов соционики» На протяжении всего курса обучения «ТИМ-building®» для меня оставался открытым вопрос о том, как наладить отношения с бабушкой. Основная сложность заключалась в том, что она из лучших побуждений стремилась заботиться, но часто натыкалась на непонимание с моей стороны, что и вызывало конфликт.
На первых модулях я не знала ТИМ бабушки, но с течением времени он сложился сам из пройденных признаков и подтвердился моделью А. Её тип – Дюма (СЭИ), мой – Габен (СЛИ). Такие интертипные отношения в соционике называются «родственными». Но даже и без знания ТИМа, просто по признакам и малым группам, в которых я точно была уверена и которые ярко были видны, уже удавалось делать небольшие успехи.
СТИМУЛЬНАЯ ГРУППАНаиболее эффективно сработала стимульная группа «Дамы» (настрой на благосостояние), поскольку мы обе к ней относимся. С тех пор, как я начала делать ненавязчивые комплименты по поводу порядка в доме, как вкусно пахнет с кухни, стала обращать внимание на новые предметы интерьера и т.д. отношения стали заметно теплее.
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПРИЗНАКИСитуацию так же прояснили признаки «уступчивость-упрямство» (теперь, когда она упрекала меня в том, что я делаю\готовлю чего-то слишком мало, по ее мнению, то я объясняла, что нет потребности делать\готовить больше, ведь этого в аккурат достаточно; это сводило дискуссию на нет, что было лучше, чем длительные споры на эту тему).
«Логика-этика» (зная бабушкин сильный полюс этики, я просила у нее совета на эту тему и получала развернутый ответ, прекрасно проясняющий ситуацию; плюс подобные ситуации также косвенно задействовали и стимульную группу в плане ее поучений как себя вести, что хорошо и что плохо было в данном примере).
«Процесс-результат» (я заметила, что если рассказывать ситуацию поэтапно, с плавным развитием событий и, желательно, предысторией, а не передавать одну основную суть, то она слушала с гораздо большим интересом и откликом; этот же механизм преподнесения информации работал, как оказалось, повсеместно, начиная с описания какого-то длительного действия и заканчивая просьбой помочь с чем-либо).
МОДЕЛЬ А и АЛГЕБРА ИНТЕРТИПНЫХ ОТНОШЕНИЙМодель А с алгеброй интертипных отношений позволила мне более точно подбирать нужные слова и темы для разговоров.
* Резонанс 2-4 (
-
)
Главным образом я применяла модель А уже тогда, когда конфликты были почти сведены на нет. Делалось это ради того, чтобы не задействовать случайно резонанс 2-4 родственных отношений. Для этого я избегала тем, касающихся деловой логики – будь то даже вскользь упомянутая цена или брошенная фраза вроде «А какая в этом польза?». Все эти вопросы реально обсудить, используя другие слова и, соответственно, запрашивая информацию с другой функции.
Если мне нужно было затронуть подобную тему, то я по возможности заменяла лексику деловой логики на лексику структурной и запрашивала в случае надобности информацию именно с нее. Поначалу это было трудновато, однако эффект многократно превзошел ожидания.
* Резонансы 1-1 (
-
), 6-8 (
-
)
Правда, подобный разговор с фоновой я не могла поддерживать долго, и поэтому старалась приплетать в него и нашу общую базовую функцию – сенсорику ощущений. Таким образом, алгоритм сводился к тому, что я в разговор «на белой сенсорике» вплетала вопрос с белой логики и получала отклик с референтной функции бабушки. Учитывая, что эта функция, хоть и двумерная, но направлена на обучение и, соответственно, передачу опыта, преподнесенной бабушкой информации хватало, чтобы прояснить нужный вопрос.
Например, я осваивала бабушкину полуавтоматическую вязальную машинку, и мы, соответственно, попутно обсуждали этот процесс. Обсуждение, основанное на сенсорике ощущений, касалось преимущественно свойств полученного трикотажа, и нам обеим этот разговор был одинаково комфортен.
Или обратный пример: бабушка позвонила и попросила помочь разобраться с компьютером. Фактически, это запрос на деловую логику – как сделать так, чтобы все исправилось. Вместо того чтобы отвечать с деловой логики, я по возможности заменяла ее слова словами структурной, чтобы хотя бы немного уменьшить количество лексики ее болевой функции. Мои пояснения, начатые с фразы «Смотри, схема такая…» обычно воспринимались легче, чем сухое изложение последовательности действий.
Резонанс 6-8 можно также рассмотреть и со стороны белой этики. Так, например, после того, как я рассказала бабушке историю из своей жизни, надеясь получить разъяснения, она, немного помолчав, выдавала одну короткую фразу со своей фоновой («Да она завидует тебе»), которой, в принципе, хватало для прояснения изложенной ситуации.
Здесь, однако, есть минус. Поскольку 6 функция находится в блоке Супер-Ид, то информации по ней обычно хочется больше, чем способна выдать 8 функция собеседника за один раз. Это может вызывать определенное недовольство: может казаться, что носитель родственных отношений чего-то недоговаривает, нарочно давая слишком мало информации, которая кажется такой ценной. Важно понимать, что подобная молчаливая поддержка все же идет с сильной функции, хотя и бессознательной, и поэтому даже такого количества выданной информации должно хватить, чтобы сделать надлежащие выводы.
* Резонанс 3-3 (
-
)
Взаимодействие ролевых функций проявлялось в начале разговоров, обычно коротким диалогом о том, насколько вовремя я пришла или почему припозднилась. Впрочем, мы обе понимали, что этот полюс нам неинтересен и быстро себя исчерпывает, поэтому плавно соскальзывали с этой «дежурной» темы на другие, более насущные.
* Резонанс 5-5 (
-
)
Наша общая суггестивная интуиция возможностей давала простор для разговоров, например, о просмотренных фильмах и сериалах мистического жанра, да и мои рассказы, начинавшиеся со слов «Сейчас кое-что интересное расскажу», слушались с большим интересом.
* Резонанс 7-7 (
-
)
Так как ограничительная у нас одна и та же, необходимо было сразу и четко обозначить границы, которые переступать не стоит. Когда я бывала у нее в гостях, то в сторону ее интерьера делала только комплименты, не позволяя себе хозяйничать там. Когда же она заглядывала ко мне в гости, то больше не позволяла себе наводить в квартире «свой» порядок, критикуя мой как «неправильный» – это уважение чужой территории так же свело на нет ряд разногласий.
Как показала практика, даже правильно диагностированные малые группы способны значительно улучшить взаимодействие между людьми: еще не зная типа, с помощью отдельных признаков можно уже сделать общение гораздо комфортнее. Разумеется, зная Модель А ТИМа, можно сгладить большее количество углов. Даже простое правило не произносить определенный ряд слов (например, с семантики болевой собеседника), доведенное до привычки, может привести к значительному улучшению отношений. Если же на вооружение взять алгебру отношений, то можно с «нужных» функций подготовить разговор, если он представляет особенную важность.
полный текст статьи читайте на сайте