Каталог Бестии
Линейка эмоциональной активности
Следующий тип: Единороги
Кто думает, что будет сильно легче, чем с драконами, можете уже переставать так думать: это первый из двух типов "три-в-одном", то есть тип, для которого одна и та же особенность в разных условиях воспитания дает три совершенно различных внешне формы поведения и жизненной направленности. И тем не менее это один и тот же тип, просто различные его проявления. Так, например, если взять три маленьких яблони, из них одну растить в саду подкармливать, прививать, обрезать и делать все что положено, другую отнести на лесную поляну и забыть там лет на пятнадцать, третью высадить где-то в предгорьях и доверить местным проходящим путникам, который авось да сделают хоть что-то, что положено делать с яблоней (польют, обрежут ветки, растущие "не так" и "не туда", обвяжут ствол перед зимой - ну вдруг!) и посмотреть на эти три дерева через упомянутые пятнадцать лет, то это будут три очень разных дерева. Но все три будут, несомненно, яблонями.
Почему это происходит с Бестиями и не происходит с Ши? Потому что в отношении Ши условия превращения специфики в клинический диагноз гораздо более широки - по многим причинам. Первая из них та, что лабильная нервная система в условиях перегрузки разнесет обмен веществ по кочкам заодно с многими другими функциями организма. Есть и другие. Бестии, у которых тип нервной системы определяется именно эндокринным статусом, могут, как и Ши, глубоко переживать и чувствовать, могут понимать и осознавать - но выбить их из состояния их специального равновесия проще можно химически (не той едой, не той водой, не тем количеством солнечного света), чем социально или эмоционально. С Ши все наоборот.
Единорог: на что это похоже и с чем это не надо путать
Я помню, как я мучительно путалась в определениях во время первых своих встреч с Единорогами: - Эльф? Орк? Онден? Но нет, не то: оно не только нервничает под давлением обстоятельств, оно еще и МЕНЯЕТ СИТУАЦИЮ, и делает это вполне осознанно, грамотно и технично. Да что же оно такое, будь оно всегда здорово и счастливо!
Эквиска, возможно? Но тоже нет: оно не стремится закончиться, ему просто нравится так жить, и ничего с ним от этого не делается.
Не Ши - но тогда откуда такая хваткость к вновь поступающей информации, откуда такая чувствительность? Коза? Лиса? Кошка? Но нет, не похоже: слишком эта его самодостаточность чуткая к окружающим изменениям. При этом оно не страдает от этих изменений, но и не приспосабливается к ним, а как-то иначе устраивается. Да это и не фальконнор, ОНО ВООБЩЕ НЕ ПРОМАХИВАЕТСЯ. И не лошадь, лошадь давно бы легла от этой нагрузки. Или начала бы просить дополнительной похвалы хотя бы. Это не медведь, потому что медведю нужна внешняя оценка, и между этой необходимой кака воздух внешней оценкой и собственной (от смущения перед окружающими) необщительностью медведь и устраивает свои бесконечные медвежьи пляски. А это существо вполне самодостаточно в своем одиночестве, хотя общество любит и быть среди других умеет.
Не оборотень - но тогда откуда такое упертое намерение получить намеченное вне зависимости от наличия препятствий?
Это, господа, Единорог. И сейчас я его опишу, этот золотой характер.
Единорог: что же это такое все-таки
Это Бестии. Это второй по проблемности тип в каталоге бестий, и вот почему. Общее свойство всех трех подтипов в типе (и одна из самых ярких черт типа) - специфическая вязкость, или цепкость, позволяющая удерживать внимание на предмете до тех пор, пока не будет принято ОСОЗНАННОЕ решение о смещении фокуса внимания. Второе, не менее яркое свойство, однозначно отличающее тип - бурная эмоциональная реакция на любое значимое событие, высказывание, изменение... В сумме получается именно тот анекдот про
мышей и кактус.
