Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Математическая модель признаков Рейнина и теория групп, их психологическое наполнение

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение Romantic » Ср май 10, 2017 8:57 pm

Изображение

О признаках экстраверсии и интроверсии, исходя из определений Юнга

«Теория без практики – мертва и бесплодна,
практика без теории – бесполезна и пагубна»
П.Л. Чебышёв

Вопрос практической надежности различения признаков экстраверсии и интроверсии остается открытым. Важнейшую роль в этом играет верность исходного теоретического определения и его обоснованность.
Существующие определения, как правило, многословны, многозначны или критериально расплывчаты, носят описательный характер с уклоном в ситуативные разнообразные стили поведения, свойства темперамента и т.п., и во многом противоречивы. [4]
При этом отмечается, что "не только в России, но и во многих других странах психологи опираются на трактовку данных терминов по Айзенку, а психиатры — по Леонгарду, такое терминологическое расхождение создаёт проблему в нахождении общего языка между ними." [5]

В нынешней соционике, как и в психологии, в различных интерпретациях главенствует точка зрения, что основным (а подчас и единственным) признаком экстраверсии является направленность внимания и энергии во внешний мир, а интроверсии – внутрь себя. При этом, в основном, все ссылаются на автора этих признаков – К.Г. Юнга.
А так ли у Юнга?
И как проявятся рассматриваемые признаки, если интерес интроверта выразится во внешнем мире, а экстраверт уйдет в размышления? Разве такое невозможно и противоестественно?
Попробуем немного разобраться.

Во-первых, необходимо отметить, что сами термины, изначально рожденные Юнгом, отражают именно обращенность вовне – "экстра-" или внутрь – "интро-", и такая предпочтительность направленности отмечалась Юнгом.
Однако, в работах Юнга заметно чаще встречается иной, четко выраженный маркер экстраверсии – "объект", направленность либидо, интереса и внимания именно на "объект".
И в своих кратких определениях Юнг многократно подчеркивает как раз этот маркер.

Обратимся непосредственно к юнговским определениям:

"ЭКСТРАВЕРСИЯ. Отношение или позиция, характеризующиеся концентрацией интереса к внешним объектам." [1]
В исходной английской редакции (более четко обозначена "типическая" позиция):
"EXTRAVERSION. Attitude-type characterized by concentration of interest on the external object." [2]

"ИНТРОВЕРСИЯ Отношение или позиция, характеризующиеся ориентацией в жизни, основанной на субъективных психических содержаниях." [1]
"INTROVERSION. Attitude-type characterized by orientation in Me through subjective psychic contents." [2]

Итак, у Юнга присутствует, по существу,- двойной критерий, по следующим ключевым словам (понятиям):
- экстраверсия: внешний(1) объект(2),
- интроверсия: субъективные(1) содержания(2).

Тем не менее, многие последователи Юнга, вольно и или невольно, удерживают в жесткой связке эти критерии (подразумевая, что: если объект, то – внешний; если направленность во вне, то на объект и т.п.), а то и вовсе отождествляют их.
Однако, известно, в том числе непосредственно со слов Юнга, что объекты бывают не только "внешние", но и "внутренние".
Так, например, в определении интуиции Юнг подчеркивает: "Предметом такого восприятия может быть все — и внешние, и внутренние объекты или их сочетания." [3]
Так же у Юнга: "Незнаемое распадается на две группы объектов: те, которые находятся снаружи и могут быть восприняты органами чувств и те, которые находятся внутри и постигаются „непосредственно“. Первая группа включает незнаемое во внешнем мире; вторая – незнаемое во внутреннем мире." [1]

Проанализируем возможные комбинации (по проявлениям вертности), разделив ключевые слова, и сведя их в таблицу:
Extra-Intro_01.jpg
Extra-Intro_01.jpg (24.8 КБ) Просмотров: 2730

Из таблицы видно, что существуют две неопределенности, отмеченные знаком вопроса.

Из этого может следовать два возможных варианта.

Вариант первый, самый, как кажется, простой и самый распространенный:
1) Всё внешнее, направленное и находящееся во внешнем мире,– экстравертное:
Extra-Intro_02.jpg
Extra-Intro_02.jpg (28.88 КБ) Просмотров: 2730

Здесь сразу возникает вопрос: почему же тогда Юнг, упоминая экстраверсию, так настойчиво говорил об объектах?
И более того, выдвигал, как вполне определенный и главный критерий:

"Общие типы установки, как уже было многократно указано в предыдущих главах, отличаются друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту."

