Заранее прошу прощение за тень на плетне из-за доморощенных терминов...
Что бы не считали по этому поводу отдельные личности, но появление языка в существующей вербальной форме не чудотворный акт, а результат естественной эволюции средств доступных нам изначально. Это легко заметить если попробовать использовать слова без смысла: "Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка". Из-за отсутствия смысла в словах, фраза в белый шум не превратилась. Можно конечно указать на то что след смысла считывается с правил (суффиксы и окончания), но...
14 126 14
132 17 43…
16 42 511
704 83
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02
Как видим у числительных их нет, но смысл по прежнему считывается. Таким образом откинув вербальную часть, мы получили доступ к языку ему предшествовавшему - эмоциональному. В этом языке отсутствовали согласные, что однако не мешало передавать друг другу не только чувства и эмоции, это умение мы получаем генетически, но и более сложные конструкции, включая и абстрактные понятия. В самом деле, для координации целой группы людей с различными функциями, врожденных способностей недостаточно. Постепенно складывается кодифицированная система, т.е. абстрактный язык, знание которого передается уже не генетически, а изустно. Для лучшего усвоения обучение приняло форму ритуализированного действа, в котором к звуковой системе добавились зрительные образы. По мере развития языка, он приобретал дополнительные расширения - тональность, акцентуация, ритм с примесью мимики. В конечном виде обучение этому зыку, говоря современными понятиями, представляло из себя танцевальную программу под аккомпанемент хорала. Эволюция на месте не стоит, язык и дальше развивался, теперь уже за счет согласных. Но...природа ничего не выбрасывает. Все что было найдено, используется в прежнем виде и базовый функционал языка оп прежнему вытанцовывается и поется, только акцент уроков смещается со смысловой на творческую. В итоге, в рафинированном виде, мы получаем рудименты эмоционального языка в виде эмоционального контекста вербального языка и музыку. Являясь наследницей полноценного языка, музыка сохраняет основные компоненты:
- иррациональное формирование базовых форм за счет прямых наблюдений;
- аналитическое построение структуры отношений базовых форм;
- унификация базовых форм, т.е. создание простейших абстракций 1-ого уровня;
- композиция новых форм, уже в виде абстракций 2-ого уровня.
По мимо этого, за счет того что эмоциональная база музыки и уже вербального языка общая, базовые формы музыки вызывают отклик в вербальной среде. Подобный симбиоз позволяет передавать музыкальными средствами уже чисты абстракции, т.е. не имеющие в основе чувственного образа.
(Я надеюсь мне удалось в кратце показать мое понимание логики в музыке
).
На счет гармонии. В мире, каждый его элемент, лишь теоретически обладает всей полнотой состояний. В реальности такими могут быть лишь преоны (пока физики не найдут что-то еще более простое), все же остальные элементы, по мере усложнения, утрачивают часть возможных состояний. В итоге на нужном нам уровне сложности мы имеем закономерности построения структур. В музыке это выливается в допустимые и недопустимые звукосочетания, как параллельные (аккорды) , так и последовательные (мелодии). Допустимые звукосочетания я и называю гармониями. Их количество хоть и велико, но все же конечно и разбивается на группы, примерно как в китайском иероглифы, на примитивные (блатные аккорды и мелодии), общеупотребительные (популярная музыка), утонченные (классическая музыка) , изощренные (авангард) и т.д. В упрощенном виде задача композитора сводится к формированию контекста произведения и подбору гармоний для более точной передачи контекста. Почти точно также работает и писатель - формирование контекста произведения и подбор гармоний слов и предложений для передачи контекста. Особняком стоят импровизации, т.к. для них нет заданного контекста. "Зачинщик", начиная играть интуитивно подобранную/создаваемую гармонию, формирует дерево возможных продолжений, только часть которых имеет форму законченного произведения. Ассистирующие музыканты должны понять логику первоначального контекста и выбрать/создать продолжение из оптимального варианта. Без анализа, т.е. логики, оставаться в заданных рамках практически невозможно.
На вебинаре о интуитивной музыки мы обсуждали медитативный аспект интуитивной музыки. Композиторы, первыми указавшие на такое свойство музыки как интуитивность, опирались на принцип случайности в написании музыке.
Музыка как форма самовыражения, т.е. когда контекст представляет собой слепок психо-эмоционального состояния, действительно преимущественно иррациональная. Ведь у нас нет на сегодня развитых аналитических инструментов для вербализации нашей ментальности. Поэтому и приходится двигаться на ощупь подбирая/создавая эквиваленты. Но по мере приобретения опыта, творческая составляющая убывает - я еще не встречал людей, у которых внутреннее состояние уникально каждый момент времени. Подобное доступно только абсолютному хаосу.
PS Пока писал и подбирал более употребительные термины, наткнулся на любопытную книгу. Просмотрел наискосок, не со всем согласен, но думается может быть полезной.
Морис Бонфельд - Музыка: Язык. Речь. Мышление.