Ц

ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ НЕРВЫ

Сообщение психологический словарь » Пн июн 08, 2009 7:28 pm

Центробежные нервы (nervus centrifugalis; син. эфферентные нервы) — нервные волокна, проводящие возбуждение от ЦНС к различным органам — мышцам, железам и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫЕ НЕРВЫ

Сообщение психологический словарь » Пн июн 15, 2009 1:24 am

Центростремительные нервы (nervus centripetalis; син. чувствительные, афферентные нервы) — нервные волокна, проводящие возбуждение от различных рецепторных образований к ЦНС. Афферентные волокна, идущие к спинному мозгу, образованы отростками клеток, расположенных в спинальных ганглиях.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕНТРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Сообщение психологический словарь » Чт июн 18, 2009 12:22 am

ЦЕНТРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ в Республике Беларусь - научно-исследовательские учреждения, занимающиеся разработкой теоретико-методологических и методических вопросов социологии, проведением конкретных социологических исследований, подготовкой социологических кадров, в том числе высшей квалификации. Ц.С. функционируют в виде специализированных структур социологического профиля - институтов, лабораторий, факультетов и кафедр вузов, отделов, групп, секторов и т.д. Ц.С. можно разделить в зависимости от ведомственной принадлежности на академические, вузовские, отраслевые. Наряду с государственными социологическими учреждениями на протяжении последнего десятилетия сформировались также общественные, акционерные и частные социологические службы.


>Наиболее крупным социологическим учреждением страны является Институт социологии НАН Республики Беларусь (директор - Г.М. Евелькин - см.). Институт был создан в 1990 на базе Республиканского центра социологических исследований (существовавшего в АН БССР с 1989).


Большой вклад в создание этих двух подразделений внес первый директор Центра, а затем Института социологии академик Е.М. Бабосов (см.).


К концу 2002 в структуре института существует четыре научных подразделения, соответствующих различным направлениям социологических исследований, а именно: центр оперативных исследований и социального прогнозирования; центр мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров; отдел социально-экономических и политологических исследований; отдел социальной стратификации, социологии культуры и личности. В институте ведется подготовка аспирантов, функционирует специализированный Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. Институт социологии и социальных технологий является одним из самых обеспеченных научными кадрами социологических подразделений республики. Институт ежегодно осуществляет выпуск сборника научных трудов сотрудников и аспирантов.


>В 1997 был создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь (на базе существовавшего ранее института "Белинформпрогноз" при Администрации Президента Республики Беларусь). В структуре института (директор - Е.В. Матусевич) функционирует центр социологических исследований, объединяющий отделы оперативных и мониторинговых исследований. Институт проводит оперативные социологические опросы общественного мнения по актуальным проблемам социально-политического характера.


>Особую практическую значимость приобретает деятельность научных подразделений, созданных при государственных органах исполнительной власти. С 1994 существует Научно-исследовательский институт социально-экономиче-ских и политических проблем Мингорисполкома, который проводит социологические опросы общественного мнения населения по социально-экономическим и политическим вопросам, а также по различным аспектам функционирования городского хозяйства. Институт выступает инициатором проведения ряда научных конференций международного и республиканского уровня.


>В областных городах при облисполкомах существуют социологические отделы, занимающиеся региональными исследованиями. По широкому спектру прикладных проблем ведутся исследования Могилевским областным социологическим центром.

В 1989 в БГУ был создан философско-экономический факультет, состоящий из трех отделений - философии, социологии и экономики. С этого момента начала свою деятельность и кафедра социологии. Кафедра готовит специалистов высокой квалификации в области социологии, при ней функционируют докторантура и аспирантура.


В 1994 состоялся первый выпуск отделения социологии. В настоящее время отделение социологии функционирует в структуре факультета философии и социальных наук.

Среди вузовских научно-исследовательских социологических подразделений самым крупным является Центр социологических и социально-политических исследований БГУ, образованный в 1996 (руководитель: Д.Г. Ротман - см.).


