"Наши ребра взаимно перпендикулярны"

Бесплатное обучение русскому языку

"Наши ребра взаимно перпендикулярны"

Сообщение Counter Strike » Вс дек 07, 2014 10:09 am

«РУССКИЙ ЯЗЫК НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Автор - Исаева Л.Ф., учитель

Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом учителей всех предметов.

Традиционно народный учитель в России - носитель высокой культуры, образцовой родной речи, учитель в России – всегда больше, чем учитель. Учителя – начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, - на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.

У учителей математики особая роль, особая ответственность, потому что учитель математики чаще многих других учителей встречается с детьми на уроках и после уроков, беседует с родителями. Таким образом, он становится образцом для подражания- ученики непроизвольно копируют речь, манеры, приемы работы своего учителя. Учитель математики воспринимается как наиболее умный и осведомленный из всех окружающих, несмотря на то, что учителя математики стараются на уроках давать детям образцы чтения математических предложений, прививают нормы культурного речевого общения, в речи учителей иногда возникают отклонения от литературных норм.

В оказании помощи учителю и учащимся, в освоении грамотной математической речи предприняты первые шаги в учебниках 5-х и 6-х классов автором Н.Я. Виленкиным, где введен раздел «говори правильно». Но этих материалов явно недостаточно: проблемы с верным чтением выражений, употреблением терминов, постановкой ударений и т.д. возникают постоянно.

Кто из учителей, начиная урок, хотя бы изредка не произносил: «Здравствуйте. Сели, открыли тетради, записали новую тему». Такие штампы сложились во многих школах и используются с первого класса. И это - серьезная речевая ошибка. Давайте будем говорить верно: «Сядьте. Запишите тему урока. Начертите параллелограмм и т.д.».

Многочисленные отклонения от литературной нормы в школьной практике встречаются при чтении выражений с переменными и названий функций. Можно услышать, например: « …а равен двум», «икс равно восьми», «синус икс равно половине», «логарифм два икс минус пять по основанию три равно единице» и т.д. Каковы же правила чтения буквенных выражений. В русском языке названия латинских букв x, y, z- мужского рода, остальных латинских букв - среднего рода. Поэтому надо читать: «а равно трем», «це равно минус пяти», но « икс равен тремстам», «игрек равен ста» и т.д. При чтении выражений название букв по падежам не изменяется: 3y – «три игрек», а не «три игрека»; 5х – «пять икс», а не «пять иксов». Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т.д., то выражение читают во множественном числе:

3х = 120: «три икс равны сто двадцати»;

0,8у = -2,4: «ноль целых восемь десятых игрек равны минус двум целым четырем десятым».

Названия всех греческих букв в математике принято читать в среднем роде, и они, как и названия латинских букв, не изменяются по падежам: «альфа равно тридцати градусам», «два гамма равны ста восьмидесяти градусам».

Следует помнить, что в названиях греческих букв, кроме омега и омикрон – ударение на первом слоге (альфа, дельта, эпсилон и т.д.), исключением являются название буквы ω – «омега» («о большое», т.е. долгое).

Жаркие споры возникают у учителей в постановке ударений во многих математических терминах, фамилиях ученых.

Интересно отметить, что большинство учителей верно называют имена греческих ученых – Евкли́д, Архиме́д, Пифаго́р, Геро́н и т.д. с ударением на последнем слоге, и только Фале́су «не повезло»: вместо верного Фале́с (Фале́с Милетский) говорят часто Фа́лес.

Ударение ставится, как правило, в соответствии с принятым в языке-источнике. Например, симметрия- ось симметрии, симметричные точки, асимметрия; гомотетия, центр гомотетии, гомотетичные фигуры, коэффициент гомотетии; асимтота, асимптотический, асимтота гиперболы. Ударение в этих терминах заимствованы из греческого языка. В старших классах некоторые учителя вносят неправильное произношение: «первообразная функция, хотя верно- первообразная».

С первых дней пребывания в школе дети постоянно слышат сюсюканье учителей: «откройте книжечки», «соберите тетрадочки», «возьмите цветные карандашики», «начертите квадратики и кружочки» и т.д. Это не только неправильно с точки зрения литературных норм языка, часто закрепляется в речи самих детей на многие годы. Использование таких форм существительных в математической речи совершенно не допустимо. Однако на уроках можно слышать как учитель говорит:«отрезочек», «уголочек», «ребрышко», «линеечка», «треугольничек», «интегральчик», «уравненьице». Нужно помнить: в русском языке у терминов нет уменьшительно-ласкательной формы.

