Логико-сенсорный интроверт - логико-интуитивный экстраверт
“Максим” “Джек”
ЧАСТЬ I
1. ДЖЕК - МАКСИМ; ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ
- Из - за чего обостряются отношения в этой диаде?
- А вы представьте, как бы взаимодействовали друг с другом легендарный разбойник Робин Гуд (Джек) и его заклятый враг - шериф, "человек системы" (Максим), обязанный защищать и "очищать" общество от опасных деклассированных элементов, людей без чинов и званий, восстанавливающих справедливость свободным перераспределением материальных благ (грабя богатых и обогащая бедных). Даже, если бы они не враждовали, а мирно сотрудничали и дружили, между ними непременно возникло бы множество разногласий ввиду принадлежности каждого из них к принципиально различной системе взглядов и мироощущений.
В данной диаде гиперсоциальность и нормативная этика Максима противоборствует с асоциальностью и инфантильной этикой Джека. (Принципиальный коллективист, “человек системы” - Максим взаимодействует с убеждённым индивидуалистом - прагматиком, своего рода “волком - одиночкой” - Джеком, чьи действия принципиально не контролируются ни кем и подчиняются только соображениям личной выгоды и личному представлению о здравом смысле).
Зарождающийся в третьей квадре индивидуализм, проявляющийся в поведении Джека, в его глубинном свободомыслии и внутренней раскрепощённости, будет настораживать Максима, вызывать у него непримиримый протест и осуждение, в свете которого сам Джек будет представляться ему бесчинствующим хулиганом, анархистом, бандитом, разбойником, от которого надо ограждать общество.
Как представитель второй квадры - квадры аристократов - субъективистов, Максим придерживается совершенно иных устремлений - системных, иерархически - коллективистских, при которых любой индивид должен существовать в жёстких рамках социальной системы и подчиняться установленным в ней законам. Любая индивидуалистическая тенденция не только не вписывается в эту (бюрократическую) систему взглядов, но и глубоко ей противоречит.
(В дальнейшем это противоречие обострится в конфликтных отношениях Максима с Гексли - “социального заказчика” Джека и “апологета индивидуализма”, у которого индивидуалистические тенденции принимают крайне экстравагантные, доходящие до абсурда, грубые и деструктивные ("беспутные") волюнтаристские формы.)
В этой диаде оба психотипа и Джек, и Максим - убеждённые в своей правоте, в своих взглядах и принципах деклатимы, выражающие свою волю категоричным и безапелляционным тоном, склонные к жестокой и деспотичной ломке и подавлению воли партнёра, к жестоким ("технологически изощрённым" манипуляциям им (как безвольным объектом для установления отношений соподчинения, в воспитательных (исправительных и "усмирительных") и иных (защитных и прагматичных) целях.
У каждого свои причины жестоко воздействовать на партнёра, используя для этого сильные свойства своего психотипа и составляющих его информационных программ и психологических признаков.
Максим в этой связи выступает как жёсткий и принципиальный тактик (упрямо и жёстко завинчивающий гайки на местах) как упрямый и бескомпромиссный статик, чётко определяющий свои цели и отдающий себе отчёт в своих действиях, основанных на его жёсткой и принципиальной системе взглядов - свято соблюдаемом им уставе (свода законов и системообразующих положений и правил), наличием которого он дорожит и от которого он никому не позволит отступать. Джек взаимодействует с ним как стремительный и подвижный динамик, как изобретательный и гибкий стратег, упорно стремящийся к достижению поставленных целей.
Соответственно, от координации целей, от их разделённости или единства (пусть временного, попутного, "до поворота") в этой диаде тоже очень многое зависит.
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Поначалу (на нормативном уровне и на далёкой дистанции) отношения в этой диаде могут строиться на взаимном уважении, доверии, симпатии. На первых порах каждый из них как бы демонстрирует “товар лицом”, проявляет заботу и предупредительность по своим демонстративным и творческим функциям.
Максим “опекает” Джека по аспекту сенсорики ощущений, заботится о нём, о его здоровье, о бытовых удобствах, создаёт ему условия повышенного комфорта.
Джек “одаривает” Максима информацией по интуиции возможностей - “подстраховывает” его, подбадривает, открывает перед ним новые перспективы, увлекает новыми планами, отчего и кажется Максиму человеком сильным, смелым и незаурядным. (Взаимодействие по уровням ИД - СУПЕРЭГО, каналы 8 - 4, 4 - 8).
Максиму импонирует сильно развитое у Джека “чувство локтя”, его умение дружить, его верность и преданность интересам “команды”. Эти качества являются как бы подтверждением тех коллективистских тенденций и взглядов, которых придерживается и сам Максим.