Это - базовые характеристики типа. Позвоночник, так сказать, от скелета. А теперь давайте посмотрим на скелет. Чувствительность к изменениям в окружающей действительности -тоже одно из важных свойств типа. Там, где дракон сплывает по течению в "правильную для себя" сторону, единорог вертит головой и принюхивается. Дело в том, что единорог не воспринимает реальность цельной, он видит два плана: фон и фигуру на фоне. Фигура на фоне - это то, "из-за чего все". Это такой поворотный рычаг, им землю переворачивают. Когда он использован, он сливается с фоном, и все хорошо - пока не выплывет откуда ни возьмись другой такой же рычаг. Точно так же торчащий на фоне остальной реальности как больной зуб на фоне флюса. И точно так же его нужно задействовать, чтобы реальность снов стала комфортной. А иначе в ней же жить невозможно.
Чувствительность Единорога - это что-то особенное. Это гельвинская уязвимость и медвежья интуиция (взять 1/1, хорошо перемешать, пить, зажмурясь, а лучше вовсе не пить) в одном флаконе. Жить с этим можно только в особых режимах, их три, но о них потом. К счастью, это настолько же проклятие, насколько и благословение. И настолько язва, насколько и инструмент исследования реальности. Потому единорог (любой) защищен от остроты собственного восприятия мира упомянутым делением окружающего на фон и единственно возможную фигуру на нем. Фигура стновится целью, задача - растворить фигуру в фоне.
В редких случаях, когда фон спокоен, это свойство типа выглядит как обычный ориентировочный рефлекс, чуть слабее кошачьего. Ничего особенного, в общем, пока фон спокоен.
Выносливость - еще одно свойство типа, которое я упомянула - базируется у Единорога на инстинкте самосохранения. Аллергик будет бороться с пылью, потому что ему проще ее убрать ВСЮ и лечь без сил дышать свободно, чем ползать в соплях и слезах, не видя света. Единорог может сделать для достижения гармонии в своей реальности много - очень много - только потому, что если он этого не сделает, ему же будет хуже, и не просто хуже, а полная ему выйдет беда. И в программу защиты себя (и всего, что единорог собой считает) от неприятных/вредных (единороги не делят этого) влияний среды единорог может вложить столько сил... лошадь помрет от зависти. И корова тоже. Со временем выносливость у единорога заменяется техничностью и приобретением массы навыков, вплетающихся в ткань бытовой деятельности незаметно, по движению, по привычке, до полного совершенства техники того или иного бытового навыка. Когда на них смотришь, кажется, что в их присутствии все делается само - но это не так; просто они очень хорошо умеют делать то, что делают. В последней фразе-двух я говорю о единорогах в зрелом возрасте. То же самое касается избранной ими профессии.
Кстати, они настолько же упрямо-тупы в областях, не принятых ими как области осмысленной деятельности или продуктивного мышления. Хуже того, в этих областях (к этим областям и тем, кто в них действует) они могут быть неприятно агрессивны, и весьма успешны в этой своей агрессивности. Вообще, Единорог, идущий к цели... отойдите лучше в сторону с наикратчайшей прямой между Единорогом и его целью, если вы на ней стоите, и не смотрите на цель, если она живая.
И последнее. Любовь - одно из основных условий жизни и даже просто существования Единорога. Но каждый из трех подтипов любовь понимает по своему. Поэтому ПОЖАЛУЙСТА ничего не спрашивайте об этом здесь. В описании каждого подтипа я это все пропишу.
Единороги, общее, дальше
Кстати, о примерах: кто вчера смотрел показательные выступления фигуристов и видел Джонни Вейра, тот видел пример. Я не смогла определить подтип, к которому он относится, но в том, что я вижу единорога, я не сомневалась с того момента, как он вышел на лед. Единорог - существо, рефлекторно устраивающееся в пространстве наиболее удобным для себя и пространства способом. Каждый момент времени и всю жизнь. В отличие от эльфийской щедрости в движениях и поступках, в отличие от орочьей манеры жить и двигаться как драться, в отличие от текучести русалок, в отличие от, в отличие от... я так долго могу перечислять, потому что Единорог, нашедший свое направление деятельности и развития, свою социальную нишу, похож только на себя, и ни на что и ни на кого, кроме себя, он уже похож не будет.
Единорог неловким не бывает. Потому что у него понятие противника не прописано в голове: либо на пути есть (образовалось по его же досадной неосторожности) некое препятствие - вполне обходимое, впрочем - либо этот, напротив - партнер по игре. Кто бы он ни был и что бы оно ни было. В споре их иногда заносит именно поэтому же: либо мы, собеседники, выясняем досадное непонимание между нами, либо это у нас игра, которую - внимание, важно! - жаль прекращать. Противник в этой ситуации чувствует себя по крайней мере странно. ВЫГЛЯДЕТЬ неловким единорог может. Понятия о гармонии у каждого свои, и стиль рококо очень не похож на готику.
