Сексуальная революция и контрреволюция в 20-е годы СССР

Доисторический период, Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. История различных стран и народов.

Сексуальная революция и контрреволюция в 20-е годы СССР

Сообщение Counter Strike » Чт июн 18, 2015 4:47 pm

Почему в СССР подавили сексуальную революцию
03.11.2014, http://www.kommersant.ru/doc/2589436

Вскоре после успешного штурма Зимнего в стране началась не только социальная, но и сексуальная революция. У ее истоков, как принято считать, стояли высокопоставленные большевистские вожди начиная с наркома государственного призрения Александры Коллонтай. Однако ее взгляды на свободную любовь разделяли далеко не все руководители страны. Резко против подобных воззрений выступал Ленин. А к середине 1920-х годов, когда в СССР смогли оценить, насколько масштабны и тяжелы для экономики последствия свободной любви, в стране, по существу, началась сексуальная контрреволюция.



"Спасибо за такой марксизм"

Среди множества дискуссий, прокатывавшихся по советской стране начиная с первых дней революции, дискуссии о половых отношениях вообще и свободной любви в частности занимали одно из главнейших мест, отодвигая на второй план бурные обсуждения текущего момента и даже острейшие вопросы о заработной плате и безработице.

Как правило, речи на этих мероприятиях, как и статьи на ту же животрепещущую тему, начинались с упоминания о роли в русской сексуальной революции наркома А. М. Коллонтай.

"Вот уже несколько лет,— писал в 1927 году публицист С. Гусев,— как этого рода вопросы с легкой руки т. Коллонтай волнуют в той или иной форме, в той или иной постановке, в той или иной степени нашу молодежь. Интерес к этим вопросам то угасает, то вспыхивает вновь и разгорается ярким пламенем, становясь в центре внимания молодежи".

Однако вопрос волновал не только молодежь. В период, когда накал дискуссий по половому вопросу стал нестерпимо жарким, в 1919-1920-х годах, свое мнение о нем высказал и глава советского правительства В. И. Ленин. В долгой беседе с германской коммунисткой Кларой Цеткин он разъяснял:

"Мне говорили, что на вечерах чтения и дискуссий с работницами разбираются преимущественно вопросы пола и брака. Это будто бы предмет главного внимания политического преподавания и просветительной работы. Я ушам своим не верил, когда услыхал это... Как мне сообщили, вопросы пола также излюбленный предмет изучения в наших юношеских организациях. Говорят, что едва хватает докладчиков по этому вопросу. Это безобразие особенно вредно для юношеского движения, особенно опасно... Оно очень легко может способствовать чрезмерному возбуждению и подогреванию половой жизни у отдельных лиц и повести к расточению здоровья и силы юности...

Значительная часть молодежи усердно занимается "ревизией буржуазного понимания и морали" в вопросах пола, и, должен добавить, значительная часть нашей лучшей, действительно многообещающей молодежи. Дело обстоит так, как вы только что указывали. В атмосфере последствий войны и начавшейся революции старые идеологические ценности рушатся, теряя свою сдерживающую силу. Новые ценности выкристаллизовываются медленно, с борьбой. Взгляды на отношения человека к человеку, на отношения мужчины к женщине революционизируются; революционизируются и чувства и мысли... Это — медленный и часто очень болезненный процесс исчезновения и зарождения. Все это касается и области половых отношений, брака, семьи".

Особенно неприязненно Ленин, как записала Цеткин, относился к имевшей массовое распространение теории стакана воды:

"Изменившееся отношение молодежи к вопросам половой жизни, конечно, "принципиально" и ссылается на теорию. Многие называют свою позицию "революционной" и "коммунистической". Они искренно думают, что это так. Мне, старику, это не импонирует. Хотя я меньше всего мрачный аскет, но мне так называемая "новая половая жизнь" молодежи — а часто взрослых — довольно часто кажется чисто буржуазной, кажется разновидностью доброго буржуазного дома терпимости. Все это не имеет ничего общего со свободой любви, как мы, коммунисты, ее понимаем. Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории "стакана воды" наша молодежь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы ее утверждают, что теория эта — марксистская. Спасибо за такой марксизм... Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ?..

Как коммунист, я не питаю ни малейшей симпатии к теории "стакана воды", хотя бы на ней и красовалась этикетка "освобожденная любовь". Вдобавок она и не нова и не коммунистична. Вы, вероятно, помните, что эта теория проповедывалась в изящной литературе, примерно в середине прошлого века, как "эмансипация сердца". В буржуазной практике она обратилась в эмансипацию тела".