Но период эйфории в этой диаде не бывает длинным - слишком уж деловиты и энергичны оба партнёра. Постепенно они привыкают к взаимной “подстраховке”, всё больше расслабляются и всё чаще полагаясь друг на друга, пока, наконец, не наступает момент, когда каждому из них уже не хочется решать проблемы самому, а легче перебросить их на плечи партнёра.
3.ВОЛЕВОЕ И ИНТУИТИВНОЕ ПРОТИВОБОРСТВО
Расслабление постепенно сменяется напряжением, которое возникает и ввиду жёсткой и категоричной попытки Максима захватить инициативу в этой диаде и подчинить Джека своей воле, сделать его зависимым и подчинённым "элементом системы", ограничить его деловую инициативу, взять его действия под контроль. (Кто - то же должен руководить в этой диаде, а кто - то - подчиняться. Максим не любит быть вторым, если можно быть первым и отношения в диаде он будет рассматривать как распределение мест в системе, а потому и попытается поприжать Джека, чтобы самому выйти на лидирующие позиции).
На первых порах Джек не будет возражать против волевой инициативы Максима - наоборот, действия партнёра его будут активизировать сообщать его планам определённую целевую направленность. (Если имеет место общность интересов и нет расхождения в планах и целях). Джек достаточно демократичен, чтобы уступить партнёру роль лидера (если уж партнёр на этом так настаивает), но именно ввиду демократичности он не потерпит деспотизма со стороны партнёра, не потерпит ущемления своих личностных прав и свобод. Поэтому о безграничном господстве над Джеком Максиму нечего и мечтать. Абсолютным контролем и абсолютной властью над Джеком он обладать не будет. Джек подчиняется воле партнёра только в разумных пределах и никому не позволит “вить из себя верёвки”. Так что, чем больше Максим будет увлекаться “дрессировкой” Джека, тем большее сопротивление он будет встречать. Но это будет не прямое волевое сопротивление, а интуитивное: Максим будет требовать от него пунктуальности, Джек будет заставлять его ждать, Максим будет требовать строгой отчётности, определённости - Джек будет держать его в неведении. (А это уже прямой удар по Т.Н.С. Максима - его слабой и болезненной интуиции потенциальных возможностей: - ч.и.4). Максим подумает, что партнёр замышляет что -то недоброе, либо издевается над ним, желая, по- видимому захватить и перехватить власть, и попробует ужесточить “дисциплинарное воздействие” на Джека, попытается взять его “в ежовые рукавицы”. Но и Джек над собой произвола не допустит и если прямое сопротивление (прямой и откровенный бунт и протест) покажется ему слишком деструктивным и рискованным для их отношений, начнёт практиковать мягкие и неоднозначные формы сопротивления. Начнёт “ускользать” от Максима, используя для этого всевозможные интуитивные “трюки” - обещания, отсрочки, отговорки.
В результате Максим дезактивируется - много времени будет потрачено впустую, на неоправданные и никчёмные ожидания, много сил и энергии израсходуется на решение несуществующих проблем, на погашение искусственно разжигаемых конфликтов, на преодоление несуществующих разногласий и препятствий. Джек, выматывая не в меру заносчивого, деспотичного и авторитарного Максима, начнёт попросту выкачивать из него силы, ту неуёмную энергию, которую Максим направит на Джека, чтобы его подчинить своей воле, сломить его сопротивление, взять под контроль, ограничить в правах и возможностях. А для этого Джек просто будет возводить препятствия, городить огород на ровном месте, создавать иллюзию трудностей и осложнений. Изобретая различные причины и отговорки, которые невозможно будет проверить, он начнёт врать Максиму напропалую.
4.СЕНСОРНОЕ ПРТИВОБОРСТВО
Максим будет раздражён и возмущён таким поведением Джека. Он посчитает, что партнёр специально устраивает эти “выкрутасы” для того, чтобы выйти из - под его контроля, а значит и получить возможность обмануть его, перехитрить, оставить в дураках. А Максим этого не любит, это его бесит и оскорбляет в лучших чувствах. (Кем его здесь считают в конце- то концов?!) Потому и интуитивное “трюкачество” и изворотливость Джека он со временем начинает воспринимать как вопиющий недостаток, считая партнёра пройдохой, лгуном, обманщиком, безответственным и “скользким типом”, с которым опасно иметь дело.