Его предшественниками были социологический научно-исследовательский центр БГУ (с 1990) и проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований (с 1968). Сотрудники центра проводят исследования в области социологии молодежи, ведут мониторинг экономической и политической ситуации в стране, занимаются электоральными исследованиями, изучением религиозных отношений в обществе и т.д. Центром проводятся оперативные социологические исследования.

Из числа социологических организаций негосударственной формы собственности, возникших в прошедшем десятилетии, следует отметить исследовательское частное предприятие (лаборатория "НОВАК"). Зарегистрировано в 1992 (руководитель: А.П. Вардомацкий - см.), проводит маркетинговые исследования, опросы общественного мнения по различным проблемам, социологические исследования масс-медиа.


>Проведением социологических исследований в сфере политики, изучением социально-экономических процессов, идущих в обществе, изучением отношения населения к СМИ занимается "Независимый институт социально-экономических и политических исследований" (см. НИСЭПИ), зарегистрированный в 1992 как общество с ограниченной ответственностью, а с 1999 - как республиканское общественное объединение (руководитель: О.Т. Манаев - см.). Общественное объединение издает свой ежеквартальный бюллетень на русском и английском языках.

С распадом СССР полностью прекратила свое существование развитая система социологических служб учреждений и предприятий (заводская социология). В последние годы были сокращены или ликвидированы некоторые социологические подразделения, имевшиеся в структуре отраслевых министерств и других республиканских органов государственного управления.

О.Г. Лукашова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕРКОВЬ

Сообщение психологический словарь » Пт июн 19, 2009 1:26 am

ЦЕРКОВЬ (греч. — kyriakon — дом Господний) — специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. В христианской традиции: наименование всей совокупности всех религиозно-христианских общин в стране или в мире в целом; обозначение здания или сооружения, в котором осуществляются богослужения; здание религиозной общины. Ц. — религиозная организация, основанная самим Иисусом Христом, являет собой мистическое "тело Христово" — "corpus mysticum". (В Ц. принято различать "видимое тело" — общество верующих, иерархию из паствы и клира, храмы и т.п., а также "невидимую Ц.", главой которой считается Господь Иисус Христос.) Теоретическое обоснование идеологии и практики Ц. принято связывать с мыслями и деяниями апостола


Павла. Преодолевая национально-традиционалистские условности иудейского христианства, апостол Павел акцентировал наднациональный характер идеи спасения для общества, возникшего на основе веры в Иисуса Христа. Апостол Павел актуализировал для христианской философской традиции такие понятия античного мировоззрения, как дух, тело, закон, благодать, жизнь, смерть и т.д. В границах христианского миропонимания Ц. — социальное чудо, сопряженное явлению человеку Бога в облике Христа и выступающее как бы его продолжением. Первоначально единая Ц. распалась на ряд Ц.: в 11 в. выделились не признававшие власть пап греческая и иные восточные Ц. (в католической традиции оформляется парадигма отождествления Ц. с Софией), в 16 в. — оформилось протестантство в виде Ц. лютеранской и Ц. реформаторской.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Вт июн 23, 2009 1:37 pm

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis - государственный, гражданский) - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, могущее обозначать: 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени; 2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган - см.); 3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней. В риториках и полемиках публицистическо-пропагандистского уровня слово "Ц." обычно исполняет роль позитивного компонента конфликтной диады "Свои" - "Чужие" ("Мы" - "Они").

Возникновение понятия "Ц." (близкое термину "культура") традиционно относимо к 18 в. (Французские философы-просветители именовали общество, основанное на идеалах справедливости и разума, - "цивилизованным". В отличие от немецкого и русского языков во французском - понятия "Ц." и "культура" жестко не разведены.) Именно осознание того обстоятельства, что культура любого отдельно взятого общества являет собой внутренне неразрывно взаимосвязанную, самоценную систему собственной науки (пусть в облике процедур колдовства), собственной литературы (пусть на уровне фольклора), собственных моральных и правовых норм (пусть в ипостаси табу) и т.п. предопределило широкое распространение понятия "Ц.".