И далее углублял: "У интровертного отношение к нему абстрагирующее; в сущности, он постоянно заботится о том, как бы отвлечь либидо от объекта, как если бы ему надо было оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный, напротив, относится к объекту положительно. Он утверждает его значение постольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку по объекту и вводит ее в отношение к нему." [3]

Можно ли игнорировать этот важнейший и основной юнговский маркер?
Неужели Юнг, постоянно твердя об объектах, "не ведал, что творит", и на его воззрения надо махнуть рукой, и просто отбросить его мнение?

И разве экстраверт никогда не судит субъективно, не касается субъективных категорий, не может обращаться "во внутрь", уходить в свой внутренний мир, в свои думы и никак не проявляет свои размышления? Ибо - субъективные!
А уходя в свои размышления, он становится интровертом?
И будучи "направленным на объекты", внутри себя не о них же размышляет,
или в размышлениях они для него теряют всякую ценность?

А интроверт - только в себе или всё-таки обращается во вне, во внешний мир? И что, при этом становится экстравертом? То есть так же нацеленным на объекты? Или, всё-таки, на что-то отличное, и из-за этого проявляется по-иному?

Разве во "внешнем мире", при непосредственном общении, не заметна никакая разница между экстравертом и интровертом?

Есть ли тогда вообще какие-то различия??

Но, ведь, есть и второй вариант:
2) Направленность на объекты, хоть во вне, хоть внутри себя, – экстраверсия.
А внимание к "содержанию", как во внутренних проявлениях, так и внешних (!), – интроверсия.
Extra-Intro_03.jpg
Extra-Intro_03.jpg (28.84 КБ) Просмотров: 2730

И такой подход представляется более разумным и правильным.

Исходные определения Юнга отражают его стремление максимально разграничить понятия, четче представить различия и демонстрируют наиболее ярко и относительно чаще встречающиеся комбинации, но это не исключает других, также упоминаемых Юнгом.
Очевидно, что в общем случае, у экстраверта не исключены внутренние ценности, так же, как у интроверта - внешние, на которые также может направляться интерес и внимание.

С направленностью во внешний мир также связана проявляемая активность.
По мнению Юнга: "Оба могут быть деятельными и недеятельными, не изменяя при этом своего типа; поэтому я считаю, что момент активности, в качестве главной характеризующей черты, следовало бы отбросить; однако, в качестве черты второстепенного значения этот момент все же играет роль". [3]

В завершение – несколько уточнений.
Объекты существуют не сами по себе, они проявляются и находятся в каких-то условиях, в окружающей среде, т.е. в некоем пространстве, как внешнем, так и внутреннем, и представляются, как в предметном, так и в абстрактном виде.

Объект - выделенный элемент пространства.

Экстраверт, выделяя отдельный значимый объект, концентрируясь на нём и его качествах, отфильтровывает всё остальное, старается абстрагироваться от "мешающего" пространства, как во вне, так и внутри себя.

Интроверт - наоборот, отфильтровывает отдельные элементы, старается, как писал Юнг, "абстрагироваться от объекта", направив свой интерес на само "пространство", его "содержание", условия окружающей среды, причем, как "вовне", во внешнем мире, так и,- погружаясь в условия внутреннего мира,- "внутри себя".

Отсюда и другие, по словам Юнга - вторичные, проявления рассматриваемых признаков.
Например,
экстраверт и самого себя позиционирует, как значимый объект среди общего окружения, старается чем-то выделиться, проявить активность;
а интроверт, наоборот, старается меньше "высовываться", слиться с окружающим миром.

Исходя из вышесказанного, можно также сделать вывод об ошибочности существующих ныне представлений о таких критериях интроверсии, как "связи объектов", "отношения объектов", "иерархия объектов", и т.п. определений, отражающих точку зрения их авторов, как экстравертов, о первоочередной и исключительной ценности объекта, и остающихся в рамках экстравертной установки. Даже с учетом наличия "связей" и "отношений", но находящихся в неразрывной, и даже подразумеваемой, связи с "объектами", такие определения следует признать лишь граничными между экстраверсией и интроверсией.
"Чистая" интроверсия, по Юнгу, должна быть полностью абстрагирована от менее значимых для интроверта отдельных элементов - объектов.

