Сергей Рахманинов

Певцы и композиторы

Какой ТИМ С.В. Рахманинова?

ЛИИ
1
10%
ИЛЭ
0
Голосов нет
ЭСЭ
0
Голосов нет
СЭИ
0
Голосов нет
ЛСИ
0
Голосов нет
ЭИЭ
2
20%
ИЭИ
0
Голосов нет
СЛЭ
0
Голосов нет
ИЛИ
0
Голосов нет
СЭЭ
0
Голосов нет
ЛИЭ
1
10%
ЭСИ
0
Голосов нет
СЛИ
0
Голосов нет
ИЭЭ
0
Голосов нет
ЛСЭ
0
Голосов нет
ЭИИ
0
Голосов нет
Не знаю, какой у него ТИМ
1
10%
Творчество Рахманинова мне близко
2
20%
Рахманинов - мой самый любимый композитор
0
Голосов нет
Рахманинов - один из моих любимых композиторов
2
20%
Мне не нравится музыка Рахманинова
1
10%
 
Всего голосов : 10

Сергей Рахманинов

Сообщение kanonik » Пт авг 03, 2018 2:07 am

Так то же самое мы видим у Чехова в его записках о Сахалине

Нет, не то же. В его сахалинских очерках как раз совсем нет обобщений. Даже попыток. Только частности, только конкретные люди. Как чукча-каюр - что вижу, о том тотчас и пою. И его работа с документами (без которой и есь при подобной задаче совсем уж не обошелся бы) ни в какое сравнение не идет с использованием статистических данных в статьях Короленко.

Различие между правозащитниками ЭИИ и ЛИИ, очевидно, нужно искать в чём-то другом.

Так вот в этом и надо:
Для ЭИИ важны конкретные люди.
Для ЛИИ важно явление в целом, его непременно тянет на обобщающие выводы, а пофамильные люди - лишь проходные примеры на этом пути. И для Короленко было верно именно второе, причем очень явственно. Не спасти чью-то конкретную судьбу, а разоблачить ЯВЛЕНИЕ.


Субъективное восприятие писательского стиля как "понятного, близкого и узнаваемого" - это несерьёзный аргумент. У меня много любимых писателей, которые близки мне по духу и понятны, но я не отношу их всех скопом к одному типу.

Тут я спорить не буду - хотя бы потому, что у каждого человека в этой сфере свой собственный субъективный опыт.
Но ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ книга, написанная моим тождиком, и интересная и легко читаемая мной книга - это две большие разницы. Признаться, своих тождиков я читать не люблю. Мне гораздо приятнее (и легче идет) чтение писателей ИЛИ, ЛИЭ и даже ЛСЭ. Увлекательней. Именно потому, что больше непохожего, непредсказуемого, неожиданного. Я понимаю, я соглашаюсь, я ведусь, я полностью убеждаюсь - но в каждый момент сознаю, что ОНИ - ДРУГИЕ, и я бы так не написал. О том же - может, да. Но не так. А вот тождики ЛИИ при их чтении резонируют совсем по-другому. Это не столько интерес, но даже скорее внимание к их стилистическим огрехам (которые я и за собой знаю). Ну и, разумеется, предсказуемость поворотов сюжета, а если это документалистика - то предсказуемость используемых выразительных средств и аргументов. Потому от тождиков зеваешь гораздо чаще. Их не столько с увлечением читаешь, сколько начинаешь думать при чтении их книг о чем-то сам - потому что возникающий резонанс сразу провоцирует собственные мысли. В этом тоже есть, конечно, интерес и даже на порядок более сильная, наверное, конечная польза, но в этом нет того катарсиса, который должно давать захватывающее тебя чтение.
=========
«Если тебя лишили обязанностей гражданина, исполняй обязанности человека». (Сенека)
kanonik
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 3671
Зарегистрирован: Вс авг 07, 2011 7:10 pm
Медали: 4

Сергей Рахманинов

Сообщение Speranza » Пт авг 03, 2018 7:28 am

TailWind писал(а):Нечего типировать великих людей



Нечего постить тут всякие фальшивки, Рахманинов никогда не писал такого концерта, духовных сочинений для хора у него всего два: Литургия Ионнна Златоуста и Всенощное бдение. :evil:

А типировать великих людей - почему бы и нет? Это даёт новые грани для понимания их жизни и творчества. :add25
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 9326
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Медали: 2
Пол: Женский
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Пастернак (ЭВФЛ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

Сергей Рахманинов

Сообщение TailWind » Пт авг 03, 2018 3:02 pm

Speranza
Ну вот, теперь вы знаете ещё одно его замечательное произведение :)

http://senar.ru/scores
Хор a cappella -> Отдельные произведения -> «В молитвах неусыпающую богородицу»
Аватара пользователя
TailWind
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 6513
Зарегистрирован: Ср апр 15, 2015 1:36 am
Медали: 5
Пол: Мужской

Сергей Рахманинов

Сообщение Speranza » Пт авг 03, 2018 3:37 pm

TailWind писал(а):Speranza
Ну вот, теперь вы знаете ещё одно его замечательное произведение :)

http://senar.ru/scores
Хор a cappella -> Отдельные произведения -> «В молитвах неусыпающую богородицу»


Не верю! :D
Спрошу мою подругу, профессиональную пианистку по образованию и большую любительницу Рахманинова, если она скажет, что есть такое произведение - тогда поверю.
А на сайт можно чего угодно запихнуть. :evil:
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 9326
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Медали: 2
Пол: Женский
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Пастернак (ЭВФЛ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

Сергей Рахманинов

Сообщение Ted » Пт авг 03, 2018 5:38 pm

Speranza писал(а):Не верю! :D


А зря, Разманинов был очень набожный и на вики есть список его произведений, включая и "В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893)".