Доминирующими в 19-20 вв. явились трактовки Ц. либо как таких замкнутых общественных организмов, к индивидуальной судьбе и взаимодействию которых правомерно редуцировать всемирную историю - Н. Данилевский (см.), А. Тойнби (см.), - либо как завершающего фазиса упадка в развитии любой когда-то целостной и органичной "культуры" (О. Шпенглер - см.).

Ц. - набор культурных программ ("рабочих чертежей"), реализовавшийся в облике самодостаточного и уникального общественного организма. Культурные же программы задаются "метафизикой" Ц. (глубочайшими истинами о природе Вселенной и о месте человека в ней и / или ее базовыми смыслами и ценностями. В этом контексте приоритетными могут выступать (Ч.У. Моррис - см., "Шесть образов жизни"): подчинение инстинктам и желаниям (Ц. дионисийского типа); самоотречение ради личного покоя (Ц. буддийского типа); самоочищение во имя духовных ценностей (ранняя христианская Ц.); растворение личности в процедурах "газавата" (исламская Ц.); покорение и реорганизация окружающей среды посредством науки и техники ("Прометеевская", техногенная Ц.) и т.д.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦИВИЛИЗАЦИЯ РИСКА

Сообщение психологический словарь » Пт июн 26, 2009 12:14 am

ЦИВИЛИЗАЦИЯ РИСКА - возникшая в 1980-е и широко распространенная в философии Запада концепция, согласно которой разрыв между усиливающимися сложностью и могуществом технологии, с одной стороны, и знанием ее возможных воздействий на окружающую природу и человеческие общности, с другой, приводит ко все большей рисконасыщенности современного общества, которая проявляется в экспоненционально растущем количестве технологических, экологических и иных аварий и катастроф.

Исходной теоретической посылкой возникновения данной концепции послужили алармистские идеи, изложенные в первом докладе Римскому клубу "Пределы роста", подготовленном супругами Д. и Д. Медоузами, а также И. Рендерсом и У. Бернсом.


Главная идея этого доклада состояла в том, что конечность нашей планеты и имеющихся на ней ресурсов с необходимостью предполагает и наличие пределов человеческой экспансии, прежде всего - технологической. Отсюда вытекал вывод о необходимости ограничения технико-экономического роста и технологического давления на окружающую среду.


Философские истоки этой концепции коренятся в учении Э. Кассирера об амбивалентности техники, которая обусловливает господство человека над природой, но делает его самого рабом, приводит его к отчуждению от своей сущности.

Опираясь на эту идею, а также на выводы современных западных алармистов Мэмфорда (см.), П. Гудмена, Эллюля (см.) и др., поборники идеи Ц.Р. выстраивают иерархизированную систему рисков, окружающих современного человека. У. Роув, в частности, предлагает рассматривать допустимость риска на современном этапе цивилизационного развития по трем уровням: 1) нормальный, определяющий область терпимого риска, соответствующую сложившемуся балансу безопасности в обществе; 2) повышенный, задающий сферу желательного снижения риска; 3) чрезмерный, указывающий область недопустимого риска.


Исходя из данной классификации, П.


Лагадек акцентирует внимание на неуклонно расширяющейся зоне "чрезвычайной технологической опасности", которая приводит к невозможности определить "уровень допустимого риска", поскольку она преодолевает сложившиеся в обществе пространственно-временные границы, охватывая обширные территории и многие поколения людей, одновременно потрясая власти, неспособные предотвратить опасность и вызывая "социальную дестабилизацию". В таких условиях, считает он, катастрофы перестают быть единовременными событиями и превращаются в процессы, одновременно усиливая негативные канцеро-, мута- и терактогенные эффекты. В силу этих и других причин современную, чрезвычайно насыщенную технологическими средствами, далеко не всегда рационально используемыми, цивилизацию следует именовать "Ц.Р.". С. Хансен считает необходимым определять риск, исходя не только из техногенных и иных, внешних по отношению к человеку факторов, но прежде всего из человеческих, личностных измерений возможной степени риска.

