Православный Ватикан Сталина

Доисторический период, Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. История различных стран и народов.

Православный Ватикан Сталина

Сообщение Sano der Grosse » Пн дек 21, 2015 5:07 pm

Заканчиваю штудировать замшелый брежневский новый путинский 12-томник по истории "Великой Отечественной войны", выпущенный в 2011-15 гг. Мука адская, доложу я вам - и нудно, и цинично. Но бывают интересные моменты, попадается новая информация, бывает, даже правдивая (ну, или так сказать, ненамеренные свидетельства). Решил поделиться здесь "добычей". Проанализировал, систематизировал и выкладываю.
Итак...

"Православный Ватикан" Сталина.

Сталин в годы войны и в первые годы после нее пытался создать своего рода «православный Ватикан». Ниже будет подробно рассказано, какие меры были им предприняты в этом направлении.
25 июня 1942г. в СССР была издана пропагандистская книга-альбом «Правда о религии в России». В 10-м томе путинского 12-томника читаем:
«Правда о религии в России» действительно дала огромный и выгодный для государства пропагандистский эффект. Имея главным своим адресатом зарубежного читателя, она распространялась также и в оккупированных регионах. Книга вышла тиражом в 50 тыс. экземпляров. Митрополит Николай (Ярушевич), под редакцией которого она была издана, послал 700 экземпляров архиепископу Кентерберийскому для распространения в Великобритании. В 1942 г. митрополит Николай встретился в Куйбышеве в эвакуированном английском посольстве с британским дипломатом Л. Бегали и подарил ему еще несколько экземпляров» (Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Т. 10. Государство, общество и война. – М.: Кучково поле, 2014. С. 432 со ссылкой на: Майнер С. М. Сталинская священная война. Религия, национализм и союзническая политика. 1941-1945. М., 2010. С. 141-144).

В числе причин, по которым Сталин начал новую политику по отношению к церкви, авторский коллектив тома, наряду с необходимостью сплочения общества и с необходимости противостоять нацистской религиозной политике на оккупированных территориях называет и такую:
«Имели значение и внешнеполитические расчеты И. В. Сталина, учитывавшего идеологическую позицию союзников СССР по антигитлеровской коалиции и считавшего возможным использование церковного и религиозного факторов для распространения советского геополитического влияния» (Там же).

5 сентября 1943г. состоялась встреча Сталина, Молотова и Г. Г. Карпова (майор госбезопасности, глава «Церковного» отделения 2-го отдела ГУГБ НУВД СССР. – Sano der Grosse) и митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), на которой рассматривался целый комплекс важных вопросов. Было решено в кратчайшие сроки созвать Архиерейский собор для избрания патриарха и Синода. На встрече «Молотов поднял тему международных контактов РПЦ, предложив митрополиту Сергию принять делегацию Англиканской церкви, что и было сделано в конце сентября» (Там же. С. 433 со ссылкой на: Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945гг. Сб. документов. М., 2009. С. 197-203).
На Соборе, в частности, был озвучен призыв «ко всем христианам мира» «объединиться во имя победы над общим врагом» (Там же. С. 434). Разумеется, объединится под флагом коммунистической и богоборческой Москвы. А под чьим же еще?

31 января-2 февраля 1945г. был организован Поместный собор (впервые с 1917-1918гг.), на котором, в частности, предполагалось избрать нового Патриарха. Однако дело было не только и не сколько в этом. «Важной причиной, по которой правительство пошло навстречу Церкви в этом вопросе, было то обстоятельство, что Собор рассматривался как крупный шаг в укреплении международных связей Московской патриархии, – объясняет авторский коллектив 10-го тома. – Эти связи использовались для укрепления советского влияния в Европе, США, на Ближнем Востоке, то есть в тех странах, где существовали влиятельные православные диаспоры, среди которых необходимо было поддерживать позитивный образ Советского государства. Это соответствовало плану И. В. Сталина по созданию системы межправославного единства с центром в Москве, попытки реализовать который были предприняты уже после войны» (Там же. С. 439 со ссылкой на: Васильева О. Ю. Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943-1948гг. М., 2001. С. 150-182).

10 апреля 1945г. Сталин и Молотов встретились с патриархом Алексием, митрополитом Николаем (Ярушевичем) и протопресвитером Н. Ф. Колчицким. «Обсуждались вопросы патриотической деятельности Церкви, расширения сети духовных учебных заведений, церковно-издательской деятельности, а также внешнеполитические направления работы РПЦ» (Там же. С. 440 со ссылкой на: Васильева О. Ю. Указ. соч. С. 159).
Работа была проведена следующая:
«Весной 1945г. активизировались международные контакты РПЦ. 15 марта 1945г. Г. Г. Карпов подал записку И. В. Сталину, в которой изложил обширный план по внешнеполитическому использованию Церкви. Важными представлялись борьба с Ватиканом и меры по присоединению к РПЦ униатов, борьба за влияние на русскую православную диаспору в Европе, предполагалось продолжать контакты с англиканами. Особым пунктом предполагалось через Синод РПЦ поставить вопрос о возврате собственности бывших посольских православных церквей за границей, в том числе в Палестине. Предусматривалось расширение контактов с Болгарской, Румынской, Сербской, Ближневосточными церквями, в последнем случае считалась возможной организация русских православных приходов. В США планировалось организовать особую епархию Московской патриархии – экзархат. Г. Г. Карпов также особым пунктом изложил план по организации всемирной конференции христианских церквей в Москве – продвижение сталинской идеи «православного Ватикана» (Там же со ссылкой на: Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953. Документы российских архивов. Т. 1. 1944-1948. М., 2009. С. 99-107).

