Странен и диковат был храм Великой, или Превышней, Богини, Ашторет,
Владычицы Нижней Бездны, Женственной Триады: Аны, Белиты и Давкипь, Царицы
Земли и Плодородия, Кибелы и Реи Всеуносящей, Матери богов, Властительницы
Ночей. Вовсе не Афродиты, как ошибочно назвал его Александр, а за ним и
Птолемей.
На опушке рощи громадных сосен двойные стены с кубическими башнями
очерчивали квадрат обширного двора с рядами низких раскидистых деревьев,
неизвестной Таис породы. К ее изумлению, между деревьями ходили и лежали
огромные пятнистые быки, лошади и львы, а на стенах восседали черные орлы.
Стража в позолоченной броне с копьями длиной в десять локтей
пропустила только Таис и За-Ашт, оставив в междустенье всю охрану гетеры.
Прядая ушами, кони чуяли присутствие хищников, в то время как их собратья
во дворе храма не обращали на львов никакого внимания. Даже сюда достигал
аромат аравийских благовоний, струившихся из раскрытых дверей храма,
стоявшего на платформе неотесанных камней. Таис поспешила дойти до
лестницы, но странная компания зверей не удостоила женщин и провожатых
даже взглядами.
Столбы черного гранита по сотне локтей вышины, по преданию
воздвигнутые якобы Дионисом, охраняли вход в южную часть двора с широко
раскинувшимися крыльями храма из крупных зеленых кирпичей. На крышах
боковых пристроек росли сливы и персидские яблоки. С платформы
белокаменная лестница вела к главному входу над широким кубическим
выступом, облицованным блестевшей на солнце глазурованной темно-красной
керамикой. Вход разделялся двумя колоннами на три проема в широкой раме из
массивных глыб черного камня, по сторонам которой по семь квадратных
колонн поддерживали плоскую крышу с садом и прогулочной площадкой. Центр
крыши увенчивала прямоугольная надстройка без окон и дверей.
Кто-то из могущественных покровителей Таис предупредил о ее приезде.
Едва гетера ступила на площадку у входа, как перед ней очутилась целая
толпа женщин. В центре группы стояли мужчина и женщина в тяжелых расшитых
одеяниях одинакового покроя, но разного цвета - белого у мужчины, черного
у женщины.
Таис передала ящичек от Александра и удостоилась низкого поклона.
Жрица в черном пеплосе взяла ее под руку и повела в глубь храма. За
дверями, обитыми зеркально полированным электроном, находилось святилище с
потолком из листового золота.
На прямоугольной глыбе белого камня восседала небольшая в два с
небольшим локтя вышины статуя Великой Матери, Астарты или Реи. Очень
древнее изображение (по преданию, ему было несколько тысяч лет) нагой
женщины из терракоты, покрытой светло-коричневой глазурью цвета очень
загорелой кожи. Женщина сидела на подогнутых под себя ногах, слегка
повернув туловище направо и подбоченившись, упиралась ладонями в свой
выпуклый живот. Необъятные бедра, куда шире массивных плеч, служили
пьедесталом могучему телу с тяжелыми руками, большими и правильными
полусферическими грудями. Шея, прямая и высокая, почти равная по
окружности узкой удлиненной голове с едва намеченным лицом, придавала
статуе гордую напряженность - энтазис.
Сетчатые цепочки из золота, унизанные фиолетовыми гиацинтами и
изумрудами, спускались с плеч статуи, а на ее лбу горел живым огнем
какой-то невиданный камень. Позднее Таис узнала, что камень ночью светится
ярко, озаряя святилище.
На шаг позади в тени ниши на такой же глыбе стояло изваяние
бога-мужчины с грубо нарезанной лопатообразной бородой. Бронзовые колеса с
широкими ободьями подпирали оба пьедестала. В большие лунные празднества
эти тяжкие колесницы как-то спускались во двор храма. Дальше Рею-Астарту
везли львы, а бога-мужчину, имя которого Таис не разобрала, - священные
быки...
Иван Ефремов "Таис Афинская"