ParfПочитал по поводу различия ЧИ и БИ.
Я лично понимаю не так.
Чтобы было понятнее, скажу, как я понимаю аспект ЧИ (хотя это будет забегание вперёд). Этот аспект описывает:
- идею;
- неявную, "внутреннюю" сущность объекта;
- потенциальную возможность, способность, умение;
- ассоциативную связь (не онтологическую, а гносеологическую) между объектами.Да, в принципе почти все правильно (хотя "идея" как таковая может быть и совершенно бетанская по духу).
В моем видении (и оно, имхо, ближе к "мозговому" описанию, а не метафизическому) ЧИ -- это
статичная функция, реализующая скачущий ассоциативный процесс, эдакое веерное переключение между образами, которые никак не следуют друг из друга сюжетно, а схожи преимущественно внешне, по форме. В результате этого получаем видение большего числа разных паттернов (благодаря ассоциативному процессу), а отсюда -- более широкое видение картины, отсюда -- лучшее понимание "сути" отдельного мазка. Эта цепочка мной выстроена и мне кажется правдоподобной, что же я достоверно понял и знаю в семантике ЧИ, это ассоциативность +, зачастую, "понимание сути" и их связь, которую я и описал.
С этим же -- более богатым ассоциативным воображением, видением широкой картины, связано любопытство, открытость миру и пр.
В этом содержание, а не в несвязанном наборе свойств -- тут какие-то возможности, тут какая-то суть, тут еще что-то.Ассоциативный процесс, зачастую с пониманием при этом сути (иногда -- без, и суть при этом может быть понята также и с позиции других функций, просто если говорить о функции, которая ближе к этому независимо от предметной области, то да, это ЧИ, но вообще зависит от предметной области).
Вот примерно так. У Вас же тут и БЛ ("идея", если речь идет не о генерации ее посредством веерного ассоциативного процесса, а о концепте как таковом, может быть без какой-либо ЧИ вообще, в каком-то смысле такое понятие может быть ближе к БЛ (а уж с ЧИ (Альфа) или ЧС (Бета) оно сочетается -- отдельный вопрос)) намешана, и какие-то многозначные вещи вроде умения и пр. Имхо, может я и не прав.
В философии аспект ЧИ близок к платоновскому понятию "эйдоса" (к сожалению, в современной психологии слово "эйдетический" имеет совершенно другой смысл) или аристотелевской "субстанциальной формы".Респект за эрудированность, я лично не ознакамливался еще с философией греческой практически. Хотя чисто интуитивно мне кажется, что философия и метафизика тут немного параллельны, даже если бывают случайные совпадения.
На первый взгляд, ЧИ может описывать сходство между различными объектами. Но ЧИ не сравнивает объекты, а лишь отталкивается от одного объекта, чтобы характеризовать другой. Просто эта характеристика неявная, её невозможно выразить словами, поэтому для неё используются ассоциации с другими объектам. Например: "Однобокий специалист подобен флюсу" (Козьма Прутков, он же А.К. Толстой, тип ИЭЭ). Однобокий специалист не сравнивается с флюсом - в нём лишь выявляется некое трудно формулируемое свойство, которое также есть у флюса.Это и есть ассоциативный процесс, что тут еще сказать.
Поэтому в данном случае вертность аспекта проявляется в том, индивидуальная это идея (ЧИ) или сравнение различных идей (БИ). ЧИ подобна направленному прожектору, который как бы высвечивает некую возможность или сущность, оставляя во тьме всё, что её окружает. БИ же - это "движущийся прожектор", который рассматривает любую идею в её контексте, переходит от одной идеи к другим, близким, выявляя границы применимости идеи. Как правильно заметила Цвет Времени, ЧИ - это "интуиция уверенности", а БИ - "интуиция сомнений". Сомнений - потому что каждая идея верна лишь в определённом констексте, и БИ выявляет этот контекст, ограничивая тем самым идею.А вот это по-моему вообще не соционика уже, а метафизика какая-то, извините (именно как носитель доминирующей ЧИ говорю).
