Книжный шкаф

Дом для родственных душ

Книжный шкаф

Сообщение Selika » Пт сен 06, 2013 10:53 pm

SeaSoul писал(а):то есть, воют с волками? :D я не совсем понимаю, как по такой логике, можно воздействовать на систему с тем, чтобы действительно повлиять на результат. один с этим все равно не справишься, а если кругом одни волки?


выть с волками - это норма. но выть-то по-разному можно. можно притвориться, можно уклониться, можно начать выть и завести новый мотив, можно сколотить альтернативную группу чтобы выть по своим правилам и т.п.

но, для того, чтобы это все сделать, надо очень четко понимать что а) я с волками, б) они заставляют выть, в) выть - это значит делать то-то и то-то, г) результаты этого будут такие и такие, д) результаты не устраивают, е) не устраивают потому что <перечисляем варианты>, ж) а устраивают - такие, з) что будет если я буду делать вот так, и) а так, к) или вот так. ну и так далее. анализ системы, возможного поведения, результатов, выбор стратегии и так по кругу.

и тут нельзя ставить вопрос, что надо изменить систему. ты можешь только повлиять на баланс сил в ней, а потом система сама изменится, по второму закону диалектики. для этого существует другая народная мудрость: спасись сам - и вокруг тебя спасутся другие.
Дело всей жизни - это не дело, а жизнь.
Аватара пользователя
Selika
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 13343
Зарегистрирован: Пн апр 28, 2008 6:25 pm
Медали: 7
Соционический тип: Джек Лондон

Книжный шкаф

Сообщение SeaSoul » Пт сен 06, 2013 11:02 pm

я тебя поняла, Людмил, спасибо за разъяснения :friends:
Будет ли это важно через год?
Между лесом и морем

Изображение
Аватара пользователя
SeaSoul
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 37889
Зарегистрирован: Вс май 25, 2008 8:21 am
Откуда: Тамбов
Медали: 10
Пол: Женский
Соционический тип: Штирлиц
Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ)

Книжный шкаф

Сообщение Selika » Пт сен 06, 2013 11:12 pm

на здоровье :friends:
Дело всей жизни - это не дело, а жизнь.
Аватара пользователя
Selika
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 13343
Зарегистрирован: Пн апр 28, 2008 6:25 pm
Медали: 7
Соционический тип: Джек Лондон

Книжный шкаф

Сообщение Selika » Ср сен 18, 2013 2:44 pm

Дело всей жизни - это не дело, а жизнь.
Аватара пользователя
Selika
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 13343
Зарегистрирован: Пн апр 28, 2008 6:25 pm
Медали: 7
Соционический тип: Джек Лондон

Книжный шкаф

Сообщение Selika » Пн сен 23, 2013 3:40 pm

Эффект обратного действия: почему мы упорствуем в своих заблуждениях
Лия Эбралидзе

Мы привыкли считать себя непредвзятыми и думаем, что готовы воспринимать новую информацию независимо от того, противоречит ли они нашему мировоззрению. Но парадокс заключается в том, что когда новые факты опровергают самые дорогие наши убеждения, вера в них только укрепляется. В психологии это явление называется эффектом обратного действия. Журналист Дэвид Макрейн разбирает феномен на примере научных исследований и объясняет, почему мы избирательно воспринимаем истину и упорствуем в своих заблуждениях.


Wired, The New York Times, Backyard Poultry Magazine — это случается со всеми. Иногда они допускают ошибки и перевирают факты. И тогда, будь то известная печатная газета или новостной интернет-ресурс, редакция признает свою вину. Если новостному изданию необходимо сохранить хорошую репутацию, редакция публикует исправления. В большинстве случаев такая техника срабатывает, но чего новостные агентства не учитывают — так это того, что исправление может еще больше отдалить читателей от истины, если ложное сообщение соответствует их убеждениям. На самом деле, эти лаконичные заметки на последней странице каждой газеты обращают наше внимание на одну из самых мощных сил, влияющих на то, как мы мыслим, чувствуем и принимаем решения — к механизму, который не дает нам поверить в истину.

В 2006 году Брендан Найхен и Джейсон Райфлер из Мичиганского университета и Государственного университета штата Джорджия написали несколько статей о ключевых политических событиях. Содержание этих статей подтверждало широко распространенные заблуждения о некоторых спорных вопросах американской политики. Для начала испытуемому предлагали подложную статью, а затем другую, которая опровергала сообщение предыдущей. Например, в одной из статей говорилось, что США нашли в Ираке оружие массового поражения. В следующей было сказано, что США никогда его не находили, что было правдой. Пацифисты или приверженцы либерализма в основном отрицали первую статью и соглашались со второй. Милитаристы же и консерваторы соглашались с первой статьей и категорически не принимали вторую. Такая реакция не удивительна. Что действительно неожиданно, так это реакция консерваторов, когда они узнавали правду. Они признавались, что после прочтения материала о том, что в действительности никакого оружия найдено не было, они еще больше убеждались в том, что на самом деле оружие в Ираке есть и что их изначальные убеждения верны.

«В растерянности, вы еще больше укрепляетесь в ваших убеждениях, вместо того, чтобы подвергнуть их критике. Когда кто-то пытается исправить вас, развеять ваши заблуждения, это приводит к обратному результату и укрепляет вашу уверенность»

Эксперимент был повторен, на этот раз спорным вопросом стали исследования стволовых клеток и налоговая реформа, и вновь было обнаружено, что исправления наоборот укрепляют заблуждения участников исследования, если эти исправления противоречат их убеждениям. Люди по разные стороны политических баррикад читали одни и те же статьи и те же исправления, и если новая информация шла вразрез с их убеждениями, они начинали с удвоенным упорством отстаивать свою точку зрения. Исправления неожиданно приводили к противоположным результатам.

Когда какая-то мысль становится частью вашего мировоззрения, вы стараетесь защитить ее от внешних влияний. Это происходит инстинктивно и неосознанно, как только мозг сталкивается с информацией, несовместимой с его установками. Так же, как механизмы оправдательного мышления защищают вас, когда вы активно ищете информацию, эффект обратного результата защищает вас, когда факты сами идут к вам, атакуя в самые уязвимые места. В растерянности, вы еще больше укрепляетесь в ваших убеждениях, вместо того, чтобы подвергнуть их критике. Когда кто-то пытается исправить вас, развеять ваши заблуждения, это приводит к обратному результату и укрепляет вашу уверенность. Со временем, благодаря эффекту обратного результата вы начинаете менее критично смотреть на факты, которые позволяют вам по-прежнему считать свои убеждения истинными и правомерными.

В 1976, когда Рональд Рейган участвовал в президентской кампании, он часто рассказывал избирателям об одной аферистке из Чикаго, которая зарабатывала себе на жизнь, проворачивая махинации со страховыми компаниями. Рейган говорил, что у женщины было 80 имен, 30 адресов и 12 карточек социального страхования, которые она использовала, чтобы получать талоны на питание и пособие от медицинских страховых компаний. Будущий президент рассказывал, что женщина разъезжала на кадиллаке, не работала и не платила налогов. Он говорил об этой женщине, имени которой он никогда не называл, в каждом маленьком городке, и эта история приводила в ярость его слушателей. Благодаря ей понятие «Королева социальной страховки» вошло в американский политический лексикон и оказало влияние не только на политический дискурс Америки последующих 30 лет, но и на социальную политику правительства. А ведь и эта история была лишь уткой.

Безусловно, всегда были люди, которые воровали у государства, но никого, кто бы подходил под описание Рональда Рейгана, в реальности не существовало. Женщина, которая, как подозревают многие историки, могла служить прототипом для президентской героини, была актрисой-аферисткой, которая пользовалась четырьмя вымышленными именами и переезжала с место на место, каждый раз изменяя внешность, а не какая-нибудь мамаша-домохозяйка, окруженная сворой канючащих детей.

Несмотря на то что история была публично опровергнута и прошло много времени, она до сих пор жива. Вымышленная дама, которая купается в роскоши и чахнет над горами обеденных талонов, пока работающие в поте лица американцы устраивают забастовки, и в наши дни постоянно мелькает на страницах интернет-газет. Миметическая устойчивость слова впечатляет. Та или иная версия истории еженедельно появляется в блогах и журнальных статьях о правовых нарушениях, хотя достаточно пару раз кликнуть мышкой, чтобы выяснить, что это ложь.

«Когда факты подтверждают убеждения, люди склонны видеть то, что они ожидают увидеть, и делать выводы, которые соответствуют их ожиданиям»

Психологи называют такие истории нарративными сценариями — это истории именно о том, что нам хочется услышать, подтверждающие наши убеждения и дающие нам право придерживаться уже составленных нами же мнений. Если вера в королев социальной страховки защищает ваше мировоззрение, вы принимаете этот миф и живете себе спокойно дальше. Возможно, байка Рейгана показалась вам отвратительной или смехотворной, однако вы без лишних вопросов поверили в подобные истории о медицинских компаниях, которые мешают вести исследования, или о несанкционированных обысках, или о пользе шоколада. Вы посмотрели документальный фильм о вреде… чего-то, что вам не нравится, и вам, скорее всего, он пришелся о душе. На каждую «абсолютно правдивую» документальную передачу Майкла Мура приходится точно такая же передача ровно противоположного содержания, в которой поборники идеи доказывают, что их версия истины лучше.

