10.ИНВОЛЮЦИОННАЯ МИССИЯ ДРАЙЗЕРА
Драйзер ненавидит деспотизм. И ненавидит тех, кто безнаказанно и безраздельно злоупотребляет своей властью и своими социальными правами, терроризируя беззащитных и бесправных - тех, кто вверен (обществом) их заботам, кто от них полностью зависим и нуждается в их опеке и помощи. Сама мысль о том, что семью, дом можно превратить в тюрьму, в застенок, в камеру пыток, в концлагерь до такой степени шокирует Драйзера, что ему кажется ( он приходит к такому неутешительному выводу, что в лице этого деспотично жестокого постоянно истязающего его человека он сталкивается с реальным и абсолютным воплощением зла. А непримиримая борьба с реальным воплощением зла во всех его проявлениях - основная функция сенсорной реализации этической программы Драйзера, разделяющей добро и зло с последующим беспощадным уничтожением зла во всех его проявлениях с обязательным сведением его к абсолютному минимуму - то есть к нулю. В свете этой программы девочка и сражалась с деспотичным отцом как с монстром, чьё зло необходимо было абсолютно минимизировать, а его самого сделать абсолютно безобидным и безопасным для членов его семьи. (Во всех отношениях действовала как рыцарь Армагеддона: ей надо было обезвредить "дракона" единственно возможными и доступными для неё средствами. Вот она и сражалась с ним, эта кроха. И судя по тому как ей удавалось его укротить, действовала она всерьёз и в полную силу. Так, что родственники уже боялись её к отцу подпускать. Чуть только он проявит агрессивность, так она сразу же и налетает его укрощать.)
Этическая программа и её сенсорная реализация обязывают Драйзера бороться со злом - в ком бы оно ни воплощалось, - в близком ли родственнике, родителе, в супруге, или в друге - система отношений для Драйзера значения не имеет. Ни породниться, ни подружиться, ни (тем более сочетаться браком) с воплощённым злом он не позволит. Поэтому может преспокойно, не моргнув глазом ( даже наоборот, с сознанием выполненного перед собой и своей программой долга) расстаться с самым близким для себя человеком, будучи абсолютно и исчерпывающе ( в плане доказательств) убеждён, что его ближний является реальным воплощённым зла и значит с ним нужно расстаться ( и непременно, врагом) на всю оставшуюся жизнь. Такие требования предъявляет ему программа.
По своему положению в соционе Драйзер оказался в квадре решительных демократов ещё и методом исключения всех остальных вариантов. При такой программе он не может мирно сосуществовать в среде системных субъективистов (первой и второй квадры), для которых система - это всё. и где доминируют аспекты структурной логики соотношений, а личные свойства, качества и поступки человека рассматриваются как хорошие или плохие постольку, поскольку они полезны или вредны системе - то есть, как правильные или неправильные. И значит, такого понятия, как "человек, воплотивший в себе абсолютное зло", нет и не может быть в системе, если он не только приносит реальную пользу, но и обогащает её, расширяет её границы новыми завоеваниями, улучшает благосостояние членов системы, или тех, кто занимает в ней привилегированные позиции. Драйзер также не мог быть и представителем четвёрной квадры - квадры аристократов, устанавливающих отношения соподчинения в системе этических отношений. И это также противоречит демократичным позициям его этической программы: где соподчинение, там вытеснение в нижние слои социальной иерархии, где вытеснение, там и деспотизм, и значит этическая программа в этих условиях может быть только конъюнктурной, очень условной, примирительно - конформной, "соглашательской", заказной. С кем прикажут примириться или примирить в этих условиях, с теми она помирится, тех и примиряет, стараясь запорошить глаза мнимыми и иллюзорными достоинствами обеих сторон и "втереть очки" новым союзникам. Нравится - не нравится, а заказ надо выполнить. Такие "убогие" ( с точки зрения разделительной, критической этики), беспощадные условия, принуждающие к беспринципной неразборчивости и всеядной покладистости, программе Драйзера не подходят ни в коей мере. Таким образом, он оказывается в третьей квадре в одной лодке с остальными своими квадралами - решительными демократами - деловыми и инициативными. Старается никому не быть в тягость (коль скоро его уже приняли в эту компанию) и борется со злоупотреблениями на местах, поскольку является придирчивым, тактическим этиком. Без дела он не сидит, работу себе находит. Работы, - и прежде всего по своей этической программе, - у него всегда невпроворот. Параллельно он осваивает много полезных и нужных специальностей, чтобы быть востребованным в обществе.