Поборники философской, социологической и психологической ветвей складывающейся рискологии стремятся на основе теоретического осмысления эмпирических исследований сконструировать структурно-функциональные модели, позволяющие объяснять механизмы субъективного восприятия риска индивидами и группами, а также воздействие на поведение человека в экстремальных, рискоопасных ситуациях управленческих структур, специалистов, врачей, спасателей и т.п., действия которых направлены на минимизацию негативных последствий различных видов риска (П. Сталлен, А.


Томас, П. Словик, Б. Фишхофф, С. Лихтенстайн).


Эти модели, по их мнению, в случае их применения, помогут минимизировать различные негативные последствия нарастающей массы рисков - экономические, социальные, политические, психологические, демографические. Шведский социолог Б.М.


Дротц-Шеберг наряду с другими компонентами минимизации последствий риска, связанного, в частности, с Чернобыльской катастрофой, выделяет в качестве весьма значимых социокультурные измерения перемещения (миграции) людей и последующего социального разрыва их с привычными сообществами. П. Лагадек, обобщая практический опыт катастроф в Три-Майл-Айланде, Бхопале и Чернобыле и вызванных ими (особенно последней) посткатастрофных процессов, обращает внимание на предупреждение таких событий, а также на необходимость усвоения более эффективных способов управления послеаварийными социальными процессами. Но чтобы все это осуществить, необходимо, с точки зрения поборников концепции Ц.Р., заменить господствующую в индустриальной цивилизации продуктивистскую модель развития, которая подталкивает человечество к рискам и опасностям, принципиально иной - гуманистической моделью самоценности и самоосуществимости человека как личности. См. также: Экстремальная ситуация.

Е.М. Бабосов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦИКЛОСОМИЯ

Сообщение психологический словарь » Ср июл 01, 2009 8:08 pm

Циклосомия (соматическая циклотимия) (греч. kyklos — круг, soma — тело) — описанный в 1927—1928 гг. крупным отечественным терапевтом Д. Д. Плетневым вариант циклотимии, при котором клиническим выражением циклически повторяющихся фазовых состояний являются функциональные соматические расстройства, сопровождающиеся жалобами на чувство усталости, общую слабость (Д. Д. Плетнев, 1927). Характерными симптомами являются периодические нарушения водообмена, изменения менструации, изменения сексуального чувства, интенсивности психической жизни и нарастание веса, которое при нервно-соматической циклотимии служит признаком ухудшения заболевания.


Отмечаются также чувство дискомфорта, иногда несколько сниженное настроение, ощущения ипохондрического характера. Разнообразие выявляющихся при этом расстройств Д. Д. Плетнев объяснял чрезвычайным богатством эндокринно-вегетативной симптоматики, ведущая роль которой в клинической картине им подчеркивалась. Фактически, Д. Д. Плетневым задолго до других ученых описан один из вариантов соматизированной (ларвированной, маскированной) депрессии, клинические разновидности которой в виде вегетативной, алгической, невралгической, отчасти ипохондрической, астенической, истерической и др. депрессий разрабатывались, преимущественно, в 40—50-х гг. XX века. Им также внесен существенный вклад в описание клинических характеристик фазовых состояний, выделенных в 1913 г. К.


Ясперсом (K. Jaspers), и разработанных в более поздние годы А. Л. Эпштейном (1927) и П. Б. Ганнушкиным (1933) и др.