"Иначе не покормят борщом"

Первые итоги революции в половой сфере начали подводить вскоре после окончания Гражданской войны. В 1922 году под руководством заведующего жилищно-санитарным отделом Наркомздрава РСФСР И. Г. Гельмана было проведено, как это тогда именовалось, половое анкетирование московских студентов, охватившее 1615 человек, как юношей, так и девушек. Исследователи хотели прежде всего выявить, какое влияние на половое поведение молодежи оказала революция, война и слом старого строя.

Как оказалось, в личной жизни юношей огромную роль играли проститутки, хотя, по утверждению советской пропаганды, никакой почвы для проституции в Стране советов не существовало.

"На первом месте,— писал Гельман,— стоит проституция. Она наиболее доступное лоно для бурлящего оголенного полового чувства, и сюда идут те, которым не представляется случая найти себе кого-нибудь другого для полового сближения или у которых не хватает энергии, смелости и уверенности, чтобы брать женщину. И даже в рабоче-крестьянской среде, где, казалось бы, купля женского тела является социально невозможным явлением и даже ненужным, поскольку половые сближения значительно облегчены отсутствием предрассудков, даже здесь проституция занимает огромное место. Почти каждый третий мужчина начинает свою половую жизнь с проституткой. Рабоче-крестьянская молодежь, попадающая в города и фабричные поселения, не может оставаться изолированной...

Из 889 ответивших на вопрос о дальнейшей половой жизни только 61 (6,8%) не имели в дальнейшем половых сношений. Остальные 93,2% продолжали ее с этого момента, причем в большинстве случаев она продолжала носить на всем своем протяжении беспорядочный, неурегулированный характер, который она получила сразу. У женщин случаев прерывающейся после первого полового сближения половой жизни значительно больше и достигает 15%...

Только весьма незначительная часть находит окончательный исход своей половой потребности в женитьбе. Подавляющее большинство бродит по тем же темным тропинкам случайных связей, коротких вспышек, причем большую роль и здесь играет проституция. 6,2% всех живущих половой жизнью пользуются только проституцией. Общее число мужчин в нашей анкете, которые исключительно или частично пользовались проституцией, составляет уже огромную часть в 37,5% общего числа".

Гельман приводил в своей публикации о проделанной работе и ответы из отдельных анкет, где студенты описывали свою личную жизнь:

"Вот некоторые ответы, которые яснее цифр выявляют внутреннюю беспорядочность половой жизни части молодежи. Один пишет: "Имел сношения со всеми: с простой кухаркой и мещаночкой, с кисейной барышней и со вдовушками". Другой отвечает на этот вопрос иносказательно: "смешивал кислое с пресным и какой только дряни на нем не было". Третий пишет: "Когда хотелось (испытывал половое возбуждение), не брезгал ничем, имел сношения и со вдовами и женщинами 60 лет и с невинными девушками ради искусства". Еще один пишет, что не имел частых половых сношений из-за отсутствия денег и подходящих женщин, сейчас их — даже сверх нормы. Другой имеет сношения со всеми, кто желает иметь половые сношения. Следующий лаконически пишет: "искал самку и всегда находил". Шестой также определенно формулирует: "всегда находил женщину, подход простой: Хочешь? — идем... будь то товарка, сестра милосердия и т. д.". Еще один пишет: "имел сношения со всеми, кто попадался под руки: и проститутками, и честными женщинами". Таких ответов не мало, и все они обнаруживают чрезвычайно упрощенное циничное, чисто физиологическое отношение к половой жизни".

Конечно же, как считали исследователи, многие из проблем были следствием пережитых тяжелых лет:

"Особенную группу представляют красноармейцы. Оторванные от нормальных условий, в атмосфере постоянного возбуждения, они часто сознательно считают себя вправе пользоваться попадающимися им во время расквартирования женщинами. Если у одних это носит вынужденный характер, вследствие отрыва (так и они сами объясняют случайные связи на фронте), то другие, наоборот, относятся к этому бравурно, не чувствуя никакого смущения. Один (28 лет) пишет, что имел сношения во время войны более чем с 700 женщин, вплоть до старух 60 лет ("иначе не покормят борщом")".

"В качестве беспризорных полуживотных"

Половая жизнь советских граждан оставалась предметом отдельных исследований и массовых дискуссий до тех пор, пока руководители партии и правительства в середине 1920-х не осознали, что сексуальная революция начинает оказывать значительное влияние на экономику. Незамужние женщины, как, впрочем, и замужние, не веря в то, что отношения с отцом будущего ребенка будут прочными и долгими, гораздо чаще стали делать аборты. А это немедленно сказалось на рождаемости.

Нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский, выступая перед молодежью с обширной лекцией "О быте" в Ленинграде 18 декабря 1926 года, говорил:

"Если мы учтем отдельно — а мы, вероятно, сможем это сделать путем всесоюзной переписи — демографическую линию в нашем пролетариате и в нашей трудовой интеллигенции, то я боюсь, что мы должны будем констатировать понижающуюся линию рождений; мы должны будем констатировать здесь болезненное стремление родителей оградить себя от рождаемости детей, которое обеспечило бы действительно пропорциональное продолжение жизни наших народов. К этому нужно отнестись с величайшим вниманием".

Там же Луначарский рассказал и о другой проблеме, которую породила не только война и разруха, но и свобода любви:

"При социалистическом строе мы можем сказать: обществу безразлично, как вы любите друг друга,— любите, как вам хочется, а дети, которые от этого родятся, будут обеспечены самим обществом. Вот в чем особенность социалистического строя, вот что он сможет сказать нам. Не важно, как ведут себя отцы и матери. Родился ребенок — общество его берет, те, у кого родительских чувств нет, могут о нем и не заботиться. Но мы сейчас не можем так сказать. Мы не можем сказать: граждане и гражданки, сходитесь, размножайтесь, мы о ваших детях позаботимся. Не можем. Мы в этом году 46 миллионов — значительную часть нашего бюджета по РСФСР, чрезвычайно отягощающую и отражающуюся на всем деле народного образования,— тратим на содержание государственных сирот. Наши детские дома и сейчас экономически и педагогически неудовлетворительны,— a y нас сотни тысяч детей, столько же, сколько мы приютили, бегают еще по улицам в качестве беспризорных полуживотных, и мы не можем, мы не имеем средств их поймать, приручить и сделать их нормальными государственными детьми. Можем ли мы при этих условиях говорить: плодитесь и множьтесь, мы позаботимся о детях? — Не можем".

О другом, не менее важном, аспекте проблемы писал заведующий венерологическим отделением Саратовского военного госпиталя М. И. Гамбург, анкетировавший и обследовавший красноармейцев:

"Беспорядочная половая жизнь, довольно широкое пользование проституцией неизбежно влекут за собой и значительную заболеваемость венерическими болезнями. Тесная неразрывная связь половых болезней с характером сексуальной жизни становится особенно очевидной, когда мы проследим ее в отношении отдельных групп, подвергнутых нами обследованию. Если в среде рабочих и служащих, где случайные связи и проституция являются главным источником сексуальных удовлетворений, венерические страдания находят для себя наиболее благоприятную почву для своего процветания, то в крестьянском быту, где наблюдается несравненно меньшее пользование проституцией, где пробудившееся половое влечение находит себе большею частью выход в более доступном брачном союзе, заражение венерическими болезнями соразмерно падает. Так, среди опрошенных нами рабочих и служащих количество половых заболеваний составляет в среднем 29,4 проц., среди крестьян оно падает до 8,6 проц. Этот контраст станет еще более резким, если мы сопоставим наши цифры с аналогичными данными анкет, проведенных за последние годы среди рабочих. Печатники г. Саратова, обследованные в 1922 г. д-ром Шапиро, дали 59 проц. венерических болезней, а милиционеры того же Саратова, по данным анкеты д-ра Хрепковской,— 30 проц.".

Начавшееся наступление на сексуальную революцию велось на самых разных направлениях. Кроме агитации и борьбы с проституцией применялись меры воздействия показательного характера. Так, газеты того времени отмечали, что парткомиссии стали все чаще и чаще исключать из партии коммунистов, предпочитающих полигамию. Однако самым действенным и эффективным средством оказалось введение нового кодекса законов о браке и семье, начавшего действовать с 1 января 1927 года.

Гражданам страны объясняли:

"По кодексу 1918 г. браком признавалось лишь такое сожительство, которое зарегистрировано было в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Это было выражено в той статье, которая говорила, что только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в органе записи актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов. Это было ясно и значило, что мужчина и женщина, живущие вместе как муж и жена, но не зарегистрированные, состоящими в браке не считались, и для них никаких прав и обязанностей как для супругов не возникало... В новом законе определения брака нет, но зато указаны те условия, при которых имеющие место фактические отношения должны считаться брачными, а именно: требуется, чтобы лица взаимно признавали друг друга супругами или же, в случае спора, чтобы брачные отношения между ними были установлены судом по признакам фактической обстановки жизни. Для суда же доказательствами брачного сожительства, если брак не был зарегистрирован, являются: факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами, в личной переписке и других документах".

Случайная связь, как разъяснялось, не давала женщинам никаких прав. Но если в результате рождался ребенок, его отец обязывался нести все расходы по его воспитанию. Естественно, суды не всегда становились на сторону женщин. А назначенные алименты еще нужно было получить со скрывающихся от случайно рожденных детей отцов. Но сексуальная контрреволюция, о которой так много говорили видные большевики, совершилась.
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], LeRoy, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]