Достоевский стремится создать самую гармоничную, самую гуманную, в его представлении, форму этических отношений, исключающую подавление одной личности другой, исключающую конфликты, раздор, недопонимание, взаимное недоверие.
"Худой мир лучше доброй ссоры" — основная форма его этической стратегии.(я бы предпочла не худой, но всё лучше ссоры)
Вся его жизнь — это поиск средств и возможностей реализовать свою идеалистическую систему отношений, причем его собственное поведение должно служить позитивным этическим примером. (на идеал не претендую )
Следствием такой установки являются характерные для людей этого типа повышенный самоанализ, самокритичность и постоянное этическое самоусовершенствование.
Высокая требовательность к себе у Достоевского сочетается с терпимостью к чужим слабостям. Поэтому кризис отношений он "выправляет" за счет собственных уступок, считая, однако, что эти уступки должны быть партнером вовремя замечены и должным образом оценены(жиза). По сути говоря, его уступка — это своего рода этический прием, которым он предполагает убедить партнера в своей изначальной доброжелательности и готовности к компромиссам.(пожалуй)
На самом же деле, его уступчивость имеет разумные пределы. И если требования партнера переходят допустимые границы, Достоевский оказывает эмоциональное сопротивление, воздвигая между собой и разочаровавшим его субъектом непроницаемый психологический барьер. (но разочаровать нужно прям совсем, я таки всё равно верю обычно, что человек не исходил из плохого отношения ко мне, а из собственных причин, которые я постараюсь выяснить)
Достоевский может поддерживать отношения с психологически несовместимым партнером, опираясь на чувство долга и ответственность перед сложившимися родственными и семейными связями, но в случае особо неблагоприятных отношений и,(только) будучи абсолютно уверенным в невозможности что-либо в них исправить, бесповоротно и безоговорочно оставляет своего партнера(опять же, это долгий путь, оказалось, верю в лучшее я до последнего, когда уже почти не осталось шансов. Я совсем недавно рассталась с человеком, с которым я изначально знала, что отношения закончатся, но последний год, когда всё шло и шло на убыль, упорно старалась всё исправить до самого конца). (Качество, свойственное также и Драйзеру.)
Представитель этого типа, сам лично не испытавший разрыва взаимоотношений с партнером, как правило, старается не допускать разрыва семейных отношений и у своих близких. (Он будет их мирить до тех пор, пока лично не убедится, что совместное проживание им действительно противопоказано.) (возможно, не проверяла, семью мирила)
Разрыв собственных близких отношений Достоевский воспринимает очень болезненно, особенно, когда не видит реальной возможности их восстановить(если возможности правда нет, а разрыв произошёл, надо идти дальше, но если вера осталось, то чертовски сложно идти дальше!). Например, если кто-то из близких заставит его порвать отношения с другом, Достоевский попадает в ситуацию, противоречащую его системе взглядов(что это за близкие такие, которые ставят передо мной такие ультиматумы?): с одной стороны, он предает дружбу, с другой стороны — он не хочет огорчать своих близких.
К заповеди "Не делай другому того, чего не пожелаешь себе" Достоевский относится с исключительной серьезностью: он принципиально не желает причинять кому-либо даже малейшую неприятность. Старается для каждого создать условия максимального психологического комфорта, каждого одарить хоть крупицей своего душевного тепла.
Кротость, смирение, снисходительность к чужим слабостям, душевная чуткость, изначальная доброжелательность и миролюбие — вот основные ценности его этической программы.
