Проект единого учебника истории

Доисторический период, Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. История различных стран и народов.

Что вы думаете о едином учебнике по истории РФ?

1. Хорошо отношусь к идее создания такового.
3
33%
2. Плохо отношусь.
6
67%
 
Всего голосов : 9

Проект единого учебника истории

Сообщение Counter Strike » Чт окт 31, 2013 5:18 am

ДИЛЕТАНТЫ. Как на языке бандитов описать правление Александра Невского и надо ли рассказывать о Путине в едином учебнике истории
28 октября 2013, http://tvrain.ru/articles/diletanty_kak_na_jazyke_banditov_opisat_pravlenie_aleksandra_nevskogo_i_nado_li_rasskazyvat_o_putine_v_edinom_uchebnike_istorii-355499/
Ведущие – Татьяна Арно и Виталий Дымарский.
В гостях писатель Михаил Веллер.

Изображение
Арно: Тема единого учебника истории активно обсуждается. Борис Акунин пишет свой учебник, министр образования Дмитрий Ливанов говорит, что учебник истории не должен давать толкований, но нужно отбирать, что важно, а что второстепенно для истории. Владимир Жириновский говорит о том, что просто нужно написать всю правду. Как найти правильную формулу написания единого учебника истории? И существует ли она?

Веллер: Ничто на свете не является истиной навсегда, кроме таблицы умножения и тому подобных определенных вещей. Как только вы проведете в истории параллельные прямые, так прибежит Лобачевский, сообщит, что они пересекаются в отдаленном историческом пространстве, что пространство искривленное, причем формулу кривизны вывести невозможно, и каждая страна искривляет его по-своему. Что касается Путина в учебнике, группа Навального пишет роль Путина, и группа Проханова пишет роль Путина, а потом вы это совмещаете. Таким образом одна концепция быть должна. Думаю, что ее не будет, потому что этот учебник пишется не для профессоров, не для нас с вами, не для людей с высшим образованием – он пишется для школьников. Школьники и в лучшие времена истории не знали. Я довольно прилично учился в школе, я ее окончил с золотой медалью, и потом оказалось, что я один смог ответить на вопрос сходу, когда была Великая французская революция. Это не потому что я такой умный - я был такой же идиот как все. Школьнику нужна канва. В этой канве истории должны быть какие-то вещи совершенно безусловные, кто когда родился, что когда произошло и некая генеральная трактовка. Потом большая часть это забудет сразу. Хорошие ученики прочитают дома и тут же забудут. Меньшая часть забудет это к годам 30, когда обзаведется своими семьями. И ничтожный процент будет читать дальше, говорить, что на самом деле все было не так, оно будет лезть в интернет. Интернет – подлая вещь: там когда даже врут и ошибаются, всегда можно нарыть совершенно противоположных точек зрения и представить нечто вроде объективной картины мира.

Дымарский: Было сказано, что должна существовать генеральная линия для школьников. Давайте возьмем одну из самых спорных фигур русской истории – Александра Невского. Он был герой или предатель? Я посмотрел дореволюционные учебники истории, что историки писали про Александра Невского. Там не было политической конъюнктуры. Ключевский вообще ничего, Полевой про Невскую битву: «Сия небольшая победа доставила Александру название Невского. Память народная сохраняет иногда по странному своеволию, воспоминание о делахсамых ничтожных, забывая большее». Костомаров: «Оставалосьотдатьсянавеликодушиепобедителей, кланяться им,признать себя их рабами и тем самым, как для себя так и для потомков, усвоить рабские свойства».

Веллер: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино, ибо оно одно вполне доходчиво до малограмотного пролетариата и совершенно неграмотного крестьянина», - В. И. Ленин. Когда был канонизирован Александр Невский, не Русской Православной Церковью, а в народном сознании, когда сделали кино перед войной, тогда все увидели, что проклятые тевтоны – бездушные кровожадные звери и князь храбрый – вот так создается народная история. Слово «фольк-хистори» придумали российские историки в последние десятилетия. Александр Невский в кино – это фольк-хистори, так же как Эйзенштейн. Это относится очень много к чему. Если мы будем внушать школьникам, что Александр Невский был ордынский беклярбек московского улуса Золотой Орды – он крышевался Ордой, собирал бабло со всех, дольку малую отстегивал себе, а остальное отвозил большим пацанам, которые в Орде держали общак. Вот как выглядела излагаемая шершавым языком бандитских 90-х. Если мы это изложил, то чем гордиться? Таким образом мы изложим, что он разбил врага, построенного строем «свинья» на льду Чудского озера. И на месте этой битвы не было найдено ни одного наконечника стрелы, ни одного стремени, ни одного топора. Не бывает таких битв, чтобы ничего не было найдено. Это я услышал от студентов-историков второго курса, когда сам учился в Ленинградском университете.

Дымарский: Говорят, что она была, но в другом месте.

Веллер: Совершенно верно. С другими врагами и другим предводителем. Так вот школьники будут получать патриотическую мифологию. Они ее получали раньше и будут получать впредь, и ничего вы с этим не сделаете. Есть великий миф французской истории – Жанна д’Арк. Все серьезные историки, которые занимаются 15 веком Франции, знают, что этого почти не было и все это было не так. И как она рожала детей, и как ее не сжигали, и как она была принцевской крови. Была создана великая пиар-компания. А кто такой Робин Гуд? Д’Артаньян? Вот так делается история.

