В чем психология часто недооценивает юнгианскую типологию и соционику? Каждый человек относится к чему-то положительно (эктраверсия), а к чему-то - отрицательно (интроверсия), в зависимости от его соционических ценностей. Если это знать, то проще с этим иметь какие-то дела, понимать мышление человека, существующие проблемы психики. Альфа -
и
- вера в людей, отношения, окружающий мир, природу, светлое будущее, любовь, возможности мира, жизнь, что "все будет как у людей".
и
- неверие в порядок, технологии, карьеру, бизнес, хозяйствование, физические отношения полов, здоровье, победы, физические умения, пищу. Комплекс деревенщины и лузера. Бета -
и
, вера в людей, бизнес, хозяйствование, плотские отношения полов, здоровье, кровно-родственные связи, любовь, отношения, физические умения, победы, спорт, пищу. Неверие в
и
- окружающий мир, природу, светлое будущее, возможности, перспективы, в порядок, технологии, карьеру, в жизнь. Комплекс уничтожителя и деревенщины. Гамма - вера в
и
, порядок, технологии, карьеру, бизнес, хозяйствование, плотские отношения полов, физические умения, победы, спорт, пищу. Неверие в
и
- в людей, окружающий мир, природу, отношения, светлое будущее, отношения, возможности, перспективы, в жизнь. Комплекс уничтожителя и человеконенавистника. Дельта -
и
, вера в порядок, технологии, окружающий мир, природу, светлое будущее, возможности, перспективы, карьеру, в жизнь, что "все будет как у людей". Неверие в
и
- в людей, отношения, бизнес, хозяйствование, плотские отношения полов, пищу, кровно-родственные связи, любовь, пищу. Комплекс человеконенавистника и лузера.
Комплекс деревенщины – движение назад, в пещеры, комплекс простака. Не любят технологии, какие-либо порядки, прогресс. Простые люди, не терпящие какого-либо вмешательства извне в свою жизнь, ее упорядочивания. Идут в театр в валенках. Любовь к технологическим свалкам, отсутствию цивилизации в современном понимании. Даже работа ими часто воспринимается негативно, так как слишком ко многому обязывает. Иногда люди уходят от всех в лес, подальше от цивилизации, и там живут. Проще просто растить урожай на ферме и не быть кому-то что-то должным. Тут нет ощущения грязи или помойки, но все вокруг выглядит слишком уж по-простому, по-деревенски. Ржавые трубы, старые гниющие машины, слегка накренившийся дом, напоминающий сарай. Все работает, но «на соплях», не модернизируется, пока совсем не развалится. Здесь главная опасность – некоторая простота мышления, не учитывающая какой-то важный фактор. Едет на машине на большой скорости при том, что уже давно не проверял ее техническое состояние. Собирает грибы на территории военного полигона, гуляет по рельсам электропоезда. Выезжает на встречную полосу для более удобного разворота, нарушает технологичность чего-либо, что может приводить к катастрофам. Пьет метиловый спирт вместо этилового. Тут постоянная опасность что-то перепутать, например, педаль газа и тормоза на автомобиле. Вылезает на подоконник, чтобы помыть окно с внешней стороны высотного дома. Путает фазу и ноль при прокладке электричества, курит рядом с бензоколонкой. Тут есть опасность, что человек случайно что-то перепутает и погибнет много людей, включая его самого. При усилении этого аспекта складывается ощущение, что чем проще, тем все всегда и лучше, а это очень часто получается и неправильно.