Джек начнёт страдать от сенсорных перепадов воспитательной методики, (от форм и методов обращения Максима с партнёром). Привычкой Максима самым непредсказуемым образом чередовать “кнут и пряник”, при котором предупредительная опека и забота о партнёре неожиданно сменяется изощрённой жесткостью и садизмом. Этого Джек ни понять, ни принять не сможет. Он плохо переносит сенсорный дискомфорт, не готов в мирное время, в естественных и в бытовых условиях сталкиваться с прямой угрозой своей жизни и своему здоровью. Не готов сносить издевательства и терпеть неожиданную боль, вызванную странными, неоправданными и внезапными "нападениями" Максима (без ультиматума, без предупреждения, без объявления войны). В обыденной, мирной жизни Джек никому не позволяет ни бить себя, ни унижать своё человеческое достоинство - это его принципиальная позиция. А если такие “дисциплинарные меры” “подкрепляются” ещё и логическими мотивировками, Джек тем более готов возмущаться, бороться и спорить.(А при необходимости, и обращаться в правоохранительные инстанции). Джек и сам - программный логик, и у него у самого найдётся достаточно правовых, логических мотивировок для того, чтобы постоять за себя.
5. ПРОТИВОБОРСТВО ПО ЛОГИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ
Между партнёрами почти сразу же возникает противоборство по логическим аспектам (по каналам 1 - 7, 7 - 1 уровней ЭГО - ИД) и в частности, по аспекту деловой логики (-ч.л.), информацию по которой Максим оценивает критически. У него этот аспект находится у него на позициях наблюдательной функции, "запускает" его активационную интуицию времени (интуицию ближайших перемен +б.и.), стимулируя интерес Максима к каким - то выгодным (для самого Джека), но при этом опасным и рискованным (для остальных членов команды) предприятиям. Вследствие чего, Максим считает себя обязанным контролировать действия Джека (с точки зрения их эффективности, разумности и целесообразности) и высказывать необходимые (по его мнению) замечания.
Но именно это обстоятельство и возмущает Джека! Аспект деловой логикой является программной функцией его модели, (-ч.л.1), областью “врождённого профессионализма”. Здесь он себя чувствует “вне конкуренции”: замечаний со стороны партнёра не принимает, никаких возражений не признаёт, считается только со своими интересами и соображениями личной пользы и выгоды, предполагая при удачном исходе дел, вознаградить за труды и остальных членов команды, "не оставить в обиде", что, однако, ему практически не всегда удаётся: вознаграждение получает только тот, кто его требует, - строго, громко, внушительно. А тот, кто не требует, остаётся "с носом", его Джек "кидает", перераспределяя доходы в свою пользу, по своему усмотрению, отделываясь от обманутого партнёра пустыми обещаниями и отговорками.). А кроме того, Джек подсознательно настроен на логически внушаемого Драйзера, у которого аспект деловой логики попадает на позиции "абсолютно слабой" суггестивной функции, (а не наблюдательной как у Максима). Драйзер, в отличие от Максима не имеет такого определённого и жёсткого суждения по этому аспекту и так яростно его не отстаивает свою выгоду. Драйзер доверяет мнению Джека и внушается его деловыми рекомендациями, а Максим их оспаривает. И эта “логическая неподатливость” в сочетании с постоянным и жёстким контролем Максима раздражает и отпугивает Джека, который постоянно чувствует себя застигнутым врасплох (хотел обмануть, а не вышло!). У Джека появляется ощущение неловкости, психологического дискомфорта, возникает предчувствие, что он с партнёром “не сработается”.
Предчувствие его не обманывает: между партнёрами устанавливается жёсткое деловое (логическое) противостояние.
В нём участвует и программная логика соотношений Максима, которая в данном случае “пререкается” с наблюдательной логикой соотношений Джека (+б.л.7) возникают споры: кто действует разумнее, в рамках правовых нормативов, кто прав, кто справедлив, кто рассудительней, кто компетентней, чьё мнение можно считать правильным и авторитетным, кто кому должен уступить и подчиниться).
И здесь уже Джек начинает оспаривать мнение Максима, (чем и доводит его до белого каления). Но и такая реакция Максима тоже понятна - аспект логики соотношений является его программной функцией (+б.л.1) и он никому не позволяет оспаривать то, что считает для себя непреложной истиной.
А Джека подавляет авторитарность логики Максима, возмущает его слепое преклонение перед авторитетами, Джек не может примириться с бескомпромиссной жёсткостью партнёра. Доводы Максима его не убеждают. В вопросах логики Джек придерживается собственного мнения, верит только достоверной, лично им собранной информации, доверяет только своему опыту и никаких авторитетов не признаёт - это его принципиальная позиция, (вытекающая из требований его программы). Поэтому и мнение Максима он позволяет себе оспаривать, чем ещё больше его раздражает.
