Гуны

Биоэнергетика Лоуэна, ребефинг, танатотерапия

Гуны

Сообщение Malonius » Чт дек 09, 2010 6:44 am

Гуны


Субстанция состоит из Гун, или качеств, называемых Саттва, Раджас и Тамас. Главное действия, которое производит Шакти – это вуалирование или сжимание сознания. Фактически, Пракрити – это ограничивающий принцип. Она ограничивает и придает форму бесформенной неограниченности сознания. Таково действие всех Гун, но если одна делает это в большей мере, то другая – в меньшей. Функция первой – Саттва-Гуны – открывать сознание. Когда Саттва – Гуна преобладает – это наибольшее приближение к чистому сознанию. Функция Тамас-Гуны – сжимать или сдавливать сознание. Функция Раджас-Гуны – активизировать: проявляясь в Тамасе – сжимать Саттву, а проявляясь в Саттве – сжимать Тамас. Цель и результат эволюции, так же как и Садханы – проявление Саттва-Гуны. Гуны существуют всегда во всем совместно, но в разных случаях преобладает то одна то другая из них. Когда преобладает Тамас-Гуна, грубая инертная субстанция, происходит спуск вниз по лестнице эволюции. Чем больше преобладает Саттва, тем выше происходит подъём. Истинно саттвический человек – это божественный человек, и его темперамент в Тантрах называется Дивья-бхава. Посредством Сиддха-Йоги через Саттва-гуну проявляется Сат (Бытие), которое в то же время есть Чит, чистое сознание, тождественное чистому духу.

Malonius
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 2:04 am

Re: Гуны

Сообщение luchnivik » Ср янв 05, 2022 11:50 pm

Гуны – одна из интереснейших тем индуистской философии, встречающаяся во многих древних писаниях, важная как для йоги, так и для аюрведы. Согласно старинным текстам эти силы влияют на всю нашу жизнь, проявляются во всем, что нас окружает, а их понимание способно помочь как в практике йоги или иной ведической системы саморазвития в продвижении по духовному пути, так и в жизни.

Понятие Гун

В переводе с санскрита слово «Гуна» означает «веревка», а в более широком смысле «качество, свойство». В Йога-сутрах Патанджали говорится, что гуны – «это то, что лежит в основе всех качеств». Доктор аюрведы Дэвид Фроули дает такой перевод этого термина: «то, что связывает душу», что, на мой взгляд, является наиболее емким определением с точки зрения рассмотрения взаимодействия гун с сознанием человека (пуруши).

Гуны – это качество проявленной природы (пракрити), ее базовые свойства. Все многообразие вещей в мире, как физической, так и ментальной природы, возникает в ходе «игры» гун, их взаимодействия, переплетения.

Итак, выделяют три гуны: саттва, раджас, тамас. Для понимания сущности гун их можно рассматривать с четырех точек зрения: гуны, как формы колебания вещества, состояние энергии, процессы, свойства сознания.

Наиболее верным, на мой взгляд, является понимание гун как форм движения, ведь согласно учению вед и современным исследованиям квантовой физики вся вселенная – это колебания волн и частиц, которые по сути своей являются одним и тем же (корпускулярно-волновой дуализм).

Так, саттва-гуна – это гармонические колебания, раджа-гуна – хаотические, тамас – отсутствие колебаний. Прекрасный пример для понимания того, как гуны формируют окружающий нас материальный мир, дает в своей книге доктор философии, кандидат наук в области психологии, специалист в области аюрведы Рами Блект. Вода в сосуде на микроуровне – это масса беспорядочно колеблющихся частиц (раджас), каждая молекула содержит две молекулы водорода и одну молекулу кислорода, объединенных вместе на фиксированном расстоянии (тамас), в каждом атоме электроны вращаются со скоростью света по своим орбитам, а точнее образует стоячую гармоническую волну (саттва).

Можно рассмотреть природу гун и с точки зрения энергии. Саттва – контролируемая энергия, раджас – неподконтрольная, тамас – отсутствие энергии.

С точки зрения процессов тамас – это отсутствие развития, остановка эволюции, разрушение, но в том случае, когда нет энергии для поддержания структуры и созидания нового; раджас отвечает за созидание, как пиковый всплеск творческой, изменяющей (разрушающей через изменение) старое, энергии; саттва – равномерный предсказуемый процесс функционирования и развития.