11. ЭВОЛЮЦИОННАЯ МИССИЯ МАКСИМА;
МАКСИМ КАК "ВИНТИК" СИСТЕМЫ, КАК "ВЕЩЬ В СЕБЕ", КАК "САМ СЕБЕ КОНТРОЛЁР"
Максима нельзя не контролировать! Контроль - это внешняя опора его ЭГО- программы (иерархической логики систем +б.л.1) - ощущение системы и своего места в ней, - ощущение себя "винтиком" в централизованной, субординированной, государственной "машине" (в государственном аппарате), - "винтиком, закручивающим гайки". То есть, выполняющим свою основную работу и функцию -осуществляющим контроль и фиксацию различных уровней и степеней свобод всех, окружающих его, "элементов системы". Фиксирует и контролирует, кто на какой позиции стоит, на каком уровне и по какой стойке - "Смирно!", или "Вольно!".
Контролировать посты - его обязанность. Стоять на посту - тоже может, если его будут контролировать. Служба в армии, субординированной, централизованной системе, где все друг друга контролируют сверху до низу, для него, - самое то!
Если старший по званию его не проконтролирует, - будет "сам виноват", сам будет отвечать за всё.
За Максимом нужен глаз да глаз, везде и всюду, в любой ситуации - и именно потому, что ему самому так удобно. Для него это, кроме ощущения внешней опоры, ещё и ощущение обратной связи с окружающим его внешним миром, с окружающей его системой отношений, внутри которой, на перекрёстке структурных связей и отношений он ощущает себя активным участником происходящих вокруг него событий.. Внешний контроль для него - это внешняя поддержка системы, её отклик, её сигнал, на который Максим ориентируется и соотносит со своей собственной системой координат. Благодаря этому (контролирующему) сигналу, Максим не чувствует себя потерянным в открытом социуме (так же, как космонавт, получающий сигналы из центра управления полётом, не чувствует себя потерянным в открытом космосе).
Максиму ( как субъективисту, со свойственным ему коллективистским мышлением - где система, там и коллектив) важно чувствовать поддержку и опору коллектива, ощущать себя "не забытым" окружающей реальностью, окружающей его системой общественных отношений. Поэтому он часто провоцирует для себя отклик окружающей его системы: сам посылает "контролирующие" сигналы во все инстанции (осуществляющие контроль и руководство), "сигнализирует о беспорядках", сам борется с чиновничьим произволом на местах! И очень радуется, когда получает ответ: его сигнал услышан, его информация учтена, он вступил в переписку с соответствующими ведомствами и вместе с ними контролирует положение дел. Он работает в системе и на систему. (И он так этому радуется, словно просигналил инопланетянам, и получил от них ответ из другой галактики.) Теперь он не одинок, - он замечен, он подотчётен - "взят на учёт", как внештатный корреспондент , сигнализирующий о недостатках. Он находится в "системе связи" - прямой и обратной, в системе контроля и учёта. (О том, что он состоит "на учёте", Максим иногда тоже не прочь напомнить, - не важно, у кого. Главное, - "на учёте". А это значит, что он уже в чём - то защищён, он уже не исчезнет бесследно - он "на учёте". Контроль, учёт - для него это та же защита, то же ощущение системы и коллектива: он не одинок, он добровольно работает "винтиком" системе охраны правопорядка, - он контролирует работу каких - то звеньев, блоков, структур, и эти структуры его контролируют, а он отчитывается: сообщает об изменениях, если таковые имеются, - он в системе, он социумом "учтён", востребован как "подотчётная единица", он обществу небезразличен, - о нём помнят!