Арно: Приходит ученик на первый урок истории в жизни, и ему на первом уроке должен ли преподаватель сказать, что он изложит ему одну концепцию, а есть совершенно другая? История – это не точная наука, могут быть разные полярные мнения. Это должно быть заявлено на первом уроке истории?

Веллер: Нет. Ученик пошлет преподавателя: вы сами не знаете, что там было, и вы мне это излагаете. Все это чушь собачья. Эта информация для шестиклассника непомерно избыточна. Не применяйте свои мозги людей зрелых, разъеденных скептицизмом, отягченных высшим образованием и сплетнями в курилке к невинному шестикласснику. Ему нужны простые ответы. И не думайте, что он такой взрослый и такой же умный, как вы.

Дымарский: А если мальчик приходит в Казани в среднюю школу, что он должен знать про татаро-монгольское иго? В Татарстане другой подход, другие оценки. Должен быть единый учебник для всей России, или должны быть региональные особенности? В Монголии поставили памятник Чингисхану.

Веллер: И в России поставили в райцентре Огинское в Читинской области. Как было в Советском Союзе, где была дружба народов: во-первых, была большая фига вместо религии, опиума для народа. Есть общность – советский народ, единое мировоззрение, единая идеология. У Пушкина строчки «Ильбашкусширокихплеч Утатаринаотсечь» вымарывались из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Я думаю, мы должны обращать внимание не на то, что нас разъединяет, а на то, что нас объединяет, потому что резали мы друг друга, мы все – потомки каннибалов.

Арно: В 2008 году канал «Россия» проводил конкурс «Имя России», и на третьем месте оказался Иосиф Сталин, обогнав Пушкина, Достоевского, Ленина.

Дымарский: И говорят, не совсем честно оказался на третьем месте, что он чуть ли не первый был. На наших глазах за последние 20 лет Сталин возродился как некий символ определенной эпохи и определенных настроений. Это возрождение дело рук власти или потребность общества?

Веллер: Я благодарен вам за приглашение в прямой эфир. Моя любимая цитата из «Трех мушкетёров» - это «ЖелезнаяволяМилединедавалад'Артаньянуотклонитьсяот цели разговора», таким образом, от истории татар в парадигме российской истории. Когда я узнал, что такое «сирота казанская» - это когда поголовно было вырезано по приказу Ивана IV население Казани, и ребята моложе 10 разбрелись по Руси. После этого говорить о большой дружбе двух народов нужно с деликатностью, нужно каяться и сокрушаться, потому что если говорить о подвиге Ивана Грозного, что он взял Казань – я не думаю, что татарский народ одобрить эту славную страницу русской истории. Тохтамыш был Чингизит и законный наследник, а Мамай был авторитетный полевой командир, и Мамай опирался на великое западное государство славян, куда входила Украина, Польша, Литва, которые были признаны римским папой, были поголовно грамотны, а речь была о том, кто будет собирать налоги. А когда через два года Тохтамыш сжег Москву, которая его защищала, а Москва решила выгнать Дмитрия и позвать литовского князя. Пришел Тохтамыш, выгнал литовского, позвал Дмитрия обратно. Такова была история, но это надо долго разбираться. Я не уверен, что школьникам это понятно. Теперь, про товарища Сталина. Сталин – это Ленин сегодня, как было справедливо сказано в те самые времена. Нужно было создавать первое в мире государство рабочих и крестьян, а вернее, коммунистической диктатуры. Курс был на то, что весь мир должен стать советским, а в противном случае вся проводимая политика совершенно непонятная. Были великие свершения, было ценой чудовищных лишений и крови. Как все это оценивать? А вот так и оценивать, что и одно было, и другое. Здесь никогда не договорятся. С одной стороны, Наполеон был плохой, а с другой стороны, хороший.

Дымарский: Обществу или власти понадобился Сталин?

Веллер: Сегодня – и то, и другое. Здесь мы начинаем говорить о мифологизации истории, ибо вся наша жизнь – это наше субъективное представление. Когда шофер клеил на лобовое стекло портрет Сталина – это был не рябой сухорукий грузин Джугашвили, который перерезал всех своих сторонников – это был великий, мудрый, бескорыстный, добрый и страшный, который работал 20 часов в сутки, ходил в стоптанных сапогах, который принял Россию с сохой, а сдал с атомной бомбой, хотя Черчилль никогда не говорил этой фразы. Это был не тот Сталин, когда народ топал колоннами на Колыму.

Дымарский: 1 ноября нам обещали представить окончательный вариант концепции единого учебника. Я прочитал по поводу сталинских репрессий такую фразу: «Начался вслед за конституцией 36 года период жесточайших массовых репрессий, ставивших целью ликвидацию потенциальной пятой колонны». Это он не народ свой уничтожал, а пятую колонну.

Веллер: Почему это наглая ложь? Потому что уничтожение народа началось непосредственно после октябрьского переворота 1917 года, когда был ряд декретов новой большевистской власти о национализации всего, монополии торговли, запрете торговать, продавать квартиры, об изъятии вкладов. А народ сказал, что это повыскакивали за уроды, и тогда была создана Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, и расстрел получил статус административной меры. Когда 4-5 января 1918 года разогнали Учредительное собрание и расстреляли из пулеметов рабочую демонстрацию в Петрограде, это уже была борьба с собственным народом. Когда в 20-21 году расстреливали 70 тысяч человек в Крыму после того, как Врангель его оставил. Когда в 29 году была первая пятилетка, пошло раскулачивание, а в 22-23 был голод в Поволжье. Сталинские пятилетки ничего принципиально нового не принесли. Было продолжение все той же коммунистической, большивистской, ленинской политики.