Расширение понятия циклотимии, выделение ее особого вида — соматической циклотимии подчеркивало необходимость совместного и одновременного изучения связанных между собой соматической и циклической симптоматики. Принципиальную значимость имела констатация возможности выявления психических расстройств в виде соматических симптомов, явившаяся одним из первых положений, свидетельствующих о наличии нового для того времени класса заболеваний, получившего в дальнейшем название соматизированных или соматоформных психических расстройств. В СССР развитие этого направления на долгие годы было заторможено дискредитацией Д. Д. Плетнева, который был в 1937 г. ложно обвинен в уголовном преступлении, а далее пречислен к числу "убийц" В. В. Куйбышева и А. М. Горького и погиб в застенках. Его труды были изъяты из библиотек, имя запрещалось к упоминанию.

В. Я. Гиндикин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦИОЛКОВСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Вс июл 05, 2009 1:53 pm

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857—1935) — мыслитель эзотерической ориентации (см. Эзотеризм), ученый-самоучка из русской провинции, разрабатывавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В 1879 сдал экзамен на звание народного учителя.


До 1920 преподавал математику в школах Боровска и Калуги, занимался научно-исследовательской деятельностью. В конце 1920-х становится бесспорным лидером новых направлений в науке — астронавтики и ракетной динамики.


Основные сочинения: "Грезы о Земле и небе" (1895), "Нирвана" (1914), "Горе и гений" (1916), "Монизм Вселенной" (1925), "Причина Космоса" (1925), "Будущее Земли и человечество" (1928), "Общественная организация человечества" (1928), "Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы" (1928), "Ум и страсти" (1928) и др. Никакие авторитеты, кроме "авторитета точной науки", по Ц., не могут способствовать пониманию его идей. Они — логический результат всей современной ему системы естественно-научных знаний ("математики, геометрии, механики, физики, химии, биологии и их приложений"). По мнению Ц., ни материализм, ни религиозный дуализм не в состоянии разрешить проблему смысла Вселенной. Провозглашая космический пантеизм, понимая атомы как неуничтожимые элементы материи, обладающие чувствительностью и зачатками духовности, Ц. утверждал, что жизнь и разум выступают атрибутами материального мира.

Чувствительность атомов, по Ц., "у высших животных велика и носит условное название жизни или бытия, у низших — слабее (почти не существует), так же как и у растений. В неорганической природе это ощущение так мало, так незаметно, что носит название небытия, смерти, покоя... Но... абсолютно нулевого ощущения ни при каких условиях быть не может". Космос состоит из одинаковых по своему строению атомов, подчиняется единым физическим закономерностям и химически однороден. "В математическом же смысле, — утверждал Ц., — вся


Вселенная жива". Бесконечные в жизнетворящих комбинациях, вечные во времени атомы гарантируют разуму космическое бессмертие. Социальные мыслящие существа различной степени совершенства — неизбежный продукт процессов развития космоса. Разумная жизнь на Земле — частный случай присущего материи стремления к прогрессивным изменениям. Критерием же высшей степени развития цивилизации, по Ц., является способность трансформировать структуру Вселенной вкупе с сопряженными эволюционными процессами.

Не имея конца в реальном времени, будучи единой саморегулирующейся системой, Вселенная Ц. вырастает из стоящей выше Космоса нематериальной Первопричины. "..


.Вселенная в общем не содержит горести или безумия. Ее радость и совершенство производятся ею самою... Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие разума... Причина создала Вселенную, чтобы доставить атомам ничем не омраченное счастье. Она поэтому добра. Значит, мы не можем ждать от нее ничего худого..." Гениальным озарением явилось предощущение Ц. трагической судьбы человека и человечества на Земле. С точки зрения Ц., познающие воля и разум человека способны сделать людей счастливыми. Препятствием выступают страсти — источник всех человеческих страданий. Именно страсти — от блаженства до агонии — лишают людей разумного умиротворенного существования. Принципиальное решение этой проблемы в планетарном масштабе Ц. видел в создании посредством направленного биологического подбора "существа без страстей, но с великим разумом". Промежуточным этапом этого процесса Ц. полагал выявление особо одаренных индивидов и создание для них действительно комфортных условий. В перспективе, по Ц., самым уважаемым занятием людей станет интеллектуальный труд, а наиболее ценным продуктом — научное знание. Продумывая вплоть до мельчайших деталей гармоничный образ существования будущего общества, Ц., тем не менее, предполагал неизбежность обострения в дальнейшем в его границах "борьбы убеждений". Истина, с точки зрения Ц., способна указать на наилучшее общественное устройство.


