АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИОАКЦЕНТОВ ТИПА
(Ниже цитаты из моей полной статьи об архетипах):
В соционике долгое время велись споры о том, существуют ли взаимосвязи между инфоаспектами, типными признаками и астрологическими аспектами. Этим вопросом занимались профессиональные астрологи (М.Гут, П.Максимов, и др.). В итоге были найдены некоторые относительные взаимосвязи между астрологическими и соционическими аспектами, но прямой связи между датой рождения и типом личности обнаружено не было. Да и не могло быть [116]. Это объясняется тем, что в энергоинформационной модели типа не отражаются индивидуальные биопсихические аспекты личности. По этой причине сам принцип поиска данных взаимосвязей изначально был бесперспективным.
С момента создания нами теории акцентов типа в 1990 г. я тоже вначале пыталась найти взаимосвязи между типами и астрологическими аспектами личности. В своем докладе на соционической конференции в 1990 г. я высказала предположение о некотором сходстве характеристик знаков Зодиака и Восточного гороскопа с типами личности, а 32-х тотемов зороастрийского гороскопа с 32-мя подтипами. [25, 44, 47, 98]. Однако, при этом я сразу отметила, что никакой связи между датами рождения и типологическими качествами не существует. Такие связи можно просматривать только на уровне в чем-то созвучных архетипов психики. Например, креативный характер Водолея похож по описаниям на тип ИЛЭ, а аналитичная Дева похожа на тип ЛИИ; человек, рожденный в год Вола, чем-то похож на трудоголика, имеющего тип ЛСЭ, зороастрийский Белый Медведь своими волевыми качествами похож на соответствующий подтип СЛЭ, и т.д.
Никакой зависимости между датой рождения и образованием определенных типов личности или их подтипов не было установлено. Это экспериментально было подтверждено также сотрудниками Международного института соционики [70].
Однако, в самом начале моих исследований удалось обнаружить некоторые связи между характеристиками акцентов типа и планетарными архетипами, отраженными в натальной карте. Впоследствии, мне понадобились многие годы изучения данного вопроса, чтобы уточнить сделанные выводы и проверить их на практике. Вследствие этого, я внесла ряд корректив в свои прежние определения, а также выявила новые закономерности в данной проблематике. В частности, касающихся архетипических истоков акцентов типов. Это побудило меня написать данную статью о еще одной важной грани вариативности типов, которую я назвала – архетипические акценты типа.
В результате данных исследований я убедилась, что некоторые характерные черты, напоминающие типные признаки (акценты типа), действительно сопоставимы с определенными архетипами психики человека. Но выявить их с помощью астрокарты пока сложно, тем более с высокой степенью надежности. Их можно выявить с помощью нашего теста на акценты типа, включающие теперь также археакценты [99]. При этом нужно учитывать, что кроме определенных черт характера, архетипические акценты связаны с некоторыми типичными для них внешними признаками, что облегчает их визуальную диагностику, но только в случае их яркой выраженности. При сбалансированности двух-трех акцентов типов это не всегда удается без дополнительных методов диагностики, на которых я остановлюсь дальше.
Как известно, практика – критерий истины, но не все готовы принять этот постулат. В психологии и соционике, в отличии от точных наук, не все удается научно доказать, несмотря на очевидность фактов. Например, К.Юнг в своей практике не ограничивался выявленными им признаками типов, а исследовал также астрологические влияния на личность, находя их в натальных картах своих клиентов. Однако, он так и не смог убедительно доказать научной общественности свои гипотезы архетипического и астрологического характера, хотя они были подтверждены эмпирически.
В связи с высказанной мною гипотезой, что планетарные архетипы не являются непосредственным влиянием планет, остановимся на том, что понимал К.Юнг под архетипами. Кроме общеизвестных архетипов, описанных им: Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость, он предполагал также множество других архетипов, влияющих на психику человека, включая архетипы древних богов как неких сил природы [63, 94]. С этим трудно не согласиться, поскольку путь к абсолютному знанию бесконечен.
Согласно учению о биосфере известного ученого В.И Вернадского, все живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с нею связаны. Это свидетельствует о том, что мы связаны своими информационными оболочками (биополями) с информационным полем мироздания. В 1956 году нобелевским лауреатом А.Сент-Дерди впервые был употреблен термин «биоэнергетика», которым российский ученый В.Скулачев предложил назвать соответствующую ему новую науку. Он организовал в Московском университете отдел биоэнергетики, функционирующий и сейчас [81, 82]. Выводы В.И Вернадского о связи живых существ с ноосферой (сферой разума) как высшей стадией развития биосферы [75], подтверждается и другими современными исследованиями [73-75, 81], а также практикой многих биоэнергетиков, в том числе С.Курченко [82], и др.
