Он был и воинствующим антисемитом.
А ведь Фёдор Михайлович Достоевский также был антисемитом. Ну, скажем, не воинственным - но вполне идеологическим антисемитом, бытовым антисемитом он не был - потому как в жизни особо с евреями не сталкивался.
А Лев Николаевич Толстой никогда не был никаким антисемитом - и говорил про Фёдора Михайловича ( с которым они вроде как намеренно избегали личных встреч, хотя поводов к тому было множество) - так вот, он говорил, что у Достоевского было в крови что-то еврейское (это в мемуарах Максима Горького, Горький был убеждённый филосемит и известный защитник евреев).
А вот Тарас Григорьевич Шевченко очень плохо писал о евреях в своей поэзии (есть у него в поэме "Гайдамаки" такой себе "поганый жид Лейба", который вовсю измывается над таким хорошим украинским наймытом Яремой, правда, у этого Лейбы есть "несказанно гарна нехрещена" дочка, но она тут ни при чём, а потом эти самые хорошие революционные гайдамаки во главе с национальными героями Иваном Гонтой и Максимом Зализняком клянутся на специально освящённом оружии "резать жида и католика" - и таки режут евреев (потому что жиды, пьявки и кровопийцы, шинкари и корчмари, очень дорого продают горилку и забирают за долги последнюю корову) и поляков (потому что паны и католики). А потом выясняется, что малолетние дети Ивана Гонты, которые там в бурсе учатся - тоже католики, потому что их тайком окрестила в католиков мать-полячка - и гайдамаки требуют от Гонты, чтобы он убил своих детей - и таки убивает, только и говорит: простите, дети, это не я убиваю, а присяга - "махнув ножем - і дітей не стало"). Так вот, Тарас Григорьевич был не идеологическим и никаким не идейно-убеждённым (как например Рихард Вагнер - почему Вагнера в Израиле играть нельзя), он был именно бытовым антисемитом (был в его селе еврейский шинкарь, который давал украинским крестьянам деньги в рост и продавал в своём шинке водку за натуральную оплату, у кого не было денег, а таки надо было выпить горилки (чтобы хоть как-то заглушить свою чёрную крепостную беспросветность) - те несли корчмарю зерно и отдавали последнюю белую свитку).
И тот же Тарас Григорьевич охотно подписывал петиции в защиту евреев, очень дружил с великим актёром Айра Олдриджем (первый темнокожий исполнитель роли Отелло, потомок североамериканских рабов - как бы и не сам выкупленный бывший раб, как Тарас Григорьвич был выкупленный бывший крепостной), есть портрет Олдриджа кисти Шевченко и рассказы очевидев о том, как эти два бывших раба - и настоящие аристократы духа - между собой общались, не зная языка друг друга, Олдридж показывал пантомиму, Шевченко пел украинские песни - и они отлично друг друга понимали, всем очевидцам это было видно.
И ещё есть у Шевченко поэма "Кавказ", где он называет тех самых чеченцев Шамиля (с которыми воевал Михаил Лермонтов, Лермонтов и Шевченко оба родились в 1814 году) - так этих самых головорезов он называет "славными рыцарями" и говорит им: "боритеся - поборите, Бог вам помогает", и в этой же самой поэме он говорит - нет, кричит - самому Господу Богу, что его наверное нет на белом свете, ли же он крепко спит (понятно, что "Овода" тогда и в проекте не было).
Шевченко был бытовой антисемит, убеждённый идейный интернационалист - и верующий богоборец.
Ну вот, понесло. Есть тут в тексте не то чтобы нецензурное, но "для русского слуха нестерпимое" обозначение национальности (слово польское, в Польше и теперь оно употребляется как нейтральное).
Надо бы исправить политкорректности и правил форума ради (разжигание национальной вражды) - не буду исправлять, отправлю пост как написала.