[url]https://ru.wikipedia.org/wiki/Рахманинов,_Сергей_Васильевич[/url]
Общаться с тобой - одно удовольствие, а не общаться - другое.
Аватара пользователя
Ted
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 6616
Зарегистрирован: Пн фев 06, 2017 9:10 pm
Медали: 3
Пол: Мужской

Сергей Рахманинов

Сообщение Атех » Пт авг 03, 2018 5:45 pm

Speranza писал(а):
TailWind писал(а):Speranza
Ну вот, теперь вы знаете ещё одно его замечательное произведение :)

http://senar.ru/scores
Хор a cappella -> Отдельные произведения -> «В молитвах неусыпающую богородицу»

Не верю! :D
Спрошу мою подругу, профессиональную пианистку по образованию и большую любительницу Рахманинова, если она скажет, что есть такое произведение - тогда поверю].
А на сайт можно чего угодно запихнуть. :evil:

Прям разрываюсь, кто сегодня мой герой, Дежавю или Сперанца...
Училище им.Гнесиных запихнёт что угодно на сайт?
Вроде бы Сперанца из аристократической квадры - и такое оскорбительное недоверие авторитетам?..
"А фамилия Кавалеров мне нравится: она высокопарна и низкопробна"©
Путешествие дилетантов
Аватара пользователя
Атех
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 9331
Зарегистрирован: Пт мар 04, 2016 7:01 pm
Пол: Женский

Сергей Рахманинов

Сообщение Ted » Пт авг 03, 2018 6:25 pm

kanonik писал(а):Мне кажется, у Рахманинова с Шаляпиным была практически дуальность (а Шаляпин - ЭСЭ).

:D

На самом деле Рахманинов и Шаляпин не дуалы, а тождики - они оба Жуки.
И, к несчастью, жена Рахманинова тоже Жук.

Именно из-за жуковости Рахманинова его и считают "самым русским композитором".

Изображение
Общаться с тобой - одно удовольствие, а не общаться - другое.
Аватара пользователя
Ted
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 6616
Зарегистрирован: Пн фев 06, 2017 9:10 pm
Медали: 3
Пол: Мужской

Сергей Рахманинов

Сообщение kanonik » Пт авг 03, 2018 7:00 pm

Написано в 1893, входит в Литургию св. Иоанна Златоуста (1910). Раннее, студенческое сочинение Текст кондака праздника Успения Божией Матери полностью сохранен, за исключением одного слова

В молитвах Неусыпающую Богородицу / и в предстательствах МИРА непреложное упование / гроб и умерщвление не удержаста: / якоже бо Живота Матерь / к животу престави / во утробу Вселивыйся приснодевственную.

ПЕРЕВОД:
Богородицу, непрестанно молящуюся и в ходатайствах надежду непоколебимую, не удержали гроб и смерть; ибо Ее как Мать Жизни привел к жизни [Христос], Поселившийся в Ее вечно девственной утробе.

Музыкально это вполне оправдано. Но это найденное слово позволило расширить смысловые границы текста: "…и в представительствах МИРА непреложное упование", – весь мир притекает к Богородице, непрестанно молящейся о всех нас.

В Московской консерватории Рахманинов слушал у С.В. Смоленского курс истории русского церковного пения. Регент Синодального хора Н.М. Данилин рассказывал «об исключительной творческой пытливости, проявляемой Рахманиновым к особенностям старой московской, суздальской, новгородской, киевской хоровой культуры». Данилина поражало, «с каким профессиональным интересом и чисто "исследовательской” кропотливостью собирал Сергей Васильевич сведения об особенностях крюкового письма.
Смоленский был вдохновителем первого духовного опуса Рахманинов — концерта «В молитвах неусыпающую». Дивные по красоте мелодии Рахманинова придают традиционному жанру концерта неповторимое лирическое своеобразие, пронизанное светлой грустью.

Правда часто повторяемые слова в сочинениях церковных композиторов показывает, что содержание в их опусах явно отступает на второй план, всячески подгоняется под канву сочиненной мелодии, что прямо противоречит каноническому устроению богослужебного пения, в котором без всякого сомнения приоритет отдавался слову, а не звуку.


http://webkind.ru/text/523246976_51192892p689839297_text_pesni_koncert-dlya-hora-v-molitvah-neusypayushhuyu-bogorodic.html

входит в Литургию св. Иоанна Златоуста
То есть противоречия нет. Просто ныне это не считается отдельным его произведением.
=========
«Если тебя лишили обязанностей гражданина, исполняй обязанности человека». (Сенека)
kanonik
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 3671
Зарегистрирован: Вс авг 07, 2011 7:10 pm
Медали: 4