Эти исследования перекликаются с выводом К.Юнга о том, что в психике каждого человека на бессознательном уровне коллективного бессознательного заложен опыт прежних поколений. Он писал: «Архаические образы, формируемые бессознательным, влияют на разные проявления личности, порой непонятные и неожиданные для окружающих». Кроме генетической памяти своего рода, которая находится в молекулах ДНК, мы являемся носителями также определенной исторической памяти. Она включает в себя многое, в том числе информацию о самой древней типологии характеров. Эта коллективная память восходит к тем временам, когда люди поклонялись разнообразным богам, которым приписывалась определенная внешность и характер. Их именами были названы также планеты в астрологии.
Мы предполагаем, что на характеры и судьбу людей влияют не сами конкретные планеты, а те архетипические образы, которые с ними связаны. Сложно предположить, что какая-либо астрономическая планета (Марс, Венера, и др.), может иметь определенные черты внешности и характера и предавать их человеку. Другое дело - архетипы богов, в честь которых были названы эти планеты. Как некие пока малоизученные силы природы, они могут иметь непосредственное влияние на внешность и характер человека. Возможно, их влияние начинается еще в момент зачатия новой жизни и закладывается в биополе человека вместе с его кармической программой, называемой в обиходе судьбой, а потом их влияние считывается астрологами в натальной карте человека [94, 115].
Эти архетипы психики лежат в основе исследуемых археакцентов типа, влияющих на вариативность типов наряду с психологическими факторами, описанными нами раньше. Некоторые из этих психологических факторов являются результатом влияния данных архетипов психики. В мифологии также встречаются проявления разных темпераментов, психоформ поведения и акцентуаций характера. В едином информационном поле нашей планеты все взаимосвязано, хотя не все эти связи исследователям личностных особенностей удается обнаружить сразу, чтобы превратить разрозненные знания о человеке в одну общую систему.
К.Юнг писал: «…Все самые яркие и мощные идеи восходят исторически к архетипам, ибо функция сознания заключается не только в осознании и усвоении внешнего мира через врата наших чувств, но и в переводе мира, как внутри нас, так и вокруг нас, в зримую и существующую прекрасную реальность…» [63].
Из этого следует, что архетипы богов и планет, соответствующих древним архетипическим символам, также присутствуют в нашей психике. Естественно, что они также влияют на личность, а следовательно – могут варьировать характеристики типов личности.
К.Юнг писал: "...Архетипам нельзя научиться, они присущи нам с самого рождения; их функция заключается в обусловливании процесса восприятия нами мира, событий и явлений вокруг..." [63].
Это значит, что психика человека от рождения содержит архетипы, и они проявляются в характере и внешности типов, варьируя поведение и характер представителей одного типа наряду с разными генетическими и психологическими качествами.
Для понимания того, что сам К.Юнг, как родоначальник типологии личности, получившей продолжение и дальнейшее развитие в соционике, также учитывал астрологические и архетипические влияния на личность, приведу несколько цитат:
«Швейцарский психоаналитик Карл Юнг был первым, кто признал огромный потенциал астрологии в качестве инструмента для изучения глубин человеческой психики. В различных работах на протяжении своей жизни Юнг высказывал свое глубокое уважение к астрологии. Он утверждал, что астрология "вершина всех психологических знаний древности", которая способна сделать огромный вклад в психологию, и признавал, что довольно часто использовал ее в психоаналитической работе с клиентами: исследованиях и консультациях, введя её в практику психоанализа. К принятию астрологии Юнга подвело изучение явления синхронности психических восприятий разных людей и объективных процессов реальности, поскольку астрология объясняет этот феномен через понятие единых космических ритмов, управляющих коллективным бессознательным» [83].
"…Астрологический эксперимент" - это глава из книги К.Г. Юнга "Синхронистичность". Она проливает свет на некоторые вопросы, столь часто поднимаемые противниками астрологии. Научный эксперимент Юнга доказал подчинение внешних явлений и психических процессов глубокому и довольно сложному порядку. Глобальный, неделимый характер действительности ассоциируется с тканью, сотканной из аналогий между макрокосмом и микрокосмом, которые проявляются согласно принципу синхронности…» [64].
«…Вдобавок к точному подтверждению Юнгом планет как архетипов, и его теории синхронности как средства объяснения астрологических совпадений, введенное Юнгом понятие двух типов — экстраверт и интроверт с готовностью признается астрологами как биполярное деление зодиака на позитивные/мужские (экстравертные) и негативные/женские (интровертные) знаки. Более того, признак: интуиция, ощущение, размышление и чувство — имеют параллель в астрологии с четырьмя элементами — огнем, землей, воздухом и водой….» [84].
«…Согласно теории К.Г. Юнга в коллективном бессознательном хранятся основные паттерны поведения, которые в свое время были отражены в древнегреческих мифах. В человеке, как правило, сочетается до трех качеств архетипов, иногда они дополняют друг друга, и тогда мы говорим о гармоничной личности, однако так бывает далеко не всегда, случается, что архетипы противодействуют или даже мешают друг другу, тогда может возникать внутриличностный конфликт или другие проблемы всякого рода. Архетипы представляют собой комплекс инстинктов, типов мышления, способов реагирования, особенностей восприятия, ценностей, установок и правил по которым человек строит свою жизнь…»[84].
«…К.Г. Юнг понимал под архетипами природные влияния, которые древний мир называл богами, и свойства которых он приписывал планетам. “Планеты – это боги, символы власти бессознательного”, – писал основатель аналитической психологии [84].
Архетипические информационные субстанции оказывают влияние на характер и судьбу человека, возможно, посредством каких-нибудь частиц – носителей архетипической информации, еще пока не выявленных. В натальной карте человека они расшифровываются как сильные или слабые планеты, имеющие определенные характеристики в зависимости от того, в каких знаках, домах, градусах и аспектах с другими планетами они находятся. Астрокарта играет роль информационной матрицы, в которой закодирована информация о судьбе и характере человека.
Для серьезного отношения к Зодиаку как астрологической системе, основанной на античной типологии личности, надо понимать, что под "планетой" в астрологии понимается не излучение конкретных астрономических планет а архетипы психики, уловно названные планетами в астрологии: целостность свойств и качеств, которую сегодня, как и тысячи лет назад, лучше всего выражает образ соответствующего божества. А гороскоп – как общий, так и индивидуальный (натальная астрокарта), могут показать актуализацию того или иного архетипа на данный момент времени». Одного знака Зодиака или тотема Восточного календаря недостаточно для описания характера человека. Тем более, что на личность влияет много других факторов: типологических, психологических, генетических и индивидуальных. Они вносят свои коррективы в астрологические характеристики и обуславливает неоднозначность их проявлений [84].
«…К.Юнг рассматривал знаки зодиака и планеты в астрологии как символы архетипических процессов, берущих начало в коллективном подсознании. Архетипами коллективного подсознания были всеобщие организующие принципы, мотивирующие всю психологическую жизнь, как индивидуальную, так и коллективную….
«Астрология, как коллективное подсознание, к которому обращается психология, состоит из символических конфигураций: «планеты» — это боги, символы и силы подсознания» (Юнг, 1976). Мифические боги представляли живые силы Вселенной, служившие образцами всего…» [86].
«…Есть множество примеров поразительных аналогий между астрологическими констелляциями и психологическими явлениями или между гороскопом и характерологическими склонностями», — писал Юнг (1976). Архетипы, заключал он, были «психоидными», то есть они формируют сущность так же, как разум…» [86].
По-видимому, здесь шла речь о природе психических функций, имевших в основе своей астрологические аспекты.
«Проявляя глубокий интерес к астрологии и ее взаимосвязям с создаваемой типологией личности, Юнг внес свой собственный вклад в развитие астрологии, который заключается в следующем:
1) символическое соотнесение углов натальной карты с четырьмя психологическими функциями,
2) рассмотрение Солнца и Луны в натальной карте как маркеров соответственно мужского и женского сознания. Он писал: "... Луна — это прежде всего отражение женского аспекта мужского бессознательного, но она также является принципом женской психе, в том смысле, что Солнце является принципом психе мужской. Это особенно явно проявляется в астрологических толкованиях Солнца и Луны, не говоря уже о извечных мотивах мифологии» [87].
Юнг считал, что при рождении человеческая душа несет в себе "зерно" и потенциал будущего роста и развития личности:
«Так как личность это потенциал, ее можно назвать трансцендентной, а поскольку она - бессознательна, то неотличима от тех вещей, которые несут в себе ее проекцию…(т.е). символов внешнего мира и космических символов. Эта форма является психологической основой концепции, в которой человек это микрокосм, выраженный астрологическими элементами его характера» [87].
Существует много астрологических влияний на характер человека: знаки Зодиака, Восточный гороскоп, стихии года по Фэн-шуй, и т.д, но самое значимое влияние проявляется на уровне индивидуальных астрокарт, описывающих механизмы архетипических влияний на личность [80]. К.Юнг первый выдвинул данную гипотезу, подтвердив ее экспериментально. Он нашел астрологический механизм совместимости пар. В книге «Синхронистичность» К.Юнг описал свой астрологический эксперимент и привел статистику совместимости пар по аспектам Солнца, Луны, Венеры, Марса и асцендентам (восходящим знакам) [64]:
«…Юнг провел астрологический эксперимент по установлению соотношения планетарных конфигураций или пересекающихся аспектов между астрологическими картами супругов. Он выдвинул гипотезу, что определенные пересекающиеся аспекты будут появляться гораздо чаще между картами супругов, чем между картами людей, не имеющих отношения друг к другу … «Значимое совпадение, которое мы ищем, тут же проявляется в астрологии, — утверждал Юнг, — так как астрологические данные соответствуют индивидуальным чертам характера; и с давних времен различные планеты, дома, зодиакальные знаки и аспекты — все имело значение, служившее основой для изучения характера», (1955) [64].
