http://www.youtube.com/watch?v=dOtuxcShG04П.И. Чайковский. "Осенняя песня". С детства, с рождения, можно сказать, люблю... И исполнение неплохое здесь, неторопливое.
Кстати, у меня есть эссе на тему Пушкина и Чайковского.
«ПОРОЙ ОПЯТЬ ГАРМОНИЕЙ УПЬЮСЬ...»
Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный,
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.
Б. ПастернакФортепианный цикл «Времена года» П.И.Чайковского – произведение программное. Двенадцати месяцам года соответствуют 12 пьес. У каждой название и эпиграф в стихах, указывающие на то, что музыка навеяна рус¬ской природой, русским национальным характером.
Какая пьеса из «Времён года» нравится больше всего? Элегичес¬кий свет «У камелька»? «Гармошечные» аккорды «Масленицы»? Мартовская «Песня жаворонка»? Простенький мотивчик апрельского «Подснежника»? Вол¬ны «Белых ночей»? Музыкальные темы песни любви – «Баркаролы», напомина¬ющие о моей любимой Татьяне?..
Нет, пожалуй, всё-таки «Осенняя песня». «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят...» Эпиграф из стихотворения А.К.Толстого и музыка Чайковского вызывают в воображении картины осенней природы: листопад, шуршание листвы под нога¬ми, огромные стволы старых лип и дубов в аллее; а где-то вдалеке, в про¬свете между двумя рядами деревьев – серое северное осеннее небо. Много¬численные повторы и вариации музыкальных фраз создают впечатление то кружения кленовых листьев по ветру, то шума осеннего мелкого дождичка за окном...
«Октябрь уж наступил...» Как-то уж так получается, что осень ассоциируется у нас с поэзией А.С.Пушкина. «Роняет лес багряный свой убор...» («19 октября» 1825 г.). И снова – октябрь. И снова – Пушкин. И снова – «Осенняя песня». Слушаю игру пианиста, или оркестровое переложение, или эту же мелодию в исполнении народных инструментов (дрожащие звуки домр – как струи дождя, словно дрожание веток на ветру). И чаще всего вижу мысленным взором не что иное, как парк в пушкинском Михайловском, «приют отшель¬ника», как сказал о нём К.Паустовский. Осенью 1835 г. А.С.Пушкин побы¬вал в деревне. Свои впечатления он выразил в стихотворении «…Вновь я посетил...» Мне кажется, что оно по настроению созвучно мелодии «Осен¬ней песни».
Философские рассуждения поэта о ходе времени сво¬им элегическим тоном соответствуют первым фразам пьесы. В них звуки сплетаются, пере¬плетаются, отражаются один в другом. Фразы вторят друг другу, видоизменя¬ясь. Широко, свободно разливается мелодия, вызывая в моём представлении рощи, холм лесистый, озеро, волнуемое осенним ветром. Арпеджио (исполне¬ние звуков аккорда вразбивку), заканчивающее эту часть «Осенней песни», звучит будто всплеск волны, словно вздох поэта об «иных берегах, иных волнах». Затем два музыкальных фрагмента почти повторяют один другой, будто пейзаж («нивы златые, пажити зелёные», деревни на берегу, мельница) и – тише – его отражение. Мелодия идёт вверх, подобно тому как «в гору подымается дорога, изрытая дождями»... В последней части «Осенней песни» та же мелодия, что и в начале. Описывая три сосны, Пушкин подчёркивает: «они всё те же». Однако на самом деле всё меняется: финальные фразы музыкального произведения находят своё новое, меланхолическое завершение. Светлой грустью окрашено и размышление Пушкина о соснах и о прошлом («некогда всё было пусто, го¬ло»), о настоящем («старый холостяк», «зелёная семья»), и о будущем («Здравствуй, племя младое, незнакомое!»). Могучий поздний возраст «младой поросли» сосенок – это время внуков поэта. Осенняя, увядающая природа склоняет к размышлениям о смене поколений. Мелодия Чайковского постепен¬но замирает. Но мы знаем, что за тремя пиано последних звуков «Осенней песни» последует задорная мелодия «На тройке», кружение снежинок в валь¬се «Святки», а там – опять январь. Как у Бориса Пастернака: «Смотришь, там и Новый год...» И можно слушать «Времена года» пьесу за пьесой, ме¬сяц за месяцем, подчиняясь неумолимому ходу времени. Слушая пьесы Чайковского, я всякий раз ощущаю слитность русской музыки, поэзии и природы.