В рамках сознания человека гуны получают морально-нравственную оценку: так раджас называют гуной страсти, тамас – невежества, саттву – благости. В данной концепции саттва отождествляется с добродетелью, нравственностью, служением другим, саморазвитием, раджас – со страстью, желаниями, яркими эмоциями, неустойчивостью, изменениями, тамас – с заблуждениями, невежеством, саморазрушением, бессознательностью и стагнацией. Таким образом, проявляясь в дуальном сознании человека, саттва является наиболее желанным состоянием разума, а раджас и тамас нежелательны. Но, тем не менее, не все так однозначно: тамас необходим для отдыха, так как сон – это тамасичное состояние, раджас нужен для созидания и изучения нового. Например, участие в каких-то проектах, проявление творческого акта – это раджасические явления.

Вспоминая знаменитую формулу Альберта Эйнштейна, доктор Дэвид Фроули также дает нам пояснение природы гун: E = mc2 (энергия равна произведению массы на квадрат скорости света), где энергия – раджас, свет – саттва, масса – тамас. Далее он приводит пример, того, как гуны проявляются в человеке, где тело – это тамас, жизненная сила – раджас, ум – саттва.

Хочется отметить, что несмотря на то, что мы можем так уверенно, достаточно четко выделить и описать качества каждой гуны, ни одна гуна не существует сама по себе в чистом виде, гуны всегда и во всем присутствуют вместе, но одна, как правило, преобладает. Об этом мы можем прочитать в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», а именно в Анугите (часть четырнадцатой книги «Махабхараты» — «Ашвамедхикапарвы»):

1. Нельзя говорить о гунах в отдельности о каждой:
Нерасторжимы качества: саттва, раджас, тамас;

2. Они одно из другого исходят, одно в другом пребывая;

Друг друга поддерживают, друг за другом вращаясь;

3. Поскольку саттва вращается, постольку и раджас – в этом нет сомнения.

Поскольку говорится о тамасе и саттве, постольку о раджасе также.

4. Неразлучные спутники, они совместно совершают дорогу;

Совместно они вращаются, как причина и не-причина.

~ «Анугита» (XIV, 39, 1 и сл.)
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Гуны, как психологические доши

Сообщение luchnivik » Ср янв 05, 2022 11:51 pm

Согласно Ведам материя состоит из 5 первоэлементов: огонь, земля, вода, воздух, эфир. Попарно они образуют три доши (вата – эфир и воздух, питта – огонь и вода, капха – вода и земля), фундаментальные жизненные силы, которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Человеческий ум для адекватного функционирования, психического здоровья и равновесия нуждается в ясности, покое, гармонии. Ум – это область наибольшего проявления в человеке саттвы, он наиболее нуждается в ней. Раджас и тамас являются для ума своеобразными психологическими токсинами и становятся дошами, регулируя работу сознания и определяя его состояние. Равновесие гун регулирует здоровье сознания (психики), также как равновесие дош определяет здоровье физического тела.

При сдвиге в раджас человека захватывает страсть, возбуждение, неконтролируемые желания и влечения, истерики. В тамасе человека охватывает леность, апатия, депрессии.

Мы можем классифицировать людей по трем типам в соответствии с гунами:

Саттвические личности – миролюбивые, уравновешенные, неэгоистичны. Склонны любить, служить другим людям.

Тамасические личности – страдают апатией, инертностью, депрессиями, скукой. Им не хватает мотивации, имеют серьезный дефицит чувств и не могут гармонично выражать себя.

Раджасические личности – активны, возбуждены, амбициозны. Защищают тех, кто им служит и враждебны к тем, кто им противостоит. Ими владеют постоянно изменяющиеся желания, которые так и не выходит удовлетворить. Часто эмоционально возмущаются и агрессивно реагируют на тех, кто мешает им в достижении их целей.

Для гармоничного развития и существования, избавления от страдания и получения радости от жизни человек должен взращивать в себе саттву.

Переизбыток тамаса аюрведа допускает устранять с помощью раджаса. В психологии примером этого может быть психоанализ, вскрывающий глубинные переживания и травмы личности. Переизбыток раджаса устраняется тамасом – это могут быть различные седативные (успокаивающие) травы и препараты. Однако обоими методами нельзя злоупотреблять.
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Гуны и наше окружение

Сообщение luchnivik » Ср янв 05, 2022 11:51 pm

Окружающий нас мир – воплощение гун. Контактируя с его проявлениями, мы подпадаем под их воздействие. Общаясь с тамасическим человеком, мы сами попадаем под действие тамаса. Находясь в саттвическом окружении, например, ясным днем на поляне в лесу, мы попадаем под действие саттвы. Цвета, запахи, погода, время суток – во всем этом проявляются ее сущность. Зная природу проявления гун в окружающем мире, мы можем научиться контролировать баланс гун в своей жизни.

