Oleg » Пн дек 20, 2010 3:27 am
Эро́т (Э́рос, греч. Έρως, также Эро́с, Аму́р, у римлян Купидо́н) — в древнегреческой мифологии[1] — бог любви, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.
Происхождение
Существовало множество вариантов происхождения Эрота:
Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов[2].
По Алкею, сын Зефира и Ириды[3].
По Сапфо, сын Афродиты и Урана[4].
По Симониду, сын Ареса и Афродиты[5].
По Акусилаю, сын Эреба и Никты[6].
По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью[7] или сотворенного Хроносом[8]. Именуется великим даймоном[9].
По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург[10].
По Пармениду, создание Афродиты[11].
По Еврипиду, сын Зевса[12], или Зевса и Афродиты[13].
По Павсанию, сын Илифии[14].
У Платона — сын Пороса и Пении[15].
Сын Хаоса[16].
По некоей версии, сын Геи[17].
Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.
Согласно речи Котты[18], их было три:
Сын Гермеса и первой Артемиды.
Сын Гермеса и второй Афродиты.
Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.
Согласно Нонну, родился у города Берои[19].
Основные мифы
Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви[20] или пылающим факелом.
В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эрота празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эрота ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию[21].
Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота»[22]. Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте[23].
В искусстве
Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.
Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель[24].