Соционическая гипотеза о характере человеческой цивилизации

Гипотезы, обсуждения, наблюдения, факты

Соционическая гипотеза о характере человеческой цивилизации

Сообщение justas » Вт окт 16, 2007 7:23 pm

(Статья опубликована в журнале «Соционика, ментология и психология личности», №6 за 2006 г. Приводится с сокращениями и изменениями.)

В статье делается попытка рассмотреть характер социона основных рас с позиции юнговских дихотомий сенсорика/интуиция и этика/логика, а также проследить историческую динамику социона европеоидной расы.

Предпосылки гипотезы.
1) Расы как подвиды Homo Sapiens, в которых в наибольшей степени выражены природные физические различия людей.
2) Связь физических признаков с базисными свойствами личности (принцип тесной связи природно-телесного с природно-душевным).
3) Репрезентация юнговских дихотомий, имеющих очевидную физическую выраженность, в соционе той или иной расы.

Аушра Аугустинавичуте указывала на тесную связь неизменных в течение жизни телесных признаков с юнговскими дихотомиями. Особенно эта связь прослеживается в выраженности дихотомии сенсорика/интуиция в форме лица (лицевой части черепа) и строении тела (своеобразиях скелета). Интуиты имеют относительно узкое, вытянутое лицо с нешироким подбородком. У сенсориков лицо широкое, однако может быть и нешироким, но при этом с достаточно широкой, массивной челюстью *. Интуиты имеют тонкую кость и вытянутость тела. Сенсорики – широкую кость**, коренастость***. Дихотомия логика/этика также имеет очевидную выраженность в чертах лица. Логики обладают резкими чертами, угловатыми линиями лица, в то время как этики тяготеют к мягким очертаниям, плавности линий, округлости лица. Если прибегнуть к скульптурной аналогии, то можно сказать, что лица логиков вырублены из камня, а лица этиков вылеплены из глины.
Возьмем три основные человеческие расы: монголоидную, негроидную и европеоидную. Если провести статистико-антропометрический сравнительный анализ чистых представителей каждой расы по вышеприведенным телесным признакам, то, вероятно, мы придем к следующим выводам:
1) Среди представителей монголоидной расы подавляющее большинство являются коренастыми и широколицым.
2) Лица представителей негроидной расы в основной своей массе имеют округлые формы с мягкими очертаниями, без выраженной угловатости.
3) Внутри европеоидной расы в целом нет явного перевеса в сторону ширококостных или тонкокостных, коренастых или имеющих вытянутое тело, узколицых или широколицых, равно, как и нет значительного преобладания одного из полюсов телесного признака
угловатость/плавность линий лица.
Теперь переведем наши рассуждения в историческую плоскость. Вспомним период средневековья. На большинстве Азиатского континента и части Восточной Европы господствовали монголы-кочевники. Их государственность зиждилась на сухопутно-мобильной военной организации, широкомасштабной экспансии территорий и механизме сбора дани. В то время лучшим средством передвижения была лошадь, а стрелковым оружием – лук, что в совершенстве освоили монголы-кочевники. Монголы не создавали и уж тем более не развивали культуру: аграрную, ремесленную, духовную (наука, философия, искусство). Они лишь пользовались достижениями культуры других народов и постепенно их ассимилировали. Исключение могло составлять разве что военное искусство. А теперь свяжем наши рассуждения с юнговскими дихотомиями. Дефицит какого базисного свойства личности испытывает монголоидная раса? ИНТУИЦИИ. Подавляющее же господство сенсорной составляющей в соционе дает нам общество, ориентированное на территориальную экспансию и прагматизм в ущерб интенсивного развития за счет совершенствования технологий и прогресса точных наук (интуиция в сочетании с логикой), а также в ущерб утверждения гуманистических ценностей за счет развития так называемого «чистого» (неприкладного) искусства (интуиция преимущественно в сочетании с этикой).
Конечно же, среди представителей монголоидной расы встречаются интуиты. Но они составляют незначительный процент. Кроме того, на уровне коллективного сенсорного сознания господствуют сенсорные установки и подавляются интуитивные. Природному интуиту остается лишь одно: приспосабливаться к господствующим аттитюдам (социальным ожиданиям), т.е. существовать на более низком уровне СУПЕРЭГО – уровне социальной адаптации, а не на уровне ЭГО – уровне самоактуализации*.
Однако возникает вполне правомерный вопрос: а как же великие культуры древнего Китая и Японии? Смею лишь предположить, что как китайцы, так и японцы не являются чистыми представителями монголоидной расы и, следовательно, процент интуитов у них значительно выше. А поскольку это так, то интуит уже мог влиться в сообщество братьев по ЭГО и реализовать себя на этом высшем, собственно интеллектуальном уровне, а в конечном итоге внести свой вклад в культуру (осуществить соответствующий информационный прирост в соционе). Возможно также, что в связи с жестким консерватизмом и самоизоляцией древних и средневековых китайской и японской культур, у китайцев и японцев присутсвует явный перевес рационалов над иррационалами. Но это уже другая гипотеза…
Можно также выдвинуть соционическую гипотезу о происхождении Тибета – государства буддистских монахов, основанное монголами. Оно возникло в результате самоизоляции сообщества немногочисленных среди представителей данной расы интуитов, желающих постигать и развивать философию буддизма и, в частности, его практическое медицинское направление.

Теперь возьмем представителей негроидной расы – исконных обитателей Африканского континента. Из вышеприведенных гипотетических антропометрических обобщений следует, что логическая составляющая в соционе представителей данной расы крайне мала. Действительно, макросоциальная выраженность экстравертной сенсорики (высокосигнальной по модели Т) в сочетании с сильной логикой как стремление к территориальной экспансии с целью установления на новых территориях своего порядка не свойственна африканцам. Истории неизвестны ни африканские Чингиз-Ханы, ни Наполеоны, ни прочие завоеватели и поработители народов, которым бы удавалась экспансия в масштабах целого континента и более. Все военные конфликты здесь носят исключительно локальный характер, цель которых лежит скорее в этической плоскости – наказать, отомстить, получить сатисфакцию и пр., – но не в сенсорно-логической – подчинить, навести порядок, распространить влияние. В африканской культуре крайне развиты обрядовость и ритуальность, которые с соционической точки зрения являются энергетической настройкой на предстоящие значимые для жизни племени события: дождь, охоту, рождение, переселение души после смерти и прочие. Это не что иное, как проявление сильной этики. А магия африканского колдуна – эдакого эскулапа и психотерапевта в одном лице – недаром перекочевала и в Европу. Ведь системный принцип единства души и тела, надолго забытый европейской медициной с ее узкофункциональным подходом, всегда лежал в основе донаучной или нетрадиционной медицины. Обязательный же учет душевной составляющей любого соматического заболевания – естественный подход врача этика. Что, прежде всего, заимствовала европейская культура у африканской? Образно говоря, музыкальность души представителей континента Африки. Африканские задушевные пения и ритмы,
пронизывающие всю жизнь африканца, легли в основу уже классического направления – джаза. Это одно из свидетельств о значительном весе экстравертно-этического компонента в соционе негроидной расы.
Известна достаточно общепринятая точка зрения о ленивости и непредприимчивости африканцев. Вспомним анекдот о белом и чернокожем, когда белый советует чернокожему, лежащему под банановым деревом, проявить нарастающую предприимчивость. На экзистенциальный вопрос чернокожего – «А зачем мне все это нужно?» – белый отвечает: «Чтобы другие на тебя работали, а ты этим пользовался и получал удовольствие!» На что чернокожий обезоруживающе замечает: «А я и без всего этого лежу здесь и получаю удовольствие». Весьма показательный анекдот, который демонстрирует нам отсутствие в социотипе чернокожего сильной логики в сочетании с сильной интуицией. Это сочетание дает нам ту или иную предприимчивость в широком смысле этого слова: у ДЖЕКА – собственно предпринимательскую, у БАЛЬЗАКА – технологическую, у ДОН КИХОТА и РОБЕСПЬЕРА – научно-исследовательскую.
Таким образом, не только антропологические, но и культурологические данные свидетельствуют о преобладании в соционе исконно негроидной расы, прежде всего, этической составляющей.