В идеальном обществе все члены в своей деятельности следуют одному, единой воле, единой идее: такое общество — как бы одно существо. Конечный же результат эволюции людей Ц. видел в преодолении ими собственной физической природы, трансформацию в "небывалое разумное животное", способное "обитать в пустоте, в эфире, даже без тяжести, лишь бы была лучистая энергия". Только в таком облике человек, по Ц., будет достоин контакта и союза с иными разумными силами Вселенной, равноправного участия в едином космическом содружестве.

Согласно Ц., "нравственность Земли такая же, как и небес, — устранение всяких страданий... Единение избавит народ от войн и других видов самоистребления (или ослабления), укажет на общий алфавит и язык, научит каждого гражданина и даст ему знания, сообразные его умственным силам. Оно обеспечит благосостояние и сделает всех счастливыми... Если бессмертно земное существо и бессмертен наш мирок в прозрачном сосуде, то почему не может быть бессмертно и единое существо в своей прозрачной оболочке. Природа или разум человека со временем могут этого достигнуть. Я уверен, что зрелые миры вне Земли, давно уже дали таких существ: бессмертных, живущих солнечными лучами... будущее человеческое существо живет только солнечными лучами, не изменяется в массе, но продолжает мыслить и жить как смертное или бессмертное существо...


Величайший разум господствует в космосе, и ничего несовершенного в нем не допускается". Эзотерическая утопия Ц. — тема, развитию которой он посвятил всю жизнь. Именно эта задача оказалась ведущим стимулом для разработки Ц. теоретических оснований ракетно-космической техники. В этом контексте приобрели особое звучание идеи Ц. об универсальной космической этике, о своеобычной "круговой поруке" всех моральных существ, о концентрации преобразующих трудовых усилий всех носителей разума. Люди у Ц. — часть Космоса. Жизнь в нем, в общем, совершенна и разумна. Живя жизнью Вселенной, по Ц., они должны быть счастливы.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦИРКУЛЯРНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Сообщение психологический словарь » Пт июл 10, 2009 1:32 pm

Циркулярное интервью (от англ. circular interview — круговое интервью) — техника семейной терапии, суть которой состоит в том, что психотерапевт спрашивает одного из членов семьи как относятся друг к другу двое других. В отличие от прямых вопросов о внутрисемейных взаимотношениях такая техника дает более существенную информацию как психотерапевту, так и семье. Поэтому она имеет существенный психотерапевтический эффект.

А. З. Шапиро

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦИЦЕРОН

Сообщение психологический словарь » Пн июл 13, 2009 6:28 am

ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106—43 до н.э.) — римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками.


Главные сочинения: "Тускуланские беседы" в 5 книгах, "О государстве" (54—51), "О законах" (52), "О границах добра и зла" (45), "Катон Старший, или О старости" (44), "Лелий, или О дружбе" (44), "Об обязанностях" (43) и др. Ц. познакомил римлян с древнегреческой философией в собственной интерпретации. Ввел в научный оборот понятия "определение" (definitio) — "дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить", а также "прогресс" (progressio — восхождение). В этике и теологии — сторонник стоицизма. Добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность), по Ц., — единственный источник счастья. Пытался разрешить проблему нравственного долга и личной пользы. Истинная сущность человека постигаема, согласно Ц., через практическую философию. В эстетическом мировоззрении Ц. искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве.

Согласно Ц., основанная на достижениях греческой культуры философская глубина — атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи — неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, по мнению Ц., может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Айрин1, Атех, GoGo [Bot], Google [Bot], MNick2017, Prokrust, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]