Максим пытается оттеснить Джека с руководящих позиций: безответственный человек не имеет права претендовать на приоритетное место в системе. Начинается попеременное вытеснение партнёра в "шестёрки", с той лишь разницей, что Джек это делает неосознанно, грубо, экстравертно, на правах экспансивного лидера, А Максим осознанно, упорно и упрямо настаивает на своём.
Отношения обостряются и ввиду обоюдной деклатимности партнёров:
* вследствие жёсткости и категоричности их тона,
* вследствие их стремления сломить сопротивление партнёра,
* всеми правдами и неправдами подчинить его действия своей волей,
* достичь желанной цели за его счёт, жестоко эксплуатируя его труд, манипулируя им как "примитивным материальным объектом", как "рабочей единицей" в своей системе (или команде), как пешкой в своей игре.
Отношения обостряются и вследствие того, что каждый из них подсознательно сориентирован на взаимодействие с дуалом - ЭТИКОМ, внушаемым по логическим аспектам, а потому уступчивым и податливым. Поэтому и причину логической неуступчивости друг друга ни один из них понять НЕ МОЖЕТ. Каждый из них кажется другому “непрошибаемым” тупицей, и ничего кроме раздражения они друг у друга не вызывают.
6.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО ТВОРЕЧКИМ АСПЕКТАМ
Взаимной поддержки по демонстративным и творческим функциям им теперь тоже не хватает. Так что и расслабления как такового они на этом этапе не испытывают.
Информация, подаваемая Максимом по аспекту волевой сенсорики (канал 2 - 6, 6 - 2, уровень ЭГО - СУПЕРИД) становится всё более негативной - жёсткой, деспотичной, лишающей Джека частной инициативы, а потому для него неприемлемой. Активация Джека оборачивается инертностью - принципиальным нежеланием выполнять приказы Максима, подчиняться его волевому давлению. (Джеку никто не указ!)
Информация, подаваемая Джеком по интуиции времени (канал 2 - 6, 6 - 2, уровень ЭГО - СУПЕРИД) тоже покажется Максиму неубедительной, слишком обнадёживающей. К позитивным прогнозам Джека он теперь отнесётся с недоверием, а если его опасения подтверждаются, то и с непримиримой враждебностью, осуждением - Максим обвинит Джека в безответственности, объявит его болтуном и бездельником.
А поскольку интуиция времени у Джека “работает” в одном манипулятивном “блоке” с аспектом этики эмоций, то и информацией по этим двум аспектам Максим будет введён в заблуждение, а вскоре и разочарован, после чего ни внушаться, ни активизироваться ими не будет. Ему будет казаться, что партнёр всё время плутует, “втирает очки”. (И это действительно так, изворотливая интуиция времени и гибкая этика эмоций Джека являются дополнительным подспорьем для его программной деловой логики. С помощью этих двух “инструментов” Джек действительно очень ловко “обделывает свои дела”. Его гибкая этика эмоций (-ч.э.3)позволяет ему “блефовать”, “делать хорошую мину при плохой игре”, поскольку она, как и все остальные функции, служат его прагматичным программным целям. Эта функция у Джека “хитра”, лукава, меркантильна, расчётлива и она безусловно отличается от пафосной, искренней, проникновенной этики эмоций Гамлета (дуала Максима). Причём, отличается не только своей слабостью или нормативностью, но в первую очередь она отличается своим качеством, служением другим - прагматичным целям и идеалам. (Так что и доверять ей Максим не может: сколько бы ни общался с Джеком, он видит в нём плута, обманщика, предателя интересов своего партнёра).
У Гамлета этика эмоций (+ч.э.1) - основа основ, это его флаг, его лозунг, его сверх - идея и сверх - цель, сверх - задача.
У Джека этика эмоций (-ч.э.3)- маска, “фикция”, инструмент мелкого жульничества, и Максим это чувствует. И такое качество информации его разочаровывает; им он не внушается. Даже позволив Джеку увлечь себя эмоционально, Максим довольно быстро охладевает к его затеям; он не внушается обещаниями Джека, не воодушевляется его показательно - завлекательным энтузиазмом. Максим отторгает от себя информацию по этому аспекту и его симпатия к Джеку сменяется антипатией, враждебностью и осуждением. (А в своём осуждении Максим бывает крайне резок, категоричен и жесток).
Максим может попытаться и разорвать отношения с Джеком, может начать избегать его, впредь не желая иметь с ним дела. Но и далеко убежать ему не удастся - Джек дорожит своими взаимоотношениями с партнёром, как, впрочем и Максим. Оба они эмотивисты и позитивисты (оптимисты); и оба могут рассматривать свой разлад как недоразумение, которое и постараются разрешить, а возможно даже предпримут и новую попытку к сближению.