Арно: Что писать про Сталина в едином учебнике?

Веллер: То, что написал когда-то Илья Оренбург – «великий и страшный». И вот в 91 году наконец-то настала свобода, и после путча 91-ого впервые в жизни я видел у людей были лица свободных, а не быдла, и на лицах было написано «Мы свободные люди, мы свободный народ, и это наша страна». Прошел месяц, и стали раскрадывать все с потрясающим цинизмом. И сделать ничего невозможно. Никогда в России демократически ничего не было, а только государь с кнутом и пряником, строгий, но справедливый. Тогда народ ежится «Да, с нами иначе нельзя».

Арно: С чем вы связываете эту возродившуюся любовь молодого поколения к Сталину?

Веллер: Именно к мифологическому Сталину, к великому, мудрому, строгому, но справедливому. Тем, что в человеке существует на уровне инстинктов потребность в индивидуальной самоидентификации. Точно так же потребность в групповой самоидентификации. Если мы русские, у нас была великая история, великий народ, великие правители, и нам это потребно, чтобы страна была великой, чтобы у нас не было коррупции, чтобы государь не строил себе дворцы и не набивал карманы, а такой мифологический лидер как Сталин является персонификацией государственной значимости и государственного величия. Он людям потребен по психологическому устройству.

Арно: В апреле этого года была прямая линия с президентом, и Алексей Венедиктов сравнил в вопросе политические приему Сталина с политическими приемами Путина, и Путину это сравнение не понравилось.

Веллер: Я недавно ехал с таксистом, застряли в пробке, он рассказывает, как у него дочка заканчивает 11 класс, и учительница рассказывает о Путине, спрашивает школьников, каково его мнение. Школьники проявили определенную скептичность и самостоятельность мышления и знакомство с русской лексикой в пределах, выходящих за рамки академической грамматики. Таким образом, где Сталин, а где Путин? О чем вы говорите? При Сталине страна поднималась, а при Путине она опускается. При Сталине строилась, а при Путине разваливается. Можно говорить о том, что при Сталине Советский Союз создавался как милитаризованное государство, которое готовилось к мировым захватам, где население было нищим, а заводы гнали исключительно оружие. Все будет правильно, но был какой-то порядок, были дисциплина, социальная справедливость. И главное – был свет в конце тоннеля. А сейчас все просаживается как сугробы, потому что исторической, идеологической, политической и экономической перспективы впереди не видится никакой, а в качестве национальной идеи есть всемирное воровство. О каких сравнениях вы говорите?

Арно: Будете защищать Путина?

Дымарский: Я бы хотел защитить скорее Сталина.

Веллер: Во-первых, он уже умер. Во-вторых, эта та самая неоднозначная историческая фигура, где на одной чаще – миллионы замученных, расстрелянных, с другой стороны, мы до сих пор дожираем советское наследство. А что есть здесь кроме 130 легальных миллиардеров и уменьшения населения? Сталин все-таки худо-бедно, вторым рядом, но входил в когорту большевиков, которую развалившуюся Российскую Империю собрали обратно.

Дымарский: А вам нужна империя? Твердая рука?

Веллер: Я обойдусь без твердой руки и империи. Мы говорим о том, почему в народе наблюдаетсч ностальгия по Сталину. Что касается Путина, уже в конце первого века в Риме стали делать статуи со сменными головами, чтобы снять голову зарезанного кесаря и поставить новую голову. Вот и Путина в учебник истории сначала когда закончится его правление, а потом когда он приобщится к большинству.

Арно: Давайте послушаем, что сам Владимир Путин думает о том, каково его место в истории.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России: Я не думаю, что для Путина важно, что именно он стоял во главе страны. Главное, что она идет по линии поступательного развития. В новейшей истории говорить о чем-то, рассказывать школьникам, не описывая двухтысячные годы, невозможно. В рационе его чтения постоянно присутствует историческая литература, он часто говорит о прочитанном, часто сопоставляет какие-то факты истории. С ним традиционно сложно спорить и в вопросах истории, и в других вопросах, в том числе узкопрофессиональных. Он никогда не спорит, когда не обладает всей полнотой информации.


Веллер: Если я не ошибаюсь, именно господин Песков сообщил вскоре после смерти Березовского, что Борис Березовский через Абрамовича передал Путину покаянное письмо. Я думаю, эта информация мгновенно воспользовалась доверием в самых широких кругах. Каждое слово господина Пескова на вес золота. Я думаю, он знает гораздо больше, чем говорит.

Дымарский: Дмитрий Песков еще сказал, что недавно Путин интересовался проблемой церковного раскола. У него есть некие исторические интересы.

Веллер: По сравнению с интересом к историческому языкознанию товарища Сталина это мелкие невинные увлечения. Ничего не скажу про господина Пескова, но когда я видел господина Ястржембского, когда он был начальником пресс-службы прошлого президента, он показывается на экране, и уже кажется, что врет.

Дымарский: Ну это субъективное восприятие. Все-таки почему история раскалывает общество? Не будет ли этот единый учебник способствовать дальнейшему расколу общества вместо того, чтобы искать компромисы?