Отличным примером выборочного недоверия служит сайт Literallyunbelievable.org. Его создатели публикуют комментарии пользователей фейсбука, которые верят в статьи из сатирического журнала The Onion. Статьи о том, что Опра Уинфри предлагает нескольким избранным быть похороненными с ней в роскошной могиле, новости о строительстве центра для проведения абортов за сотни миллионов долларов или заявление организации NASCAR о присуждении премий водителям за гомофобские высказывания — к подобным новостям пользователи оставляют возмущенные комментарии на полном серьезе. Психолог Томас Гилович писал: «Когда факты подтверждают убеждения, люди склонны видеть то, что они ожидают увидеть, и делать выводы, которые соответствуют их ожиданиям. Если вывод соответствует нашим установкам, мы задаемся вопросом: «Могу ли я в это поверить?», если же вывод разочаровывает нас, то мы спрашиваем себя: «Должен ли я этому верить?»,

Вот почему особо ярые критиканы, которые верят, что Барак Обама родился не в США, никогда не поверят в сотни фактов, со всей очевидностью доказывающих обратное. Когда в апреле 2011 года администрация президента выложила в публичный доступ полный текст его свидетельства о рождении, реакция противников Обамы была в точности такой, какую предполагает эффект обратного результата. Они внимательно изучили дату выпуска документа, его внешний вид, форму — и в итоге собрались на форуме и высмеяли его. Их уверенность еще больше возросла. Так было и так будет всегда, когда речь заходит о теориях заговора или о каких-либо других невероятный фактах. Опровержение всегда будет лишь укреплять веру человека в обратное. Оно всегда считается частью заговора, а недостаток фактов приписывается сокрытию истины.

Это объясняет, каким образом странные, устаревшие и совершенно безумные убеждения выживают в борьбе с наукой, здравым смыслом и фактами. Однако, истина феномена кроется глубже, ведь ни один из нас не считает себя сумасшедшим. Мы не считаем, что молнии посылает божество, которому захотелось запустить в землю пару-тройку зарядов. Вы не носите специальное белье, чтобы защитить ваше либидо от света луны. Ваши убеждения рациональны, логичны и основаны на фактах, да?

Хорошо. Давайте поговорим, например, о телесных наказаниях. Хорошо это или плохо? Безобидно или вредно? Можно ли считать телесные наказания недостатком любви или, наоборот, проявлением родительской заботы? У науки есть свой ответ, но им мы займемся позже. А сейчас попробуйте осознать, что вы чувствуете по этому поводу, и вы поймете, что сами хотите попасть под чужое влияние, страстно желаете, чтобы вас просветили по поводу великого множества вопросов, но некоторые темы вы обходите стороной.

В последний раз, когда вы ввязались или были свидетелем интернет-спора с кем-то, кто был убежден, что знает абсолютно все о реформе здравоохранения, контроле распространения оружия, однополых браках, сексуальном воспитании, нарковойнах, Джоссе Уидоне или о том, действительно ли число 0,9999, повторенное до бесконечности, равно нулю — вспомните, как все было? Преподали ли вы противнику ценный урок? Поблагодарили ли вас за то, что вы помогли разобраться во всех премудростях спорного вопроса после того, как прокляли оппонента за его былое невежество? Сняли ли перед вами виртуальную шляпу за то, что вы сделали человека лучше?

«Выиграть спор в интернете невозможно. Когда вы начинаете бросаться фактами и именами, гиперссылками и цитатами, ваш оппонент на самом деле становится еще больше уверен в своей правоте, чем до того, как вы начали спор»

Скорее всего, нет. Большая часть онлайн-битв разворачивается по одному и тому же сценарию: каждая сторона бросается в атаку и выуживает из глубин интернета все новые доказательства для укрепления своих позиций до тех пор, пока одна из сторон, разочаровавшись, решается идти ва-банк и переходит на личности. Если вам повезло, комментарии удалят, и вы успеете сохранить свою честь и достоинство, либо какой-нибудь сторонний комментатор поможет натравить на вашего противника свору негодующих.

Изучение эффекта обратного результата показывает, что выиграть спор в интернете невозможно. Когда вы начинаете бросаться фактами и именами, гиперссылками и цитатами, ваш оппонент на самом деле становится еще больше уверен в своей правоте, чем до того, как вы начали спор. Когда он начинает противоречить вам, то же самое происходит и в вашем сознании. Эффект обратного результата заставляет вас обоих еще крепче замкнуться в уверенности своей правоты.

Замечали ли вы когда-нибудь странную особенность: мы практически не обращаем внимания на похвалы в наш адрес, зато любая критика сражает нас наповал? Тысячи положительных отзывов могут пройти незамеченными нами, но одна-единственная ремарка вроде «отстой» может засесть в голове на несколько дней. Одна из гипотез, объясняющих, почему так происходит и почему срабатывает эффект обратного результата, гласит, что на самом деле мы гораздо больше времени тратим на обдумывание той информации, с которой мы не согласны, чем той, которая нам близка. Информация, которая подтверждает наши убеждения, выветривается из нашего сознания, однако, когда мы сталкиваемся с чем-то, что ставит под сомнение истинность наших убеждений, с чем-то, что противоречит ранее приобретенным знаниям о том, как функционирует мир, мы останавливаемся и берем это на заметку. Некоторые психологи утверждают, что объяснение этому есть в теории эволюции. Наши предки уделяли больше внимания негативным стимулам, а не позитивным, потому что на отрицательные события необходимо как-то реагировать. Те, кто не смог достойно отреагировать на негативный стимул, не смог и выжить.

В 1992 году Питер Дитто и Девид Лопез провели эксперимент, в ходе которого испытуемые должны были погрузить маленькую бумажную полоску в чашку со слюной. Бумага была совершенно обычная, но психологии сообщили одной половине участников, что она позеленеет, если у человека есть серьезные проблемы с поджелудочной железой, а другой половине — что это произойдет, если они абсолютно здоровы. Обеим группам сказали, что реакция займет около 20 секунд. Как правило, люди, которым было сказано, что бумажка позеленеет, если они здоровы, ждали результата гораздо дольше тех 20 секунд, о которых они были предупреждены. Если цвет не менялся, 52 процента попробовали еще раз. В другой группе, где зеленый цвет должен был означать плохие новости, люди в основном довольствовались 20 секундами, и лишь 18 процентов пробовали опустить бумажку в чашу еще раз.

Когда вы читаете отрицательный комментарий, когда кто-то разносит в пух и прах то, что вы любите, а ваши убеждения подвергаются сомнению, вы придирчиво и внимательно изучаете информацию в поисках слабых мест. Когнитивный диссонанс блокирует механизмы вашего мышления до тех пор, пока вы не справитесь с ситуацией. В процессе вы формируете больше нейтральных связей, конструируете новую память и производите определенное усилие — и когда вы заканчиваете обдумывать предмет, ваши изначальные убеждения становятся сильны как никогда.

Психолог, колумнист New York Times Дэн Гилберт наблюдает эффект обратного результата в борьбе с лишним весом: «Бывает, что цифра на весах в ванной зашкаливает. Тогда мы слезаем и снова становимся обратно, чтобы удостовериться, что мы правильно увидели результат и не слишком сильно оперлись на одну ногу. Если результат нас устраивает, мы с улыбкой идем в душ. Мы без лишних вопросов принимаем на веру цифру, которая нравится нам, и пробуем еще и еще раз, если результат нам не по душе, тем самым как бы ненавязчиво склоняя весы на нашу сторону».

Эффект обратного результата постоянно приводит в порядок ваши убеждения и память, склоняя вас на ту или иную сторону с помощью процесса, который психологи называет предвзятая ассимиляция. Десятки лет исследований различных видов когнитивных искажений показали, что люди обычно воспринимают мир сквозь толстую призму веры, затуманенную установками и мировоззрением. В 1996 году ученые показали группе испытуемых дебаты Боба Доула и Билла Клинтона и обнаружили, что до дебатов каждый верил, что его кандидат выиграл. В 2000 году, когда ученые стали изучать сторонников и противников Клинтона через их реакцию на скандал с Моникой Левински, они выяснили, что сторонники Клинтона, как правило, считали Левински неблагонадежной разрушительницей домашнего очага и с трудом могли поверить, что Клинтон лгал под присягой. Конечно же, противники президента испытывали прямо противоположные чувства. Перенесемся в 2011, когда каналы Fox News и MSNBC оспаривали друг у друга территорию кабельного телевидения: каждый обещал такую подачу информации, которая ни в коем случае не подвергнет сомнению убеждения той или иной части населения. Вот вам и предвзятая ассимиляция в действии.

