Oleg » Пн дек 20, 2010 3:50 am
Персефо́на (др.-греч. Περσεφόνη, встречаются также диалектные варианты Персефонея / Ферсефонея / Ферсефона, иногда Феррефатта [1]) в древнегреческой мифологии [2]— богиня плодородия и царства мёртвых.
В микенских текстах, возможно, соответствует божеству qe-ra-si-ja (Перасия?) [3], либо богине pe-re-swa (Пресва?) [4].
Культ богини преисподней существовал в Пилосе ещё в микенскую эпоху. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров. У завоевателей греков культ Персефоны сливается с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей греческой истории. Миф о похищении Аидом в поэмах Гомера не упоминается, что может объясняться его мистериальным характером.
Персефона — дочь Деметры и Зевса [5] (либо дочь Зевса и Стикс [6]). Вскормлена Деметрой и нимфами в пещере [7]. К ней сватались Арес и Аполлон [8]. По мифу, вместе с ней росли девушки Афина и Артемида [9] (Либо еще Афродита [10]). Цветком Коры называют нарцисс [11].
Супруга Аида (Плутона), который похитил её и унёс в своё царство (по Гигину, она похищена Плутоном с помощью Зевса [10]. Существовало несколько локализаций места похищения. По наиболее популярной, похищение произошло на лугу близ Энны [12], У озера Перг рядом с Генной/Энной [13] в Сицилии. В Сиракузах ей посвящен источник Киана, в месте, где разверзлась земля [14]. По другим версиям, либо Плутон спустился под землю в местечке Эринеон близ Элевсина [15], либо у реки Химарр в Арголиде [16], либо на краю гипподрома в Олимпии [17].
Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Узнав о похищении, Деметра обратилась за помощью к Зевсу с требованием вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зерен [18] (либо три зерна, о чем сообщил Гермес [19]) граната, своего атрибутивного плода. Эти гранаты возникли из капель крови старшего Диониса [20]. Персефона, всё это время отказывавшаяся от пищи, проглотила зёрна — и тем самым оказалась обречена на возвращение в царство Аида. Свидетелем против Персефоны выступил Аскалаф.
Чтобы успокоить Деметру, Зевс решил, что (согласно гомеровскому гимну и Псевдо-Аполлодору) Персефона будет проводить две трети года на Олимпе, треть — в царстве Аида, либо (согласно Овидию и Сервию) полгода (весну и лето) на Олимпе, другие полгода (осень и зиму) же — в Аиде [21].
В некоторых источниках[источник?] сказано, что Персефона во время нахождения на Олимпе каждое утро поднималась на небо и становилась созвездием Дева, чтобы мать Деметра её могла видеть отовсюду.
По некоторым поэтам, во время свадьбы Плутона и Персефоны Зевс отдал невесте как свадебный дар остров Сицилию [22], либо Фивы [23], либо Кизик [24].
Персефона — владычица подземного царства [25]. Обитает на краю света [26]. Согласно орфикам, родила от Плутона Евменид [27]. От Зевса (явившегося к ней в виде змея) она родила Сабасия.
Похищению Персефоны была посвящена одна из орфических поэм. Общепризнанно с древности, что миф о Персефоне символизирует смену времён года.