Веллер: На мой взгляд, история объединяет общество. Я уже говорил об инстинктивной потребности групповой самоидентификации, и это потребность осознать себя на групповом уровне как часть народа, к которому он принадлежит. Таким образом народ желает знать свою историю через это знание. Как только убираешь историческую память, народ рассыпается. А если каждому народу, входящему в империю, напишешь свою историю, и они не будут совпадать, то 20 историй расколют любое государство. Великий государь – это тот, при котором свершились великие дела и государство совершило великие шаги к чему-то хорошему для государства и народа. А ежели нет, то он может летать на дельтаплане хоть до посинения и нырять за амфорами хоть в Марианскую впадину – это не имеет никакого отношения к пользе государству и величию страны. Чаще политики попадают в учебники попадают совсем не в том свете, в каком им мечталось.
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

Проект единого учебника истории

Сообщение Counter Strike » Чт окт 31, 2013 5:24 am

Работа над Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории завершена (Состоялось расширенное заседание Совета РИО)
30 октября 2013 г., Российское историческое общество
Ссылка на новость: http://rushistory.org/?page_id=1800
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

Проект единого учебника истории

Сообщение Counter Strike » Чт окт 31, 2013 5:31 am

Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

Проект единого учебника истории

Сообщение Counter Strike » Чт окт 31, 2013 5:40 am

Короче, проглядел "по диагонали" и ни фига не понял: зачем оно вообще нужно было? Вроде все так же, как и раньше, написано (доводилось читать программы по Истории отечества, и не раз). :unknown:

Знатоки! Ау! )))
Последний раз редактировалось Counter Strike Чт окт 31, 2013 5:53 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

Проект единого учебника истории

Сообщение Мэйпл » Чт окт 31, 2013 5:42 am

Борис Акунин пишет свой учебник

Отлично :add409
Дар рассказчика плюс эрудиция профессионала - что еще нужно, чтобы дать школьникам все необходимое для успешного старта?
Мэйпл
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 15492
Зарегистрирован: Вт авг 23, 2011 6:33 pm
Медали: 10
Пол: Женский

Проект единого учебника истории

Сообщение Gabriela » Чт окт 31, 2013 6:35 am

там какие-то кошмарные новые формулировки
вместо татаро-монгольского ига "система зависимости Руси"
вместо ВОСР "русская революция" (а чья, блин? папуасская что ли в России?)
и прочий подобный словесный мусор
Изображение


Изображение кроткие наследуют землю, а смелым достанется море Изображение
Аватара пользователя
Gabriela
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 58672
Зарегистрирован: Пн окт 20, 2008 3:47 pm
Откуда: Москва
Медали: 16
Пол: Женский
Соционический тип: Габен
Тип по психе-йоге: Пастернак (ЭВФЛ)
Темперамент: Меланхолик
Профессия: та, что грезит

Мы пришли к неплохой идее — "Великая российская революция"

Сообщение Counter Strike » Чт окт 31, 2013 7:02 am

31.10.2013, http://www.kommersant.ru/doc/2332034

О современном взгляде на окончательный вариант историко-культурного стандарта корреспондентам "Ъ" ГЛЕБУ Ъ-ЧЕРКАСОВУ и ВИКТОРУ Ъ-ХАМРАЕВУ рассказал сопредседатель РИО, директор Института всеобщей истории РАН АЛЕКСАНДР ЧУБАРЬЯН.

— Стандарт для единого учебника истории разработан. Уже можно сказать, каким он будет — этот единый учебник?

— Говорить об учебнике что-нибудь конкретное можно не раньше, чем он будет написан. А наша рабочая группа занималась разработкой историко-культурного стандарта. То есть концепцией, на базе которой еще только предстоит написать новые учебники. И, позвольте поправить вас, ни о каком "едином учебнике" речи не идет. Будет линейка учебников.

— Когда они появятся в школах?

— Сначала их надо написать. На это уйдет не меньше года. А до этого надо объявить конкурс, четко объяснив, какие учебники могут быть допущены до конкурса.

— Видимо, те, которые впишутся в историко-культурный стандарт?

— Стандарт — это рекомендации к содержанию. А учебник должен быть современным. То есть написанным с учетом того, что книга сейчас не единственный и не самый главный источник информации. Мне лично понравилась идея, что новый учебник должен стать навигатором в нынешних информационных потоках. Сам учебник должен быть написан хорошим языком, чтобы увлечь школьника. Поэтому группе историков, которая решит выйти на конкурс, наверняка потребуется помощь писателя. К такому учебнику обязательно нужно электронное приложение, куда логичнее перенести все таблицы, диаграммы, карты и весь дополнительный материал.

— Кто будет проводить конкурс на новый учебник истории?


— Объявить конкурс должно по логике Российское историческое общество. А проводить его и определять победителей, уверен, должно большое общественное жюри. Развитие государства, развитие общества — это не черно-белая картинка. Это многоцветие. На любом историческом этапе есть масса вариантов, по которым может пойти развитие. И значит, всегда есть проблема выбора пути. Кто его делает — личность или общество? Альтернативные пути, которые никто не выбрал,— это упущенные возможности или нежизнеспособные, а может, и катастрофические варианты? Ответы на эти сверхтрудные вопросы и должна давать история. Если ученик, оканчивая школу, найдет на них ответы, то не возникнет и проблем с воспитанием патриотизма, с которым чаще всего связывают этот школьный предмет — историю. Патриотизм воспитывается не только на победах, он включает в себя и ошибки, а гордость за свою страну не исключает понимания трудного процесса.