При анализе европейской цивилизации в целом (все народы и все эпохи) мы не найдем явных свидетельств в пользу доминирования той или иной интеллектуальной составляющей социона, иначе говоря, значительного преобладания того или иного базисного свойства личности. Конечно, в историческом контексте, в определенные эпохи мы можем видеть, что одни полюса Юнговских дихотомий находились в доминантном положении, а другие – в субдоминантном (подчиненном). Но такое положение обусловлено скорей не природными факторами (конституционально-психическими особенностями европеоидной расы), а целиком историческими предпосылками – особенностями исторической ситуации.
Возьмем, например, эпоху Римской империи. В данную эпоху явно доминировала логика над этикой: расцвет Римского права; развитие прикладных наук, техники; четкая отточенность латинских фраз, вошедших в мировые скрижали крылатых выражений. С другой стороны, исключительная целесообразность в регуляции поведения в ущерб этическим нормам привела к растлению, нравственному упадку общества, а в конечном итоге к падению великой Римской империи. Однако эта же эпоха дает нам локальные культуры, в которых картина распределения составляющих социона носит принципиально иной характер. Так, в иудейской культуре предпочтение отдавалось – или, если угодно, поощрялось аттитюдами – интровертно-этической и интуитивной составляющим, что и привело к созданию такого трактата религиозно-этических норм, как Тора, а в последствии – нетленного религиозно-философского творения Библии. Именно доминирование в соционе древнееврейского народа, прежде всего, интуиции в сочетании с интротимно-этической (по модели Т) составляющей, взращенных на почве европейской цивилизации со значительным удельным весом логического компонента, породило целую плеяду великих пророков и прорицателей на земле Иудейской.
В застойную эпоху Средневековья мы можем предположить доминирование рационализма, а также воинствующее господство сенсорики над интуицией. Всех предсказателей, пророков, провидцев, одним словом, высокоразвитых интуитов, самореализующихся на уровне блока ЭГО, причислив к богопротивным субъектам, подвергали жесточайшим пыткам и казням, которые не могли быть оправданы никакими логическими аргументами. Вся жизнь средневекового социума – от семьи до государства – основывалась на соблюдении норм и принципов строгой религиозной нравственности: этическая составляющая преобладает над логической.
В эпоху Возрождения интуитивный компонент в соционе европеоидной расы вновь пробивает себе дорогу: расцвет чистой (неприкладной) науки и чистого искусства. Средневековый ригоризм преодолевается идеей личных свобод, прежде всего, свободой духа: появление произведений свободомыслящих французских просветителей. В этот же период искусство все чаще являет себя под знаком иррациональности: идея каноничности красоты преодолевается тезисом «красиво все то, что проявляет себя природным образом, что обусловлено природной целесообразностью». По всей видимости, эпоха Ренессанса знаменует собой период равновесия или симметрии составляющих социона европеоидной расы.
В Индустриальную эпоху можно наблюдать наращивание логической составляющей социона, что обеспечило стремительный рост науки и техники, а также – при поддержке значительной доли экстравертно-сенсорного компонента – индустриализацию всей хозяйственной жизни.
В нашу Постиндустриальную эпоху мы можем констатировать продолжение доминирования, как и в предыдущую Индустриальную эпоху, логической составляющей над этической при нарастающем удельном весе интуитивного компонента: необычайный расцвет науки, научно-техническая революция, рост финансово-экономической сферы деятельности. При этом удельный вес экстравертно-сенсорного компонента социона уменьшается: затухание широкомасштабной территориальной экспансии (если считать началом Постиндустриальной эпохи период после Второй мировой войны). В нашу эпоху особенно высок темп роста экстравертно-логического компонента: нарастание ритма деловой жизни, тенденция перевода межличностных отношений в деловую плоскость.

ВЫВОДЫ.