Крупные мегаполисы являются средоточиями раджаса. Большой темп жизни, люди захвачены материальными страстями. Небольшие промышленные города с плохой экологией, спальные районы мегаполисов – тамасичны. Парки, леса, все, что связано с природой, пропитано саттвой.

Если же говорить о пище, то можно выделить следующие вкусовые ощущения и связать их с гунами: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое, вяжущее. Сладкий вкус относится к саттве, кислое, соленое и острое – к раджасу, горькое и вяжущее – к тамасу.

В саттве пища свежая, натуральная, растительная. В раджасе – пережаренная, пересоленная, слишком острая пища, современные продукты в супермаркетах полные вкусовых добавок. В тамасе пища несвежая, с гнильцой, в том числе – мясные продукты.

Следующие цитаты из Бхагавадгиты раскрывают проявление гун в еде:

«Пища, дорогая тем, кто в гуне добродетели, увеличивает продолжительность жизни, улучшает их существование и дает силу, здоровье, счастье и удовлетворение. Такая пища сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу.»
~ Бхагавадгита, XVII, 8
«Пища слишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая и горячая дорога тем, кто в гуне страсти. Такая пища вызывает страдания, несчастья и болезни.»
~ Бхагавадгита, XVII, 9
«Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, пища разложившаяся и испорченная, пища, состоящая из остатков и непригодных продуктов, дорога тем, кто находится в гуне темноты.»
~ Бхагавадгита, XVII, 10
Уравновесить гуны в своей жизни мы можем и с помощью цвето-терапии. Используя цвета, оттенки, контрасты соответствующей гуны мы преумножим ее влияние на нашу жизнь. Можно обставить квартиру в соответствующих цветах, использовать лампы и светильники, обои, одежду и т.д.

Раджасичные цвета яркие, кричащие, оттенки пронзительные, с металлическим отливом. Раджасичные контрасты – резкие, образованные противоположными цветами, например, красный с зеленым или синий с желтым. Через свои цвета раджас возбуждает и раздражает ум и чувства. Следует с осторожностью использовать эти цвета для того, чтобы нивелировать тамасичные состояния.

Тамасичные цвета темные, тусклые, мутные. Например, болотный цвет, избыток черного или серого. Они отягощают ум и чувства, делают нас инертными и вялыми. Кратковременное их использование может помочь при раджасичных состояниях.

Базовый саттвический цвет – белый, олицетворяющий чистоту, свет и бога. К саттве также относятся любые гармоничные, мягкие, светлые, природные краски.

Для усиления саттвы важно поддерживать режим. Тамас заставляет ложиться нас задолго после полуночи и вставать после 8 утра, так как тамасичные люди наиболее активны ночью. Раджас заставляет ложиться в полночь-час и вставать в 7-8 утра. При активной саттве, мы ложимся в десять-одиннадцать вечера и встаем в четыре-пять утра. Таким образом, утром с 4 до 10 – это время гуны благости. Именно в это время происходит наиболее гармоничное пробуждение, которое благоприятно для молитвы, изучения священных писаний, медитации, занятий йогой. С 10 утра до 22 часов – время влияния гуны страсти. В это время осуществляется активная деятельность. С 22 до 4 утра – время влияния гуны невежества. Это время сна – погружения в самозабвение.
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Гуны и практика йоги

Сообщение luchnivik » Ср янв 05, 2022 11:52 pm

Влияние гун важно учитывать в нашей личной практике йоги. Работа с гунами, пусть и не явный, но важный элемент любого занятия хатха-йогой. На утренних тренировках людям часто характерны тамасичные состояния – вялость, сонливость, леность; вечером проявляется раджас, как результат перевозбуждения после активного дня или также тамас (в результате переутомления).