Сергей Рахманинов

Сообщение Speranza » Пт авг 03, 2018 10:45 pm

Убедили - я спросила сегодня после концерта в Доме учёных маэстро Игоря Тылыка, который сам композитор, он сказал, что да, есть такое произведение, это раннее сочинение Рахманинова 1898 года, при советской власти не издавалось и не исполнялось.
Но всё равно, чует моё сердце, что тут не совсем чисто дело с этим концертом, имеет место какой-то заговор или сговор социоников с музыкантами. :add14
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 9326
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Медали: 2
Пол: Женский
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Пастернак (ЭВФЛ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

Сергей Рахманинов

Сообщение Speranza » Вт авг 07, 2018 8:57 am

kanonik
Нет, не то же. В его сахалинских очерках как раз совсем нет обобщений. Даже попыток. Только частности, только конкретные люди. Как чукча-каюр - что вижу, о том тотчас и пою. И его работа с документами (без которой и есь при подобной задаче совсем уж не обошелся бы) ни в какое сравнение не идет с использованием статистических данных в статьях Короленко
.

Благодаря тому, что писатель в течение трех месяцев работал на Сахалине переписчиком населения, ему удалось очень подробно познакомиться с жизнью и бытом поселенцев и каторжан. Из сахалинского путешествия, по словам писателя, он привез, "сундук всякой, каторжной всячины": десять тысяч статистических карточек, образцы статейных списков каторжных, прошения, жалобы врача Перлина и т.д.
В Москву Чехов вернулся 8 декабря 1890 года, а в начале 1891 года приступил к работе над книгой о Сахалине: читал необходимую литературу, приводил в порядок собранные материалы, набрасывал вчерне первые главы.


Заполненные собственноручно 10 тысяч карточек за несколько месяцев пребывания на Сахалине - это много или мало, если сравнить с отчётностью Короленко по Мултанскому делу?


Книга состоит из 23 глав. Еще в период подготовки к путешествию на Сахалин Чехов определил жанр будущей книги, ее научно-публицистический характер. По мнению исследователей, еще в процессе работы над черновиком определилась структура всей книги: главы I–XIII строятся как путевые очерки, посвященные сначала Северному, а потом Южному Сахалину; главы XIV–XXIII – как очерки проблемные, посвященные отдельным сторонам сахалинского образа жизни, сельскохозяйственной колонизации, детям, женщинам, беглым, труду сахалинцев, их нравственности и т.д. В каждой главе автор пытался передать читателям основную мысль: Сахалин это – "ад". Даже названия глав подтверждают эту мысль автора: "Александровская ссыльнокаторжная тюрьма", "Общие камеры", "Кандальные", "Каторжные работы в Александровске", "Экс-палач Терский", "Казармы для семейных", "Дуйская тюрьма", "Каменноугольные копи", "Воеводская тюрьма", "Прикованные к тачкам" и др.

В центре внимания Чехова-исследователя, Чехова-художника – проблема личности каторжника, простого, несчастного человека. В книге даются описания острова, условий жизни каторжан и поселенцев, быта и нравов инородцев, видов принудительного труда и наказаний, состояния тюрем, больниц, школ.

Одной из центральных глав книги является шестая – "Рассказ Егора". В личности Егора и в его судьбе подчеркивается одна из характерных особенностей каторжного населения Сахалина: случайность преступлений, вызванных в большинстве случаев не порочными наклонностями преступника, а характером жизненной ситуации, которая не могла не разрешиться преступлением.

Книга "Остров Сахалин" обратила внимание официальных лиц на вопиющее положение каторжных и ссыльных. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на остров своих представителей. Доклады высокопоставленных чиновников подтвердили свидетельства Чехова.

Современники писателя считали, что некоторые реформы в области ссылки и каторги в России 1890-х годов были проведены отчасти под воздействием книги "Остров Сахалин".

РИА Новости https://ria.ru/ch_info/20100128/206714744.html


То, что я выделила жирным - это нельзя считать обобщениями? Только частности, только отдельные конкретные люди, без попыток вывести из частных случаев некий общий логический закон? :add25
Последний раз редактировалось Speranza Вт авг 07, 2018 9:04 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 9326
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Медали: 2
Пол: Женский
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Пастернак (ЭВФЛ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

Сергей Рахманинов

Сообщение Speranza » Вт авг 07, 2018 9:02 am

Фрагмент из книги Чехова "Остров Сахалин", где одновременно проявлена сильная ЧЛ (описания производственных процессов), БЛ (обобщения этих описаний, структура, статистика) и БЭ (этический подход ко всем явлениям обыденной жизни).