Предвзятая ассимиляция работает не только в отношении событий современности. Группа ученых провела в 2004 году исследование, в ходе которого попросила либералов и консерваторов высказаться по поводу расстрела в Кентском университете в 1970 году, когда солдаты Национальной гвардии открыли огонь по демонстрантам против войны во Вьетнаме, в результате чего четверо человек погибли, а девять было ранено.

Как обычно происходит с любым историческим событием, детали произошедшего в Кентском университете начали искажаться в течение нескольких часов. Годы спустя книги, статьи, передачи и песни сплели непроницаемую сеть причин и мотиваций, выводов и предположений, в которой каждое мнение было так или иначе обосновано. В недели, последовавшие за расстрелом, психологи опросили студентов Кентского университета, бывших свидетелями событий, и обнаружили, что 6% либералов и 45% консерваторов считают, что Национальную гвардию спровоцировали. Двадцать пять лет спустя они вновь опросили тогдашних студентов. В 1995 году 62% либералов ответили, что солдаты совершили убийство, и лишь 37% консерваторов согласились с подобным утверждением. Пять лет спустя студентам вновь был предложен опросник, и ученые обнаружили, что консерваторы по-прежнему были склонны утверждать, что протестующие перешли границы по отношению к Национальной гвардии, тогда как либералы видели в солдатах скорее агрессоров. Поразительно, что чем лучше опрошенные, по их словам, были осведомлены о событиях, тем крепче была сила их убеждений. То есть человек тем яростней поддерживал Национальную гвардию или митингующих, чем больше он знал о происшедшем. Люди, которые лишь в общем знали о том, что произошло, в меньшей степени испытывали влияние эффекта обратного результата при оценке событий. Тот же эффект заставлял более осведомленных намеренно не обращать внимания на спорные детали.

«Разум человека делает все для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял, — потому ли, что это предмет веры, или потому, что ему это нравится. Каковы бы ни были сила и число фактов, свидетельствующих о противном, разум или не замечает их, или пренебрегает ими, или отвергает их посредством различений с большим предубеждением, чтобы достоверность тех прежних заключений осталась ненарушенной» — Фрэнсис Бэкон

В 1997 году Джеффри Манроу и Питер Дитто выпустили серию фальшивых статей. В одном из исследований говорилось, что гомосексуальность, скорее всего, является психическим отклонением. В другом утверждалось, что любая сексуальная ориентация естественна и нормальна. Затем испытуемых разделили на две группы: одни считали гомосексуальность болезнью, а другие нет. Каждой группе были предложены подложные статьи с вымышленными фактами и свидетельствами, утверждавшие, что их точка зрения неверна. После того, как обе группы прочли материалы, которые опровергали их убеждения, никто не заявил, что внезапно прозрел, осознав, что все эти годы ошибался. Напротив, все принялись утверждать, что решение подобных проблем недоступно науке. Когда позже испытуемым были предложены другие темы для обсуждения, такие как порка и астрология, те же самые люди заявили, что более не доверяют науке и не верят в ее способность устанавливать истину. Вместо того, чтобы пересмотреть свои убеждения и взглянуть в лицо фактам, люди предпочли разом отбросить всю науку вообще.

Наука и литература однажды нарисовали будущее, в которым мы с вами теперь живем. Книги, кино и комиксы былых времен изображали киберпанков, бороздящих бескрайние просторы информации, и персональные средства связи, окутывающие человека облаком из гудков и звонков. Рассказы и полуночный треп по радио предсказали то время, когда вся сумма человеческого знания и художественной продукции будет непрерывно доступна по первому требованию и миллионы человеческих жизней будут соединены между собой и видны всем, кто хочет, чтобы его увидели. И вот сейчас и наступило то самое будущее, в котором мы окружены компьютерами, которые могут рассказать нам все, что знает человечество, объяснить, как выполнить любую задачу, научить нас чему угодно и раскрыть суть любого явления на земле. Так однажды вымышленная жизнь стала для нас повседневностью.

И если это обещанное нам будущее уже наступило, почему же мы не живем в царстве науки и разума? Где же там самая социально-политическая и техническая утопия, эмпирическая нирвана, обитель богов аналитической мысли (только без комбинезонов и неоновых повязок на голову), где все знают истину?

Среди множества предрассудков и заблуждений, которые преграждают нам путь в царство микропроцессоров и узких джинсов, живет огромное чудовище нашей психики — эффект обратного результата. Он всегда был рядом, всегда влиял на то, как мы и наши предки видели мир, но интернет выпустил зверя на волю, в разы усилил его убедительность, а мы с годами так и не стали мудрее.

По мере того как развиваются социальные сети и реклама, нам будет все сложнее преодолеть стремление человека подтверждать информацию, которая соответствует его убеждениям, и эффект обратного результата. У человека будет больше возможностей выбрать из общего потока именно ту информацию, которая вписывается в его видение мира, и надежные, по его мнению, источники, которые будут ему такую информацию поставлять. В довершение рекламщики продолжат приспосабливаться, не только создавая рекламу, основанную на том, что они знают о человеке, но генерируя рекламные стратегии на основе данных о том, что уже подействовало или нет на человека. Реклама будущего будет распространяться не только в зависимости от ваших предпочтений, но и от того, за кого вы голосовали, где прошло ваше детство, в каком вы настроении, какой сейчас день или год — на любой информации о вас, которую можно измерить. В мире, где есть все, чего бы вы ни пожелали, ваши убеждения никогда не будут подвергаться сомнению.

Три тысячи спойлеров были зафиксированы в твиттере за несколько часов до того, как Барак Обама взошел на свою президентскую кафедру и сообщил миру, что Усама бен Ладен мертв. Странице в фейсбуке, сайты, где предлагают быстро разбогатеть, и миллионы е-мейлов, смс и мгновенных сообщений, речь в которых шла о смерти террориста, предшествовали официальному заявлению 1 мая 2011 года. Истории и комментарии сыпались один за другим, поисковые системы раскалились добела. Между 7.30 и 8.30 утра первого дня, количество запросов про бен Ладена в Google возросло на 1 миллион процентов по сравнению с предыдущим днем. Видео с выступлениями Тоби Кита и Ли Гринвуда на Youtube заняли лидирующие позиции в рейтинге. Неподготовленные новостные сайты на всех парах строчили новости, чтобы снабжать ненасытную публику все новой информационной пищей.

«В мире, где процветает все новое знание, где каждый день совершаются научные открытия, освещающие, казалось бы, все стороны человеческой жизни, мы, как и большинство людей, по-прежнему воспринимаем информацию очень избирательно»


Это было ошеломляющее свидетельство того, как мир информационного обмена изменился с сентября 2001 года, лишь одно было предсказуемо и, видимо, неизбежно. Уже через несколько минут после публикации первых материалов о спецподразделении Seal Team Six, твитов о расстреле бен Ладена и спешном погребении его тела в море, теории заговора зацвели пышным цветом на плодородной почве наших предрассудков. Несколько ней спустя, когда выяснилось, что фотодоказательств происшествия предоставлено не будет, теории заговора оформились в законченные и неопровержимые факты.

И хотя информационные технологии не стоят на месте, поведенческие схемы, которые человек пускает в ход, если речь заходит о вере, неоспоримых фактах, политике и идеологии, кажется, остаются прежними. В мире, где процветает все новое знание, где каждый день совершаются научные открытия, освещающие, казалось бы, все стороны человеческой жизни, мы, как и большинство людей, по-прежнему воспринимаем информацию очень избирательно, пусть даже факт подкрепляется научными данными и основан на столетиях исследований.

Ну, так что насчет телесных наказаний? После того как вы прочли все это, вы думаете, что готовы узнать, что наука может сказать на эту тему? Секретный источник сообщает, что психологи все еще изучают это явление, однако уже сейчас известно, что регулярная порка делает детей до семи лет более покладистыми, если совершается не прилюдно и только руками. А теперь внимание — маленькое исправление: другие способы влияния на поведение: позитивное подкрепление, символические сбережения, свободное время и так далее — тоже могут быть эффективными и не требуют проявлений жестокости.

Итак, вы прочли эти строки и они, скорее всего, вызвали в вас сильный эмоциональный отклик. Изменилось ли ваше мнение теперь, когда вы знаете правду?
Дело всей жизни - это не дело, а жизнь.
Аватара пользователя
Selika
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 13343
Зарегистрирован: Пн апр 28, 2008 6:25 pm
Медали: 7
Соционический тип: Джек Лондон

Книжный шкаф

Сообщение SeaSoul » Ср сен 25, 2013 4:52 pm

интересные статьи, посвященные исследованиям молодого поколения

Почему люди из поколения Y бывают несчастны

Кажется, нам сейчас объяснят, почему многие из нас не чувствуют себя счастливыми, и все идет не так.