Выводы:
1. Основной критерий экстраверсии – направленность внимания на выделенный объект и его свойства, с отвлечением от менее значимого окружающего пространства.
2. Вероятный основной критерий интроверсии – направленность внимания на содержание и условия пространства, с отвлечением от менее значимых отдельных элементов и индивидуальных качеств.
3. Направленность на внешний или внутренний мир, а также проявляемая активность – вторичные (и ситуативные) показатели для различения и определения признаков экстраверсии и интроверсии.


Литература:
1. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. (1994)
2. C.G. Jung - Memories Dreams Reflections (1963)
3. Карл Густав Юнг. Психологические типы (2001).
4. Н.И. Козлов. Интроверсия и Экстраверсия: основные подходы
5. Психологос. Типы акцентуаций по К.Леонгарду

-----

Статья в формате pdf:
https://vk.com/doc24912422_445330401
Последний раз редактировалось Romantic Чт май 11, 2017 11:53 am, всего редактировалось 2 раз(а).

Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.

(2+2=22)... Очевидно, но не верно. (2+2=4)...Верно, но не очевидно ;)
Аватара пользователя
Romantic
Клуб пиратов
Клуб пиратов
 
Сообщения: 5673
Зарегистрирован: Вс ноя 23, 2008 5:25 am
Откуда: Древ корабельных груда, да с флотом ныне скудо.
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Есенин
Тип по психе-йоге: Газали (ЭВЛФ)
Профессия: Компрессия

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение life_hack » Ср май 10, 2017 11:30 pm

Я увидела обезьяну и львицу.Больше ничего не могу рассмотреть пока, как ни стараюсь. Увидела потом.
Зачем вошел в твой дом, здесь все горит огнем (с)
life_hack
Местный
Местный
 
Сообщения: 881
Зарегистрирован: Вт май 02, 2017 7:01 am
Медали: 1
Пол: Женский

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение Romantic » Чт май 11, 2017 10:38 am

Life hack писал(а):Я увидела обезьяну и львицу.Больше ничего не могу рассмотреть пока, как ни стараюсь. Увидела потом.


А центральное дерево, на фоне которого и проявляется противостояние этих животных?
А порхающие птички?
А плеск волн, гоняющиеся и выпрыгивающие рыбки?

А сам текст не заметен или не интересен?

---
Ладно, сейчас вставлю текст, как обычно.

Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.

(2+2=22)... Очевидно, но не верно. (2+2=4)...Верно, но не очевидно ;)
Аватара пользователя
Romantic
Клуб пиратов
Клуб пиратов
 
Сообщения: 5673
Зарегистрирован: Вс ноя 23, 2008 5:25 am
Откуда: Древ корабельных груда, да с флотом ныне скудо.
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Есенин
Тип по психе-йоге: Газали (ЭВЛФ)
Профессия: Компрессия

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение quarz » Чт май 11, 2017 12:06 pm

Хз, дерево там с птичками видно сразу, а чтоб увидеть льва, обезъяна и рыб, пришлось напрячься.

А текст шикарный (и пусть кто-нибудь еще скажет, что этики не могут в объясняшки :D ).
Имхо, вот такие вещи в стрессовых ситуациях становятся видны сразу
Romantic писал(а):экстраверт и самого себя позиционирует, как значимый объект среди общего окружения, старается чем-то выделиться, проявить активность;
а интроверт, наоборот, старается меньше "высовываться", слиться с окружающим миром.

В повседневной жизни может это и второстепенный признак, но экстрим сразу показывает, ху из ху.
Если ты ждал подходящего момента... это был он.
Аватара пользователя
quarz
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 9485
Зарегистрирован: Пн авг 22, 2011 11:14 am
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Паскаль (ЛЭВФ)
Темперамент: Меланхолик
Профессия: корабль в бутылке

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение life_hack » Чт май 11, 2017 8:22 pm

Romantic писал(а):
Life hack писал(а):Я увидела обезьяну и львицу.Больше ничего не могу рассмотреть пока, как ни стараюсь. Увидела потом.


А центральное дерево, на фоне которого и проявляется противостояние этих животных?
А порхающие птички?
А плеск волн, гоняющиеся и выпрыгивающие рыбки?