1) Антропологические данные, подтверждаемые культурно-историческими, свидетельствуют, с одной стороны, о несимметричном характере социона монголоидной и негроидной расы, с другой стороны, об относительной симметрии социона европеоидной расы.
Внутри монголоидной расы наблюдается подавляющее доминирование сенсорной составляющей социона над интуитивной.
Внутри негроидной расы явно доминирует этическая составляющая.
Внутри европеоидной расы социон, интегрированный во времени (интегрирующий все исторические эпохи) и в пространстве (интегрирующий все европеоидные этносы), представлен наиболее симметрично, без подавляющего доминирования одного полюса соционической дихотомии над другим. В силу этого европеоидная раса более чем другие обладает способностью к ассимиляции достижений (информационного прироста) представителей других рас, являя собой как бы интегрирующий центр или ось человеческой цивилизации.
2) Характер социона европеоидной расы меняется от одной исторической эпохи к другой. И это обусловлено не природными, а исключительно социальными, культурно-историческими факторами. В последние две эпохи – Индустриальную и Постиндустриальную – мы наблюдаем явный перевес логической составляющей над этической при непрерывном росте удельного веса интуитивной составляющей. Именно эта динамика социона позволяет говорить о техногенном характере нашей цивилизации. Однако история показывает нам, что тенденции в динамике социона могут существенно меняться (переход от Римской империи к Средневековью, от Средневековья – к Возрождению). Поэтому можно предположить, что настоящий техногенный характер человеческой цивилизации не является абсолютным во времени. Учитывая динамичность социона осевой европеоидной расы, а также онтологический принцип цикличности развития живой материи, мы можем заключить: не все так безнадежно в истории нашей цивилизации. Даже если за Постиндустриальной эпохой грядет «Новое средневековье», то «Нью-ренессанс» неизбежен.
3) ВЫВОД ФИЛОСОФСКИЙ. Не бытие определяет сознание и не наоборот. Всему предшествует ПРИРОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, которая на данном этапе развития науки известна как генетическая. Если свести воедино антропологические, культурные, исторические и соционические посылки, то причинно-следственную цепочку можно представить следующим образом:
ГЕНОФОНД (расы и этносы)>>> СОЦИОН (расовая и историч.
асимметрия социона) >>>ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ (сущностные различия
цивилизаций рас и характера
цивилизации европеоидной расы в
разные исторические эпохи)

Безусловно, подтверждение выдвинутой гипотезы требует проведения широкомасштабного исследования совместными усилиями социоников, антропологов, историков и пр. Хочется верить, что настанет время, когда соционика обретет такой статус современной науки, который бы позволил провести это грандиозное исследование.


–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
*Здесь речь идет об относительных размерах лица. Я считаю, что узость/ширину лица необходимо устанавливать по объективному показателю: отношению средней арифметической суммы, по крайней мере, трех измерений – наибольшей ширины лицевой части черепа во фронтальной плоскости, ширины нижней челюсти на уровне верхней линии, ширины нижней челюсти по нижней линии – к высоте лица. **Ширококостность/тонкокостность объективно можно определить как среднеарифметическую сумму, по крайней мере, трех отношений: объема самой тонкой части голени к длине голени, объема самой тонкой части предплечья к длине предплечья, ширины кисти к длине кисти. ***Коренастость/вытянутость тела можно определить как отношение ширины плечь к росту. Как подсказывает опыт, надежной репрезентантой психической дихотомии сенсорика/интуиция, очевидно, должны выступать не вышеперечисленные телесные признаки взятые по отдельности, а их совокупность.
****Термин «самоактуализация», введенный психологом А. Маслоу, в соционическом смысле означает проявление (осуществление) при решении сущностно и предельно человеческих задач сильных сторон личности, которые определяются аспектной структурой блока ЭГО социотипа личности, и которые содержат в себе неограниченный потенциал для ее развития.
--------------------------------------------------------------------------------------

P.S. Cтатья в полном объеме содержится в новой книге по соционике: «Основы соционики. Курс лекций. От типологии Юнга к модели А. От абстрактной модели А к естественнонаучной модели Т». Подробнее о книге см. страницу – http://www.principsocionik.narod.ru/
От застывшей абстракции - к естественнонаучной основе!
Аватара пользователя
justas
Участник
Участник
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: Сб мар 17, 2007 2:09 am
Откуда: Одесса
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Соционика

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], rtanya, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]