Таким образом, можно выделить три ступени практики (а также терапии болезней ума в аюрведе):

Разрушение тамаса
Усмирение раджаса
Взращивание саттвы

Для разрушения тамаса можно принимать активные интенсивные комплексы, такие как Сурья Намаскар, виньясы и сукшма-вьяяма. Для усмирения раджаса – успокаивающие и расслабляющие асаны и пранаямы, асаны на баланс. Взращивание саттвы происходит в медитативных практиках и, по сути, может происходить в любом из комплексов, упражнений и практик йоги при высоком уровне выполнения. Саттвическим людям в меньшей степени требуется практика асан, отдается предпочтение релаксирующим, созерцательным и медитативным практикам.

Опосредованно усилить раджас или тамас, а также привести их в равновесие и тем самым достичь состояния саттвы можно используя пранаямы. Так Нади-Шодхана, воздействуя на лунный и солнечный энергетический каналы и балансируя их, полезна как практика для усиления саттвы; Чандра Бхедана Пранаяма воздействует только на лунный канал, усиливая тамас; Сурья Бхеда Пранаяма посредством солнечного канала усиливает раджас.

Стоит отметить, что перечисленные выше способы воздействия на гуны через практику йоги не столь однозначны. Так возможно выполнение асан на баланс со страстью раджаса, медитация, переходящая в сон под действием тамаса и пр. Однако иметь в виду перечисленные методы работы с гунами в любом случае – полезно.

Достаточно точные инструкции, как освободиться от влияния гун в своей жизни, мы можем получить из древнеиндийского текста «Бхагавата-пурана» или просто «Бхагаватам», где также отмечается важность для этого методов йоги:

«Чтобы избавиться от вожделения, надо твердо решить не идти на поводу у своих чувств. Подобно этому, чтобы победить гнев, надо перестать завидовать другим, чтобы избавиться от жадности, надо обсуждать пагубные последствия накопительства, а чтобы избавиться от страха, надо размышлять об истине. Обсуждая духовные истины, можно одолеть скорбь и иллюзию, служа великому преданному, можно избавиться от гордыни, храня молчание, можно избежать препятствий на пути мистической йоги, а просто перестав потворствовать своим чувствам, можно победить в себе злобу. Проявляя сострадание и никому не завидуя, человек может избавиться от страданий, причиняемых другими живыми существами; медитируя в трансе, он сможет устранить страдания, которые посылает провидение, а практикуя хатха-йогу, пранаяму и другие подобные методы, сможет избавиться от беспокойств, доставляемых собственным телом и умом. Аналогичным образом, усилив влияние гуны благости, особенно в отношении еды, человек должен победить сон. Усиливая влияние гуны благости, нужно победить страсть и невежество, а потом, возвысившись до уровня шуддха-саттвы, надо избавиться и от привязанности к гуне благости. Все это произойдет само собой, если человек с верой служит духовному учителю. Так можно преодолеть влияние гун материальной природы.»

~ Бхагаватам 7.15.22-25
На мой взгляд, существует три поэтапных уровня работы с гунами практикующего (садхака):

Поиск проявления гун в жизни и окружении. Устранение влияния тамаса и раджаса.
Взращивание саттвы в целях духовного развития, для успешной практики йоги: при помощи карма-йоги, медитации, шаткарм, пратьяхары, дхараны и дхьяни, следования морально-нравственному кодексу йоги – яме и нияме.
Состояние сантоши – приятие игры гун, как данности. Наблюдение за сменой гун без привязанностей и отвержения. Йогин растождествляет свою сущность (атман) с телом и разумом, подверженным влиянию гун, благодаря чему обретает освобождение.
Мы живем в мире проявленной природы, выраженной с помощью трех ее качеств – гун. Гуны влияют на нас, наше окружение, нашу практику, качество жизни и сознания. Задача практикующего осознать это влияние и использовать это знание для поддержания своего физического и психического здоровья, а также достижения главных целей практики хатха йоги – душевной гармонии и погружения в самадхи.
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Re: Гуны

Сообщение luchnivik » Ср янв 05, 2022 11:52 pm

Источник материалов выше - https://russianyogafederation.ru/chto-takoe-guni.html (у чего только сейчас нет Федераций и Академий :add14 )
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Re: Гуны

Сообщение luchnivik » Ср янв 05, 2022 11:55 pm

При сдвиге в раджас человека захватывает страсть, возбуждение, неконтролируемые желания и влечения, истерики. В тамасе человека охватывает леность, апатия, депрессии.

