Робеспьер - Достоевский (Стратиевская)
Как и другие “деловики”, партнёры этой диады в чём - то похожи друг на друга. Оба — идеалисты - мечтатели. (Робеспьер — идеалист логический, мечтающий о справедливом и гармоничном переустройстве общества, Достоевский — идеалист этический, ставящий превыше всего нравственное и духовное воспитание личности.). Оба партнёра в общении проявляют себя людьми мягкими, деликатными и уступчивыми. Достоевскому импонирует рассудительность Робеспьера, ему приятно общаться с таким умным и интересным собеседником. Робеспьеру глубоко симпатична искренняя доброжелательность Достоевского, его кротость, отзывчивость, способность к состраданию.
Партнёров сближает и любовь к детям, и проблемы воспитания подрастающего поколения...То есть, им не скучно друг с другом: есть о чём поговорить и есть над чем поработать... Но разногласия у них, тем не менее возникают. И в первую очередь, — программные.
1. ПФ-1. ПРОГРАММНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ И СХОДСТВА
Каждый из них свою программу ставит выше программы партнёра, а программу партнёра рассматривает чуть ли не как утопию.
По мнению Достоевского: ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ ПЕРВИЧНА, ЛОГИКА СПРАВЕДЛИВЫХ СООТНОШЕНИЙ — ВТОРИЧНА.
То есть, общество сможет быть справедливым только тогда, когда все люди будут стремиться к нравственным идеалам и равно хорошо друг к другу относиться Только вследствие этого они будут поровну распределять материальный блага.
По мнению Робеспьера: ЛОГИКА СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО, ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ — ВТОРИЧНА.
А именно: хорошее отношение между людьми возникнет только в результате справедливого распределения материальных благ — не будет обделённых и обиженных, — ни вражды, ни насилия...
Деспотизм и насилие — общие враги в этой диаде.
Прежде всего — в соответствие со схожим для обоих квадровым признаком РАССУЖДАЮЩИХ, при котором аспект волевой сенсорики считается анти- ценностью. Решать свои проблемы насильственным путём, ценой подавления и подчинения окружающих считается недопустимым в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ — в первой и четвёртой квадрах. Аспекты волевой сенсорики вытеснены у представителей этих квадр на подчинённые позиции лаборных блоков информационной модели. (То есть, на те уровни, которые позволяют совершать с этими аспектами "работу над ошибками" и затрачивать определённые усилия, чтобы дорабатывать, обрабатывать, проверять и перепроверять соизмеряя собственные усилия и результаты работы по этим аспектам с усилиями и результатами работы других. (Отчего эти уровни — блоки СУПЕРЭГО И ИД —и называются "лаборными" (по Аушре Аугустиновичуте, см. работу "Теория признаков Рейнина"1985г.), от слова "труд".
Тему деспотизма в квадрах рассуждающих лучше обсуждать в кругу друзей и единомышленников, чем сталкиваться с этим явлением в частной жизни повсеместно.
Обсуждением этой темы рассуждающие интуиты Робеспьер и Достоевский. и занимаются с переменным успехом. В зависимости от ситуации, побеждает точка зрения то одного из них, то другого. Просто в процессе общения Робеспьер замечает, что Достоевский не так уж силён в логике, а Достоевскому многие утверждения Робеспьера кажутся неэтичными.
Общим свойством рассуждающих интуитов является некий иллюзорный инфантилизм мышления — следствие доминирующего на уровне ЭГО аспекта интуиции потенциальных возможностей, из - за чего многие их рассуждения о переустройстве окружающего мира и о методах решения существующих в нём проблем носят по- детски наивный, романтичный, мечтательный характер, а предлагаемые ими проекты кардинального переустройства или усовершенствования окружающей среды разрабатываются методом далёких от реальности ( часто абсолютно противоположных и несовместимых с нею) умозрительных заключений.
