Размышления на счёт ПОНЯТИЙНОГО УРОВНЯ Интегрированная личностьОсновная модальность интегрированной личности — синтетически-каузальная. Как этот человек воспринимает себя?
Так вот, у интегрированной личности свет ее внутреннего «я» пронизывает весь мир — весь внутренний мир человека и весь его внешний мир. И все, что с ним и вокруг него происходит, он воспринимает лично.
Этот свет насквозь пронизывает все его ценности. Помните, зрелая личность отличалась тем, что ее ценности были санкционированы внутренним «я» и подсвечены им в целом — но не полностью. А в данном случае этот свет пронизывает всю жизнь человека. Все его ценности воспринимаются человеком как полностью его собственные. У него нет сложностей, связанных с взаимодействием его различных жизненных программ и, соответственно, нет сложностей, связанных с противоречиями между его ценностями. Все они интегрированы вместе в едином бытии человека.
Этих сложностей нет настолько, что ценностной уровень этим человеком вообще не очень воспринимается. В случае зрелой личности мы говорили, что она в основном существует как раз на ценностном уровне, а те локальные неувязки, которые идут на уровне внешних или внутренних событий, человеком воспринимаются как неизбежные издержки. А на уровне интегрированной личности каждое событие жизни, каждый момент ее существования, санкционированы внутренним «я».
Этот человек живет в едином сплошном потоке, который на Востоке называется
дао.
Дао в переводе с китайского означает «путь». И этот человек ощущает свою жизнь как единое сплошное бытие в мире, развернутом к нему лично, где ничто не случайно и, более того, каждое событие представляет собой квинтэссенцию всей его жизни.
Я уже говорил, что есть определенные связи между уровнями через один; например, есть определенное сходство между подростковой и зрелой, между юношеской и инфантильной личностями. И еще есть очень большое чисто внешнее сходство между инфантильной и интегрированной личностями. Но между ними есть и качественное различие. Если вы помните, инфантильная личность всегда центрирована здесь и сейчас, на том, что происходит, но различные мгновения ее жизни совершено не связаны друг с другом. А интегрированная личность живет в интегрированном мире: она в каждый момент времени воспринимает свою судьбу, и жизнь, и мир как единое целое. А текущий момент — это как бы фокус этого мира. А у инфантильной личности, наоборот, мир и «я» полностью дезинтегрированы, то есть это хаотическое нагромождение событий, обстоятельств и совершенно никак не связанных друг с другом моментов самоидентификации: сейчас я такой и со мной происходит это, а через десять минут я другой, и со мной происходит совершенно другое, никак с прошлым эпизодом не связанное.
Мироощущение. У интегрированной личности есть очень ясное и сильное ощущение цельности жизни. У нее есть единое ощущение «я», то самое, которое началось на уровне юношеской личности и которое ее с тех пор не покидает. Но оно стало шире. На уровне зрелой личности «я» стало источником постоянной подсветки программ, которые человек ведет, и жизненных позиций, на которых он стоит. А теперь это «я» объединило все его программы и взяло на себя управление всеми ролями, в которых он в своей жизни выступает, и всеми субличностями, которые есть в этом человеке: человек чувствует, что оно их порождает, по своему усмотрению использует и разрушает, когда они уже не нужны.
Внутреннее «я» наполняет глубоким смыслом и события, и программы, и ценности человека, но совершенно к ним не сводится. Даже и на пятом уровне развития личности остается в конечном счете непонятным, что такое внутреннее «я». У этого человека есть ощущение своей личности, своей индивидуальности, неповторимости программ, которые он ведет, ему видно, как внутреннее «я» отражается в том, что человек делает, но что это такое, по-прежнему остается загадкой.
Что такое внутреннее «я» не становится понятными и на следующем, шестом уровне развития, который я назвал «реализованная личность». На этом уровне у человека вообще нет чувства своего «я»; оно куда-то девается.