Компекс лузера – движение против бизнеса, торговли, хозяйственной деятельности, умения считать деньги, ценить ресурсы, против радостей плотских отношений полов (это заменяется чем-то неразборчивым, упадническим), против «зова рода» (стандартные традиционные кровно-семейные отношения). Означает часто нищету и мотовство, плохое отношение с собственным телом. Обрастание окружающего пространства помойкой, грязью. Беднота, нищета, отсутствие крова, алкоголизм, ненависть к успешности в социальном смысле. Гордится тем, что он – бедняк. Может становиться бездомным, «синяком». Ненависть к успешности, в том числе финансовой, «буржуинству». Может быть вором потому, что просто не умеет иначе, у него все деньги уходят в песок, он их не считает вообще. Была зарплата, тут же с нее куда-то там «пошел в загул», очнулся – в кармане ноль, а еще месяц жить как-то надо, такой «финансовый дурак». В худшем варианте развития событий человек берет в банке кредит, проедает его и дальше живет на улице на подаяния. Поскольку он не умеет вести бизнес и хозяйствование, накапливать ресурсы, то и потомки могут жить не в очень хороших условиях. Не осознается важность кровных уз часто, например, свои дети вырастают без его участия, а дети новой пассии осознаются важнее. Красивые, сильные, богатые, хозяйственные люди, крепкие преуспевающие семьи - это часто раздражитель. Вместо того, чтобы самому развиваться, он превращается в завистника. Даже пища тут тоже людей не радует - другим достаточно употребить хлеб или макароны, чтобы получить силу, а здесь с ней очень долго колдуют, чтобы получить от нее хоть какое-то удовольствие. Это солнце их не греет. Смотрят на красивую женщину и вместо восхищения отмечают, что то она пафосная, то одежда не та, то не так ведет себя в постели, то не та косметика, то вызывающая. Всегда что-то мешает.
Комплекс разрушителя – стремление уничтожать мир вокруг, как в песне Летова «покончить с собой, уничтожить весь мир». Уничтожение природы, нелюбовь к жизни вообще, неверие в хорошее будущее. Можно еще это назвать комплексом суицидника, это не будет ошибкой, самому себе человек может быть даже больше опасен, чем другим. Готическая культура, мрачный образ, неверие в хорошее будущее человечества и свое в частности, «черный юмор». Могут быть суицидальные наклонности, неверие в счастье. Мир – склеп, и в нем ничего хорошего не происходит. Понятно, что такое мышление влечет и определенные последствия. Например, что люди часто не стремятся доживать до старости. Прожигают жизнь не потому, что хотят вкушать «запретные плоды», а потому, что не видят в ней какого-то смысла. Тут хочется разрушить красивые города, культуру, архитектуру, природу – метнуть во все это бомбу, чтобы всего этого не было, чтобы оно не раздражало своим жизнелюбием. В присутствии идиллии семейных посиделок человеку хочется выкинуть что-то ужасное, например, громко закричать, ударить кулаком по столу, стошнить, начать драться. Тут людей манят всяческие войны, социальные потрясения, революции. Когда взрываются бомбы, уничтожается природа, архитектурные памятники. Вот тут-то, дескать, и становится ясно, что ты за человек, когда через что-то такое прошел. Лучшие фильмы - где горы трупов, все взрывается, про войну, а не где все спокойно и хорошо. Сильно расстраиваются из-за всего вообще, можно еще это назвать комплексом плаксы. Он расстроился из-за чего-то там, больше не хочет жить, считает себя "живым трупом", внешне начинает выглядеть мрачно, в духе Мерилина Менсона, его тянет к могилам, местам катастроф, может наглотаться таблеток из-за ерунды, все всегда должно быть плохо.
Комплекс человеконенавистника – плохое отношение к людям, сложность в построении отношений, даже в браке. Агрессивное поведение по отношению именно к людям, хейтерство. Часто платят злом на добро. В действительности их часто никто не любит, только притворяются ради каких-то целей за это качество. Тот самый «сосед с дрелью». Такой человек легко может стать преступником именно маниакального плана. Он нападает на людей именно из ненависти. Сволочизм объявляется единственной формой отношений между людьми, а кто отказывается проповедовать эту «религию» – тот плохой, лицемер и так далее. Даже если между кем-то устанавливаются хорошие отношения, то все адепты понимают, что это – просто временное положение вещей, которое определяется выгодой. Доброта воспринимается слабостью, потому, пока им не прилетит чего-то в ответ – все просто будут пользоваться ею, абсолютно нагло и беспардонно. Совесть тут не проснется никогда, потому что ее никогда и не было. Где гибнут люди, там вылезают они и злорадствуют, как стервятники над трупами. Понятно, что такое мышление влечет в любом случае определенную степень маниакальности, которая прорывается при любом случае. Он мечтает убивать людей, потому радуется, когда у него появляется такая легитимная возможность, например, пойти повоевать наемником. Нужен враг, который будет плохим там. У него все - хорошими не будут никогда. Всегда надо кого-то стрелять и так далее.
