SperanzaThe topic you have initiated is wondefully refined. I guess there's more to it than a clear dychotomy.
И по-русски: великолепно, что здесь есть версии, а догм стало меньше.
- контактная?
Итак, можно прийти в этот мир сенсориком или интуитом и при этом хорошо знать себя и иметь высокий внутриличностный интеллект (иногда он соотносится с высоким уровнем саморефлексии). В том же Древнем Мире было множество циыилизаций, которые сейчас называют утерянными и которые, имея хороший контакт с природой, были исключительно талантливы и наделены живым воображением.
Сейчас, если настроиться на активный поиск идей, можно найти в отдельных и довольно редких предметах искусства следы этих эпох.
Формирование личности во многом зависит от неповторимого сочетания яркой внутренней мотивации к самовыражению и умения обращать внимание на мир вокруг индивида. В общем и целом, интуитам легко выдавать на-гора множество сырых, непроработанных идей, а сенсорики умеют доводить "черновики" до значимых результатов. Далее, есть такой аспект мировосприятия и работы модели ИМ, как стимульные группы.
Некоторые исследователи при обработке больших данных в умеренных количествах могут проводить параллели между дихотомией "сенсорика-интуиция" и стимульными группами социона.
Если индивид квадрирован (т.е. в его опыте содержится общение с представителями его основной макрогруппы) и при этом у него есть такой признак как черты, свойственные представителю СГ "уникальность", его сознание будет чаще замечать и фиксировать всё необычное. Поддерживают ли его окружающие - другой вопрос. Если да, то эта тенденция будет развиваться.
Если индивид дуализирован, то некоторые аспекты сознания и бессознательного его дуала могут проникать и в его мир, будучи преобразованными творчески (возможно, со временем).
При отсутствии дуальных или иных комфортных отношений или даже просто взаимодействий матрица (модель ИМ) данного индивида может выглядеть более стандартной, иногда даже однообразной, потому что в окружении мало примеров оптимального восприятия мира вокруг.
При гармоничном сценарии равзвития индивида, если он замечает множество возможностей для саморазвития, которые легко реализуются, мотивация к творческой деятельности возрастает, как и такие явления уже не соционики, а скорее общей психологии и психологии восприятия, как
кайнерастия (инстинктивное стремление к новизне) и
калокагатия (сознательное самосовершенствование индивида с целью приближения к аюстрактному идеалу гармонии между материальными и духовными началами и потребностями).
Наконец, типическое и индивидуальное в человеке - это разные аспекты одной и той же сущности. Если в мире человека есть моменты, когда весь мир, казалось бы, способствует раскрытию талантов и способностей, даже незначительных, положительный опыт фиксируется, усиливается, жизнь может ещё долго восприниматься субъективно ярче и жизнерадостнее.
Кайнерастия может ещё и быть связана с уровнем чувствительности рецепторов каждого представителя того или иного типа. Новое-редкое-удивительное-малоизученное- это в целом вотчина интуитов, хотя некоторые сенсорики способны так себя настроить и развить, что могут последовательно описывать неординарные опыты в пределах реального мира.
Логикам по соционике и/или деклатимам, скорее, легче оформить в виде текста большой массив полученных данных, углубившись в каждую деталь, а интуиты, если их не вдохновить, просто наметят основные тренды.
Чуть выше и вне, за пределами основных стандартов, будут находиться т.н. "личные максимумы" и пиковые состояния отдельного человека или в целом представителя описанного типа ИМ. Уже начиная с 5-го уровня по ТУАИ (теория уровней абстрактного интеллекта) Фельдмана индивид будет, как правило, быстрее и полнее воспринимать мир, лучше обобщать категории, находить практическое применение философии, совершенствовать или опровергать её. Отсюда человек, часто на первый взгляд (с т.з. классических и проверенных методов профайлинга) мало склонный мыслить глобально, иногда способен превосходить обласканных вниманием исследователей интуитов-интелей.
Таким образом, с точки зрения диалектических методов мышления и обработки данных, у индивидуалистов простор для самовыражения скорее будет широк в системе, поддерживающей эксперименты и экспромты, а у классических сенсориков склонность к абстагированию может проявляться в основном в пиковые мгновения и периоды, которые можно вычислить индивидуально.
В общем, тема очень интересная, дополнительные дихотомии, признаки и формы мышления/восприятия хорошо согласуются с имеющими данными.
За примерами далеко ходить не нужно -
1. Явление синестезии (сенсорика сильная либо временно пробуждаемая необычными ситуациями и опытом).
2. Суггестия и автосуггестия - их можно и не привязывать к ТИМу (даже в замкнутых системах бывают исключения из правил).
3. Саморефлексия/рефлексия внутри малых групп (это похоже на высокий внутриличностный интеллект согласно Гарднеру, которого упоминали другие авторы на форуме).
Чтобы ещё больше облегчить участь следующих типируемых, можно сравнить саморефлексию со статическим зеркалом без увеличения отражения и других доп.эффектов, а вот высокий внутриличностный интеллект - это и принятие индивидом его сильных сторон, и активное стремление нарабатывать новые качества/состояния/черты.
И то, и другое - высокие и важные аспекты внутренней жизни человека, связанные с ростом компетентности в оценке себя/своей ближней или дальней референтной группы, а впоследствии - социальной страты или особого слоя внутри неё.
4. Память, воображение, эмоциональность добавляют новые черты к портрету.
P.S. Новые грани в описании типов могут появляться и тогда, когда общества меняются, и выход за пределы устоявшихся ролей может быть проще и менее энергозатратным как для личности, так и для общества.