Таким образом, прямо понять, что такое «я», невозможно и на шестом уровне, хотя косвенное понимание приходит уже на третьем уровне, то есть у юношеской личности. По поводу внутреннего «я» можно сказать так: это одновременно глубинный субъект восприятия (то есть то в человеке, что воспринимает) и исходная точка для всех инициатив, но ни то, ни другое не может быть объектом рассмотрения. Это то, что смотрит само, но всегда ускользает от прямого внимания; то, что воздействует (и на человека, и на мир), но не может быть объектом воздействия.
Интегрированной личность, здесь почерк внутреннего «я» человеку совершенно ясен, он все время ощутим, то есть та самая неповторимая индивидуальность, которая есть внутри него, все время проявляется в том, что он делает, в том, что он чувствует, в том, какую реальность он создает вокруг себя. Ему ясен почерк его индивидуальности, и более или менее внимательным окружающим он тоже виден.
У интегрированной личности есть определенные стили: стиль поведения и стиль восприятия.... что стиль мировосприятия и стиль мировоздействия одинаково важны для индивидуальности человека, и здесь они очень четко обнаруживаются.
Это не значит, что ему легко. Со стороны он смотрится как человек довольно легкий и непривязанный, но это не та непривязанность и легкость, которые свойственны инфантильной личности. Это та легкость и та непривязанность, которые приходят из высочайшей точности, из очень тонкого ощущения баланса. Этот человек всегда ищет расстановку акцентов, которая позволит ему наиболее точно выразить себя в данной ситуации. Он не ломает реальности, а, скорее, идет по миру, слегка к нему прикасаясь. «Умеющий ходить не оставляет следов. Умеющий закрывать двери не пользуется замками, но закрывает так, что открыть невозможно».
Или другой образ, более понятный для жителей северной страны. Представьте, что идет ледоход. Льдинки все небольшие, на любой из них можно удержаться лишь несколько секунд, а потом она начинает тонуть. И за это время надо не только не поскользнуться, но также найти следующую льдинку, точно оттолкнуться и на нее перепрыгнуть. Там вы тоже можете находиться лишь несколько секунд, которые вам даются на осмотр дальнейшей ситуации, а затем необходимо прыгать дальше. Вот, приблизительно, что такое путь в даосском понимании, и каждодневная жизнь интегрированной личности.
При этом внутреннее «я» ощущается человеком, с одной стороны, как что-то непостижимое, то есть прямо на него взглянуть нельзя, а, с другой стороны, как основной источник силы человека. И эта сила пропитывает собой и его ценности и программы, и его непосредственное поведение в каждый данный конкретный момент времени.
Заметьте: эта картинка совсем другая, чем та, которую я рисовал, когда рассказывал о зрелой личности. Ей была свойственна некоторая тяжеловесность: реализуемые человеком программы существовали каждая в какой-то степени изолированно и друг с другом не очень хорошо сочетались, что выражалось в затруднениях на плане конкретных событий, но для человека этот план не имел фундаментального интереса.
Здесь все наоборот. Здесь основное внимание человека находится именно на каузальном плане, то есть занято тем, что он непосредственно сейчас делает, а о продолжительных программах он, кажется, и вовсе не думает, хотя на самом деле их имеет. У него есть и ценности, и программы, но они настолько хорошо подсвечены его внутренним «я» и настолько хорошо друг с другом сочетаются, что основной фокус его внимания находится не на буддхиальном плане, а на каузальном.
И внутреннее «я» здесь ощущается существующим вне времени и вне любых форм, но, тем не менее, невидимо их пропитывающим. И оно может пропитать форму таким раствором, что эта форма окажется несокрушимым алмазом, если это по каким-то причинам будет человеку нужно.
Реализованная личностьЗдесь ощущение «я» вообще пропадает. У этого человека нет различия между внешним и внутренним миром. У него разрешены и трансцендированы все противоречия, которые мучают обычного человека: между знанием и невежеством, между добром и злом, между инь и ян — все эти понятия интегрированы, стихия воды полностью проработана. У него есть единое бытие в едином жизненном потоке.
У этого человек нет личных мыслей, у него нет личных проблем. Он как бы растворен в мире, и все, что у него есть личного, есть не более, чем отражение того, что есть в мире. Здесь происходит полное слияние внутреннего «я» человека с мировым «я».