Из статьи:
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ
в развитии зрительно-вербальных функций у дошкольников
Исследование было посвящено выявлению индивидуально-типологических различий в развитии зрительно-вербальных функций у обычных дошкольников. Экспериментальная часть была проведена в рамках дипломной работы А.А. Ксензенко, выполненной в 1998 году под руководством авторов статьи и В.П. Сохиной. Полученные данные многократно проверялись при динамическом наблюдении за детьми в ходе коррекционно-развивающего обучения в начальных классах и группах подготовки к школе.
В основе работы лежала гипотеза о том, что индивидуально-типологические особенности в развитии зрительно-вербальных функций у дошкольников обусловлены наличием разных стратегий переработки зрительной и зрительно-пространственной информации и их взаимосвязью с вербальными процессами.
Испытуемые и методика
В эксперименте приняли участие 30 детей в возрасте 6–7 лет (средний возраст 6,1 года), посещавшие обычную подготовительную группу детского сада.
В группе было 19 мальчиков и 11 девочек.
В исследование невербальных процессов входили пробы на анализ зрительно-пространственных и зрительных функций:
— копирование домика и дерева;
— опознание наложенных изображений;
— опознание перечеркнутых изображений;
— опознание незаконченных изображений;
— свободные и направленные зрительные ассоциации.
Первые четыре пробы широко известны. Для эксперимента были взяты варианты проб из альбома «Нейропсихология детского возраста» (Под ред. А.В. Семенович, 1998): домик; два набора наложенных изображений; шесть перечеркнутых изображений (бабочка, лампа, ландыш, молоток, балалайка и кувшин); двенадцать незаконченных изображений. Методика «Свободные и направленные зрительные ассоциации» подробно описана нами в статье (см. Ахутина Т., Пылаева Н. «Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5–7 лет». Школьный психолог, № 15, 2001).
Для оценки номинативной функции речи были использованы изображения растений из «Букваря» В.Г. Горецкого и др. (1995) и из «Русской речи в картинках» И.В. Баранникова и Л.А. Варковицкой (1993).
На основании нейропсихологического анализа дети были разделены на три группы:
— с преимущественной слабостью левополушарных функций, в том числе со слабостью аналитической стратегии переработки информации;
— с относительным отставанием в развитии правополушарных функций (со слабостью холистической стратегии);
— со слабостью функций обоих полушарий, то есть обеих стратегий.
Для того чтобы сделать вывод о слабости стратегий, мы опирались на данные зрительно-пространственных проб, в частности на копирование рисунка дома, изображенного в перспективе. В этой пробе все дети проявили ту или иную слабость, поскольку копирование изображения трехмерного объекта — сложное задание для 6–7-летних детей.
На основании проб на серийную организацию и на переработку слуховой информации дети первых двух названных групп были разделены на подгруппы с большей функциональной слабостью передних или задних отделов. Результаты, которые показывали дети с дефицитарностью левополушарных функций передних и задних отделов, более регулярно и отчетливо различались между собой, чем результаты детей двух подгрупп со слабостью правополушарных функций, где различия отмечались в отдельных пробах и по отдельным параметрам. На этих различиях мы еще специально остановимся, а в основном, как и в предыдущих исследованиях (Ахутина, 1998б), мы будем рассматривать результаты четырех групп детей:
— первая группа — дети с преимущественным отставанием функций программирования и контроля (7 человек);
— вторая группа — дети с преимущественным отставанием функций переработки слуховой и зрительной информации по левополушарному типу (4 человека);
— третья группа — дети с преимущественным отставанием функций переработки зрительно-пространственной информации по правополушарному типу (11 человек, в передней и задней подгруппах соответственно 7 и 4 человека);
— четвертая группа — дети с комплексной двусторонней функциональной слабостью (8 детей). В этой группе 1 ребенок отличался диссоциативным развитием с отчетливыми эмоционально-личностными проблемами, поэтому в групповой анализ взяты данные по 7 детям.
авторы:
Татьяна АХУТИНА,
доктор психологических наук,
заведующая лабораторией нейропсихологии
факультета психологии МГУ
Наталия ПЫЛАЕВА,
Комплекс социальной помощи детям и подросткам
Московского комитета образования
http://psy.1september.ru/2001/43/8_9.htm