Здесь частично правильно затронут важнейший момент -- ЧИ (так уж она в мозгу реализована, это к Канонику и нейробиологам) это статика, мыслительный переход от ассоциации к ассоциации, БИ -- это динамичное непрерывное мышление, которое не (могу ошибиться в конкретном механизме мозговом) из разных частей памяти (но с большим охватом адресов ячеек, пользуясь компьютерной терминологией, хотя чисто формально она здесь совершенно не корректна) выбирает паттерны, а более последовательно, более плавно.
Именно понятие идеи здесь вообще параллельно немного (в контексте идеи можно размышлять по ЧС + БЛ например, без как ЧИ, так и БИ).
Ну о чем речь в принципе понятно, просто много метафизики вместо акцента на примерных мозговых процессах, которые в основе лежат.
--
Если говорить о том, какая соционическая нагрузка у понятия "идея" ("концепт", синонимично их использую), то тут и ЧИ, и БЛ, и ЧС, БИ я тут не вижу (интересно, что перечислил именно статичные функции, кроме БЭ, не знаю, как с ней тут, так как и "идея" обычно воспринимается как статичный паттерн. Но это я тоже уже немного метафизю. В большинстве случаев, когда добавляется обязательный контекст придумывания этой идеи (возможно, Вы именно о нем и говорите), то тут по понятным причинам (ни у одной другой функции таких ассоциативных механизмов нет) часто подходит ЧИ. Хотя если речь идет о, скажем, развертывании какого-то сложного и оригинального сюжета, то тут и БИ может быть). Эта часть моего письма самая сумбурноватая.
Таким образом, БИ, как и ЧИ, может высказывать идеи, выявлять возможности, указывать на сущность, ассоциативно переходить от свойств одной вещи к свойствам другой. Но БИ при этом рассматривает множество объектов, сопоставляет их, выстраивает поле свойств.Ассоциативно работает ЧИ, вернее, ассоциативно по форме, что обычно тут и понимается. БИ более сюжетна и временная.
Выстраивание поля свойств и сопоставление -- не очень понял, о чем речь, ближе всего к БЛ.
Название "интуиция возможностей" и "интуиция времени" неточны: как мы уже выяснили, и ЧИ, и БИ могут описывать возможности. И ЧИ, и БИ могут описывать течение времени и говорить о будущем. Но ЧИ, как прожектор, высвечивает лишь некоторые возможности из будущего, которые могут реализоваться, а могут и нет (ЧИ+ говорит о позитивных возможностях, которых можно достичь; ЧИ- - об опасностях, которых нужно постараться избежать). БИ же рассматривает все события в контексте, указывая на тенденции, к которым движется текущая ситуация.Умение мыслить о времени -- это слабая БС, потом сильная ЧИ, потом сильная БИ. Про корректность знаков я без понятия, толком ни экспериментальных результатов на эту тему не видел, ни сам не наблюдал, ни теоретически не вижу в них смысла.
А так -- опять же, статика vs динамика.
Итого:
статика vs динамика упомянуты, пусть с большим количеством метафизики, но следует добавить много информации про феномены, которые просто сходными нейромедиаторами и пр. обеспечиваются -- про близость БИ к депрессивности и интроверсии, ЧИ к открытости и пр.
--
Таланов все это уже сделал, в наиболее внятной форме и полном объеме. И надо двигаться дальше, узнавать нюансы (вроде того, что, например, БС, оказывается, вносит положительный вклад в математические способности, или что корреляция способностей БС и ЧС околонулевая, а БИ и ЧИ -- высокая), а не пытаться философствовать опять (пусть и весьма интересно, спору нет), в стиле Аушры (у которой было и много иных заслуг).
--
Я бы, например, хотел провести исследования на тему проявления психических функций в программировании, но ни знаний, ни времени пока на то нет.