Все три каталога описаний предварены постом об общих свойствах типов, составляющих каталог. Вкратце, эти общие свойства - формируются врожденными особенностями нервной системы (в случае Ши и оборотней) и обмена веществ (в случае Бестий).
Остальное формируется воспитанием и условиями жизни в детстве и подростковом возрасте.
Все не-люди - жертвы ситуации вынашивания, выращивания и воспитания как факторов, воздействовавших вместе или по отдельности на организм и личность в период формирования. Этим они и отличаются от людей.
Медицински (и психологически, по тестам) эти люди живут (и комфортно живут) на некой условной границе, которая пролегает между состоянием здоровья и состоянием болезни. Да, в отличие от человека, их возможности социализации более или менее ограничены, как и возможности адаптации к окружающим физическим (погодным, режимным, пищевым и иным) условиям. Но, в отличие от человека, они в этих условиях вполне органично живут и способны социализироваться.
Комментарии автора типологии по вопросам различения типов и ее системных принципов
Не-люди - это не виды, а ТИПЫ. Оно не передается по наследству. Этот классификатор - опыт ТИПОЛОГИИ, а не определителя видов. Там НЕТ ни типов, ни классов в биологическом смысле этого слова. Есть характерные особенности поведения, образующие тип (похоже на соционику, но описывается не персона, а иной слой, если пользоваться Юнговкой терминологией). И есть физиологические особенности - нервной системы или эндокринной системы. От которых не удрать, потому что они врожденные. И те или иные социально-эмоциональные условия развития и воспитания. сочетаясь с ними, формируют то или иное поведение, ту или иную психосоматику.
Боле устойчивые комплексы можно выделить в типы каталога. Именно по специфическим реакциям. Все. Больше я в эту систему ничего не клала.
Легенды о свободном переходе из типа в тип даже на базе соционики имеют под собой не больше оснований, чем миф о том, что подростковый кризис - единственный и наиболее сложный из всех имеющихся возрастных. Переход из типа в тип реален. Как реальны беременность и роды. Которые, кстати, тоже окружены разнообразными мифами. Правда в которых только то, что после этого события женский организм, переживший этот опыт (и психика, кстати, тоже) никогда не функционирует в прежнем режиме. Но женщина от этого не становится представителем иного биологического вида, правда?
Характер меняется, мировосприятие тоже - но и только. И это ВСЕГО ЛИШЬ приходится учитывать. Чтобы не чинить то, что никогда не было сломано - во взаимоотношениях, в поведении, в восприятии, в реакциях. И все. Это последнее - и есть то, ради чего я тут занимаю килобайты.
Все, что мне когда-либо называли этим словом, я нашла либо в областях, которыми занимается психология, либо в областях, которыми занимается история культуры или история религии, либо в областях, которыми занимается классическая или традиционная медицина, несмотря на то, что мои познания в последних двух областях мне кажутся достаточно скромными. Я представляю себе, как способ восприятия мира личностью влияет на стиль ее жизни и как он формирует событийный ряд и личную историю индивида. НО ЭТО НЕ
МАГИЯ. Что такое магия, я не знаю. Я этого ни разу не видела.
И Выготский, и Адлер говорили об адекватной компенсации, как о способности 1. принять себя настоящего (включая дефект) 2. (это вольное переложение их мыслей на тему, очень приблизительное) превратить дефект если не в ресурс (речь не о манипуляциях, позволяющих ДОБЫТЬ ресурс из наличия дефекта, а о способности ПРИНЯТЬ свои особенности и пользоваться ими как ресурсом, как, например, воздушный гимнаст Дикуль, сломав позвоночник, вынул из травмы все что мог: методику восстановления, новый способ жизни, новое
цирковое амплуа, мировую известность и так далее), то в особенность, вокруг которой строится позитивное самоопределение. Не-люди делают то же самое, только в более раннем возрасте.
Мутации начинаются лет в пять-шесть, и к пятнадцати уже все предпосылки сформированы окончательно и бесповоротно, но и после пятнадцати, если у человека случилась в жизни мощная встряска, психологическая или физиологическая, все еще может уплыть куда-нибудь.
Кроме того, я ориентируюсь на общие СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ проблемы, свойственные типам и каждому их представителю, или объединяющие типы в каталог, хотя и начинаю с физиологических причин. Поэтому в момент, когда я выложу тип, к которому Вы принадлежите, Вы себя узнаете, можете не сомневаться.
Истинные Бестии: общий взгляд на них
Начну с того, что это самые трудно определяемые типы из всех представленный. С первого взгляда понятно становится только одно: это не человек, оно человеком никогда не было и никогда не будет. Даже в подростковом возрасте это видно по детке с другого конца школьного коридора. А вот дальше...
Определить тип или хотя бы сориентироваться в рамках каталога - адов труд с кучей уточнений и тремя-пятью ошибками в процессе, и так в каждом случае типирования. Хорошо еще, что Истинные Бестии редко встречаются.
Общие их свойства таковы.
-Можно заметить у любой Бестии два режима работы интеллекта: или любая задача, вне зависимости от уровня сложности, решается сверхбыстро, или она же решается ОЧЕНЬ медленно и вяло.