То есть иносказательно здесь говорится о мании (раджас) и депрессии (тамас). Наверняка, на уровне эндокринки тоже есть свой регуляторы.
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Re: Гуны

Сообщение Эльвира* » Чт янв 06, 2022 12:00 am

Это интересно, но почитаю завтра.)
ГамлетоЕсениноГекслиДюма

गामाभक्षकाणां कृते वर्तनी
Аватара пользователя
Эльвира*
Этические грани
Этические грани
 
Сообщения: 44862
Зарегистрирован: Вт июл 31, 2007 7:09 pm
Медали: 9
Пол: Женский
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Андерсен (ЭЛВФ)

Re: Гуны

Сообщение luchnivik » Чт янв 06, 2022 12:21 am

Нашел ещё идею о том, что все 3 гуны соотносятся с треугольником Карпмана. :shock:
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Re: Гуны

Сообщение Эльвира* » Чт янв 06, 2022 8:45 am

Пока ещё не могу читать, не выспалась и спать хочу и не знаю получится ли. Скорее всего нет.

luchnivik писал(а):Нашел ещё идею о том, что все 3 гуны соотносятся с треугольником Карпмана. :shock:

А где нашёл?

Попробую предположить или угадать, что с чем соотносится.

Спасатель - саттва?

Преследователь - раджас?

Жертва - тамас?

Или всё намного сложнее?

Многовато вопросов. :o
ГамлетоЕсениноГекслиДюма

गामाभक्षकाणां कृते वर्तनी
Аватара пользователя
Эльвира*
Этические грани
Этические грани
 
Сообщения: 44862
Зарегистрирован: Вт июл 31, 2007 7:09 pm
Медали: 9
Пол: Женский
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Андерсен (ЭЛВФ)

Re: Гуны

Сообщение luchnivik » Чт янв 06, 2022 9:49 am

Да, вроде именно так.
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Re: Гуны

Сообщение Эльвира* » Чт янв 06, 2022 10:48 am

luchnivik писал(а):Да, вроде именно так.

Если так, то получается, что я интуитивно понимаю эзотерику при помощи ассоциаций.
Подводный по-моему тоже всё писал через ассоциации.
ГамлетоЕсениноГекслиДюма

गामाभक्षकाणां कृते वर्तनी
Аватара пользователя
Эльвира*
Этические грани
Этические грани
 
Сообщения: 44862
Зарегистрирован: Вт июл 31, 2007 7:09 pm
Медали: 9
Пол: Женский
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Андерсен (ЭЛВФ)

Re: Гуны

Сообщение Эльвира* » Чт янв 06, 2022 2:01 pm

Можно я поиграюсь в ассоциации? :)

Темпераменты на основе гун:

Сенгвиник - гуна Саттва
Холерик - гуна Раджас
Меланхолик и Флегматик - гуна Тамас

Утро - гуна Саттва
День - гуна Раджас
Вечер - ?
Ночь - гуна Тамас

Солнечный свет - гуна Саттва
Ветер - гуна Раджас
Волны на море - гуна Раджас
Вулканы - гуна Тамас

Начало - гуна Саттва
Продолжение и кульминация - гуна Раджас
Окончание - гуна Тамас

Любовь и счастье - гуна Саттва
Жизнь - гуна Раджас
Смерть - гуна Тамас

Это ещё можно продолжать. :D
ГамлетоЕсениноГекслиДюма

गामाभक्षकाणां कृते वर्तनी
Аватара пользователя
Эльвира*
Этические грани
Этические грани
 
Сообщения: 44862
Зарегистрирован: Вт июл 31, 2007 7:09 pm
Медали: 9
Пол: Женский
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Андерсен (ЭЛВФ)

Re: Гуны

Сообщение Самотипирование » Чт янв 06, 2022 5:59 pm

Насколько я поняло, если Капила - ЛИИ, то:
Саттва - Человек
Раджас - Животное
Тамас - Овощ
Мой клоновод дописался до 10-го издания.
Аватара пользователя
Самотипирование
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4121
Зарегистрирован: Пн апр 24, 2017 5:52 pm
Медали: 2
Профессия: Геноид

Re: Гуны

Сообщение luchnivik » Чт янв 06, 2022 6:37 pm

Самотипирование
Капила? Это кто?

О, кстати, да, как вариант (про овощ-животное-человек).
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

След.

Вернуться в Телесно-ориентированная

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, Java [Bad bot], vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Феликс