Вся суть проблемы, как обычно, в нас самих. AdMe.ru представляет отличную адаптацию американской статьи, получившей фантастический отклик в умах людей — полмиллиона лайков на facebook.

Познакомьтесь с Люсей. Она — часть поколения Y, людей, родившихся с конца 1970-х до середины 1990-х годов. Люся также считается частью культуры Yuppie («young urban professional»).

Изображение

Для таких как она можно ввести специальный термин — Превосходное Y Поколение. Или просто Пуп.

Пуп — это тот, кто думает, что является центральным местом какой-то своей особенной вселенной.

Итак, Люся наслаждается своей жизнью Пупа, и она очень рада быть Люсей. Только одна маленькая загвоздка:

Люся как-то не очень счастлива.

Для того, чтобы понять, почему же так, нам нужно определить, что такое счастье или несчастье. И для этого есть простая формула:

Изображение

Это довольно просто: когда реальность индивида оказывается лучше (больше, выше), чем его ожидания, он счастлив. Когда реальность оказывается хуже (меньше, ниже), чем ожидания, индивид несчастлив.

Чтобы объяснить систему в целом, нам нужно познакомиться с родителями Люси.

Изображение

Родители Люси были рождены в 50-е —60-е годы, во времена Большой Рождаемости. Их воспитывали дедушки и бабушки Люси, которые являются частью поколения героев, переживших времена Великих Депрессий и коллективно сражавшихся на различных войнах. Совершенно точно, что они не являются Пупами.

Изображение

Дедушки и бабушки Люси были выращены с мыслями об экономической безопасности и стабильности, и они учили родителей Люси выбирать практичную и надежную карьеру. Дедушки и бабушки всегда хотели, чтобы трава на газоне родителей Люси была зеленее, чем их собственная. Таким образом, родители Люси пришли к мыслям о процветающей и растущей карьере. Это выглядит примерно так:

Изображение

Они были уверены, что ничего не остановит их в стремлении к этому сочному, зеленому растущему карьерному газону, но им нужно будет положить годы жизни и тяжелого труда, чтобы сделать это реальностью.

Изображение

После окончания университетов и веселых студенческих лет, родители Люси отправились к своим карьерным целям. В итоге, в 70-х,80-х,90-х годах мир наблюдал беспрецедентный экономический взлет. Родители Люси сделали все даже лучше, чем они ожидали. Это сделало их довольными и оптимистичными.

Изображение

С таким успешным и более положительным жизненным опытом, чем у их собственных родителей, родители Люси воспитали ее с чувством оптимизма и бескрайних возможностей. И не только они одни. Родители из поколения Большой Рождаемости по всему миру воспитывали своих детей из поколения Y с мыслями о том, что они могут стать кем захотят. Таким образом, родители закладывали ощущение уникальности глубоко в психику своих детей.

Это привело к тому, что Пупы стали воспринимать их собственные карьерные ожидания очень оптимистично и карьерные газоны их родителей показались им даже недостаточно высокими. Настоящий газон у Пупа должен быть с цветочками!

Изображение

Это приводит нас к первому факту о Пупах:

ПУПЫ НЕВЕРОЯТНО АМБИЦИОЗНЫ

Изображение

Настоящий Пуп ожидает от своего карьерного газона много больше, нежели просто надежность и безопасность. Дело в том, что такой простой газон недостаточно индивидуальный и уникальный для Пупа. В то время, как родители из поколения Большой Рождаемости хотели жить просто в Светлом Будущем, настоящие Пупы хотят жить исключительно в их Персональном Особенном Светлом Будущем.

Статистика от Google показывает, что фраза «надежная карьера» за последние 20 лет становится все менее популярной, в то время как популярность фразы «успешная карьера» растет, как на дрожжах.

Изображение

Изображение

Чтобы было понятнее, Пупы хотят экономического благополучия так же, как их родители. Просто Пупы, вдобавок, хотят настолько успешной карьеры, насколько их родители в свое время даже не думали.

Но происходит кое-что еще. В то время, как карьерные цели поколения Y становятся все более уникальными и амбициозными, Люся получает второе сообщения из своего детства:

Изображение

Это приводит нас ко второму факту о Пупах:

ПУПЫ ЧАСТО БРЕДЯТ

Люся думает: «Конечно, сейчас все идут к успешным карьерам, но Я то настолько необычайно великолепная, что мои достижения будут все равно выделяться из толпы.» Таким образом, в этом поколении, помимо карьерного зеленого газона с цветочками, каждый Пуп думает, что его ждет что-то уникальное и индивидуальное —

Блистательный Единорог сверху над цветочным газоном!

Изображение

Так что здесь бредового? А то, что так думает каждый Пуп. Ведь они особенные! А особенные — значит не как все остальные.

Даже сейчас, Пуп читает эту статью и думает: «Ха, неплохо сказано, но вообще-то я на самом деле один из нескольких по-настоящему особенных», — и в этом проблема.

Вторая волна бреда накрывает Пуп, когда он входит в рынок труда. В то время, как родителям Люси понадобились многие годы тяжелого труда для достижения целей, Люся думает, что успешная карьера — это само собой разумеющееся для такой уникальной персоны, как она. И все, что нужно — это немного времени и выбрать, чем же заняться. Ее ожидания перед стартом карьеры выглядят примерно так:

Изображение

К сожалению, забавная штука касаемо этого мира заключается в том, что не все так просто на самом деле, и странное дело, но оказывается построить карьеру довольно непросто. Успешные карьеры зарабатываются годами пота, слез и крови. Даже те, что без цветочков на карьерном газоне и единорогов. Даже самые успешные люди редко делают что-то такое интересное и увлекательное в середине их 3-его десятка.

Но Пупы не из тех, кто может просто принять это.

Профессор Paul Harvey из University of New Hampshire в ходе изучения данной проблемы сделал вывод, что людям из поколения Y характерны «нереальные ожидания и сильное сопротивление к принятию негативных отзывов», а также «завышенная самооценка». Профессор рассказывает: «Большим источников разочарований для людей с сильным чувством правоты являются недостигнутые ожидания. Они лишь считают, что имеют право на определенный уровень уважения и наград, хотя на самом деле этого уровня еще не достигают. Таким образом они часто не получают того, что ожидают получить.»

Для тех, кто нанимает членов поколения Y, мистер Harvey советует задавать на собеседовании вопрос: «Чувствуете ли Вы обычно, что превосходите своих коллег. И если да, то почему?». Профессор отмечает: «Если кандидат отвечает „да“ на первый вопрос, но начинает запинаться на вопросе „почему?“, это может быть определенным знаком». Так происходит потому, что зачастую чувство собственного восприятия основано на ощущении своего превосходства. Скорее всего, это происходит в детстве, из-за усердного убеждения в том, что Пуп очень особенный, хотя часто это не имеет никаких реальных под собой оснований.

И так как мир имеет наглость все строить на основании заслуженных достижений, через несколько лет после получения образования Люся находит себя здесь:

Изображение

Завышенные ожидания Люси, в сочетании с высокомерием и заблуждениями по поводу себя самой, оставляет ее гораздо ниже той планки, которые она себе задала даже в первые годы карьерного пути. И ее реальность меркнет в сравнении с ожиданиями, а ее оценка счастья в итоге выходит в минус.

И это даже становится хуже. В добавок ко всему, у Пупа есть еще одна проблема, которая относится ко всему поколению Y:

ЗАВИСТЬ

Конечно, некоторые люди из поколения Большой Рождаемости более успешны, чем родители Люси. И хотя иногда они могут узнавать об успехах некоторых из своих сверстников, в основном же родители Люси просто не знают о реальных достижениях большинства из своих бывших одноклассников, одногруппников и прочих старых знакомых.

Люся же, в это время, находится под влиянием современного феномена социальных сетей.

Социальные сети создают для Люси мир, в котором:

1) Все, что делают остальные, открыто и известно
2) Большинство людей представлены улучшенной версией себя настоящего

3) Люди обычно показывают себя только в моменты успеха, а в моменты борьбы они предпочитают оставаться в тени.

Это оставляет Люсе ошибочное ощущение того, что все вокруг нее более успешны, и это усиливает ее страдания:

Изображение

Вот почему Люся чувствует себя несчастной или, по крайней мере, раздраженной или обеспокоенной. На самом же деле, вполне вероятно, что она начала свою карьеру очень хорошо, но для нее это все равно разочарование.

Вот некоторые советы для Люси:

1. Оставайся дико амбициозной. Современный мир бурлит возможностями для амбициозных людей, которые хотят добиться успеха и посадить цветочки на своем газоне. Определенное направление может быть сначала нечетким, но дорога определится сама, просто продолжай идти.

2. Перестань думать, что ты особенная. Дело в том, что прямо сейчас ты не особенная! Пока ты просто еще одна совершенно неопытная молодая персона, у которой есть не так много, чтобы предложить другим. Но ты можешь стать особенной, работая много и долгое время.