А почувствует, что о нём "забыли", тут же о себе и напомнит. (Потому, что страшнее всего - выпасть из системы, почувствовать себя сброшенным ею со счетов, неучтённым, невостребованным, безразличным - забытым. Для того, чтобы "напомнить о себе" - восстановить обратную связь, Максим может совершить противоправный поступок (попытки ради), - превысить полномочия с тем, чтобы отследить результат. Если путь на вышестоящую должность открыт, а "кресло пустует", почему бы его и не занять? Если начальник не отреагирует, не одёрнет, не проследит за его действиями, - будет сам обвинён в недостатке бдительности, будет подставлен под неприятности (под произвол, под злоупотребления, которые совершат при его "попустительстве") и будет "сам виноват", что проморгал - и поделом ему: не зевай!
Сам Максим никому не позволяет перехватывать у него полномочия, перешагивать через его голову к новому назначению, "дуриком пролезать в чужой вагон". Но для себя, любимого, он делает исключение.
Если проследили и остановили (поймали за руку), Максим всегда может слукавить - сослаться на проверку бдительности (которую он, якобы, провёл по собственной инициативе), взорваться праведным гневом или скосить под "дурачка": "Поймали, - и хорошо! Значит хозяйский глаз не дремлет! А то, смотрю, никому до этого дела нет, - дай, думаю, проверю…"
Если не проверили и не остановили, - значит он теперь может присваивать себе чужие полномочия "по умолчанию". (А почему бы и нет? Ему, как беспечному деклатиму, ориентированному на скорейшее достижение социальной успешности, обидно упускать (альтернативную) возможность (-ч.и.4), которой запросто может воспользоваться кто - то другой.
Во второй квадре "зевать" опасно, - прослывёшь жертвой собственной нерасторопности, а Максиму это ни к чему: кому охота быть самому "виноватым" в собственных несчастьях? - и смешно, и глупо: сегодня тебя кто - то случайно "обошёл" ("обделил возможностями"), завтра - все, кому не лень, будут намеренно обходить, держать за лоха, оставлять в дураках. (А программный системный логик Максим - лидер системных отношений во второй квадре, не может себе позволить выглядеть глупее других (одно дело, - косить под дурачка, другое - быть им!). Поэтому, если удаётся завладеть тем, что "само идёт в руки", он не считает себя виноватым в злоупотреблениях - взял "ничейное", "бесхозное" - то, на что никто не претендовал, прибрал к рукам то, что плохо лежало, - присмотрел его хозяйским глазом и прихватил, чтобы добро не пропадало, - только и всего! (Какая же тут вина? - правильный поступок!)
Присваивая себе новые полномочия фактически и закрепляя их за собой юридически, Максим стремительно поднимается по служебной лестнице, завоёвывая новые высоты, захватывая новые посты - сначала только как "исполняющий обязанности" должностного лица, имеющий опыт подобной работы на практике (что значит, собственная деловая инициатива в системе - прямой путь наверх!), а потом и как официально утверждённый в новой должности человек. Не успев устроиться и утвердиться на новом месте, Максим уже приглядывается к вышестоящему креслу и, снова присваивает часть чужих полномочий, позволяя себе ещё большую свободу действий.
Если удаётся закрепить за собой "ненароком" присвоенные полномочия, значит он теперь сам - хозяин - барин, а его рука - владыка.
Уступать, или не уступать искушению (злоупотребить властью и полномочиями)- это он теперь будет решать сам: свободы больше, но и беспокойства больше и ответственности перед самим собой. А когда беспокойство становится нормой, возникает желание чаще идти на риск. И тогда уже противоправный поступок становится чем - то вроде экстремального вида спорта, - разных форм ощущений, разных степеней жестокости, разных уровней риска и опасности.