Хлебопашество считается главным занятием ссыльных. К второстепенным,
дающим сторонние заработки, относятся охота и рыболовство. С точки зрения
охотника, фауна позвоночных животных на Сахалине роскошна. Из зверей,
наиболее ценных для промышленника, в особенно громадном количестве водятся
здесь соболь, лисица и медведь {7}. Соболь распространен по всему острову.
Говорят, будто за последнее время, вследствие порубок и лесных пожаров,
соболь удалился от населенных мест в более дальние леса. Не знаю, насколько
это справедливо; при мне во Владимировке, около самого селения, надзиратель
застрелил из револьвера соболя, который переходил по бревну через ручей, и
те ссыльные-охотники, с которыми мне приходилось говорить, охотятся
обыкновенно неподалеку от селений. Лисица и медведь тоже живут на всем
острове. В прежнее время медведь не обижал людей и домашних животных и
считался смирным, но с тех пор, как ссыльные стали селиться по верховьям рек
и вырубать тут леса и преградили ему путь к рыбе, которая составляла его
главную пищу, в сахалинских метрических книгах и в "ведомости происшествий"
стала появляться новая причина смерти - "задран медведем", и в настоящее
время медведь уже третируется, как грозное явление природы, с которым
приходится бороться не на шутку. Встречаются также олень и кабарга, выдра,
росомаха, рысь, редко волк и еще реже горностай и тигр {8}. Несмотря на
такое богатство дичи, охота как промысел в колонии почти не существует.
Ссыльные-кулаки, наживающие здесь состояния торговлей, промышляют
обыкновенно и мехами, которые они приобретают у инородцев за бесценок и в
обмен на спирт, но уж это относится не к охоте, а к промышленности иного
рода. Охотники из ссыльных здесь все наперечет, их очень немного. В
большинстве это не промышленники, а охотники по страсти, любители,
охотящиеся с плохими ружьями и без собаки, только ради забавы. Убитую дичь
они сбывают за бесценок или пропивают. В Корсаковске один поселенец,
продавая мне убитого им лебедя, запросил "три рубля или бутылку водки". Надо
думать, что охота в ссыльной колонии никогда не примет размеров промысла,
именно потому, что она ссыльная. Чтобы промышлять охотой, надо быть
свободным, отважным и здоровым, ссыльные же, в громадном большинстве, люди
слабохарактерные, нерешительные, неврастеники; они на родине не были
охотниками и не умеют обращаться с ружьем, и их угнетенным душам до такой
степени чуждо это вольное занятие, что поселенец в нужде скорее предпочтет,
под страхом наказания, зарезать теленка, взятого из казны в долг, чем пойти
стрелять глухарей или зайцев. Да и едва ли может быть желательно широкое
развитие этого промысла в колонии, куда для исправления присылаются главным
образом убийцы. Нельзя позволить бывшему убийце часто убивать животных и
совершать те зверские операции, без которых не обходится почти ни одна
охота, - например, закалывать раненого оленя, прикусывать горло
подстреленной куропатке и т.п.
Главное богатство Сахалина и его будущность, быть может, завидная и
счастливая, не в пушном звере и не в угле, как думают, а в периодической
рыбе. Часть, а быть может, и вся масса веществ, уносимая реками в океан,
ежегодно возвращается материку обратно в виде периодической рыбы. Кета, или
кита, рыба из лососевых, имеющая размеры, цвет и вкус нашей семги,
населяющая северную часть Великого океана, в известный период своей жизни
входит в некоторые реки Северной Америки и Сибири и с неудержимою силой, в
количестве буквально бесчисленном, мчится вверх против течения, доходя до
самых верхних, горных потоков. На Сахалине это бывает в конце июля или в
первой трети августа. Масса рыбы, наблюдаемая в это время, бывает так велика
и ход ее до такой степени стремителен и необычаен, что кто сам не наблюдал
этого замечательного явления, тот не может иметь о нем настоящего понятия. О
быстроте хода и о тесноте можно бывает судить по поверхности реки, которая,
кажется, кипит, вода принимает рыбий вкус, весла вязнут и, задевая за рыбу,
подкидывают ее. В устья рек кета входит здоровая и сильная, но затем
безостановочная борьба с быстрым течением, теснота, голод, трение и ушибы о
карчи и камни истощают ее, она худеет, тело ее покрывается кровоподтеками,
мясо становится дряблым и белым, зубы оскаливаются; рыба меняет свою
физиономию совершенно, так что люди непосвященные принимают ее за другую
породу и называют не кетой, а зубаткой. Она ослабевает мало-помалу и уже не
может сопротивляться течению и уходит в затоны или же стоит за карчей,
уткнувшись мордой в берег; здесь ее можно брать прямо руками, и даже медведь
достает ее из воды лапой. В конце концов, изнуренная половым стремлением и
голодом, она погибает, и уже в среднем течении реки начинают встречаться во
множестве уснувшие экземпляры, а берега в верхнем течении бывают усеяны
мертвою рыбой, издающею зловоние. Все эти страдания, переживаемые рыбой в
период любви, называются "кочеванием до смерти", потому что неизбежно ведут
к смерти, и ни одна из рыб не возвращается в океан, а все погибают в реках.
"Неодолимые порывы эротического влечения до издыхания, - говорит Миддендорф,
- цвет идеи кочевания; и такие идеалы в тупоумной влажно-холодной рыбе!"
Не менее замечателен ход сельди, которая периодически появляется по
прибрежьям моря весною, обыкновенно во второй половине апреля. Сельдь идет
громадными стадами, "в невероятном количестве", по выражению очевидцев.
Приближение сельди всякий раз узнается по следующим характерным признакам:
круговая полоса белой пены, захватывающая на море большое пространство, стаи
чаек и альбатросов, киты, пускающие фонтаны, и стада сивучей. Картина
чудесная! Китов, следующих в Аниве за сельдью, такое множество, что корабль
Крузенштерна был окружен ими и на берег должно было ездить "с
осторожностью". Во время хода сельди море представляется кипящим {9}.
Нет возможности даже приблизительно определить, какое количество рыбы
может быть поймано каждый раз во время ее хода в сахалинских реках и у
побережьев. Тут годилась бы всякая очень большая цифра.
Во всяком случае, без преувеличения можно сказать, что при широкой и
правильной организации рыбных ловель и при тех рынках, какие давно уже
существуют в Японии и Китае, ловля периодической рыбы на Сахалине могла бы
приносить миллионные доходы. Когда еще на юге Сахалина распоряжались японцы
и рыбные ловли в их руках едва начинали развиваться, то уж рыба приносила
около полумиллиона рублей ежегодно. По расчету Мицуля, добывание ворвани в
южной части Сахалина требовало 611 котлов и до 15000 саж. дров, и одна лишь
сельдь давала 295 806 руб. в год.