— Можно ли вплести в одну канву, к примеру, такую историческую личность, как Сталин, который для одной части общества — эффективный менеджер, а для другой — кровавый палач?


— Можно. История не складывается исключительно из подвигов, но также из ошибок и трагедий. Важно только не политизировать историю, и тогда место в ней найдется всему. Поэтому мы сразу же в первоначальном проекте определили трудные вопросы, по которым нет единого мнения в обществе, нет общей оценки среди профессионалов-историков. Весь XX век у нас оказался в разряде трудных вопросов, в том числе годы правления Сталина. Был вариант назвать их периодом "сталинского социализма", употреблен и термин "советский вариант модернизации". Но в конечном итоге решили назвать этот период просто — "Советский Союз в 1929-1941 годы". В этом разделе будущих учебников должно быть отражено все: и индустриализация, и коллективизация, и репрессии. С одной стороны, в стране была создана промышленность. Но, с другой стороны,— какими методами и какой ценой. О коллективизации все, кто работал над стандартом, сошлись во мнении, что она была насильственной. Поэтому голод 1932 года также включен в историю этого десятилетия. И отдельно — тема ГУЛАГа.

— И как после этого школьники смогут вынести однозначную оценку сталинской эпохе?

— Разве реформы бывают однозначно хорошими или однозначно плохими? В том-то и задача истории, чтобы дети научились объективно оценивать свое прошлое. Мне кажется, что в новый учебник стоит включить такое понятие — "реформа и ее цена", которое сопровождало бы не только 30-е годы. Во всяком случае в стандарт мы заложили именно такой подход к описанию любой эпохи реформ. Это касается и эпохи Ивана Грозного, которая тоже была в разряде трудных вопросов. Реформы Петра также имеют неоднозначные оценки, которые должны быть отражены в будущих учебниках. В силу этого о реформах Александра II мы предлагаем писать без прежней апологетики. При этом подробнее, чем прежде, будут освещены реформы Александра I. По-иному следует рассказывать и о реформах Петра Столыпина, не ограничиваясь только аграрными, как это делается сейчас. Помимо этого, по новому стандарту в школьный курс будут включены годы правления Елизаветы Петровны, а также царствование Ивана III Великого.

— Если, к примеру, сталинские реформы получат альтернативные оценки, то можно ли будет тогда по достоинству оценить хрущевскую оттепель с ее развенчанием культа личности Сталина?

— И XX съезд КПСС, и оттепель — все включено в историко-культурный стандарт. Оценить эту эпоху можно будет по достоинству, если не забывать, что история не пишется черно-белыми красками.

— А как теперь следует писать о революциях XX века?


— Революции вошли в число трудных вопросов уже по ходу работы над стандартом. До этого казалось, мне по крайней мере, что споров об этих событиях быть не может. Но споры начались. И тогда мы решили отказаться от терминов "февральская революция", "октябрьская социалистическая революция". Потому что одни считают эти события революцией, другие — переворотом. А наша задача была прийти к консенсусу. И в итоге, мне кажется, мы пришли к неплохой идее — "Великая российская революция".

— По аналогии с Великой французской?

— Да. У Великой российской революции, которая началась в 1917 году, есть февральский этап, есть октябрьский, и есть этап Гражданской войны, которая завершилась в 1921 году.

— А русская иммиграция как фрагмент революции?

— Конечно, есть. Русская иммиграция включена отдельной темой в стандарт и будет обстоятельно развернута в учебниках.

— В первоначальном варианте стандарта не было народников да и представителей других политических течений, сыгравших значительную роль в истории XIX века. Они теперь не в счет?

— Мы включили в школьный курс истории и декабристов, и народников, и народовольцев, и анархистов. В учебниках будет представлен весь общественно-политический спектр тех времен со всеми плюсами и со всеми минусами. Повторяю, мы вышли на такой текст концепции будущих учебников, вокруг которого складывается общественный консенсус. Мы не получаем никаких серьезных возражений и претензий ни слева, ни справа.

— И по временам Смуты нет возражений? Обычно у нас одной из главных причин как Смуты, так и Гражданской войны называется вмешательство извне.

— Мы решили считать это все-таки внутрироссийским явлением. При этом из учебников не исчезнет ни создание народного ополчения Мининым и Пожарским, ни изгнание из Кремля иноземцев.

— Крестьянские войны тоже не забыты?

— Иван Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев. Эти личности и каждое из восстаний под их предводительством по-прежнему в сфере интересов профессиональных историков. Только теперь мы решили не называть их "крестьянской войной", чтобы не придавать той классовой значимости, которая придавалась этим событиям в советские времена. Тогда ведь главной канвой в учебниках истории было развитие государства от феодализма к капитализму, от капитализма к социализму. Теперь той парадигмы нет. Новый историко-культурный стандарт рассчитан на то, что история как, пожалуй, самая главная из гуманитарных дисциплин, должна отражать те закономерности, которые складываются из пересечения, сплетения интересов государства, общества и человека. Как развивается государство под воздействием общественных настроений. Из чего и почему складываются эти настроения. Как человек своей повседневной частной жизнью взаимодействует с государством и с обществом, возможно, и не догадываясь, что он взаимодействует.

Кроме того, называть восстание войной в науке или учебнике неуместно. Для таких терминов есть публицистика, беллетристика. Поэтому мы отказались в том числе от термина "татаро-монгольское иго".

— Татаро-монгольское иго — это беллетристика?

