Песни как инструмент формирования общественного сознания

Жизнь, смерть и магия

Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Istanaro » Пн мар 14, 2016 8:36 pm

Неа, у Поля Мориа все чисто -- эта песня начинается со слов: "Blue, blue, my world is blue, Blue is my world now I'm without you", а синий цвет в поэзии часто символизирует меланхолию (см. словарь Мультитран).
Человек рожден для счастья, как птица для полета.
Аватара пользователя
Istanaro
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 21003
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 3:27 am
Откуда: João Pessoa, Paraiba, Brazil
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Газали (ЭВЛФ)
Темперамент: Холерик
Профессия: теоретическая физика

Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Darlana » Пн мар 14, 2016 10:23 pm

Istanaro писал(а):Неа, у Поля Мориа все чисто -- эта песня начинается со слов: "Blue, blue, my world is blue, Blue is my world now I'm without you", а синий цвет в поэзии часто символизирует меланхолию (см. словарь Мультитран).

Это хорошо) а сейчас все извратили... эх! :(
Мы возвращаемся домой, мы это право отстояли!
Последний принимая бой, мы возвращаемся домой! Изображение
Аватара пользователя
Darlana
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 32074
Зарегистрирован: Вт фев 13, 2007 3:10 am
Откуда: ДНР
Медали: 11
Пол: Женский
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Холерик
Профессия: сепаратор

Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Istanaro » Пн мар 14, 2016 10:40 pm

Уф! То, что совершенно невинным словам придают дурной смысл -- это наказание. И прочее "понимание" в том же духе. Помню, Анюта рассказывала, как у нее студенты вместо "обкладок конденсатора" говорили "прокладки конденсатора"...
А про ту мелодию -- кстати, на диске, изданном у нас в 70-е годы, ее название переводили как "Любовь ушла" (а у нас с Анютой эта мелодия вызывает очень сильные ассоциации).
Человек рожден для счастья, как птица для полета.
Аватара пользователя
Istanaro
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 21003
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 3:27 am
Откуда: João Pessoa, Paraiba, Brazil
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Газали (ЭВЛФ)
Темперамент: Холерик
Профессия: теоретическая физика

Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Darlana » Вт мар 15, 2016 1:06 am

Istanaro писал(а):Уф! То, что совершенно невинным словам придают дурной смысл -- это наказание. И прочее "понимание" в том же духе. Помню, Анюта рассказывала, как у нее студенты вместо "обкладок конденсатора" говорили "прокладки конденсатора"...
А про ту мелодию -- кстати, на диске, изданном у нас в 70-е годы, ее название переводили как "Любовь ушла" (а у нас с Анютой эта мелодия вызывает очень сильные ассоциации).

Ха, у меня студенты выдавали перлы еще похлеще. Например, "экономическая контрацепция" (вместо концентрации) и "промежность" (промежуточное положение) между чистым рынком и командной экономикой. :D

А при фразе "любовь ушла" мне почему-то сразу вспоминается эта песня:


Психологическая защита, наверное. Если любовь ушла, то, чтобы не горевать и не жевать сопли, лучше это опошлить и обстебать.
"Ноль" вообще достаточно деструктивный. Многие из тех, кто буквально брал его песни на вооружение, еще в 90-е спились и скололись. И его солист Федор Чистяков закончил свою карьеру артиста плохо.
Мы возвращаемся домой, мы это право отстояли!
Последний принимая бой, мы возвращаемся домой! Изображение
Аватара пользователя
Darlana
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 32074
Зарегистрирован: Вт фев 13, 2007 3:10 am
Откуда: ДНР
Медали: 11
Пол: Женский
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Холерик
Профессия: сепаратор

Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Istanaro » Вт мар 15, 2016 1:54 am

Ну, это совсем не похоже на изначальный текст Love is blue... А вообще да -- простейшая психологическая защита состоит в обесценивании.
Человек рожден для счастья, как птица для полета.
Аватара пользователя
Istanaro
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 21003
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 3:27 am
Откуда: João Pessoa, Paraiba, Brazil
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Газали (ЭВЛФ)
Темперамент: Холерик
Профессия: теоретическая физика

Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Darlana » Вт мар 15, 2016 10:33 am

Esetovara писал(а):Хочется сейчас переслушивать...

Небо этого дня ясное,
Но теперь в нём броня лязгает.
А по нашей земле гул стоит,
И деревья в смоле, - грустно им.
Дым и пепел встают, как кресты,
Гнёзд по крышам не вьют аисты.