А сам текст не заметен или не интересен?

---
Ладно, сейчас вставлю текст, как обычно.


Я уже поняла, что мне вообще лучше лишний раз рот не раскрывать, тут флудить можно всем кроме меня. Я прочла текст в первую очередь.
Зачем вошел в твой дом, здесь все горит огнем (с)
life_hack
Местный
Местный
 
Сообщения: 881
Зарегистрирован: Вт май 02, 2017 7:01 am
Медали: 1
Пол: Женский

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение Romantic » Чт май 11, 2017 8:27 pm

Life hack писал(а):Я уже поняла, что мне вообще лучше лишний раз рот не раскрывать, тут флудить можно всем кроме меня. Я прочла текст в первую очередь.

Ну, прости! :oops:

Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.

(2+2=22)... Очевидно, но не верно. (2+2=4)...Верно, но не очевидно ;)
Аватара пользователя
Romantic
Клуб пиратов
Клуб пиратов
 
Сообщения: 5673
Зарегистрирован: Вс ноя 23, 2008 5:25 am
Откуда: Древ корабельных груда, да с флотом ныне скудо.
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Есенин
Тип по психе-йоге: Газали (ЭВЛФ)
Профессия: Компрессия

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение Romantic » Чт май 11, 2017 8:29 pm

quarz писал(а):А текст шикарный (и пусть кто-нибудь еще скажет, что этики не могут в объясняшки :D ).

:) Спасибо, quarz! :)

Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.

(2+2=22)... Очевидно, но не верно. (2+2=4)...Верно, но не очевидно ;)
Аватара пользователя
Romantic
Клуб пиратов
Клуб пиратов
 
Сообщения: 5673
Зарегистрирован: Вс ноя 23, 2008 5:25 am
Откуда: Древ корабельных груда, да с флотом ныне скудо.
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Есенин
Тип по психе-йоге: Газали (ЭВЛФ)
Профессия: Компрессия

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение Hesperus » Вс ноя 12, 2017 3:01 am

Меня вот очень удивило описание экстраверсии и интроверсии. Экстраверт спокойно кидает объект или субъект который ему не понравился, а интроверт меняет. И расписано так, как будто обратно никак не может быть и экстраверту совершенно плевать на содержание, а интроверт вообще ничего не видит и не воспринимает кроме своего мнения.

Лично мне действительно проще менять отношения, но при этом я хочу чтобы все было правильно и хорошо, но не буду об это биться до победного. Не хочет изменяться и не надо, это конечно печально, но что я могу тут поделать. Просто отойду на максимальную дистанцию чтобы если что меня не задело.

Или вот с одного из сайтов описание

1. Фокус внимания: связи/объекты
Сознание экстраверта фокусируется на объектах, на том, что снаружи: поведение людей, факты, деловая активность, вещи и т. д. Интроверты концентрируются на связях между объектами, на том, что находится между: отношение к людям, причинно-следственные закономерности, ощущение от вещей. То есть, если у интроверта есть отношение к определенному актеру, то на фильмы с его участием он будет смотреть сквозь призму этого отношения.

Пример №2.
Во фразе: «Саша часто общается с Машей, наверное, между ними что-то есть», – акцент идет не на связи объектов, а на самих объектах. Экстраверт обращает внимание не на то, что между ними есть связь, на то, что это между САШЕЙ И МАШЕЙ (объекты). То есть, объекты нас заботят в большей степени, чем связи.
Вот вам и первый конфликт восприятия:
Жена, интроверт, узнает о связи мужа, экстраверта, с другой женщиной.
- Я знаю, что у вас что-то было! Это так?
- С Машей?
- Мне без разницы, с Машей или с Дашей. Скажи, ты мне изменил?
- Ты за кого МЕНЯ принимаешь? Чтобы Я с МАШЕЙ? Ты смеешься что ли надо МНОЙ?...
Жена обращает внимание на связи. Муж на объекты.

Пример №3.
В кинотеатр приходит парень, интроверт, со своей девушкой-экстравертом.
- Вау! Смотри, какой красивый постер! Давай пойдем на этот фильм! - говорит девушка.
- А давай не пойдем. Во-первых, я не люблю боевики. Во-вторых, мне не нравится этот актер. В-третьих, у меня сейчас не то настроение, чтобы смотреть боевик, - отвечает парень.
- Да ладно тебе. Так у этого фильма бюджет 40 миллионов. Наверняка что-то прикольное сняли.
- А вот на этот психологический триллер с участием Бреда Пита не хочешь сходить?
- Эээ.. Это груз какой-то! К тому же картинка мне не нравится.