7.НЕПОЛНАЯ ЭТИЧЕСКАЯ СУГГЕСТИЯ
Одновременно с этим возникают и осложнения по аспекту этики отношений.
Здесь уже Джек будет разочарован нормативной этикой Максима (особенно, если она до норматива и не дотягивает) - его жестокостью, цинизмом, подозрительностью, а главным образом, - “квадровыми комплексами”: убеждениями, мировоззрениями и системой взглядов. Все эти обстоятельства вначале настораживают Джека, а потом пугают и отталкивают. Максим ему покажется человеком из другого мира, живущим в другом измерении, воспринимающим всё под иным углом и в иной системе ценностей. Джек ощутит несовместимость своих с партнёром мировоззрений и это внесёт в его взаимоотношения определённый разлад.
Впрочем, на начальном этапе этические разногласия не покажутся им такими уж существенными, партнёры их могут даже не замечать. Поначалу каждый из них старательно “работает” по своей нормативной функции и прилагает усилия к тому, чтобы произвести на партнёра благоприятное впечатление. ( Взаимодействие по нормативно - суггестивным аспектам, каналы 3 - 5, 5 - 3, уровни СУПЕРЭГО - СУПЕРИД.) Но при более интенсивном общении и на более близкой дистанции начинают проступать их этические несовершенства и тогда каждый из них оказывается о партнёре не лучшего мнения. У каждого создаётся впечатление, что партнёр ненадёжный, недостойный или непорядочный человек, у каждого возникает ощущение неуверенности в партнёре и его нравственных качествах; каждому кажется, что на партнёра невозможно положиться...
И происходит это только потому, что каждый из них не получает достаточной информации на свою суггестивную функцию: вследствие неполноты суггестии, вследствие недостаточного внушения,
А в результате - НИ ОДИН ИЗ НИХ НЕ ВНУШАЕТ ДРУГОМУ ДОВЕРИЯ. (Что разрушает их партнёрские и деловые отношения, делает невозможным беспроблемное взаимодействие в квадрах решительных, где риск считает делом обыденным, но требует от партнёров и абсолютной честности, взаимной искренности и доверия.
Максим считает Джека пустозвоном, пройдохой, мошенником ( ввиду его прагматичной этики эмоций, обслуживающей меркантильные интересы его программы). Джек, приглядываясь к “проблематичной”, “бета - квадровой” морали Максима, придерживается о нём ещё худшего мнения, считает его человеком коварным, мстительным и злобным - опасным.
На каком - то этапе “бета - квадровые “комплексы” Максима и циничные “мировоззренческие” высказывания могут даже шокировать Джека, заставляя его держаться от партнёра подальше. (Их общий "комплекс", общий враг в квадрах решительных - неизвестность - вытесненный на подчинённые позиции аспект интуиции потенциальных возможностей (-ч.и.), - заставляет их с опаской относиться друг к другу, а скоро начнут бояться и своей тени...
Противостояние с этических аспектов (с каналов 3 - 5) переходит на программно - наблюдательные аспекты (логические) на каналы 1 - 7, задевая область их общих деловых интересов, порождая новые сомнения и недоверие. Максиму может показаться, что Джек его обкрадывает, Джек будет такого же мнения о Максиме.
ЧАСТЬ II
СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ
8.ПРОБЛЕМЫ ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Представителям этих психотипов, трудно быть компаньонами, их общий бизнес редко бывает удачен. Джеку не удаётся проконтролировать работу Максима - да он и не слишком уделяет этому внимание, заранее идя на риск, но чаще всего (будучи ориентирован на Драйзера), полагаясь на честность и порядочность компаньона во всём, что касается распределения доходов.
Но у Максима своё представление о справедливом распределении доходов и, предпринимая в этом направлении собственные шаги, он настолько запутывается в махинациях и “приписках”, что и сам на этом теряет, и Джеку никакой прибыли не приносит; Зато списывает на него все убытки лишь бы самому не остаться в проигрыше.
Вспоминается история двух друзей - компаньонов - Максима и Джека, которые буквально разорили друг друга. Оба хотели как лучше, а получилось хуже некуда...
