Критерии оценки психотерапевта
Стратегическая Психотерапия Семинары Ричарда Коннера
1. Рассказывает ли терапевт о себе, объясняет ли он семье особенности терапевтической ситуации, сообщает ли он, какие вопросы он будет задавать?
2. Может ли терапевт хорошо организовать семью в своем кабинете, что-бы можно было проводить терапию, – например, если ребенок упря-мится или члены семьи взаимодействуют хаотично?
3. Избегает ли терапевт морализирования и снисходительного тона, что-бы семье было легче откровенно рассказать о своих проблемах?
4. Обладает ли терапевт достаточной гибкостью, чтобы перейти к друго-му подходу, если предыдущий не удался?
5. Демонстрирует ли терапевт широкий диапазон поведения – от под-держки до конфронтации?
6. Избегает ли терапевт преследования своих личных интересов, не свя-занных с проблемами семьи?
7. Способен ли терапевт оставаться в позиции специалиста, в то же вре-мя, выражая свое незнание, когда это уместно?
8. Избегает ли терапевт предлагать решения, прежде чем он прояснит проблему?
9. Понимает ли терапевт, когда следует побудить семью к проявлению разногласий, а когда – успокоить?
10. Избегает ли терапевт постоянных коалиций с одним членом семьи против другого или с одной фракцией против другой (например, с ре-бенком против родителей)?
11. Избегает ли терапевт чрезмерного личного участия, в то же время, не допуская чрезмерного «профессионализма» и отстраненности?
12. Стремится ли терапевт к тому, чтобы вовлечь всех членов семьи в те-рапевтический сеанс?
13. Проявляет ли терапевт способность выносить неприятные темы или сильные эмоции клиентов?
14. Собирает ли терапевт информацию о других значимых людях, не при-сутствующих на сеансе?
15. Интересуется ли терапевт другими социальными учреждениями, с ко-торыми может быть связана семья?
16. Побуждает ли терапевт членов семьи к изменению? Создает ли он у них ощущение надежды и готовность приложить усилия?
17. Пользуется ли терапевт в основном положительными подходами, де-монстрируя семье свой авторитет?
18. Ориентирован ли терапевт на будущее, а не на прошлое?
19. Уделяет ли психотерапевт внимание сбору информации о целях кли-ентов, их способностях, внутренних ресурсах, и помогает ли он клиен-там найти и применить их?
20. Придает ли терапевт мало значения психологическим диагнозам и тестам?
21. Избегает ли психотерапевт давать клиентам советы и учить их «ин-сайту» – проникновению в сущность проблемы?
22. Принимает ли терапевт активное участие в терапевтическом сеансе, не ограничиваясь простым слушанием?