-Бестии довольно странно ориентируются в окружающей реальности, я много раз пыталась разговаривать с разными бестиями об этом, и у меня складывалось впечатление, что для них и для всех остальных понятие "реальность" имеет сугубо разные наполнения. Если для Ши это некий довольно устойчивый комплекс событий, явления и ощущений, внутренних и внешних, если для оборотня это прежде всего сиюминутные ощущения и переживания, которые ТОЧНО ЕСТЬ и ТОЧНО РЕАЛЬНЫ, то для Бестии все вышенаписаные варианты - в
общем, вещи изменяемые. Бестии не тонут в текущей вокруг них реальности только благодаря сценарным (да-да, по Берну) ориентирам.
-Бестии практически незаметны в окружающей реальности до тех пор, пока они либо не заняты срочным и важным для них делом, либо пока кто-то не наступил им на важный жизненный ориентир. Тогда бестии заметны очень хорошо.
-Многие из них имеют проблемы с эндокринной системой, впрочем, эти проблемы не слишком снижают общую активность и жизнеспособность бестии, хотя и обеспечивают им оригинальный и ни на что не похожий режим комфорта. Когда бестия находит свой режим комфорта, она (ну или он) закручивает реальность вокруг себя вообще любыми кольцами.
-Во внешности или стиле многих из них есть такая... изюминка... царапинка... искорка... не знаю, короче - что-то, что притягивает взгляд и не дает забыть ни эту внешность, ни сам персонаж, ей обладающий, хотя, казалось бы, он тут ничего и не делал - просто так сидел. В школьные годы им это скорее мешает, и если бы не природная "хваткость" и отличная память, свойственная многим из них в "скоростном" режиме работы интеллекта, именно на этом своем качестве - нечаянной заметности - они бы имели массу школьных проблем. К счастью для них, цепляться к ним с простыми придирками типа "повтори, что я сейчас сказала" неосмысленно: они ж в большинстве своем могут и с начала урока воспроизвести все сказанные речи, включая замечания одноклассникам и вопросы типа "где мел?"
При этом, находясь в замедленном режиме, они вряд ли способны опознать, на уроке по какому предмету они находятся. И это очень сбивает с толку учителей и родителей.
Природа этих и других их общих и типовых свойств мне неясна. Их действительно слишком мало для того, чтобы составить нормальную выборку. Я наблюдала не более пяти представителей каждого типа, который будет описан. Возможно, комплекс их общих и типовых свойств обеспечивается именно эндокринной активностью их организмов, точнее ее оригинальным режимом. Возможно, на это влияет скрытая леворукость или обоерукость, часто выявляемая при обследовании в консультационных центрах таким детям. Многие из них проявляют признаки раннего интеллектуального развития, но не все эти признаки заметны родителям и учителям. Бывает, что это самое раннее развитие выглядит как клиническая тупость, и ребенка легко загнать в это состояние надолго. Навсегда - нереально: этот вариант как правило кончается клиникой и диктатом семье нужного ребенку режима уже с клинических позиций.
Но как только режим существования Бестии начинает хотя бы напоминать ее/его представления о комфорте, Бестия просыпается и начинает обустраиваться в мире. И об этом уже поподробнее поговорим по каждому типу отдельно.
[Отличия ши и бестий]
[Ассоциации с гэльвинами понятны: именно у них, из всех ранее описанных, говорилось о двух режимов, вялого и маниакального. На самом деле, подобные переключения возможны (почти) у кого угодно - вопрос, как я понимаю, в том, какие факторы определяют переключение и может ли оно сознательно контролироваться хоть как-то. У Бестий, как я понимаю, видоопределяющим является НЕ НАЛИЧИЕ двух режимов и переключения между ними, а СВЯЗЬ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ с комфортностью внешних условий.]
Гельвины просто очень неудачный внешне тип Ши: по ним и состояние и настроение и чуть ли не прогноз погоды можно увидеть, все моментально отражается на их состоянии и внешнем виде. Но есть и традиционные при типировании ошибки: единорогов, например, часто принимают за эльфов, драконов порой путают с медведями, гарпий - с гельвинами.
[бестий отличает] четкая зависимость от благоприятных/неблагоприятных условий среды, и социальной, и биологической. От недели до нескольких лет - продолжительность одной фазы. А смениться фаза может и за пять минут.
Кошачье свойство обтаптывать мир по себе и с трудом привыкать к переменам - только на первый взгляд похоже на то, что тут описано. Для Бестии главное - не она и не ее комфорт, а ее право жить в том режиме (это не место и не условия, это именно режим, темп общения с окружающим миром), который для нее является даже не комфортным - единственным правильным. У Кошки интересы немного другие.
Комментарии участников дискуссии
Это не режим дня. Это то, что называется темпо-ритм. Внутренний ритм взаимодействия с миром. Он может быть и активным и сонно-вялым (типа "не трогайте меня"). Со временем напрямую это не связано. Нарушение этого режима - это примерно как попытка ходить на лыжах по траве. В какое время это ни попробуй - удобно и хорошо не будет.
Тут еще важна плотность общения. Объем информации (в том числе и невербальной) в единицу времени. Если ее больше, чем надо, начинается несварение. Если меньше - голод. Важно еще и распределение информации по каналам. Это и есть темпо-ритм. Сочетание внутренней и внешней "плотности" существования. То есть определенный баланс "толщины" канала и скорости прохождения по нему информации. Ну и нужности этой информации в придачу.