3. Не обращай внимания на остальных. Трава на чужом газоне всегда выглядит зеленее, это не ново. Но в современном мире порой чужие газоны выглядят просто невероятными лугами. Правда же в том, что все остальные такие же нерешительные, сомневающиеся и разочарованные, как ты. И если ты просто будешь делать свое дело, то никогда не будешь иметь никаких оснований завидовать другим.

Источник: http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/pochemu-lyudi-iz-pokoleniya-y-byvayut-neschastny-560105/
Будет ли это важно через год?
Между лесом и морем

Изображение
Аватара пользователя
SeaSoul
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 37889
Зарегистрирован: Вс май 25, 2008 8:21 am
Откуда: Тамбов
Медали: 10
Пол: Женский
Соционический тип: Штирлиц
Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ)

Книжный шкаф

Сообщение SeaSoul » Ср сен 25, 2013 4:55 pm

еще одна:

Поколение ЯЯЯ

О том, почему современное поколение обречено на провал.

В журнале Time опубликована статья, которая является пощечиной всему современному поколению молодых людей. По мнению автора, представитель поколения Y, или как его еще называют миллениал, не способен справляться с вызовами, которые готовит ему жизнь.

Посмотрите профили пользователей социальных сетей, у которых в фотоальбоме «Немножко меня» содержится около 300 фотографий. Почитайте твиттер человека который пишет так же, как и фотографирует в инстаграм — там пусто, ни смысла, ни идей, ничего. И тогда вы поймете, что проблема, которую затрагивает в своей работе журналист Джоэл Штейн, является актуальной как никогда.

AdMe.ru предлагает вам прочитать переведенную статью, которая заставит заново взглянуть на ставшие привычными вещи.

— Я собираюсь сделать то, что делали старики на протяжении всей истории человечества: я назову тех, кто моложе меня, ленивыми, эгоистичными и поверхностными. Однако, и в отличие от своих предков, я располагаю соответствующими исследованиями, статистикой и цитатами авторитетных академиков. Короче говоря, у меня есть доказательства.

Кстати, если вы принадлежите поколению ЯЯЯ (от англ. МеМеМе), и родились в промежутке между 1980 и 2000 годом, то ваше мнение будет особенно интересно.

- Нарциссическое расстройство личности встречается у нынешних двадцатилетних втрое чаще, чем у поколения тех, кому сегодня 65+; студенты 2009-го года на 58% более нарциссичны, чем студенты 1982-го.
- По мере взросления, миллениалы получают такое количество поощрительных призов за участие во всевозможных конкурсах и соревнованиях, что 40% из них рассчитывают на повышение каждые два года, вне зависимости от успехов.
- Они одержимы славой: опрос 2007-го года показывает, что школьниц, которые хотят стать личным ассистентом известного человека втрое больше, чем тех, кто хочет стать Сенатором; тех, кто предпочтёт работу ассистента работе генерального директора крупнейшей корпорации — вчетверо больше.
- Они уверены в собственной крутизне: 60% из них считают, что способны интуитивно определить что правильно, а что нет. При этом большинство тех, кому сегодня от 18 до 29 лет, всё ещё живут с родителями.
- Они действительно ленивы: в 1992-м году около 80% людей в возрасте до 23 лет хотели получить работу с высокой степенью ответственности; 10 лет спустя этот показатель упал до 60%.
- Миллениалы разных стран отличаются друг от друга, но, благодаря социальным сетям, глобализации и скорости перемен, у молодого человека из одной страны куда больше общего с людьми из другой страны, чем со старшими поколениями внутри его собственного народа. Даже в Китае, где семья исторически важнее индивида, Интернет, урбанизация и политика «одна семья — один ребёнок» формируют новое поколение невероятно самоуверенных и зацикленных на себе людей.
- Всё это уже не проблема сугубо богатых: бедные даже более нарциссичны, материалистичны и зависимы от технологий. Они — самое грозное и волнующее поколение со времён бэйби-бумеров. И не потому, что хотят прорваться к власти, а потому что растут без нее.

Индустриальная революция сделала индивида сильнее — у него появилась возможность переехать в город, заняться бизнесом и создать собственную организацию. Информационная революция только усугубила процессы эмансипации, предоставив человеку технологии, с помощью которых он может бросить вызов большим организациям: блоггеры против газет, YouTube-режиссеры против голливудских студий, инди-разработчики и хакеры против индустрий и корпораций, террористы-одиночки против целых государств...

Поколение Я породило Поколение ЯЯЯ, чьи технологии эгоизма стали только мощнее. Если в 1950-х типичная американская семья среднего класса вешала на стены своего дома свадебное, школьное и, возможно, армейское фото, то сегодня она окружена 85 фотографиями себя и своих питомцев.

Миллениалы выросли в эру приумноженного Я. Они фиксируют каждый свой шаг (FitBit), местоположение (Foursquare), и генетические данные (23 and Me). При этом, по сравнению с предыдущими поколениями, они проявляют гораздо меньшую гражданскую активность и почти не принимают участия в политической жизни.

Помимо нарциссизма, одним из ключевых их качеств является «оборзевшесть». Если ты хочешь продать семинар для менеджеров среднего звена, посвяти его тому, как справиться с молодыми сотрудниками, которые пишут имэйлы напрямую гендиректору, и сливаются с проекта, кажущегося им скучным.

Несмотря на уверенность в своём будущем, молодые люди растягивают жизненный этап между подростковым возрастом и совершеннолетием. Идея подростка возникла в 1920-х; в 1910, лишь незначительный процент детей шел в среднюю школу. Большинство их социальных интеракций происходило с взрослыми членами своей семьи или на рабочем месте.

Сегодня мобильные телефоны позволяют детям социализироваться ежечасно — по данным Pew, они отправляют порядка 88 сообщений в день, и живут под постоянным влиянием своих друзей.

«Давление сверстников анти-интеллектуально, — говорит Марк Баурляйн, профессор английского в Emory. — Истории не известны люди, которые могли бы повзрослеть под влиянием одногодок. Чтобы развиваться, тебе нужны те, кто старше: 17-летние не взрослеют, если общаются только с 17-летними...»

Миллениалы взаимодействуют с миром круглые сутки, но, в основном, через экран. Встречаясь друг с другом, они продолжают писать сообщения в телефоне. 70% из них проверяют свой телефон каждый час, многие испытывают синдром фантомной вибрации в кармане.

Постоянный поиск дозы дофамина («Кто-то полайкал мой пост на Facebook!») снижает креативность. По данным Тестов Торранса, креативность молодежи росла с середины 1960-х до середины 1980-х. Затем падала, и резко обвалилась в 1998-м. Начиная с 2000-го года аналогичное падение показателей наблюдается относительно эмпатии, которая необходима, чтобы интересоваться другими людьми и точками зрения. Это, вероятно, связано с ростом нарциссизма и нехваткой коммуникаций «лицом к лицу».

В чём они действительно мастаки, так это в умении превращать себя в брэнды с огромными хвостами из «фрэндов» и «фолловеров». Как и в случае с любыми другими продажами, позитив и уверенность в себе работают здесь на ура.

«Люди раздувают себя, как шары, на Facebook», — говорит Кейт Кембл, профессор психологии университета Джорджии. Когда все рассказывают тебе о своих вечеринках и успехах, ты начинаешь приукрашать и собственную жизнь. Активничая в Instagram, YouTube и Twitter, ты можешь стать микро-звездой.

Современное поколение выросло на реалити-шоу, которые являются, по сути, документалками о нарциссах. Они подготовлены жить в этом жанре.

«Большинство людей не самоидентифицируется до 30. Сегодня, однако, люди само-идентифицированы уже в 14, что можно считать серьёзным эволюционным скачком», — говорит Дорон Офир, директор по кастингу в таких популярных телешоу как Jersey Shore, Millionaire Matchmaker, A Shot at Love и др.

В 1979 году Кристофер Лэч писал в своей «Культуре Нарциссизма»:

«Медиа питают нарциссические мечты о славе, воодушевляя простых людей идентифицировать себя со звёздами и ненавидеть „стадо“, тем самым делая банальность повседневного существования всё более невыносимой».

Самоактуализация миллениалов — это скорее продолжение определённой культурно-исторической тенденции, нежели революция на фоне былых поколений. Они не являются новым видом, но лишь мутантами.

Их надменная дерзость — это не столько защитная реакция, сколько технология адаптации к среде обитания — миру изобилия.

«На протяжении всей истории большинству людей была уготована скромная роль фермеров. Эта роль едва ли способна реализовать индивида в полной мере», — говорит Джефри Арнетт, профессор психологии из Университета Кларка.

Те, кто не хочет взрослеть, откладывают принятие серьезных жизненных решений, поскольку выбирают из огромного ассортимента карьерных опций, многих из которых ещё не существовало десятилетие назад. Что за идиот будет карабкаться по карьерной лестнице в компании, если ещё до 26 лет ему предстоит сменить около 7 работ?