— Это не научный термин. Его в таком виде в учебниках нет уже лет десять. Везде пишется "ордынское иго".

— Но все же иго?

— Этот термин тоже беллетристический. Мы предлагаем говорить о монгольских завоеваниях и "системе зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго)". В этой связи роль новгородского князя Александра Невского будет раскрываться не только через победу на Чудском озере, но и через его специфические отношения с Золотой Ордой.

— Сочетание "татаро-монгольское" исключено как уступка историкам Татарстана, имевшим претензии к первоначальному варианту стандарта?

— Один из главных оппонентов первоначального проекта, действительно, вице-президент Татарской академии наук Рафаэль Хакимов. Но претензии касались не терминов. Речь шла о роли кочевнического мира в создании древнерусского государства. Поэтому в стандарт теперь включены такие понятия, как Степь, степной коридор.

— Как же в таком случае будет описана роль Литовского княжества в формировании русского государства?

— Так, как эта роль и складывалась. В первоначальном периоде было два крупных государства: Московское княжество и Великое княжество Литовское. Мы постарались уйти от тех стереотипов, которые сложились среди историков в советские времена и остаются до сих пор в трактовке того, как возникло древнерусское государство: норманисты, антинорманисты, которые в чем только не обвиняли друг друга. Наш подход иной. Древнерусское государство — это синтез различных племен. И когда "володеть" пришел Рюрик, он адаптировался в обществе, в формировании которого участвовали и славяне, и финно-угры, и балты, и Тюркский каганат. Тем самым мы подчеркиваем, что наше государство изначально складывалось как многонациональное.

— Осталось только убедить в этом национальные регионы, которые, судя по прошедшему обсуждению, не устраивает та история, которая строится в основном вокруг событий в Москве и Санкт-Петербурге.

— Региональная проблематика была самой спорной при обсуждении стандарта. И в этой проблеме два аспекта. Во-первых, как преподавать историю России в целом и историю конкретного региона. Это проблему, видимо, придется решать на практике тем, кто будет писать учебники. Чтобы историю Татарстана знали не только школьники этой республики, а история Сибири не начиналась с Ермака. Во-вторых, самым сложным после ХХ века оказался вопрос о присоединении территорий, о вхождении народов в состав России. Мы предлагаем рассматривать эти периоды истории в том числе с позиции последствий присоединений. А последствия двоякие. С одной стороны, давление центра империи, а с другой стороны, сотрудничество с национальными элитами. И, конечно же, доступ к прогрессивным технологиям, к достижениям мировой культуры, который через Россию получили присоединившиеся народы. Кроме того, на этих территориях шел процесс роста национального самосознания.

— Народы из бывших советских республик, которые выделились в самостоятельные государства, останутся частью российской истории?

— Это еще один трудный вопрос. В нашем стандарте отражено все: и вхождение Грузии, Украины, и присоединение Средней Азии, Прибалтики. Но, к примеру, в Казахстане, Армении, Украине, Таджикистане и других ныне независимых государствах уже написаны собственные учебники истории. И почти в каждом из них тот период, который народ прожил в составе Российской империи и Советского Союза, назван колониальным. Но, с моей точки зрения, события того периода, которые происходили на присоединенных территориях, никак не укладываются в определение "колониализм". Я уже 12 лет возглавляю Ассоциацию директоров институтов истории стран СНГ. В ближайший месяц члены ассоциации соберутся в Киеве. Буду предлагать коллегам подумать об иных дефинициях, помимо колониализма. На мой взгляд, эти разделы в учебнике российской истории можно было бы расширить прежде всего за счет персоналий, сыгравших важную роль в судьбе каждого из присоединившихся народов.

— Как же российский школьник должен воспринимать развал Советского Союза — как геополитическую катастрофу? Или считать это закономерным процессом?

— К подобным историческим событиям в своей стране объективное отношение у наших школьников может сложиться, если они хорошо будут знать всеобщую историю. Например, при образовании древнерусского государства у нас происходили те же процессы, которые происходили и в Англии, и в Германии при их формировании. Наш Земский собор, 400-летие которого готовимся отметить, сопоставим с теми же Генеральными штатами Франции. И то и другое — тип сословного представительства. Распад империй — тоже не исключительное явление во всемирной истории. Поэтому для старших классов, может быть, стоит продумать специальный раздел под условным названием "Россия в мировой истории".

— Значит, распад Советского Союза — такое же закономерное явление, как и создание централизованного государства?

— Оценки и подробный анализ этого события мы пока оставили "за кадром" нашего стандарта. Слишком близко отстоит оно от нас.

— Но вы же решили, что в новом учебнике должна быть отражена вся история страны, включая последние 20 лет?

— Это так. Хотя в самом начале была идея остановиться на 90-х годах. Затем решили продлить до 2000-х годов. В итоге стандарт включает все события, в том числе президентские выборы 2012 года. Ведь новый учебник пишется для поколения россиян, которые проживают этот период сейчас. Они родились в это время, они знают о своем времени по собственному опыту или по рассказам родителей, или по сведениям, которые получают по телевидению, из интернета. Поэтому в стандарт включен довольно большой раздел, и он максимально фактографичен.

— Без оценок, что ли?

— Почему же? Мы отметили то, что вызвало наибольшую озабоченность населения. Это и "шоковая терапия", и методы приватизации...

— Но главная-то причина полярных настроений в обществе иная. Для одних ельцинские времена — годы страданий, а путинские — годы процветания. Для других 90-е — годы свободы и демократии, 2000 — годы торжества авторитаризма.