Однако в итоге реализовать Великий Православный План не удалось. Очень уж он прозрачным выглядел даже для Запада, зараженного (как и сейчас) болезнью левизны:
«После войны этот план в большинстве его положений не удалось реализовать, но в 1945г. предпринимались энергичные меры по его претворению в жизнь. Предполагалось направить в помощь экзарху Московской патриархии в США митрополиту Северо-Американскому и Алеутскому Вениамину (Федченкову) архиепископа Рязанского Алексия (Сергеева). Нарком государственной безопасности В. Н. Меркулов предполагал «под этим церковным прикрытием организовать разведывательную резидентуру в США». Однако власти США отказали в постоянном проживании архиепископу Алексию» (Там же со ссылкой на: Курляндский И. А. Сталин, власть, религия. Религиозный и церковный факторы во внутренней политике Советского государства в 1922-1953гг. М., 2011. С. 545).

А меры предпринимались следующие:
«В 1945 г. предпринимались меры и по ведению церковной дипломатии в Европе. Налаживались связи между РПЦ и Румынской православной церковью. С 6 по 23 апреля 1945г. в Болгарии гостила делегация, возглавляемая архиепископом Псковским и Порховским Григорием (Чуковым), которая была радушно принята экзархом Болгарии Стефаном.
С 8 по 23 апреля делегация во главе с епископом Кировоградским Сергием (Лариным) посетила Югославию. Здесь важными были контакты с патриархом Сербским Гавриилом, иерархами и духовенством Сербской православной церкви, а также с лидерами Югославии во главе с маршалом И. Броз Тито»
(Там же со ссылкой на: Власть и Церковь в СССР и в странах Восточной Европы. Дискуссионные аспекты. М., 2003. С. 114-122, 124-146);

«Успешно были проведены переговоры митрополита Николая (Ярушевича) с управляющим русскими православными приходами в Западной Европе митрополитом Евлогием (Георгиевским). В результате в сентябре 1945г. в Париже все, за немногим исключением,«евлогианские» приходы перешли под юрисдикцию Московской патриархии (Там же. С. 440-441 со ссылкой на РГАСПИ, ф. 17, оп. 125, д. 407, лл. 23-25). Правда, этот переход впоследствии оказался недолговечным. В августе 1945г. был подписан акт о воссоединении с РПЦ и харбинских приходов (Там же. С. 441 со ссылкой на: [i]Васильева О. Ю. Указ. соч. С. 203). Государство поддерживало (на деле, разумеется, инициировало. – Sano der Grosse) эти меры как способ вовлечения эмигрантских русских диаспор в орбиту советского влияния»[/i] (Там же);

«С 28 мая по 26 июня 1945г. патриарх Алексий с церковной делегацией совершил паломническую поездку по странам Ближнего Востока, посетив Иран, Ливан, Сирию, Палестину и Египет. Поездка была использована для переговоров с Иерусалимским, Александрийским и Антиохийским патриархами об укреплении межправославных связей, о содействии политике Советского государства, в частности ставился вопрос об организации в Москве всемирной конференции всех христианских Церквей (кроме Римско-католической)» (Там же со ссылкой на: Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945гг. Сб. документов. М., 2009. С. 411-412, 415).

Если что, 12-томник выложен в инете. Найти и скачать труда не составляет. На торренте есть.
А все-таки Воланд был прав. Как было в Средние века – так и остается по сей день! Надо с этим че-то делать! (с) А.Князев.
Он ходит, дышит, думает не так. И ты уверен в том, что это враг (с) А.Крупнов
Аватара пользователя
Sano der Grosse
Местный
Местный
 
Сообщения: 802
Зарегистрирован: Вт июн 30, 2015 11:08 am
Откуда: Отсюда
Пол: Мужской
Соционический тип: Драйзер
Профессия: Historian-АНТИватник

Православный Ватикан Сталина

Сообщение Sano der Grosse » Вт дек 29, 2015 2:42 am

Причем сторонники православия могут расслабиться - Сталин, разумеется, не был Русским Православным Царем. Он был циником-прагматиком. На заседании Совинформбюро в январе 1944 года тогдашний начальник Совинформбюро А. С. Щербаков заявил дословно следующее:
"Основным принципом всей нашей работы должно быть такое железное правило, от которого не отступать и которое неукоснительно проводить, это правило такое - использовать газеты, журналы, радио, черта, дьявола, сатану, кого угодно, но в интересах нашего советского дела" <...> (Цит. по: Никулина Н. Ю., Сорока З. Н. Советское информационное бюро в годы Великой Отечественной войны (анализ источников). http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Article/Nik_SovInfB.php со ссылкой на: РЦХИДНИ, ф. 88, оп. 1. д. 988, л. 11)
А все-таки Воланд был прав. Как было в Средние века – так и остается по сей день! Надо с этим че-то делать! (с) А.Князев.
Он ходит, дышит, думает не так. И ты уверен в том, что это враг (с) А.Крупнов
Аватара пользователя
Sano der Grosse
Местный
Местный
 
Сообщения: 802
Зарегистрирован: Вт июн 30, 2015 11:08 am
Откуда: Отсюда
Пол: Мужской
Соционический тип: Драйзер
Профессия: Historian-АНТИватник


  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Айрин1, Атех, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, LeRoy, Start_error, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs