Небольшой дилетанский анализ моего восприятия песен. Как-то пришла в голову идея отгородится от всего мира и внимательно прислушаться (в позе лотоса:), какие чувства и мысли возникают при прослушивании, строчка за сторочкой, любимых песен, и какие соционические выводы можно из этого сделать. На самом деле, я в соционике не то чтобы очень разбираюсь, сама в своих функциях все время путаюсь...
Допустим для простоты, что мой тип точно ЭИИ. Сразу замечу, что мое понимание песен может сильно отличаться от того, что вкладывают в них авторы. Часто непонятные, неприятные или неинтересные мне моменты я как бы опускаю или пропускаю. Но, если в песне нет ничего такого, что цепляет, я ее слушать, конечно не буду.
1. Много песен я набрала за годы таких, где главный герой или героиня вызывают у меня сострадание (активизирует базовую
). Причем, в некоторых случаях они объективно (как задуманно автором, например "О, сколько слез сушил мне ветер" Дольского) грустят, вздыхают, страдают, боятся, переживают, сомневаются, не понимают, а в некоторых, я думаю, герой представляется мне несчастным или никчемным, что не соответствует замыслу авторов
. Например, в "Волне" Флер, где "внутри меня волна" которая "сбила с ног, разнесла о камни, разорвала на части", девушке, на самом деле хорошо, поскольку у нее
, наверное, суггестивная. А я отождествляю ее с собой, воспринимаю удар по болевой
и мне ее жаль. Но вообще, жалко может быть героя или героиню совершенно любого типа. В любом случае, злоупотребление таким суррогатным состраданим, когда ничем не возможно помочь и ничего нельзя изменить, как мне кажется, ведет к депрессии. Когда же (особенно после умеренного числа жалоб) герой песни искренне признается в любви к людям, богу, животным или дому, просит прощения, раскаивается, обещает больше плохо не поступать, обещает вернуться, обещает ждать, благодарит, жертвует (но тут чувства напополам с состраданием), совершает ради кого-то всякие подвиги или клянется в верности навеки ("ты у меня одна"), базовая просто поет. Приятно ей, также, и утверждение в песнях квадральных дельтийских ценностей (терпимость, мирное сосуществование, примирение врагов, искренность, уважение к добрым традициям, индивидуализм, осуждение аггрессии, фанатизма и радикализма). Здесь, опять же, очень важна искренность. В попсе ее почти что никогда нет, поэтому я ее и не слушаю. А вот песни авторов-исполнителей (даже более чем дневники, интервью или письма) по-моему, самый лучший инструмент "заглядывания" в человеческие души. Конечно, все мы играем и притворяемся, осознанно или нет, в той или иной степени, но я все-таки дерзну сказать, что искренность чувствуется, особенно, когда человек сам сочиняет песню, сам ее исполняет (так что слышно интонации и, иногда, видна мимика) и какие-то мотивы последовательно можно проследить через все творчество. Когда так "заглядываешь" в чью-то душу и видишь там нечто прекрасное, понятное и в тоже время, удивительное - это кайф.
На форуме "16 типов" кто-то хорошо сказал, что в музыке всегда присутствует элемент дуальности. Еще более это верно, по-моему для песен. И это не столько дуальность, сколько восхищение теми качествами, которые нам нравятся, но у нас их нет. Из этих качеств складывается некий "светлый образ". Например, у Щербакова это, как мне кажется, "горделивый трубач" "властная лира" "каратель межзвездный", которые "победно, бравурно", "отнимая", "отрывая", "вырывала","покоряя", "все люди падайте в сугроб" (
)... Вообще его песни люблю, но всегда, когда доходило до таких моментов, возникало желание бежать, бежать, бежать (теперь понимаю, что это ожидая появления своего ревизора неиначе). Когда же в таком "светлом образе", к которому обращена "серенада" хоть как-то узнаешь какие-то свои черты (например, "женщина с добрым рассеянным взглядом" "ищет и вечно искать его будет" Дольского) - это кайф.
Есть тут еще один момент. Мне кажется, хотя не исключаю, что ошибаюсь, в песнях авторы часто сознательно или бессознательно как бы запрашивают помощь по суггестивной, референтной и болевой функциям. Признаются в своей некомпетентности, выражают сомнения, начинают петь жалобным, неуверенным голосом или кричать с надрывом (последнее - боль - характерно именно для болевой): "лед не расплавил, бунт не возглавил" "не сломал плотин" Щербакова - суггестивная
и его же "не зря ли я взывал до хрипоты, племена миря" - тут и референтная
подключается, "может вышли с судьбой нелады и со случаем плохи дела" и "видно кони мне достались привиредливые" Высоцкого - суггестивная
). И вот, когда такая "беда" с их
(особенно, если она суггестивная), моя
как бы активизируется - и это приятно. Например, если в песни звучит вопрос "Дождешься ли меня?" "Простишь ли меня?" - нравится в уме ответить "дождусь", "прощу".
2. Всякий раз, когда в песнях появляется побуждение к действием (но не грубые приказы и не жалобные просьбы), мне становится как-то очень хорошо. Например "ходи с бубен, ходи во фраке" Щербакова или "pass
the wit of ancient wisdom (квадральные ценности), pass
the cup of crimpson wonder
" (Ian Anderson). Получается, это меня программируют по суггестивной
. И чем конкретнее и детальнее такое побуждение, тем лучше. В основном, наверное, такой оборот характерен (во всей его убедительности) для песен моих дуалов, полудуалов, активаторов и заказчиков. Подделать такое, по-моему, не возможно, поскольку если
у автора не базовая и не творческая, ему и в голову не придет часто и правильно использовать такой оборот.
3. Всяческие радости жизни по референтной
очень даже радуют, пока они не переходят в слащавость, приторность и банальность попсы или шансона. Когда в песнях искренне предлагают "светлый терем с балконом на море", обогрется у огня, присоединиться к застолью и т.д. - это славно. Какая-то такая направленная забота. Но тут, частично, "цепляет" и за базовую
, поскольку щедрость, забота и внимание воспринимаются как добродетель. А вообще впечатляет красивая музыка, голос и поэзия, сложные ритмические конструкции, мастерство, талант в этой области. Радость для уха, "внутренних" (воображаемых) глаз, осязания, обоняния, вкуса. Например, когда, слушая песню, ясно видишь перед собой детальный образ того, о чем она. И, особенно, если этот образ приятен. В этом плане особенно хороши песни дуалов, активаторов, подзаказных и миражников.
Вот эти три пункта для меня - "тройной удар", три функции, воздействие на которые через песни наиболее сильное.
Как то встретила я на социофоруме фразу "нет другого бога кроме дуала" и испугалась. Может это была и шутка, но подумалось про соционическое выворачивание мозгов наизнанку и т.д. А недавно, совсем из другого источника, услышала об искреннем понимание Бога как проявления в людях базовой и творческой функций дуала (
, "потенциальная доброта") и задумалась. Что-то в этом есть. Восприятие Бога, наверное, у людей разное. Для меня самое, пожалуй, замечательное выражение "идеи" Бога заложенно в стихотворении Владимира Соловьева (которое тоже поют многие):
Бедный друг (
), истомил тебя путь (
)...
Ты войди же (
) ко мне отдохнуть (
)...
Только имя мое назовешь - (
)
Молча к сердцу прижму я тебя (
)...
Неподвижно лишь солнце любви (
= const ).
Тройной удар... Плюс
Смерть и Время царят (
) на земле,-
Ты владыками (
) их не зови (
)
Как бы отгораживает от воздействия на болевую функцию. Вообще же, предполагаю, что образа Бога у каждого человека два - тождественный и дуальный. Тот, который понятен
и тот, в котором воплощено то, чего нам недостает.
4. Болевая. Песни из жанров, которые у меня ассоциируются с
(блатные, рэп, металл) я не слушаю. Немного слушала в юности какой-нибудь "Гоп-стоп", но это
давно прошло. Литавры не люблю. Ругани в песнях не переношу.
Там, где герой или героиня подвергаются воздействию силы, мне их обычно жаль. Если кто-то защищает (обещает защитить, заслоняет, уводит) от посягательств какой-либо
грубой силы - это приятно.