— Стандартная поляризация, которая во все времена возникает в оценке любой реформы в любой стране. В целом же, повторяю, объективное восприятие родной истории у школьников сложится, если они хорошо будут знать и всеобщую историю. Значит, закончив разработку одного стандарта, РИО должно приступить к обновлению стандарта всеобщей истории. Наша страна уникальна, потому что единственная из всех учит своих граждан "чужой" истории, начиная с древнего мира и до новейших времен. Этот курс тоже надо обновить, чтобы он также соответствовал современным научным представлениям.

— Школьная всеобщая история обычно замыкалась подробным изучением Европы. А тот же Китай, Индия и вообще весь мир проходили фоном.


— От этого подхода мы уже отказались в проекте концепции. Сейчас в нашем Институте всеобщей истории РАН мы готовим 6-томное издание Всемирной истории, в котором спектр значительно расширен. Наряду с историей европейского мира, будут не менее весомо представлены материалы о странах Азии, Африки и Латинской Америки. В том же духе предстоит обновить и школьный курс зарубежной истории. И самое главное: оба курса — отечественный и всемирный — нужно привести к синхронизации, чтобы школьники всегда могли сопоставить, какие события в один и тот же период истории происходили в России и в других странах. А пока новые учебники пишутся, учителям на переходный период потребуется методическая литература. Возможно, это будет серия брошюр по каждому историческому разделу. Материалы для педагогов, по-моему, могут содержать и конкретные оценки конкретных событий, чтобы учитель знал, на чем акцентировать внимание учеников.

— Если учителя начнут "по директиве сверху" акцентировать внимание учеников, не потребуется ли лет через 10 писать новый исторический стандарт, потому что действующему никто не будет верить?

— Если и потребуется, то вовсе не из-за "директивы сверху". Вся суть исторической науки — в ее постоянном движении, в поисках новых смыслов, постановке нетривиальных вопросов, в переосмыслении прошлого. Науку будет развивать новое поколение историков с их, возможно, новыми подходами и взглядами не только на исторические процессы, но и на содержание учебников.
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

Проект единого учебника истории

Сообщение Maximalist » Пт ноя 01, 2013 11:08 am

Октябрьскую записали в общее понятие российской революции, ужас. Сталинские "ошибки" ещё хуже. Кругловатые ответы слишком, желание всем угодить - сомнительная цель. Надо прочитать всё.
Аватара пользователя
Maximalist
Активист
Активист
 
Сообщения: 268
Зарегистрирован: Пт июл 26, 2013 11:28 am
Пол: Мужской
Соционический тип: Достоевский
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)

Проект единого учебника истории

Сообщение Prokrust » Пт ноя 01, 2013 12:07 pm

— Крестьянские войны тоже не забыты?

— Иван Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев. Эти личности и каждое из восстаний под их предводительством по-прежнему в сфере интересов профессиональных историков. Только теперь мы решили не называть их "крестьянской войной", чтобы не придавать той классовой значимости, которая придавалась этим событиям в советские времена. Тогда ведь главной канвой в учебниках истории было развитие государства от феодализма к капитализму, от капитализма к социализму. Теперь той парадигмы нет. Новый историко-культурный стандарт рассчитан на то, что история как, пожалуй, самая главная из гуманитарных дисциплин, должна отражать те закономерности, которые складываются из пересечения, сплетения интересов государства, общества и человека. Как развивается государство под воздействием общественных настроений. Из чего и почему складываются эти настроения. Как человек своей повседневной частной жизнью взаимодействует с государством и с обществом, возможно, и не догадываясь, что он взаимодействует.

Давайте - давайте, выкинем слово, точно отобразившее что происходило и похороним под большой кучей слов суть.
Кроме того, называть восстание войной в науке или учебнике неуместно. Для таких терминов есть публицистика, беллетристика. Поэтому мы отказались в том числе от термина "татаро-монгольское иго".

Татаро-монгольское иго — это беллетристика?

Это не научный термин. Его в таком виде в учебниках нет уже лет десять. Везде пишется "ордынское иго".

Но все же иго?

Этот термин тоже беллетристический. Мы предлагаем говорить о монгольских завоеваниях и "системе зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго)". В этой связи роль новгородского князя Александра Невского будет раскрываться не только через победу на Чудском озере, но и через его специфические отношения с Золотой Ордой

А это я могу откоментарить только матом.
Prokrust
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Чт янв 11, 2007 8:52 am
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак

Проект единого учебника истории

Сообщение Мэйпл » Вс ноя 03, 2013 4:41 am

Весь XX век у нас оказался в разряде трудных вопросов, в том числе годы правления Сталина. Был вариант назвать их периодом "сталинского социализма", употреблен и термин "советский вариант модернизации". Но в конечном итоге решили назвать этот период просто — "Советский Союз в 1929-1941 годы". В этом разделе будущих учебников должно быть отражено все: и индустриализация, и коллективизация, и репрессии. С одной стороны, в стране была создана промышленность. Но, с другой стороны,— какими методами и какой ценой. О коллективизации все, кто работал над стандартом, сошлись во мнении, что она была насильственной. Поэтому голод 1932 года также включен в историю этого десятилетия. И отдельно — тема ГУЛАГа.

— И как после этого школьники смогут вынести однозначную оценку сталинской эпохе?