Мы часто слышим с экрана телевизора или радио неправильное склонение числительных. Неверным чтением выражений с числами грешат иногда и учителя математики. И реальную практику в грамотном чтении числительных школьники могут получить только на уроках физики, химии, географии, истории, но, в первую очередь, конечно, на уроках математики.

Очень часто (особенно на уроках геометрии) можно услышать от учителя и от учеников, например, высказывания: «наша прямая делит плоскость на две полуплоскости», «углы нашего равностороннего треугольника равны 60º»,«наш луч делит угол на два равных угла».

А в старших классах, не замечая комизм фраз, продолжают: «наши фигуры симметричны и имеют форму квадратов», «наши ребра взаимно перпендикулярны», «наше тело имеет форму цилиндра» и т.д. Это примеры словесного мусора, которого не мало в нашей профессиональной речи.

Произнося названия числительных, не редко пропускают слова «один», «одна». Например, вместо «один миллион, одна тысяча, один миллиард» - читают «миллион, тысяча, миллиард». Например, вместо «одна тысяча девятьсот девяносто шестой» - говорят « тысяча девятьсот девяносто шестой». По нормам русского языка обязательно должно быть четко обозначено начало числа.

В не очень грамотной речи с использованием превосходной степени звучат слова «самый наимудрейший», «в самое ближайшее время», «самые ужасные впечатления». Эта тенденция проявляется и на уроках математики. Можно услышать выражения вроде: «самое первое натуральное число», «самое максимальное значение функции», «это решение более легче», «самая грубейшая ошибка», «найдите самое наименьшее или самое наибольшее значение функции».

Заботясь о чистоте и правильности, выразительности языка своих учеников, постараемся не поддаваться дурным тенденциям, существующим в бытовой и не очень грамотной печатной речи.
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

"Наши ребра взаимно перпендикулярны"

Сообщение Ghost Rider » Вс дек 07, 2014 11:58 am

Counter Strike писал(а):По нормам русского языка обязательно должно быть четко обозначено начало числа.

Делать больше нечего, кроме как соблюдать формальные правила, когда и так всё понятно :I2
Изображение
phpBB [media]
Аватара пользователя
Ghost Rider
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4362
Зарегистрирован: Ср окт 10, 2012 4:23 pm
Откуда: Zombieland
Медали: 7
Пол: Мужской
Соционический тип: Есенин
Тип по психе-йоге: Бертье (ЛФЭВ)
Профессия: герой своего времени

"Наши ребра взаимно перпендикулярны"

Сообщение Counter Strike » Вс дек 07, 2014 12:20 pm

Ghost Rider
Статья, безусловно, не истина в последней инстанции. Но доля правды в написанном есть. Особенно - вынесенное в заглавие топика... :add14
Представь себе подобные формулировки в исполнении абитуриента, устно сдающего экзамен по математике! )))
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

"Наши ребра взаимно перпендикулярны"

Сообщение Ивания » Вс дек 07, 2014 12:29 pm

Все верно... Согласна со статьей!
Аватара пользователя
Ивания
Активист
Активист
 
Сообщения: 390
Зарегистрирован: Сб дек 06, 2014 1:02 pm
Пол: Женский
Соционический тип: Наполеон
Тип по психе-йоге: Твардовский (ВФЭЛ)

"Наши ребра взаимно перпендикулярны"

Сообщение Ghost Rider » Вс дек 07, 2014 1:20 pm

Counter Strike писал(а):Особенно - вынесенное в заглавие топика

Как мне кажется, заглавие топика является классическим примером вырывания из контекста. Несмотря на появляющуюся двусмысленность фраз при использовании разговорного стиля всё остаётся вполне понятным, если не выпадать из тематики текущего занятия :I6
Изображение
phpBB [media]
Аватара пользователя
Ghost Rider
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4362
Зарегистрирован: Ср окт 10, 2012 4:23 pm
Откуда: Zombieland
Медали: 7
Пол: Мужской
Соционический тип: Есенин
Тип по психе-йоге: Бертье (ЛФЭВ)
Профессия: герой своего времени


Вернуться в Русский язык - Russian

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: enman, GoGo [Bot], Google [Bot], Java [Bad bot], Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], на лошади весёлой