Графические символы для соционических типов

Гипотезы, обсуждения, наблюдения, факты

Графические символы для соционических типов

Сообщение Danidin » Чт мар 16, 2017 3:10 pm

Следующая работа есть попытка построить систему символов для соционических типов и функций, альтернативную классической.

Итак, значки функций в соционике восходят к Аушре. Происхождение их первоначального смысла таково:

Аушра Аугустинавичюте писал(а): Несколько слов о происхождении графических символов:
Экстравертную сенсорику мы обозначили кружком ЧС, фигурой, которая создает впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуицию — треугольником ЧИ, который отлично вписывается в круг. Логика и этика — это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэтому если логику обозначили квадратом ЧЛ, как символом строгости мышления, то для внутренней стороны того же явления эмоционального накала нужно подобрать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла ЧЭ.


Честно говоря, в свете более поздних гипотез такой выбор символов мне видится далеко не самым идеальным.
Имхо, для этики вместо классического "диванчика" куда лучше подошёл бы символ сердца, тем более что для этого всего-то надо немного повернуть существующую ныне фигуру (и кстати, я даже где-то видел в сети сайт, на котором додумались до сего действия). Выбор треугольника в качестве символа для интуиции также не самый лучший: треугольник лично у меня ассоциируется с логико-сенсорной пирамидой власти или также не имеющей никакого отношения к интуиции пирамидой потребностей по Маслоу. Давно была мысль использовать в качестве символа для интуиции возможностей зигзаг, молнию, либо что-то подобное (выбор зигзага в психогеометрическом тесте пяти фигур более всего связан с ЧИ). А в качестве символа для БИ наиболее естественно выглядят песочные часы, или что-то иное, связанное с течением времени. С логикой, в принципе, смысл ухвачен неплохо (логика "угловата", так как связана с кристаллизацией дальнего порядка), а вот с сенсорикой - лишь отчасти. Округло-мягкий символ хорошо подходит для БС, но вряд ли для ЧС - с которой у меня ассоциируется что-то острое и с приподнятым центром тяжести.
Ну и наконец, самое спорное. Мы так давно пользуемся этим набором знаков, что уже не задумываемся, почему экстравертные аспекты чёрные, а интровертные - белые. По мне так, сколько-нибудь верных ассоциаций такое деление не содержит.
Я, конечно, понимаю, что во времена Аушры просто были нужны хоть какие-то обозначения. Но прошло столько времени, что можно уже подумать и о более тщательном подборе символов ;)
В общем, недавно у меня родилась идея сопоставить каждый соционический тип только с одним-единственным значком, зашифровав в нём основные соционические признаки. При этом изначально хотелось сделать новые значки более пластичными и многозначительными - например, чтобы близкие друг к другу социотипы имели бы и более похожие символы.
Вначале я предполагал найти способ задействовать в построении символа вообще все 15 признаков, но это оказалось слишком сложным делом. Конечные значки оказались бы слишком перегружены деталями. Если же брать более простые символы, мой лучший результат - 9 признаков, либо 10, но с одним исключением. В итоге же, после нескольких попыток, стало очевидно, что количество не всегда переходит в качество, и в итоге я остановится на более простой версии, в которой оказались задействованы лишь 5 самых сильных признаков.

символы_simple.png
символы_simple.png (33.7 КБ) Просмотров: 2014


Почему выбраны именно такие символы? Смотрите:

1) Значки для интровертных ТИМов представлют собой замкнутую область, в которую невозможно попасть извне. У значков, соотвествующих экстравертным ТИМам, такой области нет, они сугубо линейны. Думаю, такое допущение как нельзя лучше соотвествует представлениям о замкнутых интровертах и открытых экстравертах.
2) Значки для этических ТИМов обладают закруглениями и завитками - которые, с одной стороны, являются декоративными (этическими) элементами, но также и смягчают общий образ символа, делая его более живым, близким к природе - и тем самым привлекательным. При этом закругления, складывающие фигуру из двух "лепестков" соответствуют интровертной этике, а завитки на конце лучей, символизирующие поиск контакта и внешние эмоциональные завихрения - экстравертной. "Логические" значки состоят лишь из углов и прямых отрезков. В сочетании с экстраверсией это даёт фигуру из направлений - лучей, а с интроверсией - кристаллоподобную форму из замкнутых структур - треугольников.
3) Общая форма фигуры задаётся дихотомиями сенсорика-интуиция и ир/рациональность. Несложно заметить, что все значки сенсорных ТИМов являются устойчивыми в своём положении "на земле", в отличие от интуитивных, касающихся нулевого уровня лишь в одной точке. Вообще, наиболее естественным мне показалось соотнести ось низ-верх для каждого символа с осью времени, направленной из прошлое в будущее. Действительно, сенсорику можно представить как направленность личности на уже существующие в мире реальные предметы - то есть, в какой-то мере, на прошлое мира, а интуицию - на возможности, ещё не реализованные и не воплощённые - то есть ту часть мира, что минимально связана с прошлым.
4) Рациональность и иррациональность в моей трактовке связана прежде всего с восприятием окружающей среды как изотропной (у иррационалов) или направленной (у рационалов). Если рассматривать изотропию применительно к временнОй компоненте, и совместить признак нальности к интуицией-сенсорикой, то мы выходим начетыре малые группы, обладающие разным восприятием времени:
Рациональные сенсорики - типы личности, направленные в прошлое (вернее, на поддержание созданных в прошлом и продолжающих существовать в настоящем ценностей). Наиболее консервативные, они становятся обладателями символов, расширяющихся вниз, "в прошлое", и потому максимально устойчивых. В противоположность им, живущие надеждами и тревогами о будущем рациональные интуиты, получают в такой системе понятий расширяющиеся вверх, в направлении "будущего" символы. Будучи в целом неустойчивыми, они могут быть стабилизированы при наличии временнЫх рамок - попадания в "коридор" из двух параллельных линий.
В целом, символы рациональных типов - и сенсориков, и интуитов, напоминают собой треугольники - "стрелки", указывающие направление локуса внимания личности по шкале времени. В отличие от рационалов, иррационалы более спонтанны и менее привязаны к направлению течения времени. Сенсорные иррационалы максимально настроены на жизнь в текущем моменте настоящего, и в отличие от сенсорных рационалов не теряются при резкой смене обстановки (т.к. стратеги). Поэтому они получают символы, хоть и менее устойчивые, чем у сенсорных рационалов, но зато сохраняющие свою устойчивость и в перевёрнутом состоянии. Наконец, наиболее отвлечённые и настроенные на вечные, не привязанные к конкретному моменту времени интересы, интуитивные иррационалы становятся обладателями символов, неустойчивых в обоих положениях.
Таким образом, все иррациональные символы объединены одной общей особенностью: они индифференты к "оси времени", и будучи перевёрнутыми на 180 градусов, превращаются в самих себя - в отличие от символов небезразличных к направлению времени рационалов.
5) Группы аргументации в таком случае проявляются как то, на какую фигуру больше всего похож знак ТИМа.
Если на треугольник - символ иерархической системы - то перед нами конструктор, логик-рационал.
Если на квадрат, разделяемый диагоналями на отдельные треугольники - то это реструктор, ТИМ с манипулятивной логикой.
Если в стилизованный знак сердца, символ постоянства чувств - то это блюститель, программный этик.
Если на "восьмёрку", или пару "восьмёрок", или овал - т.е. на фигуру, не имеющую острых углов - тогда дипломат, этик манипулятивный, т.е. предпочитающий сглаживать острые углы в отношениях.
6) Наконец, пятый признак (согласно статистике опросника Таланова и Хижняка не менее важный, чем ир/рациональность) - это периферийность - центральность.
Периферийность в рассматриваемой системе символов равнозначна тому, что знак можно вычертить одной линией.
В сочетании с интроверсией это даёт один или два объёма, полностью окружённые внешней средой - и действительно, периферийность усиливает интровертные свойства личности. В сочетании с экстраверсией мы получаем очень простой знак с одним либо парой несмежных углов - люди данных ТИМов наиболее открыты в общении, не имеют "двойного дна".
Знаки ТИМов центральных квадр нельзя вычертить за один приём. Наиболее скрытные центральные интроверты становятся обладателями символов, у которых один из узлов находится внутри фигуры и снаружи не заметен. Знаки же наиболее контактных центральных экстравертов имеют максимум лучей, "проникающих" во внешнюю среду и готовых создавать связи.