12.ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ВЗАИМНАЯ РЕВИЗИЯ ЗЕРКАЛЬЩИКОВ ПОДРЕВИЗНЫХ; ВЗАИМНЫЙ КОНТРОЛЬ МАКСИМА И ДРАЙЗЕРА
(Максим - зеркальщик Жукова, подревизного Драйзера;
Драйзер - зеркальщик Цезаря, подревизного Максима)
Трудно сказать, по каким пунктам ЭСИ (Драйзер) мог бы бесконфликтно взаимодействовать с "деловиком" Максимом: зарвавшихся чинуш, упёртых столоначальников, злоупотребляющих своим положением, ЭСИ (Драйзер) на дух не переносит. Как увидит этакое убогое, самоуверенное существо, сидящее с выражением тупой сосредоточенности на лице, за огромным дубовым письменным столом с огромным мраморным пресс-папье, - так ему сразу дурно становится, - в глазах темнеет. А как начинает этот замшелый дедулёк обнюхивать каждую справку, придираться к каждой печать и подписи, да ещё по столу кулаком стучать так, что чернильные приборы подпрыгивают, тут такая злость на ЭСИ накатывает, такая ярость волной поднимается, что - ой!
Лучшее, что он может сделать ( чтобы не навлечь на себя ещё большей беды), -это взять свою справку, метнуть пару уничтожающих взглядов на столоначальника и уйти. А если он к такому вот начальнику по распределению попадает, - поворачивается и уходит (после первых же пяти минут общения), - идёт пробивать себе направление на другое место работы. На этом он не останется - не имеет смысла. Для ЭСИ это ясно, как божий день. С этаким "держимордой" он и недели не протянет.
В армии конечно приходится терпеть такого "прапора", но армия - это особая статья…
Так, или иначе, беспроблемное отношение с Максимом для Драйзера возможно только на средне- дальней дистанции, в рамках нормативно - деловых отношений. Если, к примеру, сослуживец - Максим выходит за рамки нормативной этики (по своей ролевой +б.э.3), начинает куражиться, - как это свойственно упрямым , брать на испуг, проверять "на вшивость" (на готовность дать отпор, проявить свои бойцовские качества), Драйзер проявляет свои бойцовские качества, достаточно мобилизовано. И, напряжённо работая по ролевой логике соотношений (-б.л.3), проверяет: не зарывается ли Максим, не выходит ли его поведение за рамки допустимого, нормативна ли его лексика, уместны и этичны ли его шуточки, его юмор, его намёки, и имеет ли смысл выходить с ним на прямой конфликт, на волевое столкновение (по его и своей, творческой волевой сенсорике +ч.с.2) для того, чтобы противоборствовать его волевому напору, утихомирить и ввести в рамки общепринятых этических нормативов.
Обычно Драйзер останавливает Максима взглядом, очень напряжённым и настороженным взглядом, в котором недвусмысленно выражается готовность ринуться в лобовую атаку, не щадя сил, не жалея себя и не думая о последствиях.
Максим и Драйзер - оба беспечные сенсорики. А для беспечного ( творческого волевого) сенсорика защита чести и достоинства здесь и сейчас - дело первостепенной важности. Общение с Максимом несколько дисциплинирует Драйзера, не позволяя ему расслабляться, не позволяя ему выходить из состояния боеготовности, постоянной сверки своего места в иерархии отношений ( о чём он вне общения с Максимом даже бы и не задумывался: какое ему дело до того, за кого его держат? Максим не позволяет ему сбрасывать со счетов общественное мнение и отношения в социальной системе, заставляя считаться с уставом системы, вне зависимости от того, нравится это Драйзеру, или нет. В этих условиях Драйзер вынужден нарабатывать себе подтип Гамлета. Ему придётся ожесточаться и чувствовать, как он становится жёстче.
