Драйзер
субъектная этика
- Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то - не люблю, нравится - не нравится. Мои эмоции
зона уверенности - отношение к чему-либо или к кому-либо. Здесь внешние отношения волнуют человека в гораздо меньшей степени, а частенько вообще не волнуют. Но очень важно, как он сам относится к другим. И это его внутреннее чувство достаточно стабильно. Если Драйзер к кому-нибудь хорошо относится, то для того, чтобы изменить это отношение, потребуется много весьма веских причин. Пожалуй, в большей степени это наблюдается при плохом, негативном отношении. Для других типов изменения в этом месте могут происходить с необыкновенной легкостью: сегодня люблю, завтра ненавижу. Сложно описать словами, что такое первая функция Драйзера. Это значит, что обязательно должна быть ситуация, когда есть его отношение, и это отношение осознанно. Само по себе оно может меняться, но эта сфера находится очень глубоко, и мало что можно об этом сказать словами. Это хорошо осознаваемое, но плохо вербализуемое пространство отношений к другим людям, к внешнему миру. Пространство, в котором при этом постоянно что-то происходит.
Достовсекий
субъектная этика - Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то - не люблю, нравится - не нравится. Мои эмоции
зона уверенности
- мое отношение к другим людям. Спектр эмоциональных реакций этого типа необычайно велик. Достоевский чувствует себя в этой сфере гораздо увереннее, чем другие. Ему доступны такие грани, нюансы и оттенки эмоций, о которых представители других типов не имеют даже отдаленного представления.
Что понимает, допустим, Жуков в эмоциональном мире Достоевского, что он может там понять, если в его психологическом пространстве этого просто нет? Люди зачастую живут в разных пространствах, которые не пересекаются нигде, кроме весьма узкой области конвенционального общения.
Минус-первая функция. Зона игнорирования. Минус-ценности. "Плохо".
объектная этика
игнорирование внешних отношений. У Достоевского, как и у Драйзера, есть этот момент.
Если человек специально занимается отношениями, он, конечно, лучше это видит, а если не занимается, то может не заметить каких-то отношений с другими людьми. И тогда возникают проблемы. Это, кстати, проблемы, которые возникают вдруг, неожиданно, как бы ни с того ни с сего. Иногда бывает, что Достоевский игнорирует внешние отношения демонстративно, надевая маску мизантропа. Внутренний мир - да, а вот сфера внешних отношений зачастую оказывается для Достоевского закрытой плотной завесой его собственных фантазий.