Попробовал придумать тест, вроде работает. Большинство людей, на которых испытывал, знают свой ТИМ уже около года, определяли его самыми разными методами.
Контекстный тест
Тест, который вы можете увидеть внизу, разработан для определения дихотомий этика/логика. Назовем его контекстным тестом, так как типировщик задает для человека определенную ситуацию и предлагает человеку поразмышлять о своих действиях в ее контексте. Эту ситация предлагаем называть моделью - модель.
Собственно тест:
Человек несет коробку. Вопрос: по какой причины вы стали бы ему помогать?
Нам важно не что отвечает человек, а как. В ответах можно увидеть работу аспектов и функций. В качестве примера приведу ответ Натальи Кардаш, имеющей ТИМ ЭСИ: «С какой стати я должна ему помогать, если он незнакомый, и я не знаю, тяжело ему или нет?». И действительно, это ответ разумного человека, ибо люди, отвечающие, что с радостью помогут человеку, скорее всего действительно не окажут внимания незнакомому человеку или банально не заметят его. Однако, в этом ответе настораживает одно важное слово - «незнакомый». В модели не было указано, знаком человек Наталье или нет, таким образом ответ на вопрос следствие обработки ее ТИМом текста модели. Подобное ответ наблюдался и у Марковой Виктории, также имеющей ТИМ ЭСИ: «Ты думаешь я стала бы помогать? Зачем мне помогать незнакомому человеку? Мне это не нужно.» Однако, это вовсе не означает, что употребление этого слова будет повторяться из ответа в ответ. Титков Михаил, обладателя ТИМ тождественного с ТИМами Натальи и Виктории, ответил следующим образом: «Если это моя мама, близкий родственник, друг. Если он заплатит мне деньги. Просто так не стал бы.» Уже нет слова «незнакомый», но сохранятся ориентированность на наличие каких-либо отношений с человеком, то есть работа аспекта БЭ в первой функции. Подобные ответы наблюдались и у людей, обладающих родственным ТИМом ЭИИ, также имеющих аспект БЭ в первой функции. Александр Богачук ответил: «Если этот человек - мой знакомый, то я помогу.» Таким образом мы можем наглядно увидеть работу первой функции. Однако, этот тест также позволяет опеределять дихотомии этика/логика и в случае, если она находится у человека во второй функции, то есть у иррационалов. Мы можем увидеть это на примере ответа Корнеевой Екатерины, обладательницы зеркального с Натальей, Викторией и Михаилом ТИМа СЭЭ: «Ему тяжело. Это мой друг.» В каждом из этих ответов можно проследить связь с аспектом БЭ.
При анализе полученных с помощью контекстного теста реакций был составлен список возможных реакций на тест, который впоследствие, конечно же, может быть расширен:
Этические
1. В ответе употребляется слово «тяжелый» и однокоренные к нему. Услышав его, можете спокойно относить человека к этикам. Примеры: ответ Ильи Ботьева, его ТИМ ЭСЭ: «Это пристарелая женщина или инвалид. Коробка тяжелая.», ответ обладательницы тождественного ТИМ Марии Ивановой: «Ну, если я хочу узнать что внутри коробки. Если коробка тяжелая.» Анастасия Фуфаева, имеющая квазитождественный ТИМ также ответила: «Если коробка тяжелая».
2. Если тестируемый учитывает взаимоотношения между ним и человеком из модели. Пример выше. Чаще это наблюдается у людей, имеющих БЭ в блоке Эго, однако может встретиться и у ЧЭ. Сопоставим, например, две реакции обладательниц ТИМ ИЭИ: Усенко Дарьи: «Если он мой друг. Если я вижу, что ему тяжело, и он настолько не мужик, что ему приходится помогать.» и Манеевой Александры: «Если бы в коробке был груз, который человек не может нести, например, человек боится мышей, а в коробке мыши. Если это человек одного со мной мнения»
3. Если тестируемых говорит о том, что содержится внутри коробки. Наблюдается у людей с творческим мышлением. Примером послужит ответ Попова Дмитрия, обладателя ТИМа ЭИИ: «Если коробка тяжелая - помогу. Если это женщина. Если внутри коробки что-то, что нужно нести аккуратно.», а также ряд описанных выше.
Логические
1. В ответе имеется отсылка на размеры коробки. Имеющая ТИМ ЛИИ Вальт Ольга ответила: «Если я вижу, что коробка несоизмеримо большая по сравнению с человеком, я конечно же, помогу.» Обладатель ТИМ ЛСИ Корнеев Владимир ответил: «Размер коробки, кто несет.» Полина Гуськова, имеющая ТИМ ЛИЭ поинтереовалась: «А он мне заплатит? Помогу если этот человек маленький мальчик и коробка в два раза больше него. Если это девушка, которая мне нравится.»
2. Происходит простое перечисление признаков человека, без употребления слова «тяжелый» и однокоренных. Для примера привожу ответ Александра Голубева, обаладателя ТИМ ИЛЭ: «Если он нормальный, хороший, то есть не убьет меня потом. Если он старенький.» Похоже на ответа деловика Русина Александра: «Зависит от возраста, пола, дееспособности. Если это мужик, нормальный, зачем мне ему помогать? Если женщина, то, конечно.» Посмотрите также выше ответ Корнеева Владимира, который также лишь перечисляетяд признаков.
3. Если происходит трансформация и подмена модели, наблюдается у людей с творческим мышлением. В воображении тестируемого «человек» и «коробка» попадают в абсолютно новую ситуацию. Очень интересна реакция Кардаш Бориса, имеющего ТИМ ЛИЭ: «Ни в коем случае не буду помогать, потому что в коробке у человека взрывное устройство. Он несет его к зданию мэрии, чтобы устроить взрыв. Попробую остановить человека.» Мы видим появление в модели двух абсолютно новых объектов, цели - здание - и подменяющего оригинальный ( коробку ) - взрывное устройство. Выстраивается абсолютно новая модель. Когда Бориса попросили дать все-таки нужный ответ, в его ТИМ сконструировалась подобная схема: «Я стану ему помогать, потому что он несет подарок для моей дочери. Я заберу его ( подарок ) у человека, отдам ей.» И вновь в модели появляются два посторонних объекта: цель - дочь - и подменяющй оригинальный - подарок. Вновь выстраивается абсолютно новая модель.
В этом тесте можно также увидеть и проявления признаков Рейнина и других дихотомий.
Например, в случаях когда люди упоминают о содержимом коробки ( будь то этическая или логическая реакции ) - это явное указание на признак Рейнина «позитивизм», проверялось при помощи дополнительных тестов.
Сенсорики могут начать заботиться об удобстве человека или руководствоваться положением объектов вокруг. Примером послужат ответы обладательницы ТИМ СЭИ Марии Упоровой: «Я бы помогла, потому что мне бы было приятно, находясь я на месте этого человека. Если я вижу, что человеку тяжело и неудобно», Хлестуновой Алены, имеющей ТИМ СЭЭ: «Если бы этот человек понравился внешне, и что если ему нужна помощь. Если бы ему было очень тяжело. Если бы я видела, что рядом не было бы никого, кто мог бы ему помочь.» Также приведу реакцию имеющей квазитождественый с Алениным ТИМ Удалых Анастасии: «Коробка, наверное, тяжелая. Человеку неудобно, я хотела бы сделать так, чтобы было удобно.»
Однако, это пока единственные обнаруженные мною проявления посторонних признаков, это скорее случайные, побочные результаты.
Надеюсь, что этот простой тест определения дихотомии этика/логика займет свое место в соционике, а также разовьется, дополнится новыми реакциями.