А теперь главное, что стоит понять, почему так важно определить психотип человека: если он не может реализоваться по двум своим оптимистичным функциям, то он, естественно, начнет реализовываться по пессимистичным. А далее – начинает реализовываться сочетание одного или двух негативных комплексов. Если реализация по оптимистическим функциям идет нормально, то этих комплексов может вообще не наблюдаться.
Если это Альфа. Кругом войны, конфликты, бесперспективность, бескультурье, у него - "все не как у людей" (минус на
), плохие и негативные люди, отсутствие отношений, пассии, друзей (минус на
). Получается у нас такой хиппи в результате, который живет на свалке и не может обеспечить себя, свою семью, причем не факт, что он будет стремиться ее заводить (
и
). Проживет ли он так долго? Тем более, что он еще и со своим телом не умеет качественного обращаться, всячески его портит зачем-то. Либо изнеживает, либо изводит гедонизмом. Чаще всего – все же человек очень хороший, но очень уж непутевый. Может кончить свой путь бездомным со свалки. Во всяком случае, запомоенность и неустроенность жизни тут часто присутствует. Отношения полов тут тоже могут принимать очень такие неразборчивые формы, и даже более того, красивая и хорошо одетая внешне дама может почему-то вызывать не восхищение, а отвращение. Тут перед нами такой убежденный хиппи, который не терпит тех, кто несет в себе атрибуты успеха, денег, силы, внешней красоты. Тут как раз прекрасное видится в разрушении, внешних недостатках. Карьеризма тут нет от слова совсем, профессиональная деятельность в виде работы видится чаще всего ограничением свободы. Лузер и деревенщина в одном лице, но философ, и с ним людям бывает интересно вместе выпить, пообщаться. Такой Диоген из бочки «не от мира сего». Ему сложно и искать работу, ведь это воспринимается ограничением свободы. Более типично, что он уйдет от всех куда-то в глухую деревню, а то и в лес, поставит простейшую землянку, и там будет жить. Главное, что все становится просто и понятно. Не надо мучиться с кучей сложных процедур по любому поводу: бюрократия, технические правила эксплуатации, всяческие ненужные правила чего-либо кругом. Можно не знать даже ПДД, не страшны гаишники, налоговые инспекторы, местные законы. Ну и понятно, что такой человек постоянно попадает в нелепейшие ситуации, которые могут и его где-то «подорвать». Не учел какой-то факт, а дальше – катастрофа. Не так включил газовый баллон, да и вся деревня выгорела, например. На красный свет проскочил на автомобиле, так как задумался, и попал в ДТП. Такого в его жизни может быть слишком часто, и слишком много, каждый раз – как «проклятие небес», а не собственная безалаберность. Она тут даже приветствуется, становится самоценностью. Ну, там, спалил стартер на автомобиле, и катается по земле, держится за живот от смеха. Если это Бета, то плохие, негативные люди, отсутствие отношений, пассии, друзей (минус на
), неудачи в бизнесе, отсутствие денег, сексуальных отношений полов, семейных родовых связей (минус на
) могут включить стремление к разрушительным действиям. От суицидных, до каких-то стремлений что-либо уничтожить, взорвать. Его тянет к смерти, катаклизмам, он не верит в будущее. При этом человек становится и неаккуратным несколько, его может тянуть куда-то к технологическим свалкам, в места отсутствия цивилизации. Такой «батек в трениках», который может выпить, «вырубиться» и проснуться ползающим по улице (
и
