Svetlana » Ср сен 27, 2006 7:14 pm
Мысли в тему:
Хочу поделиться здесь мыслями, возникшими в ходе обсуждения этой же темы, но на другом сайте. Привожу свой пост с небольшими сокращениями. Но для начала небольшая предыстория о том, как вообще приходят ко мне в голову мысли.
У меня по жизни так: меня вечно выносит в те места, где ссорятся. Или где семеро на одного. Причем, как правило, враждующие стороны мне одинаково симпатичны. Получается, что вражда перемещается вовнутрь, и хочешь - не хочешь, приходится искать выход. Иногда мне это даже удается. Во всяком случае, достичь внутреннего согласия между позициями сторон, которым одинаково сопереживаешь, мне как правило, удается. И когда это удается, это происходит примерно так. Я как-то слишком ясно вижу "дырки" в аргументации и контраргументации. Не то, чтобы могу их тут же четко сформулировать, а вот просто чувствую: сквозит! Есть какая-то пустота, черная дыра (ага! может, даже треугольной формы, тогда проведем параллель с черной интуицией, а заодно и с бермудским треугольником), куда уходят все силы и доводы спорящих, причем впустую. И будут уходить и дальше пока не будет найдено решение, которое возникнет здесь, и свяжет все позиции и закроет эти зияющие пустоты.
Так и в этой теме - обнаружилось несколько таких "пустот", причем не столько в аргументации, сколько в практической соционике вообще. Именно в такие "черные дыры" проваливаются все резонные вопросы, а вовсе не в "силки и капканы", расставленные коварным оппонентом, который порой и не обязан брать на себя полную и единоличную ответственность за их решение. Однако участники спора, не получившие ответа, вынуждены искать причины своего недовольства, связанного с игнорированием их доводов. И не находят ничего лучшего, как выместить это недовольство на том, с кем волею судеб столкнулись у этой "черной дыры", несмотря на то, что его собственные вопросы и доводы улетели туда же. А ведь, по сути, они просто подошли к одной и той же проблеме, только с разных сторон.
Так вот, не беря на себя полной и единоличной ответственности заштопать все дырки в практической соционике, хочу их хотя бы просто показать. Ведь когда их отчетливо видишь, тогда начинаешь искать более-менее подходящие решения. Что порой оказывается гораздо конструктивнее, чем поиск виноватого.
1. Недостаток в соционической литературе качественных описаний. Не в том смысле, что они не полны, а в том, что часто грешат субъективностью и предвзятостью автора. Знаете, мне иногда бывает неловко рекомендовать новичкам читать описания некоторых типов у отдельных авторов, несмотря на то, что по-своему эти описания все-таки хороши. Приходится объяснять, что этот автор - тоже носитель определенного ТИМа, что он может видеть только так и никак иначе, потому что он, скажем, негативист. Поэтому весь его "базар" надо бы еще через одну призму пропустить, чтобы понять - а чем этот ТИМ все-таки прекрасен, и чем он так необходим обществу. У меня есть даже подозрения, что такие явления, как неприятие своего типа или игры в другой тип, отсюда и проистекают. Из таких негативных описаний. Ну не каждому хочется оказаться таким чудовищем, как, например, товарищ Сталин.
Думаю, что виртуальные представительства ТИМов могли бы взять на себя эту задачу: создание собственных, "живых" описаний своего ТИМа, основанных на собственном опыте, собственном внутреннем видении себя и своего типа. Поверьте, описания людей, прошедших через опыт принятия своего типа - бесценный источник информации, помогающий не только постигать на практике семантику информационных аспектов, но и благополучно проходить через опыт самопринятия. Примеры таких описаний-сочинений о себе участников соционических тренингов можно найти в книге Удаловой и Бесковой "Уроки соционики".
Но, в отличие от книг, виртуальные описания имеют некоторые преимущества. Это же подобно летописи, которая пишется каждый день, и куда могут быть занесены все изменения. Ведь мир не стоит на месте. Информация постоянно видоизменяется, а количество ее растет, если верить логикам, в геометрической прогрессии. А значит, и наполнение смыслом информационных аспектов тоже будет постоянно видоизменяться, трансформироваться. (Ну, это - диалектика). Хорошо тем, кто понимает динамику этих изменений в целом. Но есть и те, кому нужно периодически констатировать - а что изменилось? А как это проявляется сегодня, в новом времени, в новых реалиях, в изменившемся обществе? Думаю, что это полезно не только для обучения и практики, но и той же науки. Вот они, собранные в одном месте сведения, которые можно обобщать и упорядочивать любым способом, причем затраты на проведение таких исследований, думаю, тоже можно оценить в 0 руб. 0 коп., что особенно важно до тех пор, пока соционика не признана официальной наукой и с ее финансированием пока никто не торопится.