Необходимость часто задействовать свою эмоциональную программу (наблюдательный аспект этики эмоций (+ч.э.7) ), неблагоприятно повлияет на него. Он станет более раздражительным, агрессивным, упрямым, озлобленным. Мироощущение, мировоззрение второй квадры, которое ему придётся принять, взаимодействуя с Максимом, предаст его деловым отношениям характер ИТО ревизии (принимая во внимание страсть Максима всех и вся контролировать и жестоко наказывать тех, кто перестал контролировать его). Максим не позволит Драйзеру выйти из этих отношений взаимного контроля. А это уже зависимость - этическая, социальная, психологическая, деловая, - которая уже сама по себе удовольствие Драйзеру не доставит. И, что хуже всего, он почувствует себя скованным в возможностях, средствах и формах реализации своей этической программы. Он перестанет чувствовать себя независимым и свободным от обязательств перед системой. Максим заставит его считаться с иерархическими отношениями в системе и после каждого "выступления" будет устраивать Драйзеру "разбор полётов". (Этого зря покритиковал, на того зря накричал, - его и так скоро снимут, этому зря не улыбнулся: его скоро поставят над нами, а с этим вообще зря поздоровался, - на него дело шьют… и т.д.). Драйзер почувствует себя марионеткой, управляемой Максимом. (Потому, что Максим управляет теми, кто не управляет им.) Отношения соподчинения выбора не оставляют: или ты подчиняешься партнёру, или он - тебе. А в интерпретации Максима это соотношение вообще примет крайние формы в своём естественном и предельном развитии и будет выглядеть так: или ты являешься "заключённым", а я, твой партнёр, буду тебе "надсмотрщиком", или наоборот. Третьего не дано, - кто - то один из них должен будет взять хлыст в руки, а кто - то другой - одеть костюм в чёрно - белую полоску. А Драйзеру всего этого не нужно ни за какие сокровища. Он не сможет ни жить, ни работать, ни существовать, ни сосуществовать в таких отношениях. И поскольку сама эта обстановка очень неестественна и травматична для Драйзера, он в таких условиях сохранять верность ценностям своего ЭГО - блока не сможет. Условия будут его глубоко угнетать. (Максим будет перестраивать его на Гамлета) И, значит, Драйзеру ( в случае, если они связаны какими - то неразрывными обязательствами) придётся либо жестоко терроризировать и контролировать Максима (что никому из них удовольствия не доставит), либо всемерно отдалиться от него: разорвать отношения, забыть о его существовании, вычеркнуть его из тёмной полосы своего прошлого.
13. ПО СООТНОШЕНИЯМ МОДЕЛЕЙ И ПРИЗНАКОВ
1. Драйзер и Максим - оба интроверты. И это заставляет каждого из них попеременно "выбиваться" в экстраверсию; брать на себя руководство (самовольно или на законных основаниях) и отстаивать право лидерства.
2. Оба - рационалы и их поступки достаточно предсказуемы, что обеспечивает им некоторую поддержку на их Т.Н.С. (интуицию потенциальных возможностей).
3. Но оба и волевые, решительные сенсорики - и это обостряет их волевое противостояние. Оба - "творческие сенсорики (воины)". И при этом они оба - беспечные тактики. Поэтому, время от времени меняют виды оружия (делая ставку на имеющиеся в наличии возможности, используют те средства - то оружие, которое имеется под рукой); меняют методы силового давления, методы сопротивления, Методы борьбы, чтобы не быть слишком уж предсказуемыми. ЛСИ (Максим) в этом плане использует свою тактику в различных вариантах:
*Работает методом "перевёртышей") - меняет место в иерархии: подстраивается то сверху, то снизу, то косит под непритязательного, уступчивого дурачка, то под сурового и требовательного доминанта.
*Другой вариант (другая тактика Максима) - меняет "правила игры" по ходу дела - самоуправно, самопроизвольно меняет условия и взаимные обязательства в (деловых, системных и этических) отношениях, не ставя партнёра в известность, но требуя соблюдения новых правил по мере накопления новых преимуществе, полномочий и привилегий. Получается игра с постоянной сменой правил, при которой тот, кто вовремя не сориентировался и не уточнил условия - сам оказывается "виноватым" и "подставленным" - попадает под неприятности, под наказание, лишается каких - то прав, полномочий и привилегий, которые Максим ("по умолчанию", по свершившемуся факту, задним числом утверждённому и узаконенному по успешному результату) присваивает себе (по праву "ушлого"), получая временное или постоянное силовое и иерархическое преимущество (волевой и иерархический произвол).