Отдельно стоит сказать и про функции (аспекты), которые в такой системе могут быть получены через нахождение общего у двух символов ТИМов, являющихся их обладателями. По ходу дела, обнаружено много занятных параллелей с уже существующими и широко известными символами - чем и хочу поделиться.

Соционические программные функции:
ЧС - крест: быть "здесь и сейчас", "в центре", "контролировать перекрёсток настоящего". Также: скрещенное оружие, борьба, "пересечение интересов".
ЧИ - зигзаг: символ креативности, скорости мышления. Излом линии символизирует "перескок" с одной логики событий на другую.
БС - замкнутые самопересекающиеся знаки - намёк на циклическое движение материи в системе. Движение материи всегда рассматривается в настоящем, поэтому символы развёрнуты перпендикулярно вертикальной оси времени. Так, например, для СЛИ знак в виде лежащих на боку песочных часов может символизировать отсутствие привязки ко времени (наиболее безразличный к прошлому и будущему ТИМ).
БИ - самые сложные и запутанные знаки, в которых при желании можно углядеть объём (символ ИЛИ напоминает прозрачный тетраэдр, ИЭИ - прозрачный эллипсоид). "Рентгеновское видение" "противоположной грани" символизирует дар предсказания.
БЛ - треугольник: пирамида властной иерархии (ЛСИ) или перевёрнутая пирамида, отрицание этой иерархии ради будущего прогресса (ЛИИ). Символ функции - два треугольника, соединяющиеся в один такой же по форме, только больше - намёк на повторение большого в малом в упорядоченных системах.
ЧЛ - лучи: сходящиеся в виде прямой дороги, предполагающей направленное по ней движение к цели (ЛСЭ) или расходящиеся в виде развилки, предполагающей риск выбора (ЛИЭ). Символ функции - стрела направленного движения.
БЭ - сердце, чьё пространство ограничено областью "своих" людей и личных привязанностей к ним: "простое" сердце, развёрнутое в сторону будущего (ЭИИ) или "сложное", "вырастающее" из прошлого (ЭСИ). Символ функции: две половинки, складывающиеся в единое целое.
ЧЭ - открытое миру сердце: собирающее и "вовлекающее" внутрь себя. У ЭСЭ направлено вниз, символ намекает на гостеприимство, у ЭИЭ - вверх, на поклонение высшим целям. Общий знак для ЧЭ символизирует вихрь эмоций, соединяющий субъектов, и при этом движущийся.

Дополнительные ("творческие") функции:
творческая сенсорика - фигура напоминает собой дом под покатой крышей - что символизирует хозяйственность, важность быта, опеку тех, кто принят под "свою крышу". При этом:
ЧС творческая - фигура закрытая - люди, наиболее привязанные к привычной, закрытой от посторонних обстановке, настороженные к чужакам на своей территории.
Символ для функции напоминает клетку - к болевой ЧИ, стремление к ограничению чужой свободы самовыражения; но также и луковицу - "запас питательных веществ для будущих ростков", стремление к сохранению материальных ресурсов.
БС творческая - также "дом", но в отличие от предыдущего, открытый - символизирует гостеприимство. Множество мелких, одинаковых, следующих друг за другом элементов в обобщённом символе функции "аля ёлка" указывает на болевую БИ, на способность к поддержке регулярной деятельности рутинного плана, на интерес к наилучшему выполнению подобной деятельности.
ЧИ творческая - некий объём, расширяющийся при движении из "прошлого" в "будущее". Символизирует желание развивать свои творения (логическую систему или отношения). Растение, молодой росток в виде символа функции - указывает на проблемы с защитой своих интересов, высокий риск стать ресурсом для других - к болевой ЧС.
БИ творческая - развилка, символизирующая стремление к ситуациям выбора и связанным с этим риском; к осознанному направлению будущего по одному из возможных путей. В качестве символа функции - разветвлённое дерево будущего.
ЧЭ творческая - гладкая, округлая форма, которая не может "поцарапать". Символизирует желание постраиваться, сглаживать все острые углы в отношениях, конформность. Скрытый в знаках СЭИ и ИЭИ знак бесконечности (восьмёрка), а также намёк на символ Инь-Ян в роли общего для функции - как напоминание о поиске гармонии, но и о болевой ЧЛ (трудности с направленным приложением усилий, вместо этого "бег по кругу" - сравните с символом ЧЛ).
БЭ творческая - в отличие от программной ЧЭ символизирующие эмоциональные завихрения элементы направлены не оба вверх или вниз, но вбок и при этом в разные стороны - т.е. на установление отношений в режиме настоящего времени (но то, что в разные стороны - к непостоянству). Знак СЭЭ отличается максимальным их количеством, что соотносится с контактностью, наиболее яркой экстравертной направленностью СЭЭ среди всех ТИМов. У знака ИЭЭ - необычно расположение завихрений по разные стороны от линии, что символизирует креативый подход к общению, талант к этическим играм.
ЧЛ творческая - скрытые в фигуре пара(две пары) направленных друг на друга треугольников - к скрытности, слабости желания входить в контакт с остальным миром. Разделённый по диагонали квадрат в качестве общего символа функции - намёк на любовь к критике и нахождению ошибок в логических системах, т.е. их разрушению, а не строительству (как у программной БЛ).
БЛ творческая - молния и косой крест - значки опасности и запретов, но также и возможных находок и прозрений, символизируют интерес к необычным, выходящим за рамки дозволенного ситуациям. В качестве общего символа функции - знак направленных друг на друга стрелок - к конфликтности, поиску ситуаций противостояния.
Danidin
Местный
Местный
 
Сообщения: 1700
Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 7:51 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Меланхолик

Графические символы для соционических типов

Сообщение Helvetica » Чт мар 16, 2017 7:05 pm

Danidin, может проще наложить два аспекта друг на друга?
ИЛЭ - белый квадрат в черном треугольнике
СЭЭ - черный угол в белом круге
итп
Аватара пользователя
Helvetica
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 8001
Зарегистрирован: Чт мар 10, 2011 6:08 pm
Медали: 8

Графические символы для соционических типов

Сообщение Danidin » Чт мар 16, 2017 7:37 pm

Helvetica писал(а):Danidin, может проще наложить два аспекта друг на друга?
ИЛЭ - белый квадрат в черном треугольнике
СЭЭ - черный угол в белом круге
итп

Ну, идея была запихнуть все 15 признаков в один символ - относительно простой и легко запоминаемый, и так для всех 16 типов. Адаптировать классику я не планировал. Уже потом обнаружилось, что максимум, который можно "выжать" из такой системы - 9-10 признаков. Например, помимо 6 признаков, содержащихся в рассмотренном выше варианте (замкнутость, устойчивость - в прямом и перевёрнутом виде, закруглённость, симметрия поворота и вычерчиваемость одной линией), можно добавить ещё три полноценных: чётность числа узлов, числа ограниченных областей и вертикальная симметрия значка. Но даже с таким набором символ оказывается перегружен, да и не все сочетания реализуемы.
Так, что, действительно, никакого преимущества перед классической схемой из двух функций моя схема не несёт. По крайней мере, в понимании процессов ИМ. Была ещё мысль, что в этой схеме можно будет изображать ТИМы с акцентами - через усреднение свойств двух соседних значков. Но и тут не всегда всё гладко: например, "гибрид" ЛИИ с ЭИИ или ЛИЭ изобразить вполне можно, а вот с ИЛЭ - не понятно, как это сделать. В общем, спорить не буду, схема получилась не очень функциональной.
Danidin
Местный
Местный
 
Сообщения: 1700
Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 7:51 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Меланхолик

Графические символы для соционических типов

Сообщение Helvetica » Чт мар 16, 2017 8:46 pm

Danidin, не очень понимаю задачу, на самом деле.
Если нужно, чтобы 1 значок соответствовал 1 тиму, то можно взять спецсимволы и помедитировать над ними))
Если нужно ёмко закодировать тим с учетом акценов и всего остального, то можно просто использовать буквы и цифры.
Аватара пользователя
Helvetica
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 8001
Зарегистрирован: Чт мар 10, 2011 6:08 pm
Медали: 8

Графические символы для соционических типов

Сообщение Noesis » Пт мар 24, 2017 3:49 am

Проблема всех оригинальных соционических символов в том, что они не поддерживаются.

