luchnivik » Пт дек 11, 2020 11:05 am
О практиках самообразования в России
По данным “Мониторинга экономики образования”, за период с 2015 по 2019 гг. уровень вовлеченности населения в практики самообразования вырос более чем в полтора раза (с 21 до 37%). Наиболее заметное увеличение показателя наблюдается в крупных городах и среди лиц с высшим образованием. Возрастные различия в уровне вовлеченности в самообразование постепенно сокращаются.
Уровень вовлеченности населения в самообразование можно рассматривать в качестве одного из индикаторов готовности общества к будущему. Повышение образовательной активности может быть следствием двух факторов. Во-первых, политика активного долголетия позволяет вовлекать население старших возрастов в различные образовательные инициативы. Во-вторых, развитие цифровой экономики приводит к расширению спектра трудовых и повседневных задач, требующих освоения цифровых навыков, что вынуждает старшее поколение адаптироваться к меняющимся условиям и получать новые общие и специальные знания.
За 2015–2019 гг. существенно изменился характер вовлеченности в самообразование представителей городского населения. В Москве показатель вырос более чем вдвое — с 27 до 61%, в городах с численностью населения более 500 тыс. человек — с 22 до 48%, до 100 тыс. человек — с 16 до 32%. При этом только в столице этот рост был стабильным. В других городах в период с 2016 по 2017 г. наблюдалась некоторая стагнация, после чего интенсивность участия в практиках самообразования увеличилась.
В результате в Москве самостоятельное приобретение новых знаний и навыков стало неотъемлемой частью образа жизни большинства населения.
Среди жителей сельской местности говорить о подобном устойчивом тренде пока рано.
Интерес к освоению новых знаний и навыков связан как с системой ценностей, так и с образом жизни человека, в том числе с его профессиональной деятельностью. Например, на протяжении всего рассматриваемого периода сохраняется устойчивая дифференциация уровня вовлеченности в непрерывное образование между более и менее образованными слоями населения.
Наибольший прирост зафиксирован среди людей с высшим образованием — с 33% в 2015 г. до 60% в 2019 г. В группе респондентов с образованием не выше среднего изменения гораздо скромнее: с 15 до 22% соответственно.
Исходя из этого факта, можно предполагать, что среди людей с высшим образованием, деятельность которых предполагает решение большего числа разнообразных задач, практики самообразования оказываются более распространенными.
В структуре мотивации к самообразованию условно выделяются три основные группы:
• личные мотивы, связанные с общей любознательностью и решением повседневных задач (78%);
• профессиональные мотивы, связанные с карьерным ростом и повышением квалификации (56%);
• мотивы, связанные с получением новой работы (12%).
Потребность в повышении мобильности на рынке труда (смена работы, профессии, поиск дополнительных заработков и др.) редко становится фактором, мотивирующим к самообразованию.
Парадоксально, что безработные или находящиеся в поиске работы граждане в целом проявляют меньшую активность в приобретении новых знаний по сравнению с работающими: 32% против 43%. Среди временно безработных, которые не хотят работать, доля занимающихся самообразованием еще ниже — 14%.