Общаясь со своим безработным другом -Максима, Джек, то ли из сочувствия к нему, то ли уступая его настойчивым просьбам, до такой степени активизировался по аспекту волевой сенсорики, что взял и купил другу грузовик, специально, чтобы его трудоустроить. Потратил на это всё приданое своей жены (Драйзера), сам влез в долги, из семьи все деньги выгреб, поменял квартиру с большей на меньшую, переехал из столицы (союзной республики) в захолустье, но на вырученную сумму купил приятелю грузовик, который тот и гонял где - то в другом городе. (Жена отговаривала Джека от этой авантюры, спрашивала: "Как ты будешь его контролировать? Ты в одном городе живёшь, он в другом? - "А зачем его контролировать? - удивлялся муж. - Он и так знает, что надо делиться. Я ему верю!" После такого беспечного заявления жена-Драйзер попыталась отвоевать назад свои деньги: она их к свадьбе копила, по копеечке собирала, во всём себе отказывала. Но не тут - то было: муженёк вцепился в них мёртвой хваткой, как утопающий в спасательный круг и пищал - верещал: он-де другу обещал!..) Получил приятель грузовик…
Доходы от машины, расходы на страховку и тех. ремонт они предполагали делить пополам. Максим настоял на таком распределении доходов, а Джек не возражал, хотя, конечно, это было ему не выгодно. Отсюда и результат: время шло, а доходов всё не было. Как - то так "получилось", что девятитонный грузовик за полгода эксплуатации не принёс своему владельцу ни копейки прибыли...
- А арендатору?..
- А вот этот момент так и остался для многих загадкой. Примерно раз в месяц, после долгих междугородных переговоров, Джек отправлялся к приятелю за деньгами, но каждый раз возвращался с пустыми руками и мрачнее тучи. И было от чего расстроиться: долги его семьи уже достигали астрономических размеров, а покрывать их было нечем!
Позднее в конфликт ввязались и жёны “компаньонов”. Стали разбираться между собой, но так и не смогли понять: то ли их мужья друг друга обкрадывают, то ли им самим головы морочат - оба где - то пропадают, что - то друг с другом “выясняют”, а денег всё нет, как нет. По настоянию жены- Драйзера, Джек всё же отобрал у Максима грузовик. (Два месяца к решительным мерам не переходил - всё боялся обидеть друга недоверием, но, наконец, решился и поехал вызволять свою собственность). Без ссоры здесь, разумеется, не обошлось - Максим с грузовиком расставался крайне неохотно. А чтобы под конец насолить своему другу, чтобы возвращение собственности не казалось ему таким лёгким, сам у себя угнал этот грузовик (причём, накануне очередной выплаты страхового взноса), сам "раздел" этот грузовичок, сам заявил о "пропаже" - применил свою техническую изобретательность по высшему разряду… Зато потом сам же и рассказывал всем и каждому, как несправедливо с ним поступил его лучший друг.
Джек пригнал грузовик в родное захолустье (предварительно собрав его из того, что под руку подвернулось) и потом ещё долго ломал голову, куда бы его приткнуть. Сам он был занят на другой работе и ему стоило немалых усилий избавиться от этой (теперь уже) "груды металлолома", что, конечно, не обошлось без убытков. В общей сложности, он потерял три четверти вложенной суммы, а оставшаяся четверть, вырученная от продажи машины, ушла на покрытие долгов. (И то, далеко не всех!).
Впрочем, с этого только начались его неприятности: в дальнейшем он окончательно разорился, (что опять же, не обошлось без помощи “друзей”), рассорился с родственниками, потерял друзей, потерял доверие всех знакомых и близких. Потерял семью: собрал всю имеющуюся в доме и на счету наличность и отбыл в неизвестном направлении, оставив жену разбираться с судебными приставами и кредиторами (среди которых были и те, что требовали возврата и его карточных долгов!)…
(По всей видимости, вступая в брак с дуальной невестой, Джек (герой этой истории) скрыл своё пристрастие к азартным играм (вопреки обычному правилу рационалов: рассказывать о себе всю правду будущему спутнику жизни). По - видимому, друг - Максим пытался его этим шантажировать, за что ему и был куплен грузовичок (ценой невероятных жертв и усилий), и организован бизнес на невыгодных для Джека условиях. Потому, что не таков "предприниматель" Джек (ЛИЭ), чтобы соглашаться на бессрочное и абсолютно убыточное деловое партнёрство. И не таков он собственник, чтобы отказываться контролировать поступление арендной платы за эксплуатацию его имущества. Если Джек идёт на это, значит ему под этой мнимой "убыточностью" необходимо замаскировать какой - то "теневой" отток доходов (теневые расходы, о которых он вынужден был умалчивать). Скорее всего, оба "партнёра" проигрывали доходы от бизнеса в казино (или затеяли этот бизнес ради возможности добывать деньги на игру). При этом они напропалую обворовывали друг друга (грабили государство, - видимо, предполагая сбыть этот "бизнес" с рук при первой возможности), безбожно врали друг другу и своим жёнам.)