Разумеется, все эти радужные перспективы возможны только в том случае, если все те "узкие места", на которые обращали внимание участники дискуссии, будут как-то решены. В остальном Интернет – всего лишь одна из реалий сегодняшнего времени. Еще одна возможность. Словом, я уверена, что соционика пока только выигрывает, взяв на вооружение и этот способ распространения своего знания.
2. Недостаток качественных соционических (извините за это ужасное слово!) тусовок. Тренинги, конечно, хороши для обучения и откатки первых навыков. Но хорошо, когда есть и постоянная атмосфера, в которой эти навыки могли бы быть закреплены. Не каждый участник тренинга по роду деятельности или образу жизни может ежедневно наблюдать большое количество разных людей разных типов (не говоря уж о большом количестве разных людей одного типа), при этом успевать заглянуть каждому в душу и понять, чем он живет и дышит, и как с ним, собственно, обращаться.
А между тем, если смысл изучения соционики не только в том, чтобы разобраться в себе, любимом, но и в том, чтобы наладить комфортные отношения с людьми разных типов, то можно было бы рассматривать сайты отдельных ТИМов, как некий живой "собирательный образ" ТИМа, как своеобразный "тренажер" по выработке способов комфортного общения с ним. То есть, если, как говорится, "на ошибках учатся", то ошибки все же лучше совершать виртуальные, чем реальные. И учиться управлять эмоциями все-таки тоже легче, практикуясь на виртуальных эмоциях, а не реальных, как своих, так и чужих (если, конечно, такая задача вообще ставится - управлять ими, а не идти у них на поводу).
Скажем, один человек не любит по несколько раз повторять одно и то же, когда он, как ему кажется, предоставил всю исчерпывающую информацию, познакомившись с которой, каждый желающий может самостоятельно найти ответы на свои вопросы. А если еще от него требовать этих объяснений в пылкой и эмоциональной манере, то он в этой ситуации начинает просто тихо звереть. Другой человек, скажем, любит, чтобы ему доходчиво и вразумительно все объясняли, желательно - разными способами, проявляя при этом фантастическую изобретательность. А когда его тычут носом в его непонятливость и нежелание самостоятельно шевелить мозгами, он тоже тихо звереет. А третий человек, скажем, так устроен, что любого "пришельца" воспринимает как потенциальную угрозу миру и ладу на его территории. И не дай Бог чужаку проявить признаки агрессии (даже защитной), приговор будет окончательным и не подлежащим обжалованию: в 24 часа покинуть нашу песочницу! Спору нет, как защитникам своей территории и интересов своей команды, этим людям цены нет! Особенно если угроза - реальная. Беда в том, что оценка истинных намерений человека - не их конек, а потому отличить настоящую угрозу от мнимой не всегда удается. В итоге война двух песочниц успешно развязана.
Спрашивается: а для чего нам нужна соционика? Разве не прогнозируемые результаты мы тут получаем? Разве не можем учиться их просчитывать и учитывать в общении, вместо того, чтобы по старинке полагаться только на сигналы своей болевой функции? Т.е. продолжать мерить тем же аршином, с которым жили и раньше, до соционики.
3. Низкая гарантия точности определения ТИМов организаторов и активистов виртуальных проектов. Вообще-то это самое "узкое место" во всей соционике, а не только на отдельных соционических сайтах, которые мы тут постоянно поминаем недобрым словом.
Думаю, решаться эта проблема должна сообща, всем миром, путем интеграции усилий, но никак не путем раскола на враждующие лагеря. Ошибок и перекосов на всех сайтах и во всех школах предостаточно. Давайте уж будем честны. Валить все шишки на попавшегося под горячую руку автора проекта "Каждому ТИМу - по сайту", на мой взгляд, неконструктивно.
Что касается моего видения этой действительно актуальной проблемы, боюсь, пока мне тоже нечего предложить. Я видела, как ошибаются "мэтры" даже в очной диагностике. Вероятно, это надо просто принимать как данность. Во всяком случае, мне это кажется более конструктивным, чем возлагать всё ту же полную и единоличную ответственность на какого-то одного-единственного специалиста, который должен выступать гарантом всего и вся.
Правда, один способ все же пришел в голову. Это общественное мнение. Можно быть персоной нон грата на каком-то одном сайте, но высказывать свое мнение на других сайтах. И если это будет компетентное мнение, основанное на хорошем знании критикуемого материала, то к нему будут прислушиваться. И тогда вопрос о вреде или пользе популизма для соционики будет решаться благодаря наличию четко выраженной альтернативной позиции других виртуальных сообществ, особенно если они пользуются заслуженным авторитетом и доверием. Оппозиция - здоровое явление современного общества. Хотя риск свести обмен альтернативными мнениями к банальным разборкам типа "сам дурак" тоже велик. Но я все же верю, что в большинстве своем люди, интересующиеся соционикой, способны отличить скандал от дискуссии.
P.S. К чести участников форума, где был опубликован этот пост, сегодня они отзываются более терпимо по поводу проекта.
Последний раз редактировалось
Svetlana Чт сен 28, 2006 4:03 pm, всего редактировалось 1 раз.