То есть, все написанное не мешает им, если им того хочется, цеплять плечами углы, ляпаться на коленки по гололеду, ронять посуду с содержимым и делать прочую бытовую чушь. Но есть одна оговорка: единорог скорее пришибет агрессора, чем самотравмирутеся, пытаясь эту агрессию в себе пережить. Причем сделает это совершенно случайно. Или неосознанно. Развитие единорога как характера и личности происходит по направлению "к внутренней гармонии", и чем дальше он уходит по этому пути, тем больше эта самая гармония проявляется во все, что с ним происходит: от событийных рядов до походки, от внешности до манеры речи и письма.
Суммировать все сказанное можно в две фразы, вот они. Единорог делает только то, что он хочет. И в этом он удивительно результативен.
[Чем этот процесс у единорога отличается от устраивания в пространстве лисы или кошки?]
Ох... тем же самым: единорог делает только то, что он реально хочет сделать. Только это. Если он несет чашку с чаем, то он несет чашку с чаем, не отвлекаясь на разную ерунду типа "как бы не уронить", "с кем бы не столкнуться", "на чем бы не поскользнуться/оступиться" и прочее в том же ряду. Если он решает задачу, то он решает задачу, а не объясняет кому-то, почему он сейчас будет делать это а не пятое-десятое, не ищет материалы и ресурсы для решения задачи, не собирает мозги в кучу, и ничего кроме решиния задачи он тоже не делает. У Вейра в движениях главное - не мягкость а вот эта точность выполнения, связанная с тем, что ничем кроме выполнения элемента он сейчас не занят. У него взгляд абсолютно прозрачный, когда он на льду. Как родник - до дна все видно. И кроме того, чем он занят СЕЙЧАС, там ничего нет и быть не может.
Единороги, общее - финал
Общий стиль деятельности Единорогов, вне зависимости от подтипа, со стороны создает впечатление то ли танца с реальностью, то ли песни, воплощенной в деятельность. Простите мне эту поэзию, я сейчас все объясню.
Вот, уже объясняю.
Любое осознанное действие как-то планируется нами или хотя бы мы представляем чего хотим. Ну, в большинстве своем хотя бы. Мы все - или большая часть нас Но не Единорог. Они просто делают то, что НАИБОЛЕЕ ОСМЫСЛЕННО И КРАСИВО было бы сделать в данный момент. И все. Логика танца, логика мелодии распространяется - в их картине мира - и на стратегии деятельности. Именно поэтому с ними так трудно находиться рядом: или сумеешь встроиться, или нет. Если нет, то шансы стать фигурой на фоне довольно велики. Если встроишься - то положение ведомого при ведущем единороге практически обеспечено. За исключением пары "дракон-единорог", которая не может быть ничем, кроме генератора конфликтов, если это именно пара, а не два параллельно существующих субъекта, еле отражающих наличие второго в реальности. Причины понятны: один ориентирован на результат, другой - на процесс. Прийти к согласию им будет трудно.
Прерванный процесс для единорога - причина ОЧЕНЬ острых неприятных ощущений и эмоций. Поэтому единорог - это существо, которое постоянно чем-то занято. Если один процесс прерван, единорог немедленно переключается на другой. Хотя бы предпринимает атаку на помеху, послужившую причиной того, что процесс, в который единорог был включен, оказался прерванным. Ощущения, которые они, вероятно, испытывают в момент, когда их прерывают посреди процесса... мда, интим, пожалуй, не будет упомянут, хотя самый
адекватный пример был бы именно этот... так вот - эти ощущения сравнимы с тем, как если бы вы смотрели любимый клип/фильм/ мультфильм/нужное писать, и телевизор/компьютер накрылся бы в процессе. И не сам по себе накрылся бы, а потому что придурок-сосед сунулся с дрелью в стену в пяти сантиметрах от розетки и почему-то остался жив. Представили? Теперь вы имеете примерное представление о том, что чувствует единорог, когда ему говорят "потом закончишь", а сейчас займись другим. Форма реакции зависит от подтипа. Следующий пост будет уже о подтипах единорогов и их различиях.