9. ЩЕДРОСТЬ ЗА ЧУЖОЙ СЧЁТ
(ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВУХ БЕСПЕЧНЫХ ОПТИМИСТОВ - ПОЗИТИВИСТОВ)
Джек умеет быть щедрым за чужой счёт, как никто (по своей нормативной и манипулятивной этике эмоций (-ч.э.3), призывающей его жить и радоваться жизни. А заодно радовать себя и других любой возможностью устроить себе и другим праздник. (Пример: десятилетнюю девочку - Джека ценой невероятных усилий и трудностей, отправили из блокадного Ленинграда в тыл, в Ташкент, к бабушке - Максиму, которая работала концертмейстером в городском оперном театре. Бабушка неотлучно жила при театре. Всё время с утра до вечера проводила на репетициях и внучку пристроила в театр на полный пансион за свой счёт. Для внучки был открыт неограниченный кредит в театральном буфете, но строго - настрого было приказано: есть только "комплексные обеды" (о которых была предварительная договорённость с буфетчицей) и только самой, никого чужого не угощать. Первым делом внучка убедила буфетчицу, что прежняя договорённость аннулирована и стала сначала сама от души лакомиться деликатесами (которые там ещё были), а потом и угощать ими одноклассников за бабушкин счёт. Очень ей это нравилось: привести целую ватагу друзей и, широким жестом указав на витрину, сказать: "Ребята, ешьте, пейте, сколько хотите, я всё оплачу!". Дети угощались пирожными и лимонадом… Бабушка один раз оплатила счета, выручив деньги от продажи каких - то чудом уцелевших фамильных драгоценностей, строго поговорила с внучкой, предупредила её о последствиях; потом во второй раз оплатила новый счёт. В третий раз счета достигли астрономических размеров, потому что внучка, несмотря на все предупреждения (теперь уже назло бабушке), не только сама от души лакомилась деликатесами, но и щедро угощала ими уже абсолютно всех одноклассников (полагая, что таких "жадин", как бабушка, надо учить). (А кроме того, она не могла отказать себе в удовольствии привести толпу голодных ребятишек и досыта всех накормить разными вкусностями). Дети были счастливы. У внучки от друзей отбоя не было. Буфет выполнял план… Получив очередной счёт, бабушка заболела. Потратив все оставшиеся ценности и сбережения на выздоровление, на оплату счетов и лекарств, она лично препроводила внученьку на вокзал и посадила на поезд, идущий в Ленинград (с него как раз тогда сняли блокаду), помахала рукой на прощание и с лёгкой душой вернулась к своим делам. Девочка поехала домой с приключениями, но её судьба бабушку уже не интересовала…
10. (ДЕЛОВЫЕ И СИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДИАДЕ ДЖЕК - МАКСИМ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВУХ ДЕКЛАТИМОВ: СУБЪЕКТИВИСТА И ОБЪЕКТИВИСТА)
Субъективисту Максиму трудно понять отношение Джека к "своим", "кровным" членам его системы. Он не понимает, как можно подставлять "своих" в угоду "чужим"? Как можно жертвовать интересами близких ему людей, связанных с ним кровными и родственными узами, потакая прихотям совершенно чужих и посторонних ему "случайных знакомых"?
Джек и сам не понимает, как это у него так получается, чувствует себя виноватым перед всеми, от всех бегает, а повстречавшись, со всеми ругается, огрызается, переносит свою вину на других, потому принимать её на свой счёт органически не способен. Джек - объективист (человек третьей квадры, где так же, как и в четвёртой доминирует аспект прагматичной ДЕЛОВОЙ ЛОГИКИ (логики факта, логики действий) и ЭТИКИ ОТНОШЕНИЙ, необходимый для правовой, этической и социальной защиты всех членов сообщества (рабочей группы, команды, системы, коллектива).
В отличие от субъективистов, рассматривающих окружающую среду как систему - открытую или закрытую, объективисты ( и прежде всего Джек) рассматривают среду как материальный объект, который можно преобразовывать, системно организовывать, адаптироваться к ней, приспосабливать её, осваивать её для себя… Всё это можно делать, рассматривая взаимодействие с окружающей средой КАК РАБОТУ С МАТЕРИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТОМ. (А НЕ КАК С СИСТЕМОЙ!) Навешивать "ярлыки", рассматривать среду обитания как систему определённой формации экономической или политической - зачем? С какой стати? - Была бы среда, а систему мы из неё "вылепим", какую захотим - хоть такую, хоть этакую!