Колос - в цвет янтаря, успеем ли?
Нет! Выходит, мы зря сеяли.
Что ж там цветом в янтарь светится?
Это в поле пожар мечется.
Разбрелись все от бед в стороны.
Певчих птиц больше нет - вороны.

И деревья в пыли - к осени,
Те, что песни могли, - бросили.
И любовь не для нас. Верно ведь?
Что нужнее сейчас? Ненависть.
Дым и пепел встают, как кресты,
Гнёзд по крышам не вьют аисты.

Лес шумит, как всегда, кронами,
А земля и вода - стонами.
Но нельзя без чудес - аукает
Довоенными лес звуками.
Побрели все от бед на Восток,
Певчих птиц больше нет, нет аистов.

Воздух звуки хранит разные,
Но теперь в нём гремит, лязгает.
Даже цокот копыт - топотом,
Если кто закричит - шёпотом.
Побрели все от бед на Восток,
И над крышами нет аистов.

1967

Владимир Высоцкий.




Послушала. Прямо о том, что творится сейчас у нас на Донбассе...
Мы возвращаемся домой, мы это право отстояли!
Последний принимая бой, мы возвращаемся домой! Изображение
Аватара пользователя
Darlana
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 32074
Зарегистрирован: Вт фев 13, 2007 3:10 am
Откуда: ДНР
Медали: 11
Пол: Женский
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Холерик
Профессия: сепаратор

Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Esetovara » Пт мар 18, 2016 2:31 pm

Люблю я всё-таки тексты Валерия Полиенко))) который предположительно ИЭИ

Мы гуляем по апрелю
Акварельные аллеи
Тают в нашем нежном танце
Просят нас поцеловаться.

Лепестки цветов весенних
Означают воскресенье
Акварельные аллеи
Обними меня скорее.

Припев:
Акварели, акварели
Разноцветные аллеи
Обнимают нас с тобою
Карамельною весною.
(2 раза)

Изумрудною листвою
Скоро лето их умоет
Наши первые аллеи
Акварели, акварели.

Солнце бережно согреет
Наши призрачные тени
Что гуляют по апрелю
Акварели, акварели.
Esetovara
Активист
Активист
 
Сообщения: 275
Зарегистрирован: Ср дек 02, 2015 2:56 pm
Пол: Женский
Соционический тип: Есенин
Тип по психе-йоге: Паскаль (ЛЭВФ)
Темперамент: Меланхолик

Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Darlana » Пт мар 18, 2016 5:38 pm

Esetovara писал(а):Люблю я всё-таки тексты Валерия Полиенко))) который предположительно ИЭИ

Мы гуляем по апрелю
Акварельные аллеи
Тают в нашем нежном танце
Просят нас поцеловаться.


Да, и эта песня мне кажется есенинской :)
Мы возвращаемся домой, мы это право отстояли!
Последний принимая бой, мы возвращаемся домой! Изображение
Аватара пользователя
Darlana
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 32074
Зарегистрирован: Вт фев 13, 2007 3:10 am
Откуда: ДНР
Медали: 11
Пол: Женский
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Холерик
Профессия: сепаратор

Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Esetovara » Ср май 04, 2016 5:12 pm

Ещё Высоцкого запощу, про Украину. Люблю Высоцкого :-)

Солдат всегда здоров, cолдат на все готов,
И пыль, как из ковров, Мы выбиваем из дорог!
И не остановиться, и не сменить ноги.
Сияют наши лица, cверкают сапоги!
По выжженой равнине, за метром - метр,
Идут по Украине солдаты группы "Центр".
На первый-второй рассчитайсь!
Первый-второй!
Первый - шаг вперед - и в рай!
Первый - второй!
А каждый второй - тоже герой,
В рай попадет вслед за тобой,
Первый-второй, первый-второй,
Первый-второй

А перед нами все цветет,
За нами все горит.
Не надо думать - с нами тот,
Кто все за нас решит.

Веселые - не хмурые -
Вернемся по домам,-
Невесты белокурые
Наградой будут нам!

Все впереди, а ныне -
За метром метр -
Идут по Украине
Солдаты группы "Центр".