Самый адекватный вариант - использовать уже существующие символы в новом контексте.

♚♝ Соционические Клубы ♜♞
- обозначает интуитивных этиков. Епископ - их церкви, ему нужны этика и интуиция.
- обозначает сенсорных логиков. Король - управляет, ему нужны логика и сенсорика.
- обозначает интиутивных логиков. Маг живёт в Башне, ему нужна логика и интуиция.
- обозначает сенсорных этиков. Рыцарь скачет на коне, ему нужны этика и сенсорика.


♣♥ Соционические Темпераменты ♠♦
- черва - крайне энергичный символ рациональных экстравертов.
- трефа - довольно мутный символ иррациональных интровертов.
- пика - самый агрессивный символ иррациональных экстравертов.
- бубна - простой и стабильный символ рациональных интровертов.


♞♦♚♥ Соционические Типы ♝♣♜♠
♞♦ - надёжный защитник, Драйзер.
♚♥ - энергичный управленец, Штирлиц.
♝♣ - какой-то мутный дипломат, Есенин.
♜♠ - агрессивный мыслитель, Дон Кихот.


Система, конечно не идеальна, зато не нужно просить добавить диванчике в шрифты.
Никогда не теряйте бдительность. Это для вашего же блага.
Аватара пользователя
Noesis
Местный
Местный
 
Сообщения: 1678
Зарегистрирован: Вт май 17, 2016 3:57 pm
Пол: Мужской
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Сангвиник

Графические символы для соционических типов

Сообщение Sarin » Ср мар 29, 2017 6:20 am

Noesis, почему вы сангвиников соотносите с самым агрессивным символом? Как по мне, так ГР - самые гармоничные люди, а вот ЛН - как раз агрессивные.
Я бы поменяла масти этих двух.
Sarin
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4160
Зарегистрирован: Вс сен 27, 2015 10:47 am
Пол: Женский
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ)
Темперамент: Меланхолик

Графические символы для соционических типов

Сообщение Noesis » Ср мар 29, 2017 8:51 am

Cold_Air писал(а):Я бы поменяла масти этих двух.

Можно конечно, но тогда нужно менять и два других, что бы сохранить противоложность. Червы - обратны трефам, пики - обратны бубнам. Кстати говоря, я заметил, что в соционике неправильно расставлены названия. В классической системе, холерик - противоположен флегматику, сангвиник - меланхолику. В соционике - это не сохраняется, у нас холерик - конфликтен меланхолику, сангвиник - флегматику. ~_~
Никогда не теряйте бдительность. Это для вашего же блага.
Аватара пользователя
Noesis
Местный
Местный
 
Сообщения: 1678
Зарегистрирован: Вт май 17, 2016 3:57 pm
Пол: Мужской
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Сангвиник

Графические символы для соционических типов

Сообщение Sarin » Ср мар 29, 2017 10:35 am

Можно конечно, но тогда нужно менять и два других, что бы сохранить противоложность. Червы - обратны трефам, пики - обратны бубнам. Кстати говоря, я заметил, что в соционике неправильно расставлены названия. В классической системе, холерик - противоположен флегматику, сангвиник - меланхолику. В соционике - это не сохраняется, у нас холерик - конфликтен меланхолику, сангвиник - флегматику. ~_~


Ну как сказать, обратны... Я сколько статей читала про темпераменты, там не то чтобы пишут, будто холерики конфликтуют с флегматиками, а сангвиники с меланхоликами. Там имеется в виду, что темпераменты из каждой пары противоположны друг другу, но и также дополняют своими качествами противоположный ему, типо, холерик - флегматик, сангивник - меланхолик. Холерики и так, и так с меланхоликами будут конфликтовать

В соционике - это не сохраняется, у нас холерик - конфликтен меланхолику, сангвиник - флегматику. ~_~


В соционике тоже самое по сути. Тимы с ЛН-темпераментом конфликтуют обычно с тимами с ВА-темпераментами (тут скорее конфликт возможен больше между представителями разных квадр, типо Гамлет - Бальзак, Штирлиц - Есенин), зато уживаются с флегматиками, т. е дуалами
Sarin
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4160
Зарегистрирован: Вс сен 27, 2015 10:47 am
Пол: Женский
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ)
Темперамент: Меланхолик


  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Соционика

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]