Обновлённая версия концепции:
О смысле ценностей соционических диадНастоящая работа содержит в себе очередную попытку построить внутренне непротиворечивую систему взаимной увязки смыслов семи признаков Рейнина, формирующих диадные ценности. Среди прочего она также объясняет и направление отношений ревизии и заказа без перехода на язык соционических функций.
=================================
пара:
ИЛЭ+СЭИ тезис:
своё прошлое не ценно, не важно жизненный лозунг: освободись от груза прошлого - от всего, что мешает развиваться и быть собой
философия жизни: у меня нет прошлого, я дитя, начинающее всё с чистого листа, хочу всё понять и прочувствовать сам
пара:
ЛИИ+ЭСЭ тезис:
чужое будущее ценно, важножизненный лозунг: открой и передай лучшее тем, кто ещё чист, помни о своём долге перед будущими поколениями
философия жизни: у вас нет прошлого, вы дети, которые нуждаются в заботе и истинном знании, чтобы вырасти и выжить, я помогу вам - ради будущего этого мира
пара:
СЛЭ+ИЭИ тезис:
чужое будущее не ценно, не важножизненный лозунг: будь сильным, не жалей противника - это правильно, ведь всегда побеждает лучший
философия жизни: я - подросток, требующий своего места под солнцем, и если вы не способны удержать своё - значит этот мир будет лучше со мной в его будущем, а не с вами
пара:
ЛСИ+ЭИЭ тезис:
своё прошлое ценно, важножизненный лозунг: помни, кто ты и откуда, какие ценности живут в тебе, ведь их древность - свидетельство твоего превосходства и права на власть
философия жизни: вы - подростки, ещё не понимающие, что к чему в этом жестоком мире, я обучу вас ценностям и правилам жизни, принятым в моём роду (народе), чтобы вы продлили его историю, как я её вижу
пара:
СЭЭ+ИЛИ тезис:
чужое прошлое не ценно, не важножизненный лозунг: бери и делай что угодно, пока тебе это позволяют - кто не сумеет защитить своё, сам виноват, что плохо обучался в школе жизни
философия жизни: я - взрослый, многое повидавший и теперь желающий пожать со своего опыта плоды, так что если ваш опыт не даёт возможности защитить вашу собственность, вы не достойны прошлого, которое вам это дало
пара:
ЭСИ+ЛИЭ тезис:
своё будущее ценно, важножизненный лозунг: трудись и накапливай, а не растрачивай, будь верен своему выбору, ведь чем долгосрочнее твои цели - тем сильнее твоя мораль
философия жизни: вы - взрослые, за рутиной жизни забывшие, ради чего живёте, я покажу вам достойную цель для приложения своих сил и умений - а именно, то, каким я вижу будущее
пара:
ИЭЭ+СЛИ тезис:
своё будущее не ценно, не важножизненный лозунг: не думай о будущем, живи здесь и сейчас и дай жить другим
философия жизни:у меня нет будущего, я старик, хочу уже передать свои дела и заботы другим, а сам отдохнуть, порадоваться каждому оставшемуся дню
пара:
ЭИИ+ЛСЭ тезис:
чужое прошлое ценно, важножизненный лозунг: цени опыт тех, кто тебя окружает, помни о своём долге перед теми, кто тебя воспитал
философия жизни: у вас нет будущего, вы старики, но вы дали мне всё, так что я с благодарностью позабочусь о вас и о вашем наследии, бережно сохраню его
=================================
Таким образом, в основе происхождения диадных ценностей находится заложенная однажды в соционику гениальная в своей простоте идея. Любой субъект и любая система проходит в своём развитии четыре основные стадии, очередность смены которых жёстко определена и придаёт направленность стреле времени, разделяя прошлое и будущее. С другой стороны, в зависимости от того, чему данный субъект или система придаёт больше ценности, можно определить её текущее положение на оси времени - её возраст.
Так, в любом обществе буквально существуют дети, подростки, взрослые и старики. Любой член этого сообщества субъективно относит себя к той или иной категории - сообразно своему внутреннему психологическому возрасту. Более того, он субъективно относит и окружающих к той или иной категории (не обязательно такой же, как своя), и соответственно ведёт себя с ними.
Для получения смысла того или иного признака Рейнина, принимающего участие в формировании диадных ценностей, необходимо найти то общее, что объединяет тезисы четырёх диад, принадлежащих к интересующему нас его полюсу.
Так, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ определяется как придание ценности прошлому и будущему - вследствие чего и обретает смысл планирование, как растянутый во времени процесс. Планирование повышает предсказуемость поведения субъектов друг для друга, и тем делает совместную деятельность возможной и плодотворной.
Вот и сама жизненная философия рационалов больше сосредоточена на взаимодействии и взаимопомощи с другими членами общества, и больше внимания придаёт психологическому возрасту окружающих.
ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ, определяемая как игнорирование прошлого и будущего, напротив, сосредотачивается на удовлетворение своих витальных потребностей здесь и сейчас.
Поскольку витальные потребности зависят от возраста субъекта, то иррационалы каждой квадры оказываются носителями её психологического возраста в проекции на себя. Тогда как рационалы - в проекции на других.
РЕШИТЕЛЬНЫЕ диады объединяет представление, что своё (и прошлое, и будущее) более ценно и важно, чем чужое (
то есть эгоизм), РАССУДИТЕЛЬНЫЕ - что чужое в ряде случаев имеет превосходящую ценность над своим (альтруизм).