На "первый-второй" рассчитайсь!
Первый-второй...
Первый, шаг вперед! - и в рай.
Первый-второй...
А каждый второй - тоже герой,-
В рай попадет вслед за тобой.
Первый-второй,
Первый-второй,
Первый-второй...
Esetovara
Активист
Активист
 
Сообщения: 275
Зарегистрирован: Ср дек 02, 2015 2:56 pm
Пол: Женский
Соционический тип: Есенин
Тип по психе-йоге: Паскаль (ЛЭВФ)
Темперамент: Меланхолик

Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Darlana » Ср май 04, 2016 5:35 pm

Esetovara писал(а):Ещё Высоцкого запощу, про Украину. Люблю Высоцкого :-)

[i]Солдат всегда здоров, cолдат на все готов,
И пыль, как из ковров, Мы выбиваем из дорог!
И не остановиться, и не сменить ноги.
Сияют наши лица, cверкают сапоги!
По выжженой равнине, за метром - метр,
Идут по Украине солдаты группы "Центр".
На первый-второй рассчитайсь!
Первый-второй!
Первый - шаг вперед - и в рай!
Первый - второй!
А каждый второй - тоже герой,
В рай попадет вслед за тобой,
Первый-второй, первый-второй,
Первый-второй
...


А в этой песне Высоцким отлично передан менталитет Германии, [БЛ] [ЧС]
Мы возвращаемся домой, мы это право отстояли!
Последний принимая бой, мы возвращаемся домой! Изображение
Аватара пользователя
Darlana
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 32074
Зарегистрирован: Вт фев 13, 2007 3:10 am
Откуда: ДНР
Медали: 11
Пол: Женский
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Холерик
Профессия: сепаратор

Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Darlana » Чт сен 28, 2017 11:51 pm

Немногомистический случай из жизни, связанный с песней.
Почти 2,5 года назад, когда меня подло выжили из одной шибко серьезной конторы, я решила сжечь мосты и начать все с нуля. Оформила документы в первую попавшуюся не очень формальную организацию и не грузила себе мозг мыслями, правильно ли я поступаю, и, возможно, стоило бы подождать и поискать что-то в других местах. И почему-то по пути на новое место у меня крутилась в голове именно эта песня:

Все это время до сегодняшнего дня я не могла вспомнить ни автора/исполнителя песни, ни названия. На аглицком же :I4 Которого я не знаю от слова совсем. Ни тем более понимания, о чем она.
И только сегодня на концерте в академии, когда наши студенты станцевали под эту песню очень красивый вальс, я разобрала на слух несколько ключевых слов и, придя домой, наконец-то нашла в поиске и саму песню, и ее перевод.
Изображение
Maybe I Maybe You (оригинал Scorpions)
Может каждый из нас (перевод Андрей Демидов из Москвы)
Maybe I, maybe you
Может каждый из нас
Can make a change to the world
Этот мир изменить,
We're reaching out for a soul
Обращаясь к душе,
That's kind of lost in the dark
Что еще в темноте.

Maybe I, maybe you
Может каждый из нас
Can find the key to the stars
Ключик к звездам найти,
To catch the spirit of hope
Дух надежды поймать –
To save one hopeless heart
Одно сердце спасти.

You look up to the sky
Просишь ты небеса
With all those questions in mind
Все, что хочет душа.
All you need is to hear
Ты к себе обратись,
The voice of your heart
Голос сердца услышь.
In a world full of pain
Много боли вокруг...
Someone's calling your name
Кто-то крикнет вам вдруг:
Why don't we make it true
Быть правдивым хоть раз
Maybe I, maybe you
Может каждый из нас.

Maybe I, maybe you
Может каждый из нас
Are just dreaming sometimes
Просто так помечтать.
But the world would be cold
Может стать ледяным
Without dreamers like you
Без мечты этот мир.

Maybe I, maybe you
Может каждый из нас
Aree just soldiers of love
Был рожден для любви,
Born to carry the flame
Чтоб огонь не погас –
Bringin' light to the dark
Свет во тьму принести.

You look up to the sky
Просишь ты небеса
With all those questions in mind
Все, что хочет душа.
All you need is to hear
Ты к себе обратись,
The voice of your heart
Голос сердца услышь.
In a world full of pain
Много боли вокруг...
Someone's calling your name
Кто-то крикнет вам вдруг:
Why don't we make it true
Быть правдивым хоть раз
Maybe I, maybe you
Может каждый из нас.

И, что интересно, тогда я в этой новой конторе встретила свою любовь. Возможно, это даже было единственным, из-за чего мне стоило там оказаться.
Не сказать, чтобы у нас все было абсолютно гладко и идеально, как в сказке, но... факт есть факт.
Мы возвращаемся домой, мы это право отстояли!
Последний принимая бой, мы возвращаемся домой! Изображение
Аватара пользователя
Darlana
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 32074
Зарегистрирован: Вт фев 13, 2007 3:10 am
Откуда: ДНР
Медали: 11
Пол: Женский
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Холерик
Профессия: сепаратор

Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Darlana » Вт сен 25, 2018 3:56 pm

Почему-то сегодня вспомнилась эта песня.
И сразу возникли соционические ассоциации: неценностная [БС] - "парень, презирающий удобства" - жуковско-есенинский менталитет, который пропагандировался для всей страны.

А вот тут интересный анализ этой песни и исторических условий, в которых она писалась Михаилом Светловым, автором текста.
Мы возвращаемся домой, мы это право отстояли!
Последний принимая бой, мы возвращаемся домой! Изображение
Аватара пользователя
Darlana
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 32074
Зарегистрирован: Вт фев 13, 2007 3:10 am
Откуда: ДНР
Медали: 11
Пол: Женский
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Холерик
Профессия: сепаратор

Re: Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Darlana » Вт янв 19, 2021 12:27 pm

В данном случае песня (романс-баллада на стихи А.С. Пушкина) - не инструмент манипуляций, а просто отражение отношений между людьми в обществе лет 200 назад.

На днях я наткнулась в инете на занимательную историю о стихотворении А.С. Пушкина "Чёрная шаль".
Мой младший сын ходит по комнате и учит наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро». Слушая его бормотание, я вспомнил историю, которая произошла много-много лет назад, когда я еще сам учился в школе, и учительница русской литературы Нина Петровна задала на дом выучить любое стихотворение Александра Сергеевича.
У нее был открытый урок, и она хотела провести его в форме литературной гостиной. Причем, Нина Петровна предупредила, чтобы мы договорились между собой и выучили разные произведения, дабы не повторяться. Ну мы и договорились. Конечно, все хотели рассказывать «Я помню чудное мгновенье».
И вот, открытый урок настал. Задние ряды торжественно заняли директор, завуч и учителя из других школ. Все шло прекрасно. Гости, одобрительно кивая головами, прослушали, как Леночка Шлегель, будущая золотая медалистка школы, с чувством рассказала «Ангела». Затем Серега Гисич оттарабанил пресловутое «Чудное мгновенье». А потом настала очередь Вовки Ляпкало… Он откашлялся и начал:
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил;
Все начали прислушиваться – такого стихотворения никто не помнил. Нина Петровна забеспокоилась. А Вовка продолжал:
Прелестная дева ласкала меня,
Тут выступление Володи было прервано возмущенным голосом завуча:
– А это точно Пушкин?
Но директор сказала:
– Пусть продолжает.
И он продолжил. Я думаю, Вовку еще никогда не слушали с таким вниманием. Мы узнали о презренном еврее, измене гречанки, а потом и вовсе услышали:
В покой отдаленный вхожу я один...
Неверную деву лобзал армянин.
– Хватит! – завизжала Нина Петровна.
Наступила нехорошая пауза.
А Ирка Лисина вдруг спросила у учительницы:
– А что такое лобзал?
Лицо Нины Петровны покрылось красными пятнами. Вопрос Ирки остался без ответа.
Слово снова взяла завуч:
– Я считаю, Пушкин не мог написать такого стихотворения! Это грязная пародия, подкинутая школьникам для разложения их морального духа и подрыва устоев партии! Я давно подозревала, Ляпкало, что ты морально неустойчив!
Ее прервала директор:
– Я думаю, на этом мероприятие закончено. Все свободны. А вы, Нина Петровна, зайдите ко мне в кабинет.
Вовку Ляпкало разбирали на комсомольском собрании. Однако он упрямо твердил, что это стихотворение Пушкина, списанное из дембельского альбома отца. Это только усугубило сомнения в авторстве Александра Сергеевича. Члены комскомитета выразили единодушное мнение: это не Пушкин. Вовке объявили выговор.
Как я узнал позже, Нина Петровна перерыла всю скудную школьную библиотеку, но это стихотворение так и не обнаружила. Потом эта история, конечно, забылась, и спустя много лет на встрече одноклассников Вовка принес сборник стихов великого поэта и лично каждому из нас его показал. А потом еще раз прочитал, к великому удовольствию всех собравшихся. Жаль, что Нины Петровны на встрече не было.
vansergeich

Со школьных лет помню романс на эти стихи. Сейчас вот нашла очень яркую его интерпретацию в исполнении гениального тенора И.С. Козловского (1959 год).


В данный момент почему-то я восприняла это произведение с юридической точки зрения: убийство двух и более лиц, совершенное группой лиц (п. "а" ч.2 ст. 106 УК ДНР - от 8 до 20 лет, либо пожизненное, либо смертная казнь) на почве ревности, с последующим сокрытием преступления. Аффект тут вряд ли выражен, убийство совершено довольно хладнокровно, поэтому скостить срок до 5 лет (по ст. 108 УК ДНР) вряд ли удастся. Если не подкупить судей и/или врача-эксперта, конечно.
Еще и разжигание национальной розни тут присутствует (ст. 328 УК ДНР). Указаны фигуранты целых трех нерусских национальностей. Особенно досталось "презренному" еврею.
Мда, такой стих что при Союзе, что сейчас в школьную программу точно не включат. Раньше - из-за "аморального" сюжета, сейчас - в большей мере из-за нетолерантного подчеркивания национальной принадлежности персонажей. И убийство на почве ревности тоже перестает быть если не нормой жизни, то хотя бы смягчающим обстоятельством.
Тем более что убитая гречанка была даже не женой лицу, от имени которого ведется повествование.

А это сам текст:
ЧЕРНАЯ ШАЛЬ
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил;
Прелестная дева ласкала меня,
Но скоро я дожил до черного дня.
Однажды я созвал веселых гостей;
Ко мне постучался презренный еврей;
«С тобою пируют (шепнул он) друзья;
Тебе ж изменила гречанка твоя».
Я дал ему злата и проклял его
И верного позвал раба моего.
Мы вышли; я мчался на быстром коне;
И кроткая жалость молчала во мне.
Едва я завидел гречанки порог,
Глаза потемнели, я весь изнемог...
В покой отдаленный вхожу я один...
Неверную деву лобзал армянин.
Не взвидел я света; булат загремел...
Прервать поцелуя злодей не успел.
Безглавое тело я долго топтал
И молча на деву, бледнея, взирал.
Я помню моленья... текущую кровь...
Погибла гречанка, погибла любовь!
С главы ее мертвой сняв черную шаль,
Отер я безмолвно кровавую сталь.
Мой раб, как настала вечерняя мгла,
В дунайские волны их бросил тела.
С тех пор не целую прелестных очей,
С тех пор я не знаю веселых ночей.
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
А.С. Пушкин.

Если хотя бы немного углубиться в его смысл, то всплывают интересные подробности. В частности, о социальном положении персонажей.
Главное действующее лицо, убивец-ревнивец - явно из числа знатных людей. Он пирует с друзьями, у него есть раб (а может, и не один; тот, что его сопровождал и позже по приказу хозяина утопил тела в Дунае для сокрытия преступления - самый верный, но могут быть и еще), конь и очень не дешевый по тем временам булатный меч.
Убиенная же им младая гречанка жила отдельно, на расстоянии от него, поскольку к ее покою нужно скакать на коне. И... совсем одна. Без слуг, без родителей, без детей, и прочих домочадцев. Молодая красивая девушка, незамужняя. В то время, этак 200 лет назад... Никто не поднял крик: Убивают! И даже никто не хватился ее до темноты, до того, когда раб утопил в водах реки тела. Убийца прекрасно знал дорогу в этот дом и мог беспрепятственно туда войти. Ранее она там его ласкала. Очевидно, неоднократно. В общем, наша греческая дева - банальная содержанка. И ее жилье, пропитание и прочие удовольствия, видимо, оплачивались богатеньким спонсором.
Что там у нее было с тем армянином: то ли желание подзаработать еще, то ли обида на знатного любовника, который, вместо того, чтобы побыть с ней, предпочел пировать с друзьями, то ли вполне искренние чувства, - уже никто не скажет. Может, армянин не знал всех этих раскладов и, не догадываясь, чем вообще рискует, попал под раздачу. А, может, знал, но надеялся, что пронесет. И что никто не заметит. Не пронесло.
А убивец-собственник рассуждал в лучших традициях тех времен: я тебя содержал, я тебя и убью! С точки зрения психологии - типичный анальный тип и шизоид, очень болезненно реагирующий на предательство. И любитель пострадать. Забрал же зачем-то с собой черную шаль, которой вытирал меч от ее крови, в качестве артефакта. Такое типа садо-мазо, просто садо-мазо. Гамлет? В течение долгих лет смотрел время от времени на шаль, печалился и больше никогда не доверял женщинам. Так и жил бирюк бирюком, пока не встретил заехавшего в их края Александра Сергеевича и не поведал ему в пьяной тоске эту историю.
Изображение
Мы возвращаемся домой, мы это право отстояли!
Последний принимая бой, мы возвращаемся домой! Изображение
Аватара пользователя
Darlana
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 32074
Зарегистрирован: Вт фев 13, 2007 3:10 am
Откуда: ДНР
Медали: 11
Пол: Женский
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Холерик
Профессия: сепаратор

Re: Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Darlana » Вт янв 19, 2021 1:36 pm

Где-то с месяц крутится в голове анализ русской народной песни "Валенки". Зафиксирую ;)

Валенки, валенки,
Ой, да не подшиты стареньки,
Нельзя валенки носить,
Не в чем к милому ходить.

Припев: Валенки, валенки,
Ой, да не подшиты стареньки,
Валенки, валенки,
Ой, да не подшиты стареньки.

Ой, ты Коля, Коля – Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Не ходи на тот конец,
Не носи девкам колец.

Чем подарочки носить,
Лучше валенки подшить,
Валенки, валенки,
Ой, да не подшиты стареньки.

Суди люди, суди бог,
Как же я любила,
По морозу босиком,
К милому ходила.
Валенки, валенки,
Ой, да не подшиты стареньки

Валенки, валенки,
Ой да не подшиты стареньки,
Нельзя валенки носить,
Не в чем к милому ходить,
Валенки, валенки,
Ой да не подшиты стареньки.

Итак, разберем, о чем эта песня?
Самый первый посыл, который здесь видится: ах, какая беззаветная, чистая и бескорыстная любовь у девушки! По морозу! Босиком! К милому ходила! Вот такой и должна быть настоящая любовь. Это вам не для изнеженных слабаков. Эта девушка, несомненно, заслуживает того, чтобы быть счастливой. Ну и далее всё в таком духе.
Однако, как часто бывает, мы слышим в песнях только то, что хотим слышать. Причем можно годами слушать песню и не улавливать ее сути.
Как в этом примере:
Изображение
Что интересно, более глубокий смысл, несмотря на это, может прочно угнездиться где-то в подсознании и не исключено, что когда-нибудь неожиданно "выстрелит". Причем почти никто не будет понимать: с чего бы это? Человек же вроде никогда не был на такое способен, а тут вдруг ни с того, ни с сего...
Поэтому лучше все-таки осознавать: что ты слушаешь, какой в этом посыл и нужен ли он тебе.

Вернемся к нашим валенкам.
Что имеем. У девушки не подшиты валенки (в некоторых версиях и у парня тоже). Дырявые, значит. Пропускают снег, ветер, воду, грязь и т.п., и ходить в таких нельзя. Но подшить их что-то мешает. Или лень, или недостаток сообразительности, или ну вообще крайняя нищета. Не исключено, что все перечисленное сразу. Что выдает в девушке плохую хозяйку и совершенно незавидную невесту. Даже если она добра, весела и красива. Ну и толку от такой в крестьянском хозяйстве?
Но девушка о своих потенциальных недостатках для женихов, похоже, не задумывается. Её интересует явно не обделённый и пользующийся женским вниманием Коля. Он же Николай. Альфа-самец на деревне. Носит кольца девкам, живущим на другом конце деревни или села. Вряд ли бескорыстно, то есть даром. Очевидно, в обмен на женскую ласку. Коля, вероятно, удачливый купец-коробейник (сразу вспоминается песня "Коробейники", но о ней позже), этих колец у него достаточно, и можно себе позволить периодически одаривать ими какую-нибудь любительницу украшений. Этакий веселый, удачливый, разбитной, любвеобильный Гюг. Или Нап.
Нужна ли такому парню будет влюблённая Гексля или Еська, не умеющая даже подшить себе валенки? И ждущая, что он ей их подошьёт, даже вместо подарочков? Скорее это Гексля, всё-таки запрос на [БС] - заботу есть. И есть попытка контроля ("не ходи на тот конец!" - да как же, "ходил и буду ходить!"), которая скорее выглядит просто бесполезным благим пожеланием.
Оценит ли Коля безрассудную любовь девицы, бегающей к нему босиком по морозу? Вряд ли. Поматросит и бросит, как пить дать. А потом женится на умнице Робке или Бальке, которая, как хозяйка, может, и не супер, зато может посоветовать что-то дельное. И будет благоразумно закрывать глаза на его шашни на стороне, если они продолжатся.
Так что тут даже трагедия, товарищи! А никакая не песнь о прекрасной любви. И бегать босиком по морозу по меньшей мере глупо. Если только не чисто для закалки организма. Но не чтобы бегать к милому. Все равно не оценит.
Вот так.

Мы возвращаемся домой, мы это право отстояли!
Последний принимая бой, мы возвращаемся домой! Изображение
Аватара пользователя
Darlana
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 32074
Зарегистрирован: Вт фев 13, 2007 3:10 am
Откуда: ДНР
Медали: 11
Пол: Женский
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Холерик
Профессия: сепаратор

Re: Песни как инструмент формирования общественного сознания

Сообщение Darlana » Вт янв 19, 2021 11:57 pm

А интересно представить наиболее вероятное поведение девушек разных ТИМов в ситуации, описанной в песне "Валенки".

Дано:
Деревенская девушка влюблена в первого парня на деревне Колю, который охоч до женской ласки и время от времени дарит молодым красивым девкам кольца. Она хочет, чтобы Коля был с ней, и только с ней. Николай ее почему-то игнорирует, не заходит в гости. А у нее валенки не подшиты, стареньки, а другой обуви для морозной погоды нет.
И что ей делать?

Донка. Борется между желанием побежать прямо сейчас к Коле, или все-таки сначала подшить валенки. Выглядывает на улицу: холодно! Берет валенки, подшивает. Выходит на улицу, улавливает запах свежей выпечки из дома Дюмки и поворачивает к ней. Коля подождет!
Дюмка. Выглядывает на улицу: холодно! Не пойду! Лучше напеку плюшек, калачей, блинов и прочих вкусностей. Коля почувствует запах и сам прибежит. А если не прибежит, дома сами поедим, посидим душевно. И соседка Донка может заскочить, я ей всегда рада.
Робка. Ничего, что валенки не годятся. Я и так никуда не собиралась по такому холоду. Надеюсь, Николай догадается сам прийти. Он же знает, что я сильна в математике и могу ему помочь сопоставить доходы и расходы. А то у него что-то прибыль стала падать из-за этих ушлых девиц. Нельзя же так торговать. Я ему всё объясню на пальцах, и он поймёт. А за свою работу попрошу его помочь мне с валенками. И всё у нас будет в порядке.
Гюгошка. Валенки! Не подшиты, стареньки! Ай-яй-яй, непорядок-то какой! Быстро и с песнями подшивает валенки. Потом вспоминает, что негоже идти к милому с пустыми руками, печёт вкуснейший пирог, пританцовывая. Войдя в раж, печёт ещё и блинчики. И расстегаи с кулебяками. Затем спохватывается, что уже поздно. Эх, побежала бы к Коле сейчас, но я же порядочная девушка! Так, всё на ночь в печь, чтобы не остыло! А утром - в гости к Коле с корзинкой вкусняшек! Он, несомненно, будет рад.
Гамлетесса. Какой сокрушительный удар судьбы! Валенки! Не подшиты! Стареньки! /В отчаянии заламывает руки/ Что делать? Как жить? Подшить или не подшить? Вот в чем вопрос. Как? Чем? Я не знаю! Находит толстую иголку, нитки, первый попавшийся кусок войлока, пытается подшить, искалывает пальцы до крови. Мама или бабушка, не в силах выносить ее страданий, отбирает у нее всё и сама подшивает валенки. Но Гамлетесса смотрит на свои руки и решает, что в таком виде стыдно идти к милому. Лучше в другой раз, когда руки заживут.
Максимка. И как это я недосмотрела? Берет валенки, быстро подшивает и бежит к Николаю разбираться: по каким это девкам он там ходил с кольцами?! Вот я ему задам! Он мой, и ничего не знаю!
Еська. Ой, валенки же давно прохудились! И подшить их некому... А я не умею. И пытаться даже не буду, не девичье это дело. Ладно, буду его ждать. Если любит, сам придёт. И тогда попрошу его, чтобы подшил валенки. Или ладно, даже не надо этих валенок! Настоящие чувства - вот что главное. Я верю, что он все равно ко мне придёт. Ассоль дождалась, и я дождусь.
Жуковка. Черт, валенки дырявые! Подшивает. Обходит всех девок, получивших подарки от Николая, о которых ей известно. Убедительно объясняет каждой, что им будет, если еще раз на него хотя бы посмотрят. Потом идет к Коле пить чай и общается с ним, как ни в чем не бывало.
Напка. Валенки стареньки, значит. А кто это, собственно, увидит? Не проблема, сейчас напихаю внутрь соломы и войлока, чтобы ноги не мерзли. А на валенки наклею кусочки меха и бусики, будет выглядеть круто! Коля от меня глаз не оторвет! Куда там всем остальным до меня! Ну, Коля, держись и не падай, я иду к тебе!
Балька. Если валенки прохудились, значит, не судьба мне сейчас куда-то идти. Ну и не пойду. Кому надо, тот сам ко мне придет. А если не придёт, то, значит, и не надо. Но валенки на всякий случай подошью, пусть будут наготове в нужный момент. Не обязательно прямо вот сейчас. Как почувствую, что надо подшить, так и подошью. А пока займусь-ка я своими делами.
Драйка. Наш Коля бабник, значит? Сейчас подошью валенки, пойду и проведу с ним воспитательную беседу. И лекцию о ЗППП. Манька, вон, уже трижды бегала к бабке что-то там лечить. А он и ей колечко подарил. Так и всю деревню заразить недолго. Неправильно это. Надо думать о своей репутации. О будущем. О порядочных девушках, как я. О детях. В общем, если он ко мне не прислушается, то мне такой и не нужен. Но все-таки очень надеюсь, что мои слова не пропадут даром.
Джечка. Да что мне тот мороз, если я чего-то хочу, то пойду и босиком! Чего время-то терять?! Хотя нет, имидж важнее. Не хватало ещё, чтобы Коля подумал, будто я какая-нибудь босячка. Ладно, руки у меня есть, я и валенки подшить могу. Я все могу! И перья к валенкам пришить, и песни петь, и пирог испечь... а нет, с пирогом я погорячилась. Я и без пирога сокровище, Николай со мной не пропадёт!
Штирка. Валенки... эх, как не вовремя! Плохо, что не успела сшить пимы, пошла бы сейчас в них. Но с валенками я справлюсь быстрее. И сразу пойду на рынок. Там должен быть Николай, выменяю у него несколько беличьих шкурок на кольцо и серьги. Должна же я ему показать, какая я хозяйка и добытчица. Не то, что эти вертихвостки, которые за ним бегают и готовы целовать во все места за подарочки.
Дося. Наверное, другие девушки более бойкие и яркие, и Коля замечает их, а не меня. Если бы он только знал о силе и глубине моих чувств! Надеюсь, со временем он всё поймёт и разочаруется в них. А я... я буду вышивать для него праздничную рубаху. И обязательно настанет день, когда он осознает, что мы нужны друг другу.
Габенка. Если Коля меня любит, сам придет. А валенки должны быть всегда в порядке. Мало ли куда и когда я захочу выйти. Вот прямо сейчас и подошью. А потом наведу порядок и наготовлю вкусностей. Вдруг какой хороший человек придет, надо же его угостить. Если придёт Николай - достану припасенные на Новый год деликатесы, даже сыр из лосиного молока. Потом для праздника еще сделаю, не проблема. Лишь бы пришёл.
Гексля. Ой ты, Коля, Коля-Николай! Ты по девкам не гуляй! Я спешу к тебе бегом, по морозу босиком! Буду я тебя любить, а ты - валенки мне шить! Не соскучишься со мной, всё равно ты будешь мой!
(с) Darlana
Изображение
Мы возвращаемся домой, мы это право отстояли!
Последний принимая бой, мы возвращаемся домой! Изображение
Аватара пользователя
Darlana
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 32074
Зарегистрирован: Вт фев 13, 2007 3:10 am
Откуда: ДНР
Медали: 11
Пол: Женский
Соционический тип: Дон Кихот
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Холерик
Профессия: сепаратор

Пред.След.

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Дарлана - некромант

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], на лошади весёлой