Строя свои взаимоотношения, Достоевский старается быть предельно деликатным (возможно, я несколько излишне прямолинейна, чтобы так о себе говорить). Например, он не позволит себе категорически отказаться от предлагаемой помощи, даже если она не только очевидно неэффективна, но и очевидно вредна(я думаю, я всё-таки найду способ направить всё в более полезное русло, портить-то зачем? Можно же не обижая). (Но нельзя же отталкивать человека, который от чистого сердца и из лучших побуждений предлагает свои услуги.) То же самое и с советами явно абсурдного характера — Достоевский постарается быть с советчиком предельно деликатным, внимательно выслушает, поблагодарит за сочувствие его проблемам, но поступит соответственно обстоятельствам и собственному усмотрению. ("Почему бы и не послушать доброго совета?" -тем более, что далеко не каждый "доброжелатель" контролирует неукоснительное их выполнение) Кроме того, Достоевский способен воспринимать чужие советы не только как руководство к действию, но и как форму выражения сочувствия его трудностям(я научилась видеть и через критику тоже, что человек имеет в виду, спасибо за это одному Гаму и одному Драю, которые меня закалили, так что форма выражения второстепенна для меня, в отличие от самих намерений и стремлений).
Достоевский очень чувствителен к чужой беде, склонен к сопереживанию. Имеет способность буквально растворяться в чужих проблемах, особенно, если это проблемы близких ему людей.(актуально, я и о своих проблемах так могу забыть напрочь)
Если, например, кто-либо из его окружения заболевает, Достоевский выхаживает его с исключительной самоотверженностью, не считаясь ни со своими собственными силами, ни со своим здоровьем, ни с опасностью возможного заражения. (Та семья, где есть родственник Достоевский, может быть совершенно спокойна за свое здоровье: стоит кому-нибудь захворать, Достоевский, как правило, тут же бросает все свои дела и выхаживает больного, причем дальность родства в данном случае для него значения не имеет.)
Способность сопереживать чужому горю — одна из базисных ценностей его системы отношений. В понимании Достоевского, акт утешения сам по себе уже достаточно деятельный поступок(гм, скорее да, но лучше — сделать больше, но для каждого встречного скорее всё же поддержать, на деятельную помощь всему миру меня не хватит). (Такая точка зрения очень располагает к нему окружающих.)
Достоевский постоянно ищет и находит какие-то оригинальные формы выражения сочувствия и солидарности с эмоциональным состоянием своего партнера (или своего окружения). (Например, представительница этого типа по случаю окончания бракоразводного процесса своей подруги преподнесла ей букет цветов — в такой форме она ее поздравила с началом новой, "свободной" жизни.)
Для Достоевского очень важно, чтобы этическая мотивация его поступков была правильно понята и соответствующим образом оценена. Для него любой подарок, любая услуга представляют огромную ценность, как форма выражения добрых намерений. В то время как реальная стоимость этой услуги для него значит гораздо меньше(Подарки — это сложно. Дост пытается дарить мне подарки, мне очень приятно, что он уделяет внимание, но я чувствую себя так, будто бы он хочет сделать меня обязанной уделять ему больше внимания в ответ, а я симпатизирую другому человеку и не хочу давать ему ложных надежд и сближаться, так что какой-то швах. Ситуация швах, к тактике у меня некоторый иммунитет, есть вероятность, что именно потому что я опознаю этическую схему и сама её использую, но я так-то приятное человеку сделать хочу, однако подсознательную манипулятивность со своей стороны полностью не отрицаю, так и с его стороны наверняка). (Его дуал Штирлиц также придает подаркам чисто символическое значение, по крайней мере тем, которые дарит.)
Достоевский умеет хранить чужие тайны(если они тайны, у меня своё представление о том, что ими является. Информации, которая может как-то навредить при том, что она озвучена, я точно не скажу. Или если человек относится к ней как к таковой, что озвучивать, в принципе, не обязательно). Поэтому ему можно довериться без всякого опасения, и разумеется, без оговорки, что "это должно остаться между нами", поскольку в этом случае Достоевского оскорбит само предположение, что он способен кому-то разболтать чужой секрет. Сам он также предполагает, что тайна "его исповеди" будет свято соблюдена. Поэтому всякий факт разглашения его собственных секретов для него является тяжелейшим разочарованием.
Сам не способный на измену и предательство по отношению к ближнему Достоевский осуждает эти качества у других. Злоупотребления его доверием Достоевский никогда не прощает, хотя по природе своей и не злопамятен.
Будучи вовлеченным в какую-то интригу или попадая в систему отношений, противоречащую его этическим установкам, Достоевский чувствует себя совершенно растерянным и дезориентированным, но в каждом отдельном случае старается вести себя так, чтобы его поступки не противоречили его этическим принципам. (у меня есть эпические истории, которые вряд ли хорошая идея тут рассказывать, о том, как я выработала отношение и поведение в ситуации, которая ощутимо противоречила)
Сам очень боится обидеть кого-либо недоверием. Считает недоверие оскорбительным для всех, в том числе и для себя. Благие намерения считает нормой человеческих взаимоотношений, поэтому изначально старается не предполагать в людях дурных умыслов. (Предполагаю лучшее, морально готовлюсь к худшему, а с человеком стараюсь вести себя так, будто бы он — настоящий джентльмен)
Изначальную подозрительность воспринимает как нечто неэтичное и негуманное. По этой же причине его бывает иногда невозможно убедить в чьей-либо вине (даже если она доказана и очевидна окружающим).
Поступки Достоевского в немалой мере определяются его личными симпатиями и антипатиями. То есть, если он симпатизирует человеку, то старается игнорировать факт его вины(если оба были с добрыми намерениями, то они могли просто не сойтись во мнениях относительно ситуации, такой ли это игнор? Никто тут может быть не виноват).
Достоевский способен к самопожертвованию во имя любви и дружбы, например, может взять на себя чужую вину, защищая друзей от возможных неприятностей, и из-за этого сам пострадать.(есть у кого книга в стиле "как перестать жертвовать собой и начать жить"? Я опять, опять на те же грабли наступаю нынче)
Достоевский строит свои взаимоотношения с людьми на близкой дистанции, что иногда особенно располагает к нему окружающих, но иногда может показаться навязчивым. (Всякий намек на навязчивость воспринимается Достоевским чрезвычайно болезненно, поскольку он менее всего предполагает утомлять кого-то своим обществом.) (думаю, если мне очень нравится человек и хочется прям наладить с ним отношения, я могу быть навязчива) В случае неблагоприятного развития отношений — он увеличивает дистанцию.
Достоевский в любой ситуации старается быть предельно вежливым и сдержанным(мне говорят, что я вежлива, но я думаю, что вполне прямолинейна), каких бы усилий ему это ни стоило(я не была в ситуациях, в которых это стоило мне ощутимых усилий... либо вела себя не столь соответственно). Он делает все возможное (и невозможное), чтобы никого не обидеть, чтобы не дай Бог! не нажить себе врагов. Никакой откровенной вражды старается не допускать. (Воздвигаемый им "психологический барьер" рассматривает не как вражду, а как свое право "держать дистанцию" с несимпатичным ему человеком.)
Достоевский не злопамятен (быть злопамятным, в его понимании, неэтично), но первым восстанавливать испорченные отношения не решится, пока не будет уверен, что его обидчик осознал свою вину(если отношения важны, то могу и попробовать, донося что в поведении "обидчика" мне так не понравилось). Чтобы получить "прощение" Достоевского, достаточно продемонстрировать ему свое расположение, причем извинения приносить необязательно. Мир его чувств настолько тонок и богат, что он не нуждается в словесных выражениях эмоций и переживаний для того, чтобы понять окружающие его взаимоотношения(ну так-то говорить что-то определенное вообще не обязательно, чтобы я поняла, как правило. Я вроде бы вполне корректно понимаю, как ко мне относятся, по крайней мере пока очень-очень не надеюсь на другое, тут могу начать лагать).
Достоевский никогда не забывает добра, которое ему когда-либо сделали, а неблагодарность считает качеством, заслуживающим самой суровой критики(вообще не одобряю ни разу, но открыто критиковать не факт, что буду).
Доброта и сочувствие-стабильные ценности этики Достоевского и он умеет проявить их как никто другой. Представители этого типа склонны к глубокому этическому самоанализу.