Морозов писал(а):Мэйпл писал(а):Не могли бы вы привести описание тех экспериментов (хотя бы одного для начала), в которых не подтвердилась бы модель А?
Давайте посмотрим более детально на формулировку гипотезы в этих экспериментах и на адекватность методов целям исследования.
Это не эксперимент, а статистика.
Чем больше мы проводим типирований, тем больше у нас есть статистика для сравнения.
Но может быть, типирование по методике КЦС неправильно?
Такой вариант, конечно, стоит принять во внимание.
Но я о другом. В данном случае смешивается два разных вопроса: корректность типирований и корректность модели А.
Из того, что версии типировщиков разных школ не сходятся (и даже версии внутри самих школ) никак не следует, что модель А неверна.
Заметьте, я не утверждаю, что модель А верна (у меня нет оснований). Всё, что я утверждаю в отношении неё, это что 1)модель А непротиворечива; 2)фальсифицируема (а значит, научна); 3)на сегодняшний день не было проведено ни одного эксперимента, показавшего бы её некорректность.
КЦС была относительно молодой группой (они лет 5 назад возникли, верно?), и не исключено, что это повлияло на её подход к методам исследования, не принимавшим во внимание современную постановку проблематики в соционике, к тому времени (речь о прошлом десятилетии) уже хорошо сформулированную рядом авторов. Лидеры КЦС получили дипломы в МИС не так давно, оставаясь не в курсе той широкой дискуссии, которая развернулась в соционике с начала 2000х.
Не знаю, читают ли в магистратуре МИС лекционный курс "Основные вопросы современной соционики" (думаю, что нет), но так или иначе КЦС оказались за бортом этого знания, лучшим доказательством чему служит как сам факт кризиса и раскола КЦС при появлении первых же разногласий (будь они в курсе т.н. проблемы сходимости, этого бы могло не произойти), так и ваша личная уверенность в том, что если ваша статистика типирований расходится с чьей-то ещё, то модель А никак не может быть правильной - и именно она "виновата" в расхождениях версий.
Иными словами, КЦС подвела неопытность. Для того, чтобы "остаться в лодке", нужно было представлять развитие соционического знания с самого начала.
На мой взгляд, в соционике сейчас идёт уже 5й этап переработки теории, если считать по ключевым идеям, существенно сказавшимся на практике.
Первый - 1920-е - это, разумеется, сама идея дихотомий (2 функции и 2 установки) и типов. Юнг.
Второй - 1970-е - это социон, модель А, ИО. Аушра.
Третий - 1990-е - это модель подтипов DCNH. Гуленко.
Четвёртый - 2000-е - предел точности вербальных и интерпретационных методов диагностики. Лытов.
Пятый - 2010-е - анализ баз данных. Идея создания нейросети. (Имена пока писать не буду, скажу только, что мне будет очень жаль, если это будут не имена с нашего форума - тех, кто её первыми создаст).
КЦС попал сразу в 2010-е, не "переварив" как следует идеи двух предыдущих этапов, застряв на модели А.
Для восполнения пробела и просто для демонстрации уровня постановки проблем могу предложить бывшим участникам КЦС две статьи того времени, исключительно хорошо, на мой взгляд, иллюстрирующие то, чего не хватало КЦС - методологический масштаб, выявляющий корни проблем:
Слова и соционические функции, статья 2007 года, автор Надежда Медведовская
О смысловом содержании признаков Рейнина статья 2001 года, авторы Дмитрий Лытов и Марианна Стовпюк
Морозов писал(а):Что такое ментальное конструирование?
Это когда берется какое-либо качество и делается предположение, к примеру - а нет ли противоположенного качества? Есть! А давайте набор качеств соберем в таблицу! Получилось красиво! И давайте теперь расположим ячейки так, чтобы получилось взаимодействие между соседними, или перекрестными. Классно получилось!
Примерно таким методом и было составлена модель А.
Да, ментальное конструирование - это большая проблема в соционике, тут вы правы. Но я не согласна с вами относительно примеров. Если теория строится вслед за наблюдением на практике, с целью объяснения наблюдаемого, то это не является ментальным конструированием.
Например, Юнг. Откуда он взял свои типы? Из наблюдения. Он видел, что есть, грубо говоря, те, кто любит быть на виду и те, кто любит быть в тени. Объяснил это вертной установкой. Где здесь ментальное конструирование?
Аушра, глядя на эти типы, задалась вопросом: а нельзя ли этими типами объяснить разнообразие наблюдаемых социальных взаимодействий? Так появилась модель А, социон и квадры (ИО).
Далее потребовалось объяснить, почему люди одного и того же типа могут различаться (равно как могут различаться по степени (не)благоприятности ИО). Это исчерпывающе сделал Гуленко, создав модель подтипов. Этим Гуленко окончательно привёл соционический базис к необходимому и достаточному объёму, и это тоже не являлось ментальным конструированием - убери что-нибудь, и теория не сможет объяснять наблюдения полно.
А вот всё остальное (последующие варианты расширения или смешения подтипов и даже типов) уже являются избыточными и требуют бритвы Оккама, т.е. являются примером ментального конструирования.
Самым ярким примером ментального конструирования в соционике являются признаки Рейнина: будучи умозрительно сконструированными 30 лет назад, они так и не нашли непротиворечивого наполнения.
Попробуйте открыть ПР из наблюдения: увидеть, например, что-то общее у гюго, дона, есенина, максима, джека, наполеона, доста и габна, и чего не было бы у остальных? Не видите? Вот и я тоже не вижу. И никто пока не увидел. А оно есть))
Следующее в соционике, что нужно было объяснить - это т.н. проблему сходимости. Лытов, лингвист, объяснил её особенностями интерпретационных методов. Он же первым поставил вопрос о верхнем пределе возможной точности соционических тестов. Это прямым образом связано с методологией соционических исследований - можно сказать, что Лытов
поставил крест на опросниках подвёл черту под возможностями семантических методов.
Далее возник вопрос Что делать? (вот он и у вас возникает). Напрашивается ответ: а что у нас есть кроме семантики? Есть накопившиеся
базы данных. Совпадения там не 100% (см. проблему сходимости - 100% сходимости в интерпретационных методах не будет никогда), но есть позиции, по которым согласны больше половины. Что если использовать современные методы для объяснения того, на основе чего именно большинство отнoсит их к одному типу? Глазом это не увидишь. А если увидишь - не докажешь (см. проблему сходимости). Но это может сделать нейросеть, и такие
исследования уже ведутся - присоединяйтесь.
И не спешите ругать модель А. Не исключено, что она не только непротиворечива, но и верна - так это или нет, скорее всего, покажет следующее десятилетие.