5. Творческая
. Вообще, наверное, слушание песен - не очень творческий процесс, скорее что-то пассивное. Но вообще, люблю песни про развитие человеческих отношений, например
"Неальбомное" Вероники Долиной. И те, где герои, несморя на все трудности, находят выход или хотя бы надежду на выход из сложной ситуации (например, "Еще не вечер"
Высоцкого, где "светлый образ" капитана приходит на помощь суггестивной
автора, или "Бомбардировщики"). Когда герой песни выражает какой-то такой фатализм,
ему кажется, что он в безвыходной ситуации, вероятно, помимо сочувствия, это также активизирует интуицию возможностей. Идея о том, что добро победит ("Там, где
светел день" Макаревича), поиск добра ("Searching for a world where Love is not denied" - Justin Hayward) и фразы типа "Give us direction; the best of goodwill", "Point the way to better
days" (Ian Anderson), как мне кажется, активизируют и базовую
и творческую функцию
одновременно.
6. Ограничительная
. Песни, в коротых искренним голосом выражаются всяческие эмоции, интересны и такие эмоции бывают заразительными. Отрицательные эмоции,
особенно сдерживаемые, вызывают сочувствие (
). Нравится, когда одновременно и искренне сокрушаются о чем-нибудь и иронически подсмееваются над
собой, сокрушающимися (характерно для Щербакова и Андерсона). Воспринимается, как проявление мужества. Типа кривоватой ухмылки Гаррисона Форда.
Терпеть не могу приторность, слащавость и неискренность попсы ("сопли и вопли") и нарочито-религиозных песен.
7. Ролевая системная логика . В песнях, насколько я понимаю, должно соответствовать какой-нибудь "картине мира", "системе мироздания", обстоятельствам, "положению вещей". Как таковое,
не особенно интересно и большого доверия не вызывает. Если нарисованная картина красивая, воспринимается по референтной
, если, отталкиваясь от такой картины,
можно какой-то свой сюжет развить, наверное, подключается
, если нарисованная система влияет как-то на субъектов песни, включается
("комната, лишенная зеркал"
Гребенщикова).
8. Фоновая интуиция времени . Опять же, утверждения о том, что якобы будет воспринимаются через другие функции. Например, когда Щербаков поет "меня убъют на
войне" или кто-нибудь сокрушается о нехватке времени - как "жалко птичку", а "у нас еще все впереди" Визбора или "будет нам еще с тобою.." Щербакова - как "молодец,
друга поддерживает, даже если и врет" (
). А вот когда слышу "I must be gone by the seventh day" Андерсона, такое смутное впечатление, что появляется мысленный
календарь с галочкой и тут же исчезает - так же, как если бы я в жизни от кого-то услышала такую фразу.
Вывод: похоже бабушка-Аушра была-таки права...
PS. Попутно, как мне кажется, я начинаю понимать различие интровертных и экстравертных песен. В первых взгляд на все, и в том числе на себя, идет как бы через мутное искривленное
стекло своего личного восприятия, изнутри а во вторых, отображение всего более объективное, снаружи, нет такой "болезненной" озабоченности своим "я".
PSS. Повелительное наклонение - это не обязательно
, конечно. Например, "печалиться давайте" (Никитины) или "будь самой горькой из моих потерь" (Шекспир) - побуждение по
,
а какой-нибудь грубый приказ без деталей типа "отдавай", "давай" - это
(Любэ вспоминается).
PSSS. Для чистоты эксперимента, просмотрела свои раннее (пре-соционические) стишки ужасного качества, и выяснила, что 1) они, в основном, про развитие отношений (
и
) ,
2) несчастные герои физически страдают, как бы ожидая помощи по
("Хлестающий лицо холодный снег") или 3) не совершая (не совершив) какого-то нужного действия по
("Вот злая беда: не найти мне дороги домой" "но не встречались в жизни этой"), 4) положительные герои отдают подробные приказы:
"Не бойся, мой старый слуга-менестрель, / Волшебник не стоит вниманья, поверь! / Могучие руки железных машин / Плотину воздвигнут превыше вершин./
Ступай, успокой небольшой мой народ,/ Именье раздай пострадавшим от вод."
И т.д. Пока все сходится.