Отсюда и "деловое", творческое, и потребительское отношение к системе.(Что само уже по себе ужасает Максима: для него это всё равно, что - просто так, потехи ради, позволять кому - то фундаментально перестраивать свой дом и весь мир вокруг себя, наполняя жизнь всех, связанных с этим миром людей хаосом и разрушением; причём, без всякой на то веской необходимости и без всяких веских причин). Отсюда и постоянные конфликты субъективистов с объективистами. И, как противовес крайнему структурологическому педантизму субъективистов, беспечное и прагматично - ОПОСРЕДОВАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К СИСТЕМЕ В КВАДРАХ ОБЪЕКТИВИСТОВ: есть некая среда, в которую можно влиться с определёнными прагматичными целями и задачами для себя. Если сложатся в этой системе дружеские отношения - значит образуется дружеский круг, среда станет дружественной. Сложатся деловые, среда станет творческим или рабочим коллективом - командой. И будет таковой, если кто - то не захочет из неё выйти. Сложатся родственные отношения - замечательно! - образуем семьи, будем ходить друг к другу в гости по праздникам. А какие ещё нужны "системные отношения"?
Отсюда и деструктивность (асистемность)отношений. (И в первую очередь у Джека, предпочитающего ломать традиционные системные отношения: "Почему интересы близких людей должны быть важней и предпочтительней интересов "дальних", едва знакомых людей? Дальние что, -не такие же люди, как эти? "Почему бы им и не помочь, если требуется?"
"Сегодня ты им поможешь, завтра они тебе помогут!" - считает Джек, по своей суггестивной АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЙ этике отношений (+б.э.5), которая заставляет его (по собственному его убеждению) вкладывать много сил и "души" в каждое новое взаимодействие, но много и требовать, позволяя рассматривать свой первоначальный, этический вклад как материальную ценность, как аванс и как "приглашение" ко многообещающим и взаимовыгодным, деловым отношениям: "Почему бы и не помочь людям, если эта помощь может быть взаимовыгодной, может послужить началом успешного делового сотрудничества?". А то, что ресурсы для этой помощи приходится отбирать у "своих" - просто потому, что так выгодней поступать по его альтернативной деловой логике - (- ч.л.1), так что же делать? - не вложишь, не получишь!)
Джек предпочитает забирать у других (и прежде всего у своих компаньонов) всё, что ему нужно по принципу: "Что моё, то - моё, что твоё, то - наше". (Он из тех "благодетелей", кто одарит на копейку и разорит на миллион, полагая что и копеечного приза достаточно, чтобы заманить "лоха" в мышеловку "бесплатным сыром".)
Его (наделённая интегрирующими свойствами) деклатимная модель не склонна щедро делиться своим (или щедро одаривать кого - то за свой счёт).
(Квестимная позиция "Взять всё и разделить" - не для деклатимной модели. Прежде, чем делиться своим, нужно сначала объединиться с чужим (имуществом или капиталом) - войти в долю на паях, пусть даже мизерных. А потом уже (если очень хочется выйти из "доли") забирать своё, прихватывая заодно и чужое. Иногда для того, чтобы забрать чужое, деклатимы (и прежде всего, Джек) и входят в долю. (И квестимов убеждают так поступать, утверждая, что "объединяться с врагом"- очень выгодно: это всё равно, что брать вражеский корабль на абордаж: размыл границы между "своим" и "чужим" и пользуйся - бери чужое, как своё! Квестимы этого не понимают и предпочитают держаться от потенциальных врагов подальше.)
Позиция: "Сначала своё преумножай, а потом уже отделяй своё от чужого - но только тогда, когда это нужно и с наибольшей выгодой для себя" - первая заповедь деклатима. (Из - за чего они иногда производят впечатление "крыс, бегущих с тонущего корабля", который сами же и пустили на дно, предварительно растащив и расхитив всё ценное. И в этом - причина столкновения двух деклатимов, из которых каждый, по своей альтруистической этике отношений (+б.э.), говорит о "заступничестве", "всепрощении и любви к ближнему", но при этом может пустить "ближнего" по миру, обобрав его до нитки.)
За счёт чужих ресурсов - реальных и мнимых, за счёт реальных и мнимых возможностей (-ч.и.) кредитов чужого доверия, и за счёт системы взаимозачётов, включающих мизерное "своё" и значительное "чужое", - в рамках деклатимной модели и её альтернативной деловой логики (-ч.л.) можно "делиться" с кем угодно и чем угодно. Джек - великий манипулятор на сей счёт. Но Максим - тоже деклатим. И он тоже не любит делиться своим, или отдавать своё, не получая взамен ничего стоящего и эквивалентно ценного (не терпит, когда с ним поступают несправедливо - кому это понравится?!). Максим - педант, человек системы, человек слова. А Джек - человек дела (исключительно выгодного для себя).