). Из них получаются такие воины, готовые уничтожать все вокруг, предварительно стараясь все же, чтобы это меньше касалось людей, но больше - города, природу, архитектуру, технологии, цивилизацию. Оставляют после себя пустыни и выпускают туда людей. «Спасатели» людей от цивилизаций в культурно-технологическом смысле. Вывели людей в поле, разбомбили их города, чтобы враг ими не воспользовался, и ждут благодарностей. Ну и понятно, что такой человек будет стремиться к сельскому способу существования, где все попроще. Можно машину бросить где угодно, а не строго по разметке там. Запустить свиней в дом из сарая перезимовать. В лес он скорее все же не уйдет, но будет очень агрессивно реагировать на любые попытки что-либо модернизировать кругом него. Пришел электрик посмотреть плиту, а его просто выставили за дверь, приняв за вора или диверсанта. Ну и на дорогах такой человек часто может быть опасен, особенно со всеми этими сложными развязками. Запросто уедет на «встречку», и не поймет, пока километров тридцать уже не проедет по ней. Сообразит, что что-то не так. Не факт, что это кончится хорошо. Тоже есть опасность техногенного характера, когда нарушают технологичность, правила и это приводит к проблемам. Простак, который отапливается буржуйкой в многоквартирном доме, который ставит дом, который может рухнуть. Если это Гамма, то неудачи в бизнесе, отсутствие денег, сексуальных отношений полов, кровно-родственных связей (минус на
) и профессиональная невостребованность, отсутствие порядка, цивилизации, карьеры (минус на
) могут создать такого шахида, который может взорвать себя, людей кругом, города, красоты архитектурные, природу (
и
). Он будет бороться как раз с «прекрасным и добрым». Отношения тут не важны, они светят, но не греют. Люди признаются сволочами, а при таком подходе ничего хорошего не будет. Их надо уничтожать, ненавидеть. Ну и на себя тут тоже есть вероятность «наложить руки», ведь и мир плохой, и люди, нет будущего. Что тут делать? Мрачность, черный юмор, готическая культура там, тяга к могилам, разрушениям. Полное ощущение какого-то грифа, который оживляется только когда можно на кого-то напасть, позлословить или когда происходят глобальные катастрофы, потрясения. Если это Дельта, то войны и конфликты, бесперспективность, жизненные неурядицы, когда "не все как у людей" (минусы на
), профессиональная невостребованность, отсутствие порядка, цивилизации, карьеры (минус на
) создают лузера-человеконенавистника (
и
). Он может нападать именно на людей просто потому, что сам не смог состояться в жизни. Тоже – потенциально какой-то психопат, маньяк, хейтер, но более приземленного характера, какой-то буйный «синяк». Напьется и налетает на людей например. Ну и все, что удается заработать – тут же проедается, пропивается. Может оказаться легко и на улице. Со своим телом тоже обращается ужасно, может даже не стремиться завести как романтические, так и плотские отношения, отпрысков там. А когда это удается, то там бывает все очень печально с позиции того, насколько плохие и безумные отношения в семье. Успешность тут тоже выступает раздражителем, богачи. Отношения полов тоже очень неразборчивые, красота не является тут ценностью. Скорее - причина для порции критики. У женщины постоянно не та одежда, не та косметика, одежда, не так ведет себя в постели и так далее. Родовые отношения часто не поддерживаются, кто чей сын и дочь генетически – может никого вообще не заботить. Он с собой не покончит, но убьет себя плохим обращением с организмом, деньгами, конфликтами с людьми. Еда его тоже не радует - привиредничает, постоянно что-то не так с ней. Надо ее долго готовить, чтобы получить с нее хоть какое-то удовольствие. Ненавидит богачей, успешных людей, "кулаков" и их богатенькие семьи, очень завистлив.
Экстравертные ценностные функции - это солнце, которое людей греет, дает им реализоваться в положительном смысле. Если это не выходит, то возникают такие вот перечисленные проблемы, независимо от того, на какие именно функции они приходятся.