http://www.lib.ru/LITRA/CHEHOW/sakhalin.txt
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 9326
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Медали: 2
Пол: Женский
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Пастернак (ЭВФЛ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

Сергей Рахманинов

Сообщение Speranza » Вт авг 07, 2018 9:16 am

Speranza писал(а):kanonik
спасибо за высказанное мнение.
Значит, сделаем так: я поищу по текстам писем и воспоминаний современников, что именно было общего у Чехова и Рахманинова (можно добавить для сравнения и других ЛИИ, например, французов - исторического М. Робеспьера и писателя Ромена Роллана). Конечно, каждый из эти людей имел свою собственную яркую индивидуальность и свои поведенческие особенности, но есть у них всех и нечто общее, что их объединяет - и я считаю, что это именно соционический тип.


Из воспоминаний Немировича-Данченко о Чехове (это место цитировала и Марианна Лытова в своей статье:

На одном из сборищ, в отдельной комнате ресторана, появился Чехов. Кичеев, знакомя нас, шепнул мне:

- Вот кто далеко пойдет.

Его можно было назвать скорее красивым. Хороший рост, приятно вьющиеся, заброшенные назад каштановые волосы, небольшая бородка и усы. Держался он скромно, но без излишней застенчивости; жест сдержанный. Низкий бас с густым металлом; дикция настоящая русская, с оттенком чисто великорусского наречия; интонации гибкие, даже переливающиеся в какой-то легкий распев, однако без малейшей сентиментальности и, уж конечно, без тени искусственности.

Через час можно было определить еще две отметных черты.

Внутреннее равновесие, спокойствие независимости, - в помине не было этой улыбки, которая не сходит с лица двух собеседников, встретившихся на какой-то обоюдно приятной теме. Знаете эту напряженную любезную улыбку, выражающую: "Ах, как мне приятно с вами беседовать" или "У нас с вами, конечно, одни и те же вкусы".

Его же улыбка - это второе - была совсем особенная. Она сразу, быстро появлялась и так же быстро исчезала. Широкая, открытая, всем лицом, искренняя, но всегда накоротке. Точно человек спохватывался, что, пожалуй, по этому поводу дольше улыбаться и не следует.

Это у Чехова было на всю жизнь. И было это фамильное. Такая же манера улыбаться была у его матери, у сестры и, в особенности, у брата Ивана.

Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/vospominani ... chenko.htm


Из воспоминаний И. Остромысленского о Рахманинове:

Сергей Васильевич Рахманинов — прекрасный образец человека. Гениальный пианист, композитор и дирижёр. Образцовый, любящий муж, безупречный отец и счастливый дедушка <...>


Совершенно напрасно многие из нас считают Сергея Васильевича суровым отшельником, каким-то анахоретом, замкнувшимся в свой талант. Замкнутость Сергея Васильевича — не что другое, как скромность, суровая требовательность к самому себе и тонко развитое чувство меры. Несуществующую фигуру отшельника надо забыть. Натура Сергея Васильевича наполнена до краёв здоровой жизнерадостностью. В нём много внимания и ласки к людям. Его юмор искрится и пенится, как шампанское в только что щёлкнувшей бутылке, заражая всех окружающих. Угрюмым я его не видел ни разу. Правда, Сергей Васильевич часто утомляется и бывает огорчён или даже подавлен. Тогда мешки под его глазами становятся более скульптурными и резче выступает в правом углу рта так называемая складка горечи; много ли весёлого в нашей эмигрантской жизни?


У Сергея Васильевича абсолютный слух, и не только к таинствам звука. Он чувствует фальшь во всех её формах, в какие бы красивые крендели и узоры она ни наряжалась: фальшь самой тонкой обольстительной лести, бездушной игры или ложного пафоса.


В натуре Сергея Васильевича нет никаких «раздвоений» или «провалов», нет ничего ненормального, кроме разве скромности (и даже застенчивости), гипертрофически разросшейся, несмотря на его потрясающий мировой успех. Тридцать лет живёт Рахманинов с друзьями своего детства и с их друзьями, его обожающими, но и до сих пор он не всегда решается упражняться на рояле или готовиться в их присутствии к очередному концерту. Подумайте только: он опасается побеспокоить их своей незатейливой игрой.


Всё свойственное цельному, совершенно здоровому человеку представлено в Рахманинове очень ярко, красиво и полно. Даже почерк. Сергей Васильевич выделяется своим исключительным изяществом. И в галерее величайших русских людей Сергей Васильевич занимает почётное место. Там, где Чайковский, там, где Чехов.


