Из - за частых переключений с делового настроя на эмоциональный ЭМОТИВИСТ может производить впечатление несерьёзного, ненадёжного человека. Но в большей степени это относится к ЭМОТИВИСТАМ - ЭТИКАМ — ЭТИКАМ периферийных квадр, где аспект волевой сенсорики не является приоритетным, а этическими манипуляциями пользуются для того, чтобы уклониться, увильнуть от ответственности за принятые по деловому соглашению обязательства, — снять с себя эту обременительную ответственность или заставить собеседника о ней забыть. Главное — втянуть его в свою игру, а там уже можно и навязать ему невыгодные условия, подсунуть "липовый" договор и ни за что не отвечать — вариантов может быть множество.
Сказать так, чтобы ничего не сказать, но при этом облечь свою речь в мягкую, эмоциональную форму, ЭМОТИВИСТ может лучше, чем кто - либо другой. ("Туману" и КОНСТРУКТИВИСТЫ могут напустить — особенно, РАССУЖДАЮЩИЕ, но не сделают это так деликатно и тонко, — не будут так искусно облекать этот "туман" в эмоциональную оболочку, как это сделают ЭМОТИВИСТЫ - ЭТИКИ, которые по этой причине — по способности говорить неприятные вещи приятным образом — считаются лучшими дипломатами. И ЭМОТИВНОСТЬ в этой связи может быть "сладкой оболочкой" для "горькой пилюли", которую так или иначе придётся внедрить в чуждую "информационную среду", — забросить нерасположенному к общению или сближению соконтактнику вместе с важной и нужной для него информацией.
ЭМОТИВИСТ - Гексли, например, для этого устраивает целый "спектакль", — с серьёзным, обиженным, озабоченным или многозначительным видом обращается к партнёру: "Мне нужно с тобой серьёзно поговорить…", после чего пускается в пространные рассуждения на отвлечённые темы, ведёт беседу в доверительном тоне, но смысл его речей при этом улавливается с трудом — остаётся загадкой, к чему и зачем он всё это говорит. Изображая попытку внести ясность в эту беседу и при этом продолжая напускать ещё больше туману, Гексли проникновенным, располагающим тоном то и дело спрашивает соконтактника: "Ну… ты понимаешь меня? Понимаешь, что я хочу сказать." Соконтактник, который уже давно потерял нить этих рассуждений и терпеливо ждёт, когда они наконец кончатся, сидит, как загипнотизированный, слушает и не слышит эту монотонную речь, пытаясь время от времени вникать в её смысл, чтобы понять цель этого бесконечного монолога. А цель этой беседы сводится к тому, чтобы напустить ещё больше туману и, оставаясь "скрытым", "не узнанным", добиться ещё большего доверия и расположения со стороны соконтактника — заставить его открыть свои карты, продолжая скрывать свои.
И здесь уже ЭМОТИВНЫЕ свойства выступают как опасная форма суггестии и этической манипуляции, — как инструмент позволяющий "заморочить", "заболтать" соконтактника, дезориентировать, спутать его планы, повлиять на его действия и решения, завоевать его доверие и расположение, в свою сторону изменить баланс сил, изменить его мнение о себе, отвести от себя подозрение — "спутать его карты", чтобы выгодно раскинуть свои.
При своей гибкой, маневренной этике ЭМОТИВИСТ не позволит партнёру предположить злого умысла в его действиях (в его этических манипуляциях). Чуть только возникнут подобные подозрения, он тут же устроит ему нагоняй, — театрально разгневается, возмутится: если прямых доказательств его вины нет, нечего на него и напраслину возводить!
То же самое происходит и с "выгодными предложениями", "дельными советами" и "ценными рекомендациями", которые он — "так, между прочим", "по доброте душевной" время от времени своему партнёру подкидывает. За их последствия он ответственности на себя не возьмёт, равно как и за последствия своих "деликатных просьб" о "незначительных одолжениях", рискованных займах и сомнительных поручениях — о "мелких услугах" (сулящих крупные неприятности), которые ЭМОТИВИСТ тоже может ему навязать — так, "между прочим", "на голубом глазу", и о которых может попросить под хорошее настроение, при хорошем расположении духа, в которое сам же и приведёт, используя свой этический инструментарий, — представит как доказательство своей дружбы, верности, преданности и симпатии. А встретив отказ или сопротивление, он опять поменяет "погоду" — с "ясной" на "штормовую" — будет метать громы и молнии, творчески разыгрывая "обиду", которая тут же обернётся не менее шумным "скандалом", который у УПРЯМОГО ЭМОТИВИСТА (а особенно, СУБЪЕКТИВИСТА) может длиться до бесконечности долго и закончиться ультиматумом или угрозами.
Ситуация обостряется ещё больше, когда будучи уличён во многих неблаговидных поступках, ЭМОТИВИСТ с маниакальной настойчивостью продолжает требовать к себе безусловного и безоговорочного доверия, предпринимает попытки подчинить своей воле партнёра и, преодолевая его упорное сопротивление, продолжает настойчиво "завоёвывать" его расположение, устраивая долгие и выматывающие их обоих скандалы. (Характерно для ЭТИКОВ - ЭМОТИВИСТОВ и для УПРЯМЫХ - ЭМОТИВИСТОВ - АРИСТОКРАТОВ.)
С течением времени (если положение дел усложняется), ЭМОТИВИСТУ снова приходится менять гнев на милость (характерно для прагматичного ЭТИКА - ОБЪЕКТИВИСТА) и обращаться к некогда "обидевшему" его партнёру с дружеским приветом, разыгрывая роль доброго и отходчивого человека. Снова ищет пути к примирению (пока этого требует состояние его дел), а там — "между прочим" и под хорошее настроение — опять напоминает ему о своём "деловом предложении", давая понять, что отступать не намерен.
И тогда уже ЭМОТИВНОСТЬ (как, впрочем, и КОНСТРУКТИВНОСТЬ) проявляет себя ещё и как способ завоёвывать своё место под солнцем, — захватывать, завоёвывать окружающую среду и "обрабатывать" её как свою "кормовую зону", осваивать как "свою территорию".
4. Взаимодействие ЭМОТИВИСТА С ЭМОТИВИСТОМ. Позиция взаимного задабривания
Казалось бы, куда как просто, при наличии гибкой, маневренной этики и изначальной установке на позитив, устанавливать мягкий, доброжелательный тон отношений, юлить, заискивать перед соконтактником, задабривать его реальными и надуманными комплиментами и, рассыпаясь в похвалах и любезностях, предлагать ему свои услуги "не в службу, а в дружбу", навязывая своё расположение там, где его не ищут и не добиваются!
При взаимодействии двух ЭТИКОВ - ЭМОТИВИСТОВ, способных успешно конкурировать между собой в умении растапливать лестью чужие сердца и подбирать "ключики - отмычки" к чужой душе, каждый из соконтактников чувствует себя объектом жестоких этических манипуляций, что сразу же заставляет его насторожиться и трезво оценить ситуацию, контролируя её с инертных логических позиций.
Оценивая всё происходящее с точки зрения здравого смысла и разумного действия, каждый из понимает, что соконтактник пользуется его же собственным арсеналом "не совсем честных" средств достижения цели. Каждый думает про себя: "И я могу лить такой же елей на его уши. Могу так же сладко льстить, юлить и увиваться вокруг интересующего меня объекта, стремясь добиться от него выгодных для меня и опасных для него уступок, при которых, стоит только один раз уступить и потом всю жизнь себя корить и бранить будешь."
Ощущая себя объектом психологической обработки, каждый из них понимает, что оказался в положении "вороны", подвергшейся льстивым нападкам хитрой лисицы - обманщицы, которая не отпустит его до тех пор, пока не убедит в искренности своего "восхищения" его реальными и мнимыми достоинствами, не заверит в честности своих намерений, в своём желании предложить ему лучший из всех возможных вариантов решений и поступков. А дальше — "Спой, светик, не стыдись!.." — каркни погромче и проворонь своё добро. И эти "наезды" будут продолжаться до тех пор, пока он (соглашаясь от безысходности на положение "вороны") не сыграет с "лисой" в поддавки, сделав вид, что "повёлся" на эту лесть и теперь готов идти на любые уступки и принимать "искренние заверения" льстеца за истинные, а все его "деловые" и "выгодные" предложения — за чистую монету.
При инертной своей деловой логике и логике соотношений ЭМОТИВИСТ будет соотносить реальные и надуманные (подкупающе - фальшивые) смыслы слов и поступков, ориентируясь на своё субъективное представление о пользе и выгоде слов и действий своего соконтактника — постулируемых им намерений и заверений. Поэтому слишком долго метать бисер, играть в "Ворону и лисицу" (или "Кукушку и Петуха"), льстиво раздаривая комплименты, никто из ЭМОТИВИСТОВ не будет. Логическая инертность, деловые и прагматичные цели не позволят им слишком далеко отходить от деловой сути разговора, от его практической выгоды. Желающих попадать в свой же капкан и подрываться на собственном минном поле среди них нет.
Но если позволить себя заморочить, засуетить, "заболтать" (или, ещё того хуже — уговорить, "уболтать"), то вполне можно потерять деловой и логический ориентир этих "переговоров" и попасть в собственные же, расставленные для собеседника "силки". Или вообще забыть о них и ими не воспользоваться, предоставив их как дополнительное преимущество (дополнительную уловку) собеседнику, чем он тут же и поспешит воспользоваться.
Попадая в такие условия, каждый из ЭМОТИВИСТОВ вскоре начинает чувствовать себя "объектом охоты", или "загнанной дичью", которой везде и всюду расставляют западню. При этом каждый из них довольно быстро начинает замечать, что пытаясь разорвать силки и перевести разговор на более важную и актуальную деловую тему, он тут же начинает "обижать" и "жестоко ранить" своего собеседника, о чём тот ему тут же и сообщает, разыгрывая "комедию", "драму", или какой - то другой жуткий фарс с надуманными обидами. Тут же недавний льстец и "доброхот" предъявит ему и "счёт" за обманутые ожидания и впустую потраченное время ("А с чего, спрашивается, я тебя тут полчаса уламываю! Мне что, — делать нечего?! Ты меня слушал? — слушал! Значит, обнадёживал! Так что теперь давай, плати! Давай, подписывай! Ты моё время занимал? — занимал! Вот теперь обязан мне его компенсировать!"
А как же иначе? Столько времени и сил инертный прагматик - ЭМОТИВИСТ потратил на психологическую обработку "клиента", столько "приятных вещей" ему наговорил (почти от чистого сердца), а теперь, в благодарность за всё хорошее, "клиент" соскакивает с крючка, оставляя его в дураках. Да кто же с этим смирится?!
И вот уже начинаются взаимные дрязги — склока, основанная на ни к чему не обязывающих уверениях, ложных намёках, наивных заблуждениях, само обольщеньях и упрёках, превращающих надуманные и вымышленные обвинения в реальные.
И вот уже кто - то кого - то реально обидел, подставил под неприятности, "подвёл", обнадёжил и обманул, "провёл на мякине", как последнего лоха.
При этом каждый из соконтактников с самого начала давал себе слово "не покупаться на лесть", не поддаваться на уговоры льстеца, понимая что тот "мягко стелет", да жёстко укладывает.
Чем дольше длится вся эта взаимная канитель, тем больше обид и недовольства накапливают соконтактники. Распаляясь и раздражаясь всё больше, они сердятся друг на друга за упрямую навязчивость и неуступчивость: "Вот прицепился и не отвяжется никак! — думает про соконтактника каждый из них. Каждый видит, что им пытаются играть и манипулировать и каждый ненавидит партнёра за настойчивость и упорство в этой игре.
Результатом позиции "взаимного задабривания" — взаимного обмена комплиментами, — "этической мишурой", передаваемой с целью примитивного, простейшего подкупа, в расчёте на последующую ответную услугу (провоцирующую бесконечно долгую и бесконечно жертвенную работу на отдачу), становится утрата делового доверия к партнёру, потеря делового контакта, потеря прагматичной сути деловых отношений, смысловая путаница в отношениях, потеря рационального зерна. А этого, при его инертной логике (логике действий и логике соотношений) ни один из партнёров -ЭМОТИВИСТОВ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ НЕ МОЖЕТ!
О цели общения как делового взаимодействия каждому из них так или иначе приходится вспоминать. Поэтому в выигрыше оказывается тот, кто о цели общения — своих отношений с партнёром — не забывает и отклонить себя от них не даёт.
Поэтому на взаимодействие двух ЭМОТИВИСТОВ влияет
и признак СТРАТЕГИИ — ТАКТИКИ:
СТРАТЕГ не позволяет себе отклониться от цели, а ТАКТИК не позволяет завлечь себя в ловушку, нередко воспринимая сферу взаимодействия, как своего рода "минное поле".
и признак БЕСПЕЧНОСТИ и ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ:
ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЙ СТРАТЕГ - ЭМОТИВИСТ предусмотрительно уничтожает препятствия, возникающие на его пути продвижения к цели, поэтому ни задобрить себя ложными комплиментами никому не даёт. (Но может запомнить их, чтобы потом рассказать о них другим и приписать себе ещё и эту, заведомо ложную "победу", — как это часто делает Цезарь, не упускающий случая себя похвалить или сослаться на адресованную ему чужую похвалу).
Используя мощный арсенал средств этической манипуляции, ЭМОТИВИСТ знает цену своим и чужим комплиментам, а потому, даже заходясь от восторга, он не так уж и падок на них — выводить сладкие трели в свой или в чужой адрес он и сам горазд. Поэтому всегда помнит о том, что "соловья баснями не кормят".
и признак СУБЪЕКТИВИЗМА — ОБЪЕКТИВИЗМА:
ЭМОТИВИСТ - СУБЪЕКТИВИСТ (авторитарно высказывающий своё мнение) к собственным "руладам" и "трелям" относится с большим почтением, чем к чужим. И может очень сильно "обидеться" (закатить истерику или даже устроить скандал), если партнёр демонстративно проигнорирует его слова или потребует подтверждения делом. Что ЭМОТИВИСТОМ - СУБЪЕКТИВИСТОМ будет воспринято, как оскорбление: с какой стати он ещё что - то должен доказывать, если партнёр не верит его словам? Не верит, значит не уважает. А это уже повод для того, чтобы "творчески" — гибко и манипулятивно — обидеться и "не на шутку" рассердиться, — устроить бурю в стакане воды, — на это СУБЪЕКТИВИСТЫ - ЭМОТИВИСТЫ (и особенно, ЭТИКИ) непревзойдённые мастера.
Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], vadimr, whoh, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs, Феликс, Марина99, на лошади весёлой