Благодаря онлайн-свиданиям, социальным сетям и возможности поддерживать интернациональные связи, людям больше не нужно вступать в брак с одноклассниками или даже гражданами одной с ними страны. Увеличение средней продолжительности жизни и развитие технологий позволяют женщинам забеременеть и в 40 — большие решения можно отложить. Средний возраст вступления в брак для американки вырос с 20.6 в 1967-м году до 26.9 в 2011-м.

В принципе, то, что считается типичным поведением этих людей — это то, как богатенькие детки вели себя всегда. Изменилось вот что: подобно Прометею, Интернет демократизировал общество, открыв молодёжи информацию и возможности, некогда доступные только обеспеченным.

Поскольку молодежь не уважает власть, она ею и не возмущена. Именно поэтому они являются первыми небунтующими подростками.

«MTV всегда было территорией, свободной от родителей, — говорит президент MTV Стивен Фридман, который сегодня включает родителей едва ли не в каждое своё шоу. — Одно из наших исследований показало, что современная молодежь делегирует свое суперэго родителям. Даже когда речь идёт о самом простом решении — наша аудитория обращается за советом к маме и папе».

В 2012-м году реклама браузера Google Chrome показывала студентку, обсуждающую все мелочи своей жизни с отцом. «„Родители не поймут“ — это устаревшее клише. Родители большинства моих друзей активны в социальных сетях, они шэрят и лайкают с ними всякие штуки», — говорит Джессика Бриллхарт, режиссер Google’s Creative Lab, автор упомянутого рекламного ролика.

«И правда — трудно ненавидеть родителей, когда они тоже слушают рэп»

«Представьте, если бы у бэби-бумеров был YouTube, какими нарциссами они бы казались? — говорит Скотт Хесс, вице-президент SparkSMG, чьи маркетинговые исследования воодушевляют корпорации работать с молодежью. — Представьте, сколько чертовых инстаграмов людей, валяющихся в грязи на Вудстоке, мы бы увидели! Мне кажется, в большинстве случаев, старшие обвиняют миллениалов за технологии, которым случилось появиться именно сейчас».

Компании, тем временем, начинают подстраиваться не только к привычкам молодых людей, но и к их ожиданиям в отношении рабочей атмосферы.

Четверть из 2200 сотрудников DreamWorks — младше 30. Дэн Сатервайт, вот уже 23 года ответственный за департамент межличностных отношений в DreamWorks, говорит, что пирамида Маслоу велит компании не только платить деньги своим сотрудникам, но и обеспечивать им само-актуализацию.

В течение рабочих часов у сотрудника DreamWorks есть возможность посетить мастер-класс по фотографии, скульптуре, живописи, кинематографии и карате. После того, как один из сотрудников настойчиво объяснил, что карате — это не то же самое, что джиу-джитсу, компания добавила и класс по джиу-джитсу.

Поколение Y использует свои коммуникационные преимущества, чтобы выбить для себя лучшие условия и в работе с традиционными институциями. Гарри Стителер, 15 лет рекрутирующий новобранцев в армию США, искренне восторгается ими:

«Новое поколение понимает всё ещё до того, как ты открыл рот. Они на три-четыре шага впереди. Они приходят и говорят: я хочу сделать это, а потом я сделаю это, но хочу затем сделать и это».

Психологи сходятся в одном: миллениалы милы. «Меня удивляет весь этот позитив. Интернет всегда был на 50% позитивный, на 50% негативный. Но сегодня соотношение 90 к 10 в пользу позитива», — говорит Шейн Смит, гендиректор VICE, который переформатировал свою компанию для поколения Х в новую, когда начал публиковать онлайн-видео для аудитории помоложе.

Они склонны принимать различия, причём не только касательно геев, женщин или меньшинств, но в отношении всех. «Больше нет всех этих мы „против них“. Может быть, поэтому современное поколение и не бунтует.» — говорит 17-летняя Тави Джевинсон, управляющая фэшн-журналом Rookie в свободное от школы время.

Том Брокоу, автор понятия «Величайшее из поколений», считает, что жизненная осторожность этих людей — это разумный ответ на их мир. «Они бросают вызов привычному и ищут новые пути решения вопросов. Это и рождает вот этого пошатывающегося индивида, который пишет эппы и создаёт новую экономику».

Миллениалы настойчивы и оптимистичны. Прагматичные идеалисты, они пользуются системой; скорее мыслители, нежели мечтатели, лайфхакеры. У них нет лидеров, и именно поэтому у площади Тахрир и Occupy Wall Street было ещё меньше шансов на успех, чем у любых предшествовавших им революций.

В большинстве своем они нуждаются в постоянном одобрении и публикуют свои фото из примерочных в магазине. Они жутко боятся что-нибудь упустить и создают для всего акроним. Они одержимы знаменитостями, но не идеализируют их.

Они не ходят в церковь, потому что не хотят идентифицироваться с большими институциями. Треть людей в возрасте до 30 — самый высокий процент в истории — не являются религиозными.

Новый опыт важнее для них, чем материальные вещи. Они спокойны, сдержаны и не очень-то пассионарны. Они информированы, но неактивны. Они за бизнес. Они любят свои телефоны, но ненавидят по ним разговаривать.

Они не только самое большое поколение, которое когда-либо было известно человечеству, но и, вероятно, последняя большая социальная группа, по поводу которой можно делать обобщения. Уже сегодня внутри молодежи зарождаются автономные микро-поколения.

Они настолько уверенно держатся перед камерами, что у современного младенца в США больше портретов, чем у французского короля 17-го века.

Да, у меня есть данные о том, что миллениалы ленивы и нарциссичны. Однако величие поколения определяется не данными; но тем, как это поколение справляется с вызовами, обрушивающимися на него.

Источник: http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/pokolenie-yayaya-545955/
Будет ли это важно через год?
Между лесом и морем

Изображение
Аватара пользователя
SeaSoul
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 37889
Зарегистрирован: Вс май 25, 2008 8:21 am
Откуда: Тамбов
Медали: 10
Пол: Женский
Соционический тип: Штирлиц
Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ)

Книжный шкаф

Сообщение SeaSoul » Вс окт 06, 2013 9:30 pm

еще одна книга, которую я рекомендую к прочтению в случае интереса к культуре Китая. сама прочитала по наводке Ани (Copine), за что ей отдельное спасибо :)

Изображение

Сегодня КНР - это не только туристический рай, но и самая динамично развивающаяся страна на планете. Многие российские предприниматели с надеждой глядят на Восток, но грамотно организовать сотрудничество удается далеко не всем. Откроем главный секрет: бизнес делают не корпорации, бизнес делают люди. И чтобы работать на равных с китайским партнером, надо в первую очередь разглядеть в нем человека, ведь самые важные деловые решения зачастую принимаются не в тиши кабинетов, а за столиком ресторана, в караоке-баре, а то и, страшно сказать, в бане.

О том, как стать для бизнесменов Поднебесной настоящим другом - или, по-китайски, сюнди, - рассказывает автор этой книги Владимир Марченко, успешный предприниматель, долгое время работающий в Шанхае и известный в сетевых сообществах под ником Aqua Mar.
Будет ли это важно через год?
Между лесом и морем

Изображение
Аватара пользователя
SeaSoul
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 37889
Зарегистрирован: Вс май 25, 2008 8:21 am
Откуда: Тамбов
Медали: 10
Пол: Женский
Соционический тип: Штирлиц
Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ)

Книжный шкаф

Сообщение SeaSoul » Пн окт 14, 2013 2:57 pm

классный ЖЖ на животрепещущие темы: http://olga-podolska.livejournal.com/

пара постов из него:

Противоядие от злой любви

Понятно, отчего любовь зла; но что теперь с этим делать? Единственно корректный ответ на этот вопрос - идти на личную терапию. Но я не большой любитель банальных ответов: для отважных героев, сильных духом и полных решимости вытаскивать себя самостоятельно за волосы, как Мюнхгаузен из болота, я всё-таки расскажу, "чего теперь с этим делать". Был такой исследователь социальных взаимодействий Стефан Карпман, он всё до нас придумал, расписал по пунктам, и даже схему нарисовал, как быть.

Господа, пройдёмте!

Треугольник Карпмана

В географии есть "бермудский треугольник": кто туда попал - тех не найти... Психология не смогла обойтись без аналогичного, и поэтому в ней есть треугольник Карпмана. Стефан Карпман обнаружил, что большинство несчастливых взаимодействий, в том числе та самая любовь, которая зла, развиваются по одной и той же схеме. Проблема заключается в том, что действующие лица в треугольнике не берут на себя ответственность за себя и своё собственное состояние, в результате чего эта самая ответственность, как горячая картошка, перебрасывается по всему треугольнику. Участники меняют роли, взаимодействие всё больше запутывается, становится всё более болезненным, и в пределе приводит к трагедии.