— Разве реформы бывают однозначно хорошими или однозначно плохими? В том-то и задача истории, чтобы дети научились объективно оценивать свое прошлое. Мне кажется, что в новый учебник стоит включить такое понятие — "реформа и ее цена"

Ой-ей..
''Реформа и ее цена''.
Где имение, а где вода...
ГУЛАГ - это вовсе не ''цена за промышленность''.
Мэйпл
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 15492
Зарегистрирован: Вт авг 23, 2011 6:33 pm
Медали: 10
Пол: Женский

Проект единого учебника истории

Сообщение Maximalist » Ср ноя 06, 2013 8:52 am

Прочитал.

Что касается крестьянских войн - я согласен с опусканием слова "крестьянская". Это были казачьи войны. Казаки боролись за сохранение вольности, в частности выборов атаманов. Проиграли. Ущемление прав опр.социальной группы - это не её восстание, это агрессия власти против неё. А как крестьяне "бунтовали", хорошо видно по сцене из "Войны и мира", когда Николай Ростов (1 взрослый мужчина-дворянин) приезжает в имение, в котором "бунтуют" крестьяне. Ну и опять же "вот коли где порют, так мы уже и знаем, что бунт" (Салтыков-Щедрин).

Что касается ига. Оно и определяется как зависимость, и далее идёт расшифровка видов, степеней зависимости по территориям и периодам (всё это разнится, не было никаких "300 лет" под татарами и т.д.; было 240 лет на северо-востоке и ровно в 2 раза меньше, 120 лет, на юго-западе, там иго прекратилось из-за перехода этих территорий под контроль Литвы и Польши).

Про революцию - жаль, что октябрьская - не вооружённый переворот в тылу воюющей армии (каким он и был), а как бы часть теперь естественного этапа развития страны, часть одной революции. Это печально.

Про Сталина конечно самое гадкое. Плюсы, с лихвой обесцененные минусами, отделить от минусов и сказать мол "были и плюсы и минусы" - это бл...ство чистой воды. Я дал по голове прохожему в тёмном переулке - это плохо, но теперь у меня его кошелёк - это хорошо. Такого плана логика.
Аватара пользователя
Maximalist
Активист
Активист
 
Сообщения: 268
Зарегистрирован: Пт июл 26, 2013 11:28 am
Пол: Мужской
Соционический тип: Достоевский
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)

Проект единого учебника истории

Сообщение vale » Ср ноя 06, 2013 9:44 am

Мэйпл писал(а):
Борис Акунин пишет свой учебник

Отлично :add409
Дар рассказчика плюс эрудиция профессионала - что еще нужно, чтобы дать школьникам все необходимое для успешного старта?


Надо Нику Перумовому эту работу отдать )))
Я в школьные годы его творения в жанре фэнтези просто зачитывалась ))).
Let the sky fall, when it crumbles
We will stand tall and face it all together
Аватара пользователя
vale
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 33209
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 1:11 am
Медали: 6
Пол: Женский
Соционический тип: Габен
Тип по психе-йоге: Ахматова (ВЭЛФ)
Темперамент: Сангвиник

Проект единого учебника истории

Сообщение APL » Ср ноя 06, 2013 10:03 am

Почитал. Главное ИМХО - это обезличивание, стремление сгладить острые углы. Не будет красных и белых, не будет татар и монголов, не будет крестьян и господ. Не за что зацепиться для деления на ваших и наших. В то время как в реальном обществе, разумеется, такое деление существует. Само собой, такая концепция это политический заказ.

Ученику, который изучает такую историю, трудно будет выработать свою собственную позицию насчет жизненных ценностей, его посвятят только в факты, а каким образом они будут изложены - вопрос. Ну, наверное, какие-то выводы насчет Сталина будут сделаны. ГУЛАГ и всё такое, в основном по этому принципу. Человек, у которого нет своей позиции - прост для управления и послушен.
Аватара пользователя
APL
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 19737
Зарегистрирован: Сб мар 09, 2013 11:30 am
Откуда: Москва, МО
Медали: 3
Пол: Мужской
Соционический тип: Достоевский
Тип по психе-йоге: Паскаль (ЛЭВФ)
Темперамент: Флегматик

Проект единого учебника истории

Сообщение vadimr » Ср ноя 06, 2013 11:14 am

Чтобы браться формировать другим людям ценностную позицию, надо самому иметь у себя в голове обоснованную идеологию. Которой в данный момент у нашего государства нет.
Аватара пользователя
vadimr
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 39316
Зарегистрирован: Пт ноя 23, 2007 9:02 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 8
Пол: Мужской
Соционический тип: Джек Лондон

Проект единого учебника истории

Сообщение Maximalist » Ср ноя 06, 2013 11:45 am

vadimr писал(а):Чтобы браться формировать другим людям ценностную позицию, надо самому иметь у себя в голове обоснованную идеологию. Которой в данный момент у нашего государства нет.

Может быть потому что у государства нет головы, как и других частей тела))

Не только иметь, ещё нужно получить разрешение от людей на формирование их ценностной позиции;) А если они несовершеннолетние, то от их родителей - на то, чтобы оценки за знание позиции авторов концепции имели официальные последствия для обучаемых (аттестат, диплом, трудоустройство).
Аватара пользователя
Maximalist
Активист
Активист
 
Сообщения: 268
Зарегистрирован: Пт июл 26, 2013 11:28 am
Пол: Мужской
Соционический тип: Достоевский
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)

Пред.След.

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Атех, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]