Сергей Васильевич Рахманинов строг и требователен к самому себе. Он исключительно суров при оценке своих собственных достижений. Эта постоянная неудовлетворённость собой чрезвычайно характерна для всех действительно великих творцов и жрецов, которые призываются «к священной жертве», — творцов милостью божьей.


© http://senar.ru/memoirs/Ostromyslensky/
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 9326
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Медали: 2
Пол: Женский
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Пастернак (ЭВФЛ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

Сергей Рахманинов

Сообщение Speranza » Вт авг 07, 2018 9:22 am

До кучи: фрагмент из очерка М. Горького о Ромене Роллане.

Один — и не единственный ли? — из таких неутомимо упрямых людей — Ромэн Роллан. Я имею высокую честь считать его своим другом, и поэтому мне очень трудно говорить о нём. Ибо я не принадлежу к числу тех людей, которые находят необходимым говорить о друзьях своих, подчёркивая идеологические или иные "недостатки" друзей. И когда я читаю воспоминания или мнения таких людей о друзьях, я всегда почти вижу не написанный автором эпиграф к этим воспоминаниям: "Я — не хуже его" или: "Я - лучше его". По поводу таких друзей я думаю, что проклятие бога Адаму опубликовано в библии не всё; мне кажется, что после слов: "В поте лица твоего будешь ты есть хлеб твой" бог прибавил: "И друга дам в наказание тебе". Я уверен, что судьба избавит Ромэна Роллана от такого друга.

Не критик, я не стану говорить о нём — поэте, авторе "Трагедии веры", "Жана Кристофа" и превосходной, чисто галльской поэмы "Кола Брюньон". Это, может быть, самая изумительная книга наших дней. Нужно иметь сердце, способное творить чудеса, чтобы создать во Франции, после трагедий, пережитых ею, столь бодрую книгу — книгу непоколебимой и мужественной веры в своего родного человека, француза. Я преклоняюсь перед Ромэном Ролланом именно за эту его веру, которая звучит во всех его книгах, во всём, что он делает. Для меня Р.Роллан уже давно Лев Толстой Франции, но Толстой без ненависти к разуму, без этой страшной ненависти, которая была для русского рационалиста источником его великих страданий и так жестоко мешала ему остаться гениальным художником.

Говорят: Р.Роллан — дон-Кихот. С моей точки зрения, это лучшее, что можно сказать о человеке. В безжалостной к нам, людям, игре сил истории человек, который жаждет справедливости, — тоже сила и способен противостоять стихийности этой игры.

Владимир Ленин сумел доказать, что философия истории Льва Толстого очень далека от истины и что роль личности в истории не совсем такова, как её оценивал Карл Маркс. Р.Роллан упрям и смел, как настоящий француз, и поистине свободный человек. Нужно обладать крепкой верой в свою правду, чтобы в те дни, когда тысячи отживших людей, обрадованных смертью Ленина, злорадно ликовали, сказать им спокойно и кратко: "Ленин — самый великий человек дела нашего века и самый бескорыстный".

Р.Роллан — первый из литераторов Европы поднял свой голос против войны. Его за это многие возненавидели. Ещё бы — кто же способен любить человека за правду?

В "Очарованной душе" — он, сердцем художник, предчувствует рождение другой, доброй правды, давно необходимой миру. Он предвидит рождение новой женщины на смену той, которая помогает разрушать этот мир, — женщины, которая, поняв свою роль возбудителя культуры, хочет войти в мир властно и полноправно, как законнейшая хозяйка его и мать мужчин, ею созданных и ответственных перед нею за свои дела.

Меня удивляет стойкость любви Ромэна Роллана к миру и человеку; я завидую его крепкой вере в силу любви. Я не считаю его оптимистом, он — идеальный стоик. Он, видимо, очень глубоко прочувствовал истину, скрытую в одной русской пословице: "Всё пройдёт, только правда останется". Мужественно, не закрывая глаза на те неисчислимые страдания, которые, терзая людей, проходят, чтобы оставить нам чистую и прекрасную правду, Р.Роллан уверенно делает своё дело поэта и мыслителя.

Я никогда не видел его, но думаю, что глаза Роллана спокойны и печальны, а голос тих, но твёрд.

И я счастлив знать, что во Франции, любимой мною с детства моего, есть такой прекрасный человек и такой сердечный художник, как Р.Роллан.

Источник: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-363.htm
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 9326
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Медали: 2
Пол: Женский
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Пастернак (ЭВФЛ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

Сергей Рахманинов

Сообщение kanonik » Вт авг 07, 2018 1:02 pm

Speranza писал(а):Фрагмент из книги Чехова "Остров Сахалин", где одновременно проявлена сильная ЧЛ (описания производственных процессов), БЛ (обобщения этих описаний, структура, статистика) и БЭ (этический подход ко всем явлениям обыденной жизни).