Жертва
Жертва всегда оказывается отданной на милость других: любви, которая зла; мужа, который не такой, как надо... Вероятнее всего, в детстве у такого человека не было выбора, но теперь эта роль так хорошо ему знакома, что превращается в единственно возможную. Именно в этом заключается явление выученной беспомощности. Но во взрослом возрасте у такого поведения есть и бонус в виде права не брать на себя ответственности за собственную бездеятельность и, даже шире - вообще за свою жизнь. Кроме того, наличие Спасателя подтверждает особую человеческую ценность Жертвы и правоту устремлений: вот же она, так мучается, вся в белом... как ей не помочь?
Но вот если её спасают как-нибудь не так, то может начаться следующий акт марлезонского балета, когда Жертва превращается... превращается... и получается -

Преследователь
Преследователь ищет и находит недостатки, но не молчит, о нет! Его роль - указать на недостатки и сообщить "как надо", уж он-то лучше знает! В том числе, как надо спасать Жертву, а как же. Такой человек снова и снова начинает борьбу с темными силами, проигранную в детстве, надеясь выиграть ее в зрелом возрасте. (Разумеется, часто проигрывает и в зрелом - и тогда возвращается в позицию Жертвы.) Сердясь и критикуя, Преследователь стремится отомстить за свое прошлое в настоящем. Ему нужно наказывать, получать извинения, возмещение за нанесенный ущерб: это подчеркивает его собственное чувство собственной важности. Если взять ответственность за свою жизнь на себя, и просто отойти и не позволить наносить себе ущерб - то как узнать о своей социальной востребованности? Не так уж важно, что самому живётся плохо, если перед тобой оправдываются и извиняются!
Кстати же, если извинения будут признаны годными, то Преследователь тоже превращается, в этом случае из него может получиться -

Спасатель
Спасатель, на первый взгляд, заботится о своем партнере. С разной степенью мягкости он руководит партнером и контролирует его: тот же такой неприспособленный! Ах! Помня свое мучительное и нестабильное детство, такие люди принимают эту роль для того, чтобы обезопасить себя и до некоторой степени сохранить самоуважение и уважение к себе окружающих, быть хорошими для других в надежде, что другие будут с ними милы. Получается как у Чебурашки: "Гена! Я должен тебе помочь! Давай я понесу чемодан, а ты понесешь меня?" Спасателем можно стать, не только влюбившись в козла: такие люди необычайно заботливы с родными, с подругами, даже с коллегами по работе. Это про них сказано, чужую беду руками разведу, а своей ладу не дам. Такой человек раз за разом заботится о ком-то и спасает кого-то, вместо того, чтобы заняться собой и своей жизнью.
Но, увы, наступает момент, когда либо спасаемый вырывается из цепких лапок Спасателя, либо спасается не с той степенью энтузиазма, и тогда Спасатель превращается... превращается... да хоть в Жертву, хоть в Преследователя, по вкусу.

Это музыка будет вечной, и можно даже не менять батарейки.

Единственный выход из треугольника Карпмана - повторяю, единственный! - не вовлекаться в явно невротическое взаимодействие. Как только вы отследили у себя начало смены ролей - всё, пора тушить фонари и рвать когти. То есть, как только вы начали испытывать обиду либо раздражение, пора самому заняться собственной жизнью, а вызвавшее эти эмоции взаимодействие прекратить: "Всем спасибо, все свободны!". Не спасать самому, не ожидать больше спасения, и не объяснять, как спасать/спасаться было бы правильно. Пусть они там как хотят, так и колбасятся, просто отойти в сторону - и всё. Заняться собой и своей жизнью.

Честно говоря, для человека, у которого атмосфера родного дома изначально была сильно повреждена, вероятность самостоятельно проделать нечто подобное приравнивается к вытаскиванию себя за волосы из болота, с моей точки зрения.
Но я, понятное дело, сталкиваюсь в основном с теми, у кого не получилось.

У вас когда-нибудь такое получалось?
В каких ситуациях это было?
Что вам в этом помогло?

http://olga-podolska.livejournal.com/156801.html


Как не стать жертвой?

Пришел Иван-дурак к Бабе Яге, а она ему и говорит:
- Ой, больно уж ты худой, надо тебя откормить!
Стала его кормить, а как поправился, решила его съесть:
- Садись на лопату, полезай в печь!
Иван-дурак сел, а сам руки-ноги расшарашил. Она ему:
- Встань, Иван-дурак, с лопаты-то, я тебя поучу! Вот так сядь!
Села Баба Яга на лопату, ручки сложила, а Иван-дурак бросил ее в печку да заслонкой и припер.


Треугольник Карпмана появляется там, где нет прямого запроса, зато есть смешанная мотивация: чувствуем одно, говорим другое, имеем в виду третье, делаем вообще четвертое. Роли не осознаются, и поэтому меняются сами по себе. По итогу Баба Яга оказалась Жертвой; но как же она в эту роль попала?

Да как все мы попадаем, тоже ведь она женщина несчастная! Она зашла через роль Спасателя: видит, что худенький Иванушка, надо ему подкормиться... и, не спрашивая, нужна ли ему вообще её помощь, и чем он готов за эту помощь платить - она начинает его кормить. Она-то лучше знает, что ему нужно! А в результате её роль меняется на Преследователя. Был бы Иванушка нормальным - учел бы, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, мог бы ответить: "Спасибо, я в состоянии сам о себе позаботиться". Но он "дурак": изображает из себя Жертву. И начинается состязание манипуляторов! Пошла движуха.

Баба Яга резонно ожидает, что если она кого покормила - то и её в ответ покормят. Ответная любезность, это честно с её точки зрения, а интересоваться чужими желаниями она не приучена. Но Иванушка не зря дурак: он пользуется всеми выгодами роли Жертвы, и выходить из этой роли не собирается, пока она ему выгодна. Опять демонстрирует полнейшую неприспособленность, даже сесть на лопату не умеет! Тут бы по-хорошему Бабе Яге всё же поинтересоваться, а точно ли он такое чмо неприспособленное хочет ли он, чтоб его научили? Прояснить взаимные желания. Тогда бы Иванушка мог ответить "нет", и потери старушки ограничились бы скормленными талантливому манипулятору продуктами. Но не по чину настоящей ведьме чужими желаниями интересоваться! - и она опять входит в роль Спасателя, и пытается научить неблагодарного. Тут он превращается в Преследователя, и вот он, финал.

В общем, быстро сказка сказывается, долго дело делается, однако ж сколько треугольнику Карпмана ни виться, а трагичный конец приходит. И в реальной жизни, если игрокам не удается вовремя списать убытки, и из треугольника вывалиться, дело нередко кончается смертью одного из героев.

Техника Безопасности для Спасателей

Если вы хотите кому-то помочь, - вначале всё-таки спросите: нужна ли помощь и какая именно?
Узнав, какая именно помощь нужна, прикиньте, готовы ли вы её оказывать безвозмездно, то есть даром?
Если помощь такого вида вы оказывать безвозмездно не готовы - у вас есть два пути:
а) поставить условия: например, попросить для себя что-то взамен, что окупит для вас ваши вложения ресурсов;
б) сказать, что вы не можете помочь именно этим, но можете предложить что-то другое, что вам не жалко.
И да, разумеется, вы должны быть готовы к тому, что ваша помощь может не понадобиться. Это нормально.

Собственно, это самое сложное обычно и бывает - спокойно принять отказ от помощи.
Допустить, что окружающие - самостоятельны, и сами отвечают за свою жизнь.
Удавалось ли вам это когда-нибудь? Что вы при этом чувствовали?

http://olga-podolska.livejournal.com/157687.html
Будет ли это важно через год?
Между лесом и морем

Изображение
Аватара пользователя
SeaSoul
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 37889
Зарегистрирован: Вс май 25, 2008 8:21 am
Откуда: Тамбов
Медали: 10
Пол: Женский
Соционический тип: Штирлиц
Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ)

Книжный шкаф

Сообщение SeaSoul » Вт окт 22, 2013 4:02 pm

сегодняшняя ссылка очень в тему вчерашнего теракта

Правила первой психологической помощи

В Москве опять происшествие в метро, поэтому опять размещаю здесь свою статью о психологической помощи. Как оказать помощь себе и близким в экстремальных ситуациях - это то, что нужно знать всем! К сожалению, люди очень часто действуют вопреки элементарным правилам. Поэтому прошу вас поделиться этой информацией с другими. Это то, что нужно знать.

В месте катастрофы:

1. По возможности сохраняя спокойствие, необходимо покинуть место источника травмы, помогая в этом также и другим пострадавшим


Важно:
неспециалистам не следует пытаться оказывать первую помощь другим на месте катастрофы. Убедиться в том, что опасности больше нет, они технически не могут - а в случае, когда она есть, задержка приведет к тому, что спасать придется ещё и всех, кто задержался для оказания помощи. Тут знаете как? - как в самолёте предупреждают: в случае разгерметизации кабины вначале наденьте кислородную маску на себя, и только потом - на ребенка. Если ближе к катастрофам земным - то вначале удалите из места катастрофы себя вместе со всеми, кого можете прихватить без потери скорости удаления.

