Istanaro писал(а):Я понял, в чем дело. Наша дискуссия оказалась на самом деле не про дилемму "виктимность-инфантильность" ( или , тем более что, к примеру, при типировании не так уж редко путают ДК и Гамлетов, ДК и Джеков, и сильная естественным образом сопутствует сильной, хоть и шаблонной ...) и не про дихотомию "центр-периферия", как и не про плюс- и минус-кольцо. Она про дилемму, не описываемую соционическими шкалами, а именно -- "адаптация-актуализация" (а дальше все зависит от опыта людей, потому что на вопрос "насколько тяжело вам дается адаптация к требованиям, выдвигаемым внешним миром" -- неважно, людьми или безличными условиями -- каждый отвечает по-своему, да можно вспомнить и приписываемую Эйнштейну фразу о том, что глупо оценивать рыбу по умению забираться на деревья). Собственно, и стоики, и крайне нелюбимая мной с детства фраза "свобода -- это осознанная необходимость" (как раз от стоиков и исходящая), и Шопенгауэр, и Эшби (с его идеей о том, что талант лишь производная от освоения необходимого материала), и еще многие подобные мотивы, как, скажем, обширная назидательная традиция с мотивами класса "если обстоятельства вынудят, тебе придется осваивать все, что потребуется, от шитья башмаков до хирургии" -- это установка на адаптацию как способ жизни. Тогда как апелляция к талантам и идея значимости реализации талантов -- это установка на актуализацию.
А разве адаптация и актуализация - это дихотомия? У Маслоу, теоретика актуализации, первое - это условие достижения второго. (Сайдис, которого мы подробно обсуждали - яркий пример таланта без адаптации).
У стоиков и Шопенгауэра основная идея - это, несмотря на препятствия, суметь найти себя, идя по пути саморазвития. То есть, по сути, актуализация своего потенциала. Странно читать, что они призывали к адаптации, особенно второй (впрочем, Сенека не меньше), когда у них красной нитью идёт требование не жить авторитетами и чужим умом - за что их так любил Толстой, сам такой)) К чему они определённо призывали - так это к самоанализу и поиску своих целей и смыслов. Да - к сопротивлению жизненным испытаниям тоже, но прежде всего - к преодолению своих внутренних барьеров, мешающих развитию. Комплексов, страхов, слабоволия и т.д.