Хлебопашество считается главным занятием ссыльных. К второстепенным,
дающим сторонние заработки, относятся охота и рыболовство. С точки зрения
охотника, фауна позвоночных животных на Сахалине роскошна. Из зверей,
наиболее ценных для промышленника, в особенно громадном количестве водятся
здесь соболь, лисица и медведь {7}. Соболь распространен по всему острову.
Говорят, будто за последнее время, вследствие порубок и лесных пожаров,
соболь удалился от населенных мест в более дальние леса. Не знаю, насколько
это справедливо; при мне во Владимировке, около самого селения, надзиратель
застрелил из револьвера соболя, который переходил по бревну через ручей, и
те ссыльные-охотники, с которыми мне приходилось говорить, охотятся
обыкновенно неподалеку от селений. Лисица и медведь тоже живут на всем
острове. В прежнее время медведь не обижал людей и домашних животных и
считался смирным, но с тех пор, как ссыльные стали селиться по верховьям рек
и вырубать тут леса и преградили ему путь к рыбе, которая составляла его
главную пищу, в сахалинских метрических книгах и в "ведомости происшествий"
стала появляться новая причина смерти - "задран медведем", и в настоящее
время медведь уже третируется, как грозное явление природы, с которым
приходится бороться не на шутку. Встречаются также олень и кабарга, выдра,
росомаха, рысь, редко волк и еще реже горностай и тигр {8}. Несмотря на
такое богатство дичи, охота как промысел в колонии почти не существует.
Ссыльные-кулаки, наживающие здесь состояния торговлей, промышляют
обыкновенно и мехами, которые они приобретают у инородцев за бесценок и в
обмен на спирт, но уж это относится не к охоте, а к промышленности иного
рода. Охотники из ссыльных здесь все наперечет, их очень немного. В
большинстве это не промышленники, а охотники по страсти, любители,
охотящиеся с плохими ружьями и без собаки, только ради забавы. Убитую дичь
они сбывают за бесценок или пропивают. В Корсаковске один поселенец,
продавая мне убитого им лебедя, запросил "три рубля или бутылку водки". Надо
думать, что охота в ссыльной колонии никогда не примет размеров промысла,
именно потому, что она ссыльная. Чтобы промышлять охотой, надо быть
свободным, отважным и здоровым, ссыльные же, в громадном большинстве, люди
слабохарактерные, нерешительные, неврастеники; они на родине не были
охотниками и не умеют обращаться с ружьем, и их угнетенным душам до такой
степени чуждо это вольное занятие, что поселенец в нужде скорее предпочтет,
под страхом наказания, зарезать теленка, взятого из казны в долг, чем пойти
стрелять глухарей или зайцев. Да и едва ли может быть желательно широкое
развитие этого промысла в колонии, куда для исправления присылаются главным
образом убийцы. Нельзя позволить бывшему убийце часто убивать животных и
совершать те зверские операции, без которых не обходится почти ни одна
охота, - например, закалывать раненого оленя, прикусывать горло
подстреленной куропатке и т.п.
Главное богатство Сахалина и его будущность, быть может, завидная и
счастливая, не в пушном звере и не в угле, как думают, а в периодической
рыбе. Часть, а быть может, и вся масса веществ, уносимая реками в океан,
ежегодно возвращается материку обратно в виде периодической рыбы. Кета, или
кита, рыба из лососевых, имеющая размеры, цвет и вкус нашей семги,
населяющая северную часть Великого океана, в известный период своей жизни
входит в некоторые реки Северной Америки и Сибири и с неудержимою силой, в
количестве буквально бесчисленном, мчится вверх против течения, доходя до
самых верхних, горных потоков. На Сахалине это бывает в конце июля или в
первой трети августа. Масса рыбы, наблюдаемая в это время, бывает так велика
и ход ее до такой степени стремителен и необычаен, что кто сам не наблюдал
этого замечательного явления, тот не может иметь о нем настоящего понятия. О
быстроте хода и о тесноте можно бывает судить по поверхности реки, которая,
кажется, кипит, вода принимает рыбий вкус, весла вязнут и, задевая за рыбу,
подкидывают ее. В устья рек кета входит здоровая и сильная, но затем
безостановочная борьба с быстрым течением, теснота, голод, трение и ушибы о
карчи и камни истощают ее, она худеет, тело ее покрывается кровоподтеками,
мясо становится дряблым и белым, зубы оскаливаются; рыба меняет свою
физиономию совершенно, так что люди непосвященные принимают ее за другую
породу и называют не кетой, а зубаткой. Она ослабевает мало-помалу и уже не
может сопротивляться течению и уходит в затоны или же стоит за карчей,
уткнувшись мордой в берег; здесь ее можно брать прямо руками, и даже медведь
достает ее из воды лапой. В конце концов, изнуренная половым стремлением и
голодом, она погибает, и уже в среднем течении реки начинают встречаться во
множестве уснувшие экземпляры, а берега в верхнем течении бывают усеяны
мертвою рыбой, издающею зловоние. Все эти страдания, переживаемые рыбой в
период любви, называются "кочеванием до смерти", потому что неизбежно ведут
к смерти, и ни одна из рыб не возвращается в океан, а все погибают в реках.
"Неодолимые порывы эротического влечения до издыхания, - говорит Миддендорф,
- цвет идеи кочевания; и такие идеалы в тупоумной влажно-холодной рыбе!"
Не менее замечателен ход сельди, которая периодически появляется по
прибрежьям моря весною, обыкновенно во второй половине апреля. Сельдь идет
громадными стадами, "в невероятном количестве", по выражению очевидцев.
Приближение сельди всякий раз узнается по следующим характерным признакам:
круговая полоса белой пены, захватывающая на море большое пространство, стаи
чаек и альбатросов, киты, пускающие фонтаны, и стада сивучей. Картина
чудесная! Китов, следующих в Аниве за сельдью, такое множество, что корабль
Крузенштерна был окружен ими и на берег должно было ездить "с
осторожностью". Во время хода сельди море представляется кипящим {9}.
Нет возможности даже приблизительно определить, какое количество рыбы
может быть поймано каждый раз во время ее хода в сахалинских реках и у
побережьев. Тут годилась бы всякая очень большая цифра.
Во всяком случае, без преувеличения можно сказать, что при широкой и
правильной организации рыбных ловель и при тех рынках, какие давно уже
существуют в Японии и Китае, ловля периодической рыбы на Сахалине могла бы
приносить миллионные доходы. Когда еще на юге Сахалина распоряжались японцы
и рыбные ловли в их руках едва начинали развиваться, то уж рыба приносила
около полумиллиона рублей ежегодно. По расчету Мицуля, добывание ворвани в
южной части Сахалина требовало 611 котлов и до 15000 саж. дров, и одна лишь
сельдь давала 295 806 руб. в год.