В любой популяции более эгоистическими являются средние возраста - когда субъект достигает оптимальной кондиции для борьбы за свои интересы. Тогда как крайние возраста, дети и старики, вследствие своей объективной слабости буквально не способны конкурировать, и придерживаются более миролюбивых стратегий выживания.
ДЕМОКРАТИЗМ в данной системе буквально определяется как придание ценности будущему - при отрицании ценности прошлого. Напротив, АРИСТОКРАТИЗМ отдаёт предпочтение прошлому и
отличается консервативными ценностями.
Предпочтение неравных отношений аристократами также понятно, если учитывать, что любая аристократическая иерархия сама по себе есть сложившаяся в прошлом система неравноправия, в которой обычно доминируют старшие возраста, стремящиеся закрепить свои достигнутые однажды успехи на вечные времена. Также понятно и стремление к прогрессу у демократов, так как перебороть и разрушить иерархии как следы прошлого можно лишь предлагая принципиально новые подходы, против которых у иерархических систем ещё отсутствует иммунитет.
У ПРАВЫХ диад фокус внимания находится в прошлом (с целью идеализировать или обесценить его конкретику), отсюда - обнаруженный недавно В.Л.Талановым
интерес процессеров к истории и политике, к изучению накопленного человечеством опыта. У ЛЕВЫХ, результатеров, не обнаруживающих в массе своей такого интереса, фокус внимания смещён в будущее, а прошлое воспринимается по умолчанию.
Именно поэтому асимметричные отношения (ревизия и заказ) у правых развёрнуты так, что преимущество в них всегда имеют хронологически предшествующие квадры - буквально, у тех, кто сфокусирован на прошлом, прошлое и побеждает. Соответственно, левые ревизия и заказ приводят к тому, что в них преимущество имеет хронологически последующая квадра - будущее сильнее прошлого.
Фокус внимания БЕСПЕЧНЫХ - на своём, отсюда - в большей мере присущая этим диадам
слабость понимания любых внешних влияний, подверженность им (так как и слабее отслеживание внешних влияний, и есть, на что влиять извне), а также
усиленные вегетативные реакции на неожиданности, которые заранее не просчитываются. У ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫХ, напротив, фокус внимания - на чужом, на том, что можно сделать с этим чужим, вследствие чего такой субъект изначально более нацелен влиять на внешний мир, меньше сосредотачивается на себе, от чего по факту более самостоятелен.
Признак весёлость-серьёзность является самым первым и исходным, так как разница его полюсов эквивалентна самому направлению оси времени.
Так, ВЕСЁЛОЕ мировосприятие может быть кратко определено через формулу "прошлое - моё, будущее - чужое". Это рождает образ развёртывающегося мира, в котором индивид видит себя находящимся у истоков, а стало быть - субъектом и причиной всего будущего. СЕРЬЁЗНОСТЬ, напротив, сводится к формуле "прошлое - чужое, будущее - моё". Такой субъект полагает, что живёт в свёртывающемся мире, где он - следствие и объективный результат всего прошлого этого мира.
Такая трактовка признака, на наш взгляд, идеально ложится в те смыслы, что заложены в определении этого ПР как "субъективизм-объективизм", соответствует она и пониманию весёлых как более "пассионарных" - психологически молодых, считающих, что ещё много впереди и потому нацеленных на экстенсивное преобразование мира.
Наконец, интересная трактовка, на наш взгляд, получается и у признака уступчивость-упрямство. Позиция УСТУПЧИВЫХ: "у вас больше прошлого, а у меня больше будущего". Это буквально есть позиция относительно более молодого субъекта. Отсюда - корреляция уступчивости с наивностью, "детской" простотой восприятия мира ("что вижу - то и есть"). Формулировка для УПРЯМЫХ такова: "у меня больше прошлого, а у вас больше будущего". Это соответствует позиции более взрослого, искушённого жизнью субъекта. И действительно, упрямство оказывается скоррелировано с изощрённостью, многовариантностью восприятия - когда часто возникают мысли, что "всё совсем не такое, каким кажется на первый взгляд".
ссылка на первоисточник----------------------------------
Важное дополнение к написанному выше.
Следует понимать, что принадлежность к определённому социотипу не гарантирует, что у человека будут доминировать ценности его диады. Ситуация на самом деле гораздо более сложная, реальное положение дел можно примерно оценить по этой диаграмме:
- _диады.png (12.88 КБ) Просмотров: 1425
Как видите, для ряда типов типично преобладание ценностей иных, не родных диад. В частности, для среднего (реального, а не эталонного) ИЭЭ едва ли не типична инверсия ценностей в иррациональную альфу, для ЭСИ - в рациональную дельту, для СЛЭ - смещение в рациональную бету, для ИЭИ - в иррациональность периферийных квадр. В целом, лишь 45% или около того* всех людей имеют ценности, наиболее близкие диаде, родной для их ведущего социотипа.
* - на самом деле, статистика здесь несколько устаревшая; в последнее время смысл диадных ценностей выявлен в более полном объёме, вклад ценностных признаков Рейнина в общую дисперсию личностных свойств стал больше, так что цифра в 45% скорее немного занижена.
Также, вероятно, самые внимательные заметили, что ценности разных диад в соционе представлены в разном объёме. А именно, ценности правых диад распространены как будто более широко, чем левых. На эту тему у автора также есть
некоторые предположения, кому интересно, могут ознакомиться.