Из приведенных цитат следует, что К.Юнг видел взаимосвязь между своей типологией, изучающей психическую структуру личности, и астрологией. Поэтому, мы тоже не можем игнорировать эту связь, считая, что признаки типа личности не подвержены вообще никаким астрологическим влияниям. Другое дело, в чем именно и как они могут проявляться. Но это уже предмет исследования астрологов. Только искать эти связи нужно не на уровне типов личности, а на уровне археакцентов типа, влияющих на некоторые аспекты индивидуальной натальной карты.
Из всего этого можно сделать вывод, что К.Юнг учитывал не только психологические признаки, описанные им, но также астрологические и архетипические влияния на характер человека. Поэтому, рассматривая человека как целостную систему различных взаимосвязей, мы не должны закрывать глаза на данные факторы, варьирующие типы. В своей практике типирования, изучая основы натальной астрологии, я тоже заметила, что исследуемые К.Юнгом аспекты астрокарты могут значительно влиять на проявления типов личности, а также на характеристики их знаков Зодиака. Например, если в астрокарте человека, рожденного в знаке мягких и нерешительных Рыб, окажется хорошо выраженным знак резкого и решительного Овна (благодаря скоплению планет в нем или расположенности там Луны, Венеры, Марса или асцендента), такой человек может больше напоминать Овна, чем Рыб. Не узнав себя в типичном описании Рыб, он может вообще потерять доверие к астрологии. Так бывает довольно часто.
Аналогично происходит и в соционике: присутствие нехарактерных для типа личности проявлений (акцентов характера) может привести к тому, что человек не узнает себя в стандартном описании своего типа, но узнает в описании другого типа. Например, если у интуитивного типа довольно развиты (акцентированы) волевые качества, он может узнать себя в описании типа личности, относящегося к волевым сенсорикам.
Акценты типа являются причиной большинства ошибок как при самотипировании, так и при диагностики типа у экспертов, типирующих тестовым методом или методом «интервью», не говоря уж о визуальной диагностике типов [69]. В итоге, некоторые люди начинают испытывать недоверие к соционике. Но личность слишком многогранна, чтобы полностью соответствовать каким-либо стандартным описаниям одной из ее граней характера…
Для понимания существования пока еще неизученной до конца системы взаимосвязей между разными явлениями, приведу ряд примеров.
По аналогии с соционической структурой личности, в астрологии каждая планета тоже связана с разными проявлениями определенных структур человеческого организма (ментальными, физическими и психическими).
Два самых мощных стремления субъекта (по З.Фрейду) - Эрос и Танатос определяют два вида развития личности – стремление к созиданию и стремление к разрушению, которые в астрологии отражают позитивные и негативные аспекты планет в астрокарте [108]. Аналогично, в соционике описаны эволюционный и инволюционный виды соцпрогресса. Вместе с тем, процессы эволюции и инволюции берут начало у взаимодополняющих начал мироздания – инь и ян (женской и мужской энергий) [3].
В статье «Функционально-ролевая модель социона М (ФРМС) и пропорции типов в социуме» [37], мною были описаны еще два дополнительных вида соцпрогресса и их проявления у соответствующих типов личности. Это - коэволюция и революция, известные в социологии, но раньше не учитываемые в соционике. Наиболее ярко выраженными носителями позитивных созидающих тенденций являются коэволюторы, а разрушительных, революционных тенденций – революторы. Вместе с тем, можно уловить определенную взаимосвязь этих четырех видов соцпрогресса с описаниями четырех энергогрупп В.Гуленко и некоторое сходство между революторами и «файтерами», и т.д. [45, 109].
Темпераменты К.Хейманса - Ле Сенна являются производными от темпераментов Гиппократа-Павлова; в астрологии они соответствуют темпераментам стихий. Аналогично, индивидуальные темпераменты имеют условные аналогии в соционике с интегральными темпераментами для групп типов.
В свою очередь, психоформы С.Деллингер соответстсуют стилям мышления А.Харрисона и Р.Брэмсона; они также соответствуют четырем базисным признакам типа, являющимся производными четырех категорий мироздания.
Как видим, в природе все взаимосвязано и одно часто отражается в другом. Поэтому и архетипы психики отражаются как в натальной карте, так и в дополнительных характеристиках, называемых археакентами.Вся статья и данные ссылки есть в подборке статей здесь: https://vk.com/docs-104940675?type=1 и в журналах МИС (см. их спосок на 1-й стр. здесь в начале).