http://www.lib.ru/LITRA/CHEHOW/sakhalin.txt

Ну вот сами Вы разве не видите,что и в этом отрывке он тоже поминутно сползает на душу и нравственность?
Привез 10 тысяч карточек. О том, как ими распорядился, можем судить по тому, что получилось в итоговой публикации. Самих карточек мы не видели, но публикацию видели. А получилось на выходе, в нескольких книгах очерков - опять же лишь душа и нравственность (если воспринимать интегрально, а не выдергивать и подчеркивать отдельные и редкие, якобы "логические" фразы).

Вы привели еще три интересных цитаты про Чехова, Рахманинова и Роллана (кстати, спасибо, что в одиночку уже неделю отчасти вытягиваете форум на сколько-то человеческий уровень). Но что из этих цитат в действительности видно? Что, по мнению писавших о них, эти трое были людьми хорошими. Скорее добрыми, чем нет. Скорее - расположенными к другим людям, чем нет. О чем это говорит в соционическом смысле? Об их вероятном общем полюсе рассудительности. Об этом - говорит, да. Но рассудительных типов восемь штук. А есть ли в этих отрывках иные тимные параллели, помимо этой самой общей для всех троих рассудительности (тоже, кстати, во всех трех их случаях выражаемой совершенно по-разному, если верить цитатам)? Вот совсем таких параллелей пока не вижу.

Напротив, вижу различия. Например, Рахманинов застенчив (робовская черта, порождаемая неуверенностью в своих этических коммуникациях), а Чехов - нет. У него другие тараканы. А про Роллана надо смотреть подробней, не только эмоциональный панегирик от Горького. Тут характер вообще не виден.
=========
«Если тебя лишили обязанностей гражданина, исполняй обязанности человека». (Сенека)
kanonik
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 3671
Зарегистрирован: Вс авг 07, 2011 7:10 pm
Медали: 4

Сергей Рахманинов

Сообщение Speranza » Вт авг 07, 2018 2:40 pm

kanonik
Ну вот сами Вы разве не видите,что и в этом отрывке он тоже поминутно сползает на душу и нравственность?


А что, душа и нравственность - прерогатива исключительно этиков, и особенно ЭИИ? Для ЛИИ эта тема совсем не интересна?

в нескольких книгах очерков - опять же лишь душа и нравственность (если воспринимать интегрально, а не выдергивать и подчеркивать отдельные и редкие, якобы "логические" фразы).


Там не отдельные логические фразы, а интегральный логический подход. Вы с этим не согласны?

А есть ли в этих отрывках иные тимные параллели, помимо этой самой общей для всех троих рассудительности (тоже, кстати, во всех трех их случаях выражаемой совершенно по-разному, если верить цитатам)? Вот совсем таких параллелей пока не вижу.


Я вижу такие параллели, но поищу в других отрывках. Много общего в том, как друзья, знакомые и вообще посторонние люди воспринимали со стороны Чехова, Рахманинова и Роллана.

Рахманинов застенчив (робовская черта, порождаемая неуверенностью в своих этических коммуникациях), а Чехов - нет.


Чехов тоже был застенчив от природы, но он преодолевал себя в общении. Тем не менее, застенчивость проявлялась - вот хотя бы в том, что он не любил публичных чествований (есть свидетельства актёров МХАТ). Или ещё вспомнила из письма Книппер, кто-то ей рассказал, что Чехов якобы говорил торжественную речь в поездке на Кавказ, она написала: "Мой писатель - и речь? Несуразно!" (по памяти цитирую, сейчас нет времени пересматривать всю их переписку).
Ещё общее между Чеховым и Рахманиновым - на публике они держались довольно замкнуто и официально, зато дома, среди своих близких людей, производили совсем другое впечатление, держались свободно и непринуждённо, любили посмеяться и подурачиться (это черта "весёлых" по ПР и вообще характерно для альфийцев, ЭИИ так себя не ведут, они держатся и дома, и на людях примерно одинаково).

Вот кого из известных исторических персонажей вы считаете ЭИИ, чтобы можно было сравнить? Я запомнила из списка Таланова кроме доктора Гааза ещё Януша Корчака (согласна, что он был ЭИИ) и Альберта Швейцера (моя версия его ТИМа - ЛСИ).
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 9326
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Медали: 2
Пол: Женский
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Пастернак (ЭВФЛ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

Пред.След.

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Музыканты

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]