4. Отношения упрямого и уступчивого: Максим злоупотребляет уступчивостью Драйзера. Драйзер берёт реванш и отвоёвывает уступки с лихвой. (Если только дельта - интуиты - Гексли и Достоевский - не ходят за ним по пятам и не склоняют к примирению и новым уступкам.)
5. Взаимодействие эволютора (ЛСИ, Максима) и инволютора (ЭСИ, Драйзера) часто приводит к взаимопротивоположным действиям и взаимисключающим результатам. Иногда (при выверенной координации и единстве целей) - к взаимокорректирующим и взаимоконтролирующим действиям.
6. Проблематичный для обоих аспект интуиции потенциальных возможностей при разности целей, программных установок и при различии квадровых комплексов, сеет взаимное недоверие, порождает и нагнетает страхи, усиливает взаимное недовольство, обостряет волевое противоборство и ужесточает конфликт.
7. Субъективизм ЛСИ (Максима) и объективизм ЭСИ (Драйзера) обостряет квадровые противоречия и усиливают взаимную ревизию и конфликт: Максим контролирует действия Драйзера, ограничивает его деловую и творческую инициативу (так, что ЭСИ начинает себя ощущать скованным по рукам и ногам этими системными ограничениями). Драйзер контролирует системные манипуляции и перемещения Максима, ограничивает его волевой и иерархический произвол, препятствует присвоению чужих прав, льгот и привилегий (так, что Максим начинает себя ощущать "шестёркой", вытесняемой в нижние слои иерархии.)
8. Противодействие аристократа (ЛСИ, Максима) и демократа (ЭСИ, Драйзера). Драйзер оспаривает авторитарные права и полномочия Максима, нивелирует их и выступает против его деспотизма. Максим ужесточает террор в отношении Драйзера и вызывает новую бурю протеста, вспышку гнева и ярости - новую волну ответного террора со стороны Драйзер, подавлять которую Драйзер никому не позволяет (и не рекомендует: Максим - его "добыча")
9. Оба - статики. И это ужесточает их противостояние. Соотношение позитивной эмотивности ЛСИ (Максима) и негативного конструктивизма ЭСИ (Драйзера) - слабо разряжают обстановку: попытки Максима умиротворить Драйзера, подкупить его временной, тактической уступкой, усыпить его бдительность, перевести конфликт в шутку, противостояние - в игру, - особого успеха не имеют. Бдительности ЭСИ не усыпляют, недоверия не снимают, расположения и уважения в его глазах не приобретают. С позиций этики Драйзёр оценивает действия ЛСИ однозначно и жёстко - негативно. Поэтому ни о каком примирении с ним, ни о каком товарищеском отношении и дружеском расположении не может быть и речи. (Пока Максим проявляет себя таким "монстром" - авторитарным и деспотичным тираном - "тамбовский волк" ему товарищ!). Драйзер первый выступает за изгнание Максима из системы (из коллектива, команды, семьи, сообщества), за лишение полномочий, привилегий и прав (в том числе и родительских). И Драйзер первым же принимает огонь на себя, когда Максим взрывается яростью (кто он без системы, без иерархии, без "ячейки общества", без "звена", без коллектива?! - никто!), обрушивает на Драйзера волну гнева (ох, какую волну!). Драйзер атаку выдерживает: стоит несокрушимой скалой под обрушивающимся на него ураганом, мобилизует внимание и волю и готовится перейти от психологического противоборства к физическому. Часть гнева Максима Драйзер глушит (своей невозмутимостью), часть отражает и подавляет (психологически - "подавляющим" взглядом, усилием воли). И не дай Бог умиротворять Драйзера в этот момент! - это значит: снять оборону и подставить под удар себя.
http://socionika-forever.blogspot.com/2 ... _8277.html