Так, например, очень занятный вопрос обсуждался в одной популярной телепередаче (в 1997 году): один из участников, молодой парень, (по типу ЛИИ, Робеспьер), предложил оригинальный способ экономического и социального переустройства России — сдать всю её недвижимость в аренду Соединённым Штатам Америки, (“земля наша богата, порядка только нет”). Приволок в студию огромный том Истории России, сослался на некоторые эпизоды. Тезисно, по пунктам зачитал свой “трактат”, о том как хорошо и справедливо всё будет обустроено в России американцами; как всё у них будет практично и демократично. И даже срок аренды оговорил: 49 лет, — больше законодательством не предусмотрено.
Предложение сразу же “перекрылось” высказыванием представителя второго, рассматриваемого нами психотипа (ЭИИ, Достоевский): “Можно справиться и собственными силами. Нужно только горячо любить свою родину, уважать себя и любить друг друга! И тогда мы сами себе создадим хорошие условия, и работать будем хорошо. И поднимемся без Америки...”
2. ОТНОШЕНИЯ "ОТРАЖЁННОЙ РЕВИЗИИ"
Отношения в этой диаде также носят характер отражения отношений ревизии ("зеркальной ревизии"). Поскольку каждый из партнёров является "зеркальщиком" (зеркальным отражением в квадре) подревизного.
Достоевский — зеркальщик Гексли, подревизного Робеспьера.
Робеспьер — зеркальщик Дон-Кихота, подревизного Достоевского.
"Отражённая ревизия" проявляется и в конкуренции идеалов ЭГО - программ обоих партнёров, каждая из которых норовит и перекрыть и вытеснить другую. Так что со временем все эти вытеснения и стычки перерастают в непримиримую конкурентную борьбу, сопровождаемой жестокой критикой и взаимной ревизией конкурирующей системы приоритетов.
Хотя и сами партнёры в этой диаде из-за сходства средств реализации своих программ похожи на зеркальные отражения друг друга: интроверты, инфантильные интуиты, идеалисты, романтики, мечтатели
В диаде каждый из них поклоняется своим богам:
ЛИИ, Робеспьер — некоему, абстрактному Справедливому Порядку,
ЭИИ, Достоевский — некой абстрактной Вселенской Любви.
А что является первопричиной, а что следствием, — для них так и остаётся невыясненным. И это тоже естественно, поскольку здесь взаимодействуют два рассуждающих интуита- статика (два статика - теоретика) и каждый настаивает на своей системе взглядов.
ЛИИ, Робеспьер — аналитический системный теоретик, аспект демократичной логики соотношений программный, доминирующий (-б.л.1).
ЭИИ, Достоевский — "ролевой" системный манипулятор, аспект иерархической логики соотношений, находится на подчинённых позициях нормативной, контактной функции уровня СУПЕРЭГО (+б.л.3).
3.АМБИЦИОЗНЫЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ
Поклоняясь превыше всего своей абстрактной Вселенской Любви и Вселенскому милосердию, ЭИИ, Достоевский, тем не менее остаётся жёстким, системным иерархом (как представитель квадры аристократов), устанавливает с окружающими отношения соподчинения по своей контактной иерархической логике соотношений (+б.л.3), претендует в любой системе отношений (и логической и этической) на приоритетную, доминирующую роль (вне всяких оснований и вне объяснения причин своих притязаний), что не мешает ему тем не менее заявлять о своей любви к ближнему, говорить о всеобщем этическом братстве и равенстве всех людей на Земле, о Сверх Этике и абсолютной Гармонии этических отношений, которая может быть достигнута ценой взаимных уступок всех перед всеми (в настоящем) и путём высочайшего духовного совершенствования всех и каждого в настоящем и в будущем. К чему и призывает своих соконтактников по программному своему аспекту — приоритетной, иерархической этики отношений (+б.л.1), требуя уступок от окружающих здесь и сейчас во имя скорейшего наступления Царства Вселенской Гармонии человеческих отношений в ближайшем будущем. ("Чем скорее научимся уступать друг другу, тем скорее оно наступит, поскольку каждая наша уступка гармонизирует и совершенствует нашу личность, приучая нас к взаимной доброте и отзывчивости. Когда все станем взаимовежливыми и взаимоотзывчивыми, наступит эпоха гармоничных отношений, ускорить приближение которой в наших силах. Для этого нужно только захотеть, чтобы светлое будущее (Светлое Царство Гармонии человеческих отношений) наступило как можно скорее: чем раньше наступит, тем меньше насилия и жертв произвола будет на Земле, тем счастливее будем жить мы и наши дети. Вы что,— не из тех, кто желает счастья всем нам и всем нашим детям?! Вы — принципиальный противник счастливой и мирной жизни во взаимной любви и согласии?? А производили такое приятное впечатление! Вы меня разочаровываете…")
4. УСТУПКА В ПОЛЬЗУ "ДРУГОГО"
Что должен делать человек, чтобы "не разочаровывать" ЭИИ (Достоевского)?