Единороги: общее, послесловие
Несколько неочевидных странностей этого типа, я РАЗУМЕЕТСЯ, забыла упомянуть. Вот просто забыла. И теперь исправляюсь.
Первое. Ритмичность, последовательность действий, которая, так же, как танец или песня, тащит сознание за собой и поэтому так легко позволяет пройти весь путь от первого шага до финала в виде результата или логичного завершения процесса - это, как ни крути, состояние, близкое к трансовому. НЕ ЗДЕСЬ мысли в этот момент, не "здесь и теперь" - а там, где будет лучше всего для процесса. И настолько "не здесь" они, что мелкие погрешности выполнения действия, страх столкновения с препятствием, и прочие помехи, заставляющие
остальных (не единорогов) замедлять темп, останавливаться, путаться в ногах и пальцах и делать прочую ерунду, из-за которой результат и вполовину не настолько привлекателен, каким казался, - не замечаются ими. Единорог выполняет задуманное примерно так же, как лунатик идет по перилам лестницы - важно не то, что под ногами, а то, что впереди. "Вы играете на скрипке? - Не знаю, не пробовал" - их стиль. И ведь попробует и сделает, что интересно.
Это, кстати, причина по которой черного единорога так легко попутать с эквиской: тот и другой мало связаны с реальностью, но черный единорог гораздо маневреннее, и бежит он не один раз за горизонт, как эквиска, а за вполне конкретной целью. И находя ее, просто переключается на следующую или в другой режим. Но и то и другое - несомненно, близкие к трансовым состояния.
Второе. Поэтому единороги (чтобы не потерять связи с реальностью) оснащены ТАКИМ КОНТРОЛЕРОМ в мозгу, который позволяет им на полном автопилоте (во сне или в обмороке - да-да, в обмороке тоже!, пьяными в полную грязь или укурившись до розовых слонов, под наркозом или войдя головой в кубометр бетона с разбегу) демонстрировать окружающим полную и достоверную иллюзию социальности. Вы, если это не ваш близкий и пять лет знакомый единорог, в жизни не догадаетесь, что с ним что-то не так, пока он сам вам не скажет, да и то... сколько на таких ребятах покупались очевидцы прискорбных происшествий с ними, это же не рассказать.
Это их свойство, кстати, обеспечивает им еще один бонус: легкую и ненапряжную смерть. И не только этот бонус. Вот краткий список. Им не страшно попадать в зависимость от партнера - они сорвутся с крючка в последний момент (и уйдут, оставив по себе либо чудесные воспоминания, либо горькие слезы о потерянном чуде, это уж от партнера зависит). Они потеряют интерес к азартным играм ровно в тот момент, когда игра перестанет приносить удовольствие острых и новых ощущений. Про всякую неконвенционную химию я уже
сказала. И... и немедленно найдут что-то новое, настолько же увлекательное. Не волнуйтесь за единорога, если вам кажется, что он идет куда-то не туда или не так, или... достоверность опоры в глазах окружающих для них не имеет никакого значения. Главное - чтобы сам единорог в эту опору верил.
Третье. Естественно, этот стиль жизни предполагает довольно высокую чувствительность к внешним раздражителям самого разного характера. Но - в отличие от онден, с которыми единороги по чувствительности вполне сравнимы, единорог во многих случаях может пренебречь сигналом извне, как бы ни был силен этот сигнал, если он вовлечен в процесс. И может вернуться к событию, вызвавшему этот сигнал, после завершения процесса. Поэтому - "ветви ивы, фазы луны - в полный рост". Сиречь, относительно незаметные для
представителей других типов влияния являются мощными регуляторами состояния, настроения, работоспособности и направленности единорогов. Именно у них пики и провалы формы будут вероятнее всего приходиться на определенный фазы луны. Именно у них сезонный эмоциональный фон будет более четко выражен именно как сезонный, а не просто как циклические подвижки в преобладающих настроениях. Именно они часто способны к спонтанной синестезии (сладкий цвет, лиловый запах, до-мажорная фактура ткани и прочее сивое бурчево из ощущений, которое они не задумываясь разбирают на изысканные салатики и соусы, приправляющие их жизнь).
Все общее, вроде, наконец, перечислили. Теперь давайте по подтипам говорить.