2. Выйдя из зоны непосредственой опасности, нужно оказать первую помощь прежде всего себе, потом близким

Важно:
первое, что требуется - оценить обстановку. При наличии физических повреждений прежде всего необходимо оказать доврачебную помощь. В случае серьезных повреждений - вызвать скорую, наложить повязки, и т.п. В общем, обеспечить всю ту помощь, которая требуется помимо психологической, для того, чтобы пострадавшие вернулись в безопасный мир - домой, на работу и т.п.

2а. Если близкий вам человек находится в ступоре (остановившийся взгляд, неподвижность и т.п.) - не отпускайте его одного. Обнимите и поезжайте домой вместе с ним, рассказывая о своих планах словами: "Сейчас сядем в такси, поедем домой, я всё время буду с тобой" и т.д.

2б. Если в ступоре находится незнакомец - вы можете ему помочь, просто подойдя поближе, взяв за руку, начав разговаривать: "Кто вы? Могу ли я чем-то вам помочь?" Можно похлопывать человека по плечу, побуждать разговаривать, оставаться ряждом. Если началась дрожь - это нормально, слёз бояться тоже не следует: выражение эмоционального аффекта это гораздо лучше, чем ступор.

Дома:

1. Острый эмоциональный шок, в норме - от 3 до 5 часов с момента происшествия

Это время невероятного психического напряжения. Мобилизуются все психические резервы личности, и человеку необходимо что-то делать, по возможности - целесообразное: выбираться из места катастрофы, обследоваться у врача, сообщать на работу о случившемся, успокаивать родственников, и т.п.

В это время следует позаботиться о следующем этапе, обеспечить себе будущую возможность отдыха, отреагирования и востановления сил. Пытаться насильно "загонять" человека отдыхать на этом этапе не нужно: какой уж тут отдых, когда тело дрожит, как провод под напряжением, сердце выпрыгивает из груди и голова кружится от волнения. Поднявшуюся энергию лучше сливать в деятельность, психологическая помощь будет в том, чтобы подсказать ему направление этой деятельности.

2. Психофизиологическая демобилизация, от 1 до 3 суток с момента происшествия

Это время тоски и растерянности. Накатывает ощущение собственного бессилия и паника, возникает вопрос "За что мне это? Почему именно я?", возможна тошнота и рвота, снижение аппетита, тяжесть в голове и забывание элементарных вещей. Хочется забиться в норку и там сидеть, не высовываясь.

Наилучшей помощью на этом этапе будет - обеспечить человеку покой. Взять на себя все бытовые задачи, организовать ему возможность отдыха, быть рядом, но не требовать от него какого-либо взаимодействия. По-прежнему желателен тактильный контакт - держать за руку, чаще и дольше обнимать, можно без всяких слов. Если пострадавший - ребенок, то необходимо быть готовым к некоторому регрессу: те умения, которые у него уже были достаточно усвоены, могут куда-то пропасть, чаще и больше ребенок будет проситься на ручки, и желательно обеспечить ему эту возможность.

3. Стадия разрешения, от 3 до 12 суток с момента происшествия

Обычно на этой стадии человеку кажется, что он вернулся в норму: он возвращается к работе, активной деятельности и т.п. Однако в этот период ещё сохраняется сниженный эмоциональный фон, повышенная утомляемость, ограничение контактов с окружающими, снижение эмоцинальной окраски речи и замедленость движений. Часто появляются кошмарные сновидения, в которых пострадавший заново переживает весь ужас происшедшего. К концу этого периода появляется желание выговориться, направленное обычно на тех близких, которые не были свидетелями катастрофы.

На этой стадии с пострадавшим нужно разговаривать о том, что произошло, как произошло, и какие чувства он испытал, когда это происходило. Можно выслушать историю несколько раз, желательно обнимать, гладить по голове и выражать своё сочувствие другими тактильными способами, побуждать к эмоциональным реакциям, а не успокаивать. Злиться, плакать и рыдать в этой ситуации - нормально: подобное отреагирование является естественным биологическим механизмом совладания с психотравмирующей ситуацией. Не нужно говорить "Не плачь, успокойся!" - лучше что-нибудь типа "Да, я представляю, как тебе было тяжело, и твои слёзы вполне оправданны".

4. Стадия восстановления, начинается приблизительно с 12-го дня после происшествия

Человек действительно возвращается в норму по объективным наблюдениям. Возвращается эмоциональная окраска речи и мимических реакций, сновидения перестают быть кошмарными, возвращается способность радоваться и шутить, активизируется межличностное общение, состояние тела стабилизируется: прекращаются непривычные головные боли, возвращается полноценный аппетит, отсутствует тошнота, уменьшается усталость и другие астенические проявления.

К сожалению, если восстановление по каким-то причинам произошло не полностью, то именно в этот момент начинают проявляться психосоматические расстройства, связанные с желудочно-кишечным трактом, сердцем и т.д., и невротические реации - фобии, навязчивые действия, депрессия и т.п. Поэтому в течение месяца после катастрофы необходимо особенно внимательно следить за самочувствием, и если в течение месяца состояние пострадавшего не пришло в норму - обращаться к специалистам.

Источник: http://olga-podolska.livejournal.com/177842.html#cutid1
Будет ли это важно через год?
Между лесом и морем

Изображение
Аватара пользователя
SeaSoul
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 37889
Зарегистрирован: Вс май 25, 2008 8:21 am
Откуда: Тамбов
Медали: 10
Пол: Женский
Соционический тип: Штирлиц
Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ)

Книжный шкаф

Сообщение Selika » Чт ноя 14, 2013 12:16 pm

«Экзистенциальный кризис» — типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению — исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм». И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее — все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia — «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда — его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации — такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета — «быть или не быть?» — были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса — личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом — не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» — «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать — нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы — ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, — серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И все–таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из–за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Отсюда
Дело всей жизни - это не дело, а жизнь.
Аватара пользователя
Selika
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 13343
Зарегистрирован: Пн апр 28, 2008 6:25 pm
Медали: 7
Соционический тип: Джек Лондон

Книжный шкаф

Сообщение SeaSoul » Пн сен 19, 2016 10:37 pm

сделаю закладку

1. Евгений Чеширко, «Дневник домового»
2. Наринэ Абгарян, «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман»
3. Сью Таунсенд, «Тайный дневник Адриана Моула»
4. Слава Сэ, «Сантехник, его кот, жена и другие подробности»
5. Алекс Экслер, «Записки невесты программиста»
6. Иоанна Хмелевская, «Лесь»
7. Наринэ Абгарян, «Понаехавшая»
8. Алекс Экслер, «Записки кота Шашлыка»
9. Максим Малявин, «Записки психиатра, или Всем галоперидолу за счет заведения»
10. Пелам Гренвилл Вудхаус, «Этот неподражаемый Дживс»
11. Денис Цепов, «Держите ножки крестиком, или Русские байки английского акушера»
12. Маша Трауб, «Дневник мамы первоклассника»
13. Михаил Веллер, «Легенды Невского проспекта»
14. Хелен Филдинг, «Дневник Бриджит Джонс»
15. Джон Кольер, «На полпути в ад»
Будет ли это важно через год?
Между лесом и морем

Изображение
Аватара пользователя
SeaSoul
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 37889
Зарегистрирован: Вс май 25, 2008 8:21 am
Откуда: Тамбов
Медали: 10
Пол: Женский
Соционический тип: Штирлиц
Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ)

Книжный шкаф

Сообщение SeaSoul » Ср мар 14, 2018 8:20 pm

познавательная лекция о кофе от специалиста-токсиколога. спасибо Вадиму за наводку! :)

Будет ли это важно через год?
Между лесом и морем

Изображение
Аватара пользователя
SeaSoul
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 37889
Зарегистрирован: Вс май 25, 2008 8:21 am
Откуда: Тамбов
Медали: 10
Пол: Женский
Соционический тип: Штирлиц
Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ)

Книжный шкаф

Сообщение Варшава » Ср мар 14, 2018 8:23 pm

Вот Кольера не читала, пойду гляну.
...потому что в прошлый раз из твоего списка я не читала... тадааам!- Маргарет Этвуд! :)
за которую огромное спасибо!
Forever young
Варшава
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 13268
Зарегистрирован: Ср сен 30, 2009 1:52 pm
Медали: 1
Пол: Женский

Книжный шкаф

Сообщение SeaSoul » Ср мар 14, 2018 9:01 pm

Варшава, Этвуд огонь! а вот из списка я сама ничего не читала :D как-то он тут тихонько завис
Будет ли это важно через год?
Между лесом и морем

Изображение
Аватара пользователя
SeaSoul
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 37889
Зарегистрирован: Вс май 25, 2008 8:21 am
Откуда: Тамбов
Медали: 10
Пол: Женский
Соционический тип: Штирлиц
Тип по психе-йоге: Эйнштейн (ЛВЭФ)

Пред.След.

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Между лесом и морем

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, Neo, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]

cron