Выход один: соглашаться на все его требования. Альтернативу ЭИИ не принимает, поскольку никому не позволяет препятствовать наступлению Светлого Будущего в самый ближайший момент. (Которое в его воображении рисуется этаким Санта- Клаусом с мешком подарков для всех и каждого, стоящим на пороге. Стучится этакий Санта- Клаус в дверь каждого дома и в сердце каждого человека. Но не каждый его в своё сердце пускает. Есть ещё такие "тормоза", которые задерживают его наступление. Хотя Светлое Будущее уже сегодня может войти в нашу жизнь, если в каждой, конкретной ситуации каждый человек сделает выбор не в пользу себя, а в пользу "другого".)
Вот таким простым, незатейливым методом Достоевский склоняет к уступке всех и каждого на своём жизненном пути и с такой незатейливой отмычкой взламывает ЭГО - программы соконтактников, выводя их из строя сверх значимых для человека первостепенных программ, заменяя их и вытесняя их ЭГО - программы своей, приоритетной этической. Навязывая её как самую сверх значимую и актуальную. ("Вот, когда достигнем всеобщей гармонии отношений (когда сильный перестанет обижать слабого и оба дружно и счастливо заживут бок о бок), вот тогда и вашу программу реализуем, а до тех пор, извольте присоединяться к реализации нашей программы. Чистота и гармония отношений — превыше всего: вы же не сядете обедать за грязный стол? И в грязную постель не ляжете? Тогда зачем вы допускаете наличие грязи и нечистоплотности в душах и в отношениях между людьми? Да, путь нравственно совершенствования — долгий и нелёгкий путь. Поэтому начинать надо с себя, в каждую единицу времени на каждом отрезке жизненного пути. Уступи, сделай выбор в пользу интересов другого, вот и сделаешь первый шаг по пути нравственного совершенствования. А если тебе инструкция-путеводитель нужна… — а как же идти по пути нравственного совершенствования без путеводителя?!.. — вот у меня и книжечка случайно под рукой оказалась, — последний экземпляр, все остальные уже расхватали — я вам очень рекомендую прочесть: написана очень хорошим и добрым человеком… Постойте, куда же вы, мы ведь, так хорошо и интересно общались… Ну, почитать - то эту книжку вы можете… Вы меня разочаровываете, я был о вас лучшего мнения… А поначалу производили впечатление такого хорошего человека…"
Разумеется, не каждому первому встречному ЭИИ предлагает "поучительную литературу", но в отношениях с каждым держится как духовный наставник, как ментор ( назидатель, морализатор), как цензор лексикона и образа мыслей соконтактника, как духовник, готовый выслушать, посочувствовать оказать посильную помощь страждущему ( или свести с такими же страждущими, страдающими от того же непонимания и тех же проблем). А чтобы иметь лучшее представление об отягощающих душу собеседника проблемах, Достоевский устанавливает с ним доверительные отношения на близкой дистанции, говорит располагающим к откровению тоном. Но и это, опять же, только на первых порах. Чем больше общается с (приятным и симпатичным ему ) человеком ЭИИ, тем больше ему хочется знать о духовном мире его "подопечного", о его заботах и печалях, что лежат у него на душе. Всё более настойчиво требует он большей открытости, доверия, искренности. Ну, и обижается соответственно: то ему кажется, что человека раздражают его ("невинные") расспросы, то ему кажется, что от него отмахиваются как от назойливой мухи.
Кем хочет быть Достоевский для своего собеседника?