Когда речь заходит о трактовке интро- и экстраверсии в рамках соционики, важно понимать, что эти свойства психики не равноценны в полной мере психологической интро- и экстраверсии, о которых в свое время предостаточно наговорил дражайший Айзенк. Поэтому говорить о том, что экстраверты гораздо более общительны и что им по этой причине труднее прерывать общение, а интроверты нелюдимы и общаются с крайне ограниченным количеством людей, не совсем корректно.
Экстратимность и интротимность определяются, как известно, по ведущей (базовой) функции ТИМа, что, в свою очередь, говорит, прежде всего, о направленности интересов индивида. Так, экстравертам свойственно рассматривать себя как часть объективного мира, считаться с его законами, интересоваться происходящим вокруг них в значительно большей степени, чем тем, что происходит у них внутри: каковы их эмоциональное и физическое состояния, почему они - эти состояния - именно таковы, нравится им это или нет и т.п. Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему и тому, что с этим внешним можно сделать. Именно экстраверты гораздо чаще берутся за активное изменение окружающей обстановки.
Интровертам же свойственно в большей степени воспринимать мир как добавочный элемент к ним самим. Так, их прежде всего интересуют собственные ощущения, эмоции, мысли и собственное же отношение к тем или иным объектам. Они гораздо лучше знают себя, им гораздо проще рефлексировать на тему того, почему их ощущения, мысли, эмоции и отношение именно таковы, а не другие. Но и интерес к внешним объектам и к объективному миру у них менее выражен.
Таким образом, для экстравертов сферой интересов в первую очередь является объективный мир, и лишь затем - они сами, а для интеровертов - они сами, и только потом - объективный мир.
Что касается общительности, то здесь важно понимать, что такое явление в большей степени определяется работой функций, нежели интро- или экстравертностью.
Очевидно, что белые и черные этики - базовые и творческие - будут на порядок общительнее, чем логики, независимо от вертности этой самой логики. Если сравнивать ИЭИ (Есенин) с ЛСЭ (Штирлиц), то по степени общительности и круга знакомств очень многие ИЭИ заткнут типичных ЛСЭ за пояс.
Если говорить об общительности как таковой, последовательность от наиболее общительных к наименее будет следующей:
Этики-экстраверты -> Этики-интроверты -> Логики-экстраверты -> Логики-интроверты