Пропаганда была краеугольным камнем холодной войны. Вспомним журналистов-международников, которые обличали Запад, хотя часто зрители смотрели их только ради того, чтобы увидеть этот Запад. Они убеждали нас в его загнивании, но он пока «живее всех живых», а Советский Союз «пал смертью храбрых».
Объективно говоря, пропаганда, реклама и паблик рилейшнз создают и продвигают не столько описания жизни, сколько модели жизни. Это же касается и новостных потоков. То есть в их базе лежит не информация, а инструкция. Правда, в одной американской книге было верно подмечено, что американская реклама и советский соцреализм имеют одну общую черту: обе повествуют о том, чего нет в действительности.
Пропаганду можно определить еще и как манипулирование смыслами. При этом для отсылки на нужные смыслы пропаганда и использует ярлыки-обозначения, которые от бесконечного повторения превращаются в символы. Советская пропаганда занималась интервенциями своих смыслов в чужую действительность. И на экране телевизора однотипно, например, на благопристойную британскую картинку накладывались советские смыслы, и мы видели там только забастовки, а в Америке — военщину.
В целом это были мастера своего дела.
Советский Союз имел запрограммированную реальность, в которой важную роль играла ритуальная часть (собрания, демонстрации и под.). В ритуалах отсутствует передача информации в плане новизны, поскольку они направлены на активацию известной информации. Лозунг типа «Слава КПСС» демонстрирует, что о советских сакральных объектах, как о покойниках, можно говорить только хорошее или очень хорошее.
Перестройка начала расшатывать эти представления. Председатель Гостелерадио Л. Кравченко, который вместе с зампредом председателя КГБ СССР Ф. Бобковым стоял у истоков создания культового телепроекта «Взгляд», вспоминал, что эту передачу, как и «До и после полуночи» Молчанова, создавали, чтобы отвлечь молодежь от слушания зарубежных радиоголосов (Кравченко Л. Лебединая песня ГКЧП. — М., 2010). При этом каждый второй журналист «Взгляда», как рассказал Кравченко, имел в кармане корочки КГБ. То есть КПСС и КГБ создали пропагандистскую машину, которая в результате стала главным перестроечным механизмом.
Это было весной 1987 г. Еще два участника разговора о создании «Взгляда» — секретарь ЦК А. Яковлев и главный редактор «Правды» В. Афанасьев. Однако если в основе этой идеи стоял А. Яковлев, в кабинете которого и собирались вышеупомянутые четыре человека, то одновременно можно предположить, что Яковлеву предложили такой проект с учетом его дальнейшей возможной трансформации, которую он и прошел: от косвенной поддержки СССР до участия в прямом его разрушении.
Это подтверждает и Е. Додолев, говоря следующие слова: «Программу "Взгляд" придумали в КГБ. В середине 80-х перестройку затеяли люди из ЦК КПСС, молодые амбициозные комсаки и чекисты, которые хотели поменять систему. Они понимали, что империя долго не протянет. И думали о своих интересах. Элита страны жила на уровне американского мидл-класса, но хотела жить, как положено элите. Как они сейчас живут». А. Любимов, к примеру, говорит, что они (уже естественно позднее) готовили «Взгляд» к подполью.
Это серьезная фраза, независимо от того, в какое время она произнесена. И вот еще одно подтверждение: «Между прочим, после падения ГКЧП именно съемочная группа "Взгляда" во главе с одним из ведущих программы (Кравченко просил не называть имя) сделала самое доброжелательное интервью с уходящим в отставку главой Гостелерадио, которого тогда никто иначе как пособником путчистов не называл. Но Леонид Петрович уверен — это интервью было обусловлено необходимостью: просто телеведущий работал на КГБ и боялся, что Кравченко об этом кому-нибудь расскажет».
Советская пропаганда, как оказывается, кроме двух основных функций (прославлять СССР и обличать Запад), имела еще и такую дополнительную, как переключение внимания от потоков западного информационного влияния, когда надо заставить население не обращать внимание на имеющиеся проколы в политике и экономике.
© Г.Г. Почепцов, 2014 г., с сокращениями.