Экспериментальная психология познания Тема 23. Виды познавательных процессов и критерии их классификации. 1. Основные критерии классификации познавательных (психических) процессов. - Предметный - Функциональный - Генетический - Предметная классификация внимания: перцептивное и интеллектуальное внимание - Пример функционального критерия (память) - Пример классификации внимания - Генетический критерий - Познавательные процессы: сенсорно-перцептивные и мыслительные 2. Виды (классификации) чувствительности - Предметная (структурная) классификация чувствительности Вундта - Функциональная классификация чувствительности. - Функции чувствительности по Н.А.Бернштейну - Генетические классификации. Опыт Хэда - Классификация Шеррингтона - Синестезия 3. Виды мышления (0:47) - Классификация по предпочитаемым средствам: наглядно-образные либо вербально-логические. - Пример типологии сознания (Леви-Брюль) - Типы мышления по Эйгену Блейлеру:
Тема 23. Виды познавательных процессов и критерии их классификации. 3. Виды мышления (0:42) - Генетические классификации уровней развития мышления. - Функциональные классификации мышления Тема 24. Познание и действие. Введение (0:02) 1. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Практические (исполнительные) и познавательные действия (0:52). 2. Движение и действие. Понятие задачи. Координация практических действий (0:51).
Тема 25. Познание и образ. 3. Наглядно-интуитивное мышление как дооперациональная стадия развития интеллекта (1:17).
Тема 26. Познание и речь. 1. Язык и речь. Виды и функции речи. Проблема эгоцентрической речи (0:45). 2. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий (0:23)
Тема 26. Познание и речь. 2. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий (0:43) 3. Проблема соотношения житейских и научных понятий. Значение и смысл слова: особенности внутренней речи (Выготский). Конкретные и формальные операции (Жан Пиаже) (1:34). - Итоговая схема по концепции Пиаже (0:11)
Тема 27-28. Основные теоретические подходы к изучению познания. 1. Объектная ориентация: описание специфики восприятия (отражение стимула) и моделирование механизмов мышления (1:52) Теории восприятия: - Структурализм (Вундт, Титченер) - Гештальт-теория восприятия - Ранние информационные теории, породившие в 1956 г. (конференция по искусственному интеллекту) когнитивную психологию. - Ранний Гибсон 2. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия (0:08).
Тема 27-28. Основные теоретические подходы к изучению познания. 3. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (Джеймс Гибсон). Гештальт-концепция творческого мышления (Карл Дункер) (0:59).
Часть 2. Экспериментальные исследования познания: ощущение, восприятие, мышление. Тема 29. Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики Вступление (0:09). 1. Классическая психофизика: понятие психофизического закона, пороги чувствительности, косвенное и прямое шкалирование ощущений (0:46). 2. Современная психофизика: основные положения теории обнаружения сигнала и общее представление о психофизическом операторе (0:27).
Тема 29. Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики. 3. Фурье-анализ зрительного восприятия и понятие психофизического оператора (0:34). Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (0:52). Тема 31-32. Восприятие пространства, движения, времени. Вступление (0:15) 1. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия (0:38)
Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (на материале цветового зрения). 1. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия (0:52) - Константность величины, эксперимент Холуэя и Боринга. 2. Восприятие движения, теории стабильности мира. Основные иллюзии движения (0:16).
Тема 33. Восприятие как процесс: порождение перцептивного образа, восприятие речи (1:19). 2. Восприятие речи. Фонематический слух. Трансформационная модель порождения и понимания речевых высказываний (Наум Хомский) (1:19).
Тема 34. Мышление как процесс и его экспериментальное исследование. Вступление: Мышление как предмет эмпирического исследования (0:09). 1. Факторы, влияющие на успешность решения задач (1:00). 2. Методы выявления и интерпретации экспериментальных данных при исследовании мышления. Проблема стадий мыслительного процесса (0:03).
Тема 34. Мышление как процесс и его экспериментальное исследование. 2. Психологический анализ внутренней структуры процесса решения задач (2:29). - Основные направления эмпирической психологии мышления (0:18). - Краткая типология мыслительных задач (1:07). - Процесс решения как пространство задачи (0:30). - Проблема стадий процесса решения задач (0:11). - Мышление как деятельность или процесс (0:22).
Тема 35. Культура и познание Вступление. Что имеется в виду под культурой (0:17) 1. Гипотеза лингвистической относительности: экспериментальные факты и их обсуждение (Эдуард Сепир и Бенджамин Уорф) (0:31) 2. Межкультурные исследования познания (на примере вербального мышления) (0:49)
Часть 3. Универсальные психологические процессы: память, внимание, воображение. Тема 36. Общее представление об универсальных познавательных процессах и основные подходы к их изучению (0:08) 1. Основные метафоры сознания. Процессы памяти, свойства внимания, виды воображения (0:39)
Тема 36. Общее представление об универсальных познавательных процессах и основные подходы к их изучению. 1. Свойства внимания, виды воображения (0:43) 2. Основные подходы к изучению универсальных психических процессов (0:45) Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности. 1. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения (0:59).
Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности. 1. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения (0:16). 2. Становление опосредствованного запоминания или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания (2:13).