Экстраверт обращает внимание на картинку. Интроверт на отношение. Экстраверту важен эффект от фильма. Интроверту - состояние на протяжении фильма. При этом экстраверту может быть важен актер как объект, жанр как объект. А интроверту важен актер, игра которого ему нравится, жанр, который создает в нем определенное настроение.
У интроверта всегда есть явное или неявное отношение к объектам.


То есть, все экстраверты пустышки, а все интроверты глубокие и думающие :o
Аватара пользователя
Hesperus
Местный
Местный
 
Сообщения: 1874
Зарегистрирован: Сб окт 07, 2017 11:31 am
Медали: 1
Пол: Мужской
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Платон (ЛФВЭ)

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение Буран » Вс ноя 12, 2017 5:53 pm

Подход правильный, но...

Попытался представить себе пространство или содержание в отрыве от объектов и не смог. :unknown:

Аристотель, помнится, определял пространство как совокупность мест для объектов. Аристотель был экстравертом? :add14
Аватара пользователя
Буран
КБ 'Грядущее'
КБ 'Грядущее'
 
Сообщения: 33333
Зарегистрирован: Чт сен 03, 2015 5:29 pm
Медали: 15
Пол: Мужской
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Профессия: проповедник неокосмизма

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение Danidin » Пн ноя 13, 2017 3:06 am

"Объективное" и "объект" - это разные понятия.
Объективное - это не зависящее от особенностей конкретного наблюдателя.
Объект - это отдельная от других сущность внешнего мира.
Противоположностью объективного является субъективное. Объективное - логика, субъективное - этика.
Пример:
у нас есть два тела - одно массой 100 кг и температурой 20с, второе - массой 10 кг и температурой 60с. Это сейчас было объективное описание системы двух тел. Сравнение с универсальным эталоном, логика. А субъективное таково: с точки зрения первого тела второе легче его в 10 раз и теплее на 40с. А с точки зрения второго всё наоборот, первое тяжелее его в 10 раз и холоднее на 40с. Это, как ни странно, вполне себе этика (хотя и до жути примитивная).

А вот у "объекта" как понятия нет противоположности. Объект - одна из четырёх взаимоувязанных по типу малой группы категорий, где три остальных - процесс (движение), свойство (содержание) и связь (структура). В нашем языке эта четвёрка эквивалентна следующим базовым понятиям: объект - имени существительному (что?), процесс - глаголу (что делает?), свойство - прилагательному/определению (какой?), связь - обстоятельству (как?).
В соционике объект - это да, экстравертное, но не просто экстравертное, а именно что экстравертно-иррационально-статическое понятие. ГР-темперамент воспринимает мир просто как разбросанные вокруг отдельные объекты, которые можно приближать к себе (интересные, желаемые) или удалять (неинтересные, нежелаемые).
Соответственно, процесс - это понятие экстравертно-рационально-динамическое, свойство - интровертно-иррационально-динамическое, связь - интровертно-рационально-статическое.
Если же говорить о определении "чистой" вертности, то, по мне, не надо выдумывать лишнего:
экстравертная система - это та, большая часть энергии которой заключена в её взаимодействием с другими системами, интровертная - та, где большая часть энергии связана с взаимодействием внутренних элементов системы.
Простые примеры:
1 (динамика): Пусть у двух систем равная кинетическая энергия, но у одной вся она содержится во вращательном моменте, а у второй - в направленном движении. Движение первой системы не покидает её пространственных пределов (и может быть даже не видно снаружи, если убрано в некую оболочку), и, таким образом, является её "свойством". Это интровертное движение. Движение второй системы направлено вовне, приводит к перемещению системы в пространстве и тем самым - изменению её положения относительно систем-соседей. Это экстравертное движение.
2 (статика): Пусть у двух систем равная потенциальная энергия (и равная масса). Только у одной она связана с тем, что система, взятая за материальную точку, приподнята над некой поверхностью на высоту L. А у другой - с тем, что сама система представляет собой протяжённую структуру (форму), ориентированную в пространстве так, что центр её тяжести приподнят над точками опоры на высоту L. Тогда первый вид потенциальной энергии у нас будет являться экстравертным, а второй - интровертным.
Danidin
Местный
Местный
 
Сообщения: 1700
Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 7:51 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Меланхолик

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение Noesis » Пн ноя 13, 2017 4:54 am

Danidin писал(а):Объект - это отдельная от других сущность внешнего мира.

Сущность - сама по себе вещь, отдельная от других вещей. Нет смысла определять "объекты", как отдельные сущности.
Я думаю, лучше использовать сущность в качестве базового понятия, чтобы избежать терминологического однообразия.
Никогда не теряйте бдительность. Это для вашего же блага.
Аватара пользователя
Noesis
Местный
Местный
 
Сообщения: 1678
Зарегистрирован: Вт май 17, 2016 3:57 pm
Пол: Мужской
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Сангвиник

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение Danidin » Ср ноя 15, 2017 2:51 am

Noesis: сущность - смысл некого явления, феномена, где под явлением может пониматься и объект, и что-то иное (связь, свойство, процесс), рассмотренный в отдельности от других явлений. То есть, объект в этом определении рассматривается не отдельно от других объектов, а отдельно от связей, свойств, процессов. По крайней мере, я именно это определение "сущности" имел ввиду (фух, чуть мозги не вывихнул, сочиняя это объяснение :D )

hizhnjak: по мне, лучше так:
F - материальные объекты
I - информация об объектах
S - вещественные изменения в объектах окружающего мира
T - информация об изменениях
Danidin
Местный
Местный
 
Сообщения: 1700
Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 7:51 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Медали: 6
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Темперамент: Меланхолик

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение Hesperus » Чт ноя 16, 2017 12:48 pm

hizhnjak писал(а):Надо бы ещё подумать над дополнением этих комбинаций коллективными/индивидуальными объектами/отношениями. Станет понятно почему Юнг переименовал "коллективное бессознательное" в "объективное психическое")


Правда? А я где только не читал, то везде было написано коллективное бессознательное. Причем, очень бесит что психологический термин улетел вообще в мистику. Очевидно же, что КБ это не просто что-то взявшееся из головы от влияния рептилойдов, а культурный пласт психологического развития народов.

И он вроде как еще поменял его на трансперсональное бессознательное.
Аватара пользователя
Hesperus
Местный
Местный
 
Сообщения: 1874
Зарегистрирован: Сб окт 07, 2017 11:31 am
Медали: 1
Пол: Мужской
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Платон (ЛФВЭ)

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение Hesperus » Вс ноя 19, 2017 2:53 am

hizhnjak писал(а): во-вторых, потому что объект внимания гуманитарных типов довольно сложно помыслить без мистики, ведь он одновременно и абстрактный, и одушевлённый. В лучшем случае живую идею можно помыслить как лингвистический/семантический/семиотический/психологический или литературный феномен, но в первую очередь в голову приходят как раз мистические понятия архетипа, души, бога, мифа и тому подобные.


Да что за чушь ты несешь?
Аватара пользователя
Hesperus
Местный
Местный
 
Сообщения: 1874
Зарегистрирован: Сб окт 07, 2017 11:31 am
Медали: 1
Пол: Мужской
Соционический тип: Гамлет
Тип по психе-йоге: Платон (ЛФВЭ)

Экстраверсия/интроверсия - уточнение

Сообщение Kарина » Пн ноя 20, 2017 10:33 am

Hesperus писал(а):
hizhnjak писал(а): во-вторых, потому что объект внимания гуманитарных типов довольно сложно помыслить без мистики, ведь он одновременно и абстрактный, и одушевлённый. В лучшем случае живую идею можно помыслить как лингвистический/семантический/семиотический/психологический или литературный феномен, но в первую очередь в голову приходят как раз мистические понятия архетипа, души, бога, мифа и тому подобные.


Да что за чушь ты несешь?

Согласна

Да к тому же, он, похоже, по-русски разговаривать не умеет
.
Аватара пользователя
Kарина
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 5995
Зарегистрирован: Пт ноя 29, 2013 5:10 pm
Пол: Женский
Соционический тип: Гексли
Тип по психе-йоге: Паскаль (ЛЭВФ)
Темперамент: Холерик

След.

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Признаки Рейнина

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: 12341322123, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]