I.
1. Что такое от общего к частному, что такое от частного к общему? Приведите примеры. От общего к частному: рассмотрим систему склонения имен существительных в немецком языке.( Склонение – это изменение по падежам, падежей – 4).
Выделяют три типа склонения существительных : сильное, слабое и женское.
От частного к общему: слово „der Löwe“ (лев) склоняется по слабому типу; характерным признаком слабого склонения является наличие окончания –en во всех косвенных падежах. К слабому типу склонения относятся одушевленные существительные мужского рода, обозначающие …
2. Что такое логично? Ваше понимание. Согласуется ли Ваше понимание логичного с общепринятым? Легко ли быть логичным?
Кто-то все все время жалуется на что-то или кого-то, но ничего не предпринимает. Логично было бы попытаться что-то изменить в ситуации, а если нет сил – то не жаловаться.
Насчет согласованности с общепринятым пониманием – не знаю, а логичным быть не легко, но надо ( бы).
3. Раскройте понятия "правило" и "закономерность". Тождественны ли они? Если нет, то поясните различия.
На мой взгляд правило охватывает более обширную область понятий и явлений, подлежащих систематизации, чем закономерность, а закономерность говорит о частой вероятности действия правила, но не абсолютной.
Но это действительно для правил без исключений. А если принять, что у правила есть исключения – то эти понятия можно признать тождественными.
4. Что такое иерархия? Приведи примеры иерархии. Нужно ли подчиняться иерархии, почему? Приведи пример иерархии систем, что это такое?Иерархия – это система расположения частей целого от высшего к низшему, например, в армии – система чинов, в науке – званий, в феодальном обществе – титулов.
Иерархическая лестница призвана поддерживать устойчивость системы, где каждый сверчок знает свой шесток. Иерархия облегчает ориентацию в системе.
Иерархия систем – организм человека – по степени значимости для жизни: головной мозг, сердечно-сосудистая система, кроветворная система, печень, почки и т.д.
5. Что такое аналогия? Приведите примеры аналогий. Часто ли Вы пользуетесь аналогиями? Нужны ли они Вам? В каких ситуациях? Приведите примеры. Аналогия – это сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями, например, оглушение звонких согласных в конце слов в русском и немецком языках: столб - /столп/ - Tag - /ta:k/.
Аналогия нужна при объяснении для иллюстрации явления, большей наглядности и для облегчения запоминания, по аналогии с уже известным.
Пользуюсь достаточно часто.
6. Расскажите, насколько Вы последовательный человек. В этом ключе интересует следующее:
а). Что такое последовательность вообще? В широком и узком смысле этого слова. Если можно, порассуждайте на эту тему. Последовательность, как мне кажется, это некоторый логичный и закономерный ход мыслей и действий, направленных к определенной цели.
В широком смысле – человек хочет поменять свой социальный статус – он прикладывает усилия: получает образование, ищет и находит работу, повышает квалификацию, делает карьеру, проявляет социальную активность и т.д.
В узком смысле – человек озабочен своим состоянием здоровья – он идет к врачу, консультируется со многими специалистами, сам читает популярную и специальную литературу, смотрит передачи и слушает радио на эти темы и вырабатывает для себя индивидуальную систему оздоровления.
б). Как Вы оцениваете свою последовательность? Насколько она выше или ниже "средней" степени последовательности, которую Вы наблюдаете в своем окружении?
Если брать 5-балльную шкалу – то на «4».
в). Оцените степень достоверности своей оценки пункта б).Так я ощущаю это изнутри; «4» потому что иногда отклоняюсь от «генеральной линии» и тогда движение к цели замедляется или вовсе на время затухает, но потом возобновляется.
г). В каких случаях можно выходить за пределы того, что принято считать последовательностью? Когда очень хочется.
7. Необходимо выбрать одно из нижеприведенных заданий на своё усмотрение и дать развёрнутый ответ-пояснение. Поясните свой выбор. - Сделайте классификацию букв (не звуков) алфавита (русского).
- В каком отношении находятся понятия "столовый прибор" и "ложка"?".
Ложка – это часть столового прибора. Конкретная иллюстрация соотношения часть – целое.
- Если А не Б, а Б не С, то А есть С. Верно ли это? Почему?
Если А не равно Б, а Б не равно С, то А равно С. Верно ли это? Почему?
- Необходимо классифицировать (выбрать одно): музыкальные стили; транспортные средства; налоги; топливо; животных.
Транспортные средства:
1. Наземные: поезд, дрезина, автобус, троллейбус, автомобиль, мотоцикл, велосипед;
2. Водные: корабль, яхта, лодка, паром;
3. Воздушные: самолет, вертолет, воздушный шар
4. Независимые: ролики, самокат;
5. Фантастические: ковер-самолет, сундук-самолет, сапоги-скороходы, пропеллер, печь, волшебные калоши.
- Что такое классификация? Каким образом она осуществляется? Зачем она нужна и где применяется? Приведите пример.
Классификация – это система соподчиненных явлений, понятий, классов объектов, составленная с учетом их общих признаков и закономерных связей между ними.
Она позволяет ориентироваться в бесконечном многообразии объектов и явлений и является источником знания о них и их взаимосвязях.
Классификация очень облегчает процесс усвоения знаний в различных областях, например, в биологии, химии, медицине, геологии и др.
- "Овощ" - это не то, что перед нами, потому что "овощ" существовал и за тысячу лет до нас, - а, стало быть, овощ перед нами - не овощ". (Диоген Лаэрский). Найдите логическую ошибку.
Ну и что, что «существовал», этот-то овощ – вот он лежит…
- Проанализируйте известное утверждение Сократа "Я знаю, что я ничего не знаю". Логично ли оно?
Конечно логично, любой человек, изучающий что-нибудь, очень быстро начинает ощущать бесконечность познания данной области